Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE MODEL OF INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION OF KUMERTAU BRANCH OF THE ORENBURG STATE UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE REGION

Anischenko V.A. 1 Barsukova D.F. 1 Kondrateva N.V. 1
1 Kumertausky branch of federal public budgetary educational institution of higher education «Orenburg state university»
Results of the carried-out skilled and experimental work of Kumertausky branch of federal public budgetary educational institution of higher education «The Orenburg state university» regarding forming of integrative processes in the sphere of science, education and production taking into account real requirements and opportunities of social and economic development of the region are presented in article. The model of integration of science, education and production which includes educational, research and production, research, and sociocultural components is developed and described. It is shown that on the basis of components and backbone communications there is possible an achievement of target result by means of introduction in activity of Branch of various forms of integration. The characteristic of practical results of skilled and experimental work, including realizovannye through comprehensive strategic programs, among which is given: The concept of complex interaction «School – Branch – the Enterprise», Strategy of realization of system of additional professional education, the Program of development of research activity, the Plan of cultural and educational actions.
the educational organization
pedagogical modeling
integrative processes in education
regional development
social partnership

Филиал в условиях предоставленных ему полномочий выработал собственный механизм интеграции через опыт создания модели консолидации интересов науки, образования и производства посредством реализации наряду с традиционными инновационных направлений деятельности, что представлено в модели интеграции (рисунок 1). Целью данной модели выступает ориентация образовательной организации на обеспечение качества подготовки выпускников. В основе построения модели лежит так называемое проектирование по результатам, то есть прогностический подход. Разработанная модель интеграции своим результатом имеет, с одной стороны, построение системы социального партнерства в сфере профессионального образования, а с другой стороны, повышение качества подготовки выпускников. Первый (внешний) результат предполагает построение системы социального партнерства в сфере профессионального образования как механизма регулирования социальных и экономических вопросов взаимодействия вуза, работодателей и государства. Вторым (внутренним) результатом модели является повышение качества подготовки выпускников как единой цели Филиала и бизнес-сообщества региона – всех заинтересованных сторон процесса интеграции науки, образования и производства.

Рисунок 1. Инновационная модель интеграции науки, образования и производства Кумертауского филиала ОГУ в современных условиях развития региона

В модели выделены и определены компоненты интеграции науки, образования и производства: образовательный, научно-производственный, научно-исследовательский и социокультурный. На основе компонентов и системообразующих связей становится возможным достижение целевого результата посредством внедрения в деятельность Филиала различных форм интеграции. Реализация модели интеграции науки, образования и производства имеет стратегический вектор развития, четко выраженный через комплексные стратегические программы, в числе которых: Концепция комплексного взаимодействия «Школа – Филиал – Предприятие», Стратегия реализации системы дополнительного профессионального образования, Программа развития научно-исследовательской деятельности, План культурно-образовательных мероприятий.

Образовательный компонент процесса интеграции науки, образования и производства нацелен на повышение качества профессиональной подготовки выпускников, удовлетворение текущих и перспективных потребностей социальных партнеров в высококвалифицированных кадрах. Основным механизмом реализации образовательного компонента интеграции служит разработанная совместно с Союзом работодателей и Администрацией городского округа города Кумертау Концепция комплексного взаимодействия «Школа – Филиал – Предприятие» на период с 2014 по 2018 год, которая предусматривает индивидуальную траекторию подготовки специалиста задолго до его поступления в Филиал через систему взаимодействия с работодателями в части образовательной подготовки выпускников посредством сквозной профориентации. Реализация концепции осуществляется через выполнение программных мероприятий в нескольких формах.

Во-первых, в части совместного с работодателями планирования направлений и форм подготовки кадров и их трудоустройства. Так, в 2014 году по ходатайству Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан открыт профиль «Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства», а также профиль «Экономика предприятий и организаций». Учитывая потребности транспортной отрасли республики, в Филиале в 2015 году открыт профиль «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования». В 2014 году Филиал приступил к реализации крайне востребованных в регионе программ второго высшего образования. Совместные усилия Филиала и работодателей консолидируются также в выработке механизмов по содействию трудоустройства выпускников посредством проведения ряда совместных мероприятий. Особое значение Филиал придает сотрудничеству с Республиканским центром содействия трудовой занятости молодежи – подведомственной организации Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, предоставляющим Филиалу полную информационную поддержку и доступ к информационным базам предприятий-работодателей.

Вторым стратегическим направлением концепции является участие работодателей в разработке, формировании и реализации учебных планов и программ. Действуют филиалы профильных кафедр на ведущих предприятиях города. Важным направлением интеграции является совместная разработка электронных образовательных и научных ресурсов. В Филиале стало практикой реализация выпускающими кафедрами мероприятий Программы «Промышленный туризм» с проведением практических занятий на базе предприятий и организаций с использованием интерактивных образовательных технологий. Также Филиалом организовано прохождение производственной практики студентами на крупнейших предприятиях региона. При этом руководитель практики из числа преподавателей Филиала зачисляется на стажировку на предприятие, выступающее в качестве базы практики.

Научно-производственный компонент инновационной модели интеграции науки, образования и производства раскрывается через разработку и реализацию интегрированных производственно-образовательных программ Филиала в системе дополнительного профессионального образования. Взаимосвязь Филиала с реальным сектором экономики в рамках реализации дополнительных профессиональных программ осуществляется по трем базовым векторам: филиал – государственные структуры, филиал – профессиональные объединения работодателей, филиал – бизнес-структуры.

Существенный импульс к объединению усилий науки, образования и производства обеспечивает государственная поддержка интеграции. Так, по инициативе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на базе Филиала реализуется программа софинансирования Министерством ЖКХ Республики расходов муниципальных образований по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров для нужд жилищно-коммунальной отрасли. Обучение специалистов сферы ЖКХ ведется в Филиале за счет средств республиканского и муниципального бюджетов. Взаимодействие с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечивает Филиалу участие в долгосрочных целевых Республиканских программах, направленных на решение проблемы занятости населения в регионе. Принимая участие в республиканских социальных программах, Филиал обеспечивает решение ряда весьма значимых социальных проблем республики, о чем свидетельствуют благодарственные письма в адрес Филиала от лица Управления труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В 2014 году в результате системного взаимодействия Филиала с Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору Некоммерческой организацией Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан» сформирован консолидированный территориально-отраслевой заказ на подготовку кадров через разработку и реализацию Кумертауским филиалом ОГУ интегрированной образовательной программы «Строительный контроль при проведении капитального ремонта». Данная программа является одной из последних разработок Филиала (а всего в сотрудничестве с государственными и бизнес-структурами в Филиале разработано свыше 40 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Масштабы работы Филиала с государственными структурами на сегодняшний день сформировали условия для реализации основных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно статьи 96 в части возможности проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Филиал сегодня уверен в качестве и актуальности программ, реализуемых в соответствии с требованиями регионального рынка труда, и готов к проведению процедуры профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, и далее к осуществлению общественной аккредитации Филиала в целом, как образовательной организации.

Весомую роль в формировании инновационной модели интеграции науки, образования и производства через систему дополнительного профессионального образования играет взаимодействие с отраслевыми объединениями работодателей. Филиалом налажены и закреплены взаимными договорными обязательствами партнерские отношения с саморегулируемыми организациями Республики Башкортостан, г. Оренбурга и Оренбургской области в сфере строительства, электроэнергетики, теплоснабжения, коммунального хозяйства. В сотрудничестве с профессиональными объединениями работодателей Филиал реализует базовые компоненты системы непрерывного образования – программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, разработанные по заказу работодателей. Кумертауский филиал ОГУ официально зарегистрирован в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ г. Москва) в Реестре образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы, является Аккредитованным центром по тестированию в Единой системе Аттестации строителей, разработанной и утвержденной НОСТРОЙ, имеет официальный статус Ресурсного центра НОСТРОЙ по подготовке рабочих кадров.

Одним из базовых векторов интеграции фундаментальных и прикладных знаний является взаимодействие Филиала с бизнес-структурами – производственными объединениями, корпорациями, предприятиями различных форм собственности в области строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между руководством Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета и Корпорации ТехноНиколь, на базе Филиала открыт современный Учебный Центр ТехноНиколь. Развитие партнерского сотрудничества между Филиалом и Корпорацией ТехноНиколь позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, открыть дополнительные источники финансирования, повысить статус в глазах общественности, научного сообщества, что в конечном итоге повышает как эффективность самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников Филиала.

Сотрудничество Филиала с бизнес-структурами базируется на долгосрочных договорах и комплексных проектах, охватывающих образовательную, научную и инновационную сферу. Системная организация работы с бизнес-сообществом позволяет Филиалу на регулярной основе проводить мероприятия, направленные на создание эффективной коммуникации между наукой, образованием и производством.

Реализация научно-исследовательского компонента интеграции осуществляется в следующих формах:

Во-первых, через выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ по заказам реального сектора экономики по актуальным направлениям научно-технического и социально-экономического развития региона. В 2014 году Филиал вышел на показатель объема хоздоговорной научно-исследовательской работы в расчете на 1 ставку ППС, составивший порядка 64 тысяч рублей, что в определенной степени способствовало обеспечению в прошедшем году среднемесячной заработной платы преподавателей на уровне 32 тысяч рублей. Реализации научно-исследовательского компонента также способствует взаимодействие Филиала с предпринимательским сообществом городского округа город Кумертау и в целом Республики Башкортостан. Филиал является единственной образовательной организацией, входящей в состав Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, а также Союза предпринимателей городского округа город Кумертау. В результате данного сотрудничества Филиал вошел в состав исполнителей Муниципальной программы развития предпринимательства в городе Кумертау на 2014–2018 годы.

Второй формой реализации научно-исследовательского потенциала выступает инновационная и проектная деятельность научных коллективов преподавателей и студентов по актуальным направлениям научно-технического и социально-экономического развития региона. Учитывая специфику образовательных программ, на сегодняшний день Филиалом реализуется четыре из десяти федеральных проектов Федерального агентства по делам молодежи: Проект «Все домА», Проект «Беги за мной!», «Ты предприниматель», «Инновации и техническое творчество». Интеграция науки, образования и производства через организацию научно-технического творчества преподавателей и студентов позволила Филиалу войти в Программу подготовки инженерно-технических кадров «Робототехника: кадры для инновационной России». Активная деятельность научных объединений Филиала позволяет реализовывать проекты федерального и регионального значения. Так, по инициативе Штаба ЖКХ Филиала достигнута договоренность с руководством Российского союза молодых строителей об официальном открытии в марте текущего года на базе Филиала регионального отделения данного союза в Республике Башкортостан, а также организовано проведение Филиалом совместно с Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию ЖКХ республиканского чемпионата игры ЖЭКА.

Социокультурный компонент реализуется в двух основных формах:

Во-первых, новые возможности для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала студентов создает участие Филиала в профессионально-ориентированных научно-культурных мероприятиях. Так, ежегодно Филиал принимает участие во Всероссийском образовательном форуме «Селигер» и Окружном Форуме «Иволга». В 2014 году Филиал принял участие в работе II Всероссийской ассамблеи «ЖКХ-2024», проходившей в г. Казань, а также в Форуме молодых лидеров Ю-Лид в городе Москва.

Второй формой реализации социокультурного компонента является участие и реализация на базе Филиала профессионально-ориентированных и культурно-образовательных проектов. Так, в декабре 2014 года наши студенты вернулись из зарубежной поездки. В рамках сотрудничества с Домом дружбы народов Республики Башкортостан было принято участие в составе делегации от Республики Башкортостан в международном культурно-образовательном проекте «Профессиональные компетенции в европейском контексте. Интеграция» с посещением Германии, Австрии, Франции. Также в Филиале официально открыт и функционирует Клуб ЮНЕСКО, на основе которого в 2015 году будет открыт Научно-ресурсный центр ЮНЕСКО. В настоящее время Филиалом проводится работа по налаживанию сотрудничества с Межрегиональной молодёжной общественной организацией «Объединение студентов, изучающих экономику и управление АЙСЕК» и созданием на базе Филиала её представительства, что позволит студенческому сообществу города Кумертау и юга Республики Башкортостан принимать участие в зарубежных стажировках и программах по реализуемым данной организацией направлениям.

Результаты реализации интеграции науки, образования и производства представлены двумя основными показателями. Внутренним по отношению к Филиалу показателем качества подготовки выпускников является уровень трудоустройства выпускников. Во всех выпусках Филиала – число студентов, трудоустроенных по специальности, составляет 100 %. Качество подготовки выпускников ежегодно подтверждается результатами участия в конкурсах ВКР – победами, в числе которых призовые места, как на региональных турах, так и на всероссийских уровнях проведения. Внешним результатом интеграции науки, образования и производства является построение системы социального партнерства в сфере профессионального образования как механизма регулирования социальных и экономических вопросов взаимодействия вуза, работодателей и государства. В то же время внешние результаты, получаемые государственными структурами и бизнес-сообществом, являются проявлением устойчивых организационных форм взаимодействия между работодателями и Филиалом, и включают в себя следующие аспекты. Во-первых, бизнес получает реальные рычаги активного влияния на образовательные процессы в высшей школе. Во-вторых, осуществляется переход к целевому заказу специалистов для бизнеса. В-третьих, решается проблема кадрового дефицита за счет генерации специалистов с востребованными на рынке компетенциями и личностными качествами. Высокую оценку дают и многочисленные дипломы, грамоты и благодарственные письма как результаты общественной оценки интеграционных процессов.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии профессионального образования, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии профессионального образования, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург.