В соответствии с проектом «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальности «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», финансируемого министерством образования и науки России, был разработан модуль «Исследовательская и экспериментальная деятельность учителя». Его структуру составляют следующие учебные дисциплины: «Исследовательская деятельность учителя», «Организация исследовательской деятельности школьников», «Педагогическая диагностика», «Исследовательская культура и профессиональный рост учителя», «Экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении» и учебно-исследовательская практика студентов, которой и будет уделено особое внимание в данной работе.
Цель разработки модуля в целом - формирование готовности учителя к субъектно-авторской исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности.
Основная цель учебно-исследовательской практики по отношению к дисциплинам модуля в целом состоит в обобщении и актуализации приобретенных студентами знаний, формировании умений и первичного опыта осуществления исследовательской деятельности, создании условий для выполнения студентами интеллектуально-творческих и исследовательских заданий на основе сетевого взаимодействия ВУЗа и школы на базе общеобразовательного учебного заведения.
В задачи учебно-исследовательской практики студентов входит:
- формирование мотивации к исследовательской и экспериментальной деятельности в общеобразовательном учебном заведении;
- формирование у будущих педагогов умений и навыков сетевого взаимодействия для решения педагогических и исследовательских задач в условиях неопределенности;
- формирование опыта применения полученных теоретических знаний на практике, самостоятельного решения педагогических задач и повышения качества общего среднего образования средствами исследовательской деятельности.
Программа учебно-исследовательской практики разработана в соответствии с Концепцией поддержки развития (модернизации) педагогического образования (проект) [1], Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [2], Проектом ФГОС 3+ ВО [3], Профессиональным стандартом педагога [4], ФГОС ООО [5].
Организация и проведение учебно-исследовательской практики студентов предполагают:
1) сетевое взаимодействие студентов педагогических специальностей высших учебных заведений с учителями-практиками и руководителями общеобразовательных учебных заведений с целью ознакомления с актуальными задачами школы и овладения опытом их решения в процессе профессионально-исследовательской деятельности;
2) выполнение студентами ВУЗа заказа школы на проведение диагностических исследований на базе школы и разработку программных материалов (программа исследования, программа эксперимента и др.);
3) оказание помощи учителям школы в диагностировании состояния учебно-воспитательного процесса и выявлении причин их затруднений;
4) обогащение опыта исследовательской деятельности учителей средней общеобразовательной школы и повышение ее уровня (за счет формирования силами студентов и преподавателей ВУЗа пакета программных материалов, диагностического инструментария и осуществления их экспертизы);
4) формирование у студентов первичного опыта руководства исследовательской деятельностью школьников.
Программа практики развернута во времени и выстроена от набора компетенций и трудовых действий, формируемых в процессе преподавания дисциплин модуля. Ее трудоемкость составляет 72 часа (2 зачетные единицы). Из них 36 часов - лабораторные занятия, проводимые в школе, 36 часов - самостоятельной работы студента. Учебные события осуществляются на базе ВУЗа или средней общеобразовательной школы. Учебно-исследовательская практика имеет нераспределенный характер и сочетается с учебными занятиями. Логика и содержание ее прохождения определяется учебными событиями, предшествующими изучению учебных дисциплин модуля, и заказом школы на проведение актуальных для нее исследований силами студентов ВУЗа.
В результате освоения программы учебно-исследовательской практики, у студентов должны быть сформированы следующие компетенции [4]: общекультурные - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); общепрофессиональные - готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности (ОПК-6); профессионально-прикладные - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2); готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ППК-5); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ППК-6); готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ППК-7) и др.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога [3] программа учебно-исследовательской практики направлена на формирование у будущих учителей следующих трудовых действий и необходимых умений: систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению (1.1.5), выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития (1.3.1), применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка (1.3.3), определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития (2.3.2), организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской (3.2.3) и др.
Образовательные результаты учебно-исследовательской практики тождественны основным результатам программы модуля. Студент, освоивший ее, должен знать: теоретические основы профессионально-исследовательской деятельности, методы научно-педагогического исследования, теоретические основы педагогического диагностирования, общие требования к диагностическим методам, логику и структуру диагностического исследования, теоретические основы педагогического эксперимента и организации исследовательской деятельности учащихся в средней общеобразовательной школе и др. Естественно, что в процессе проведения учебно-исследовательской практики создаются благоприятные условия для формирования у студентов, например, таких умений, как: умения применять в практической деятельности методы научного исследования, обобщать и анализировать полученные данные; осуществлять педагогическое диагностирование и мониторинг различных аспектов образовательного процесса; обрабатывать диагностические данные, табулировать их и графически представлять; осуществлять диагностический анализ воспитанности школьников; самостоятельно изучать, обобщать и анализировать опыт работы учителей школы и свой собственный; организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; осуществлять подготовку учащихся к участию в различных формах организации учебно-исследовательской деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции) и т.д.
Текущий контроль эффективности учебно-исследовательской практики студентов осуществляется в форме проверки интеллектуально-творческих, поисковых и исследовательских заданий, выполненных в письменной форме, а также результатов их применения в учебно-воспитательном процессе школы.
Практической работе студентов в школе сопутствуют теоретические и практические занятия по дисциплинам модуля. В процессе этих занятий студенты овладевают знаниями необходимыми для формирования у них мотивации к исследовательской деятельности, исследовательской позиции, умений разрабатывать исследовательский инструментарий, программные материалы и алгоритм их реализации, фиксировать, обобщать, анализировать, оформлять полученные данные, осуществлять экспертизу исследовательских продуктов. Формированию готовности студентов к исследовательской деятельности в школе по разным ее направлениям способствует разработанная система интеллектуально-творческих, проблемных, поисковых и исследовательских заданий, последовательное выполнение которых позволит изучившим образовательную программу модуля выступать в качестве:
1) учителя-исследователя, разработчика программ и планов исследования и эксперимента;
2) руководителя исследовательской деятельности школьников;
3) консультанта в сфере образовательной, научно-методической, исследовательской и экспериментальной деятельности учебного заведения;
4) активного участника широкомасштабных и локальных экспериментов в системе образования.
В процессе изучения базовой учебной дисциплины «Исследовательская деятельность учителя» студенты непосредственно на базе школы выполняют следующие задания:
1. Разработать вопросы для дискуссии: «Учитель как исследователь: «За» и «Против». Подготовиться к участию в дискуссии (с участием молодых учителей школы).
2. Составить вопросы для интервью и план беседы с учителем. Цель: выявить отношение учителей к исследовательской деятельности. Провести интервью и беседу с учителями в школе.
3. Составить список литературы по теме научно-методической работы учителя школы, оформить его в соответствии с требованиями ГОСТ-2008 и передать учителю школы (выполнение заказа учителя школы) и др.
Изучение вариативной учебной дисциплины «Организация исследовательской деятельности школьников» предусматривает следующие формы взаимодействия студентов с педагогами-практиками и выполнение заданий на базе школы:
1. Найти крупные центры проведения научно-практических конференций и конкурсов научно-исследовательских работ учащихся в стране. Составить электронную версию географической карты России, отметив на ней выявленные центры работы с учащимися-исследователями. Передать учителям (школе).
2. Изучить опыт работы учителей школы по организации исследовательской деятельности школьников; обобщить и проанализировать результаты его изучения.
3. Подготовиться к встрече с руководителями и членами школьных научных обществ учащихся. Тема встречи: «Наши достижения, проблемы и перспективы».
4. Разработать план работы научного общества учащихся (по заказу учителя-руководителя школьного НОУ).
6. Оказать помощь учителю школы в подготовке ученика к выступлению на научно-практической конференции и др.
В программу учебно-исследовательской практики по вариативной учебной дисциплине «Педагогическая диагностика» включены, например, такие задания, как:
1. Разработать план диагностики воспитанности учащихся класса.
2. Разработать анкету для ее применения в диагностическом эксперименте в школе, провести анкетирование.
3. Разработать программу наблюдения и осуществить наблюдение за одним из учеников класса на уроке, обобщить полученные данные.
4. Провести в школе беседу с учащимися по разработанному плану и обобщить ее результаты.
5. Выполнить комплексную обработку данных, полученных в ходе выполнения диагностической деятельности по заказу школы; оформить результаты в форме отчета и др.
Вариативная учебная дисциплина «Исследовательская культура и профессиональный рост учителя» включает следующие задания для студентов, которые предполагается провести с участием учителей-супервизоров на базе школы:
1. Изучить и обобщить инновационный опыт работы учителей школы (возможно по теме курсовой или будущей дипломной работы).
2. Выявить и классифицировать условия эффективной реализации программы развития школы).
3. Подготовиться к презентации и защите результатов субъектно-авторской деятельности на Форуме «Мой исследовательский потенциал» и др.
Учебная программа базовой учебной дисциплины «Экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении» содержит такие, предполагающие сетевое взаимодействие студентов со школой задания, как:
1. Учебное событие: расширенное заседание методического объединения учителей на тему «Защита аналитического отчета» (студентами).
2. Разработать программу педагогического эксперимента II уровня (по заказу школы).
3. Разработать для школы программу наблюдения инновационного урока и апробировать ее в школе и др.
В процессе прохождения учебно-исследовательской практики студенты в зависимости от характера и емкости выполняемых заданий, а также индивидуально-личностных особенностей работают индивидуально или в малых группах и овладевают многообразным опытом исследовательской деятельности.
Авторские продукты студентов (анкеты, планы бесед, программы наблюдения, текст интервью, программы исследования и эксперимента, а также циклограммы их реализации, план работы научного общества учащихся и др.), апробированные на практике, должны войти в их рабочее портфолио, которое они смогут использовать, приступив после окончания ВУЗа, к педагогической деятельности.
Экспериментально-исследовательская деятельность, по апробации программы учебно-исследовательской практики свидетельствует о том, что в ходе сетевого взаимодействия с учителями и руководителями средней общеобразовательной школы (основанного на договорных условиях) существенно меняется отношение студентов к обучению в целом. Оно становится более осознанным и ответственным по отношению к изучению дисциплин модуля в целом и прохождению учебно-исследовательской практики в частности. Студенты стали проявлять интерес к продолжению образования в магистратуре, по крайней мере, они все чаще стали задавать вопросы, касающиеся следующей ступени вузовского обучения.
Применение качественных методов научно-педагогического исследования (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, анализ отзывов и эссе и др.) способствовало выявлению динамики формирования мотивации студентов к исследовательской деятельности. Так, если в начале формирующего эксперимента по изучению дисциплин модуля только 5,71% студентов проявили к нему высокий интерес, а 35,72% - были настроены против, то после его окончания уже 23,19% студентов, участвовавших в эксперименте, можно было отнести к высокому уровню сформированности мотивации к исследовательской и экспериментальной работе учителя (приращение составило 17,48%), а на низком уровне остались 13,04% (убыло 22,68% студентов). Что касается среднего уровня сформированности у студентов мотивации к исследовательской и экспериментальной деятельности, то в начале формирующего эксперимента она составила 58,57%, в конце - 63,77% (+5,2%).
Перемещение студентов с одного уровня на другой можно было наблюдать. Оно ярко проявлялось в эмоционально окрашенных впечатлениях о посещении школы, в растущем интересе к диагностическим процедурам, к интервью с учителями и т.д. Каждый выход в школу становился для студентов событием, которое они активно обсуждали и делали свои выводы, о которых писали в своих отзывах о посещении школы. Например: «Сколько бы мне не говорили на занятиях о том, что исследовательская деятельность является одним из направлений профессиональной деятельности учителя, я не осознавала это. И только после того, как лично услышала это от директора и молодого учителя школы, а затем получила данные интервью, взятого у учителей, я поняла насколько изменились требования к современным учителям по сравнению с теми, которые предъявлялись к нашим учителям ранее» (Махалова Д.).
Опыт организации учебно-исследовательской практики свидетельствует о том, что в процессе взаимодействия студентов с учителями и руководителями школы создаются условия для включения будущих учителей в осмысление и анализ конкретных, а не вымышленных ситуаций и проблем, а также целевой разработки исследовательского инструментария, необходимого для выявления причин их возникновения.
Выводы:
1. Дисциплина «Учебно-исследовательская практика» обеспечивает сетевое взаимодействие ВУЗа и школы и практикоориентированность процесса подготовки будущего учителя, что является одним из основных условий повышения его эффективности в современных условиях.
2. В процессе прохождения учебно-исследовательской практики у студентов снимаются психологические барьеры, препятствующие профессионально-исследовательской деятельности и активно формируется мотивация к ней.
2. У студентов появилась дополнительная возможность в процессе учебно-исследовательской практики определиться с темой курсовой или выпускной квалификационной работы, проводить констатирующий эксперимент по выбранной теме (анкетирование, изучение опыта работы учителей и т.д.), что способствует повышению уровня учебно-исследовательских работ студентов и их выходу на научно-практические конференции, конкурсы и т.д.
3. Учебно-исследовательская практика студентов способствует воспитанию будущих учителей. В процессе сетевого взаимодействия с учителями, руководителями и учащимися школы у студентов формируется культура профессионального общения. Кроме этого, было выявлено, что процесс изучения школьников также оказывает на студентов воспитывающее воздействие. Так, получив результаты анкетирования учащихся, они с удивлением писали: «Вопреки ожидаемым результатам, подавляющее большинство учащихся (82%) ответили, что их все устраивает на родине и уезжать за границу они не планируют».
4. Студенты высоко оценили возможность выполнять исследовательские задания самостоятельно, что отразили в своих отзывах: «Мы трижды сами оказались в роли исследователей. Первый опыт мы получили при проведении интервью с учителями (на основе самостоятельно разработанного перечня вопросов) с целью выявления их отношения к исследовательской деятельности. Затем, разработав программу наблюдения, апробировали ее в учебно-воспитательном процессе. Благодаря заданию, направленному на проведение анкетирования учащихся, мы овладели организационными и исследовательскими умениями, которые являются одними из ключевых составляющих работы учителей. В рамках изучаемых нами дисциплин для меня были, прежде всего, ценны приобретенные практические навыки исследования, которые теснейшим образом были взаимосвязаны с теоретической и методологической базой» (Макарова А.) и т.д.
Рецензенты:
Литвак Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Челябинской академии культуры и искусств, г. Челябинск;
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГАОУ ВО «Елабужский институт (филиал) Казанского федерального (Приволжского) университета», г. Елабуга.