В современной школе именно выпускник ВУЗа, имеющий степень бакалавра, призван преимущественно выполнять должностные обязанности тьютора. Ранее профессиональная подготовка к такому виду педагогической деятельности в ВУЗе не осуществлялась. Тем самым подчеркивая актуальность данного исследования.
В педагогической литературе проблема подготовки учителя к профессиональной деятельности рассматривалась многократно и с разных точек зрения. Научные основы этой проблемы были заложены трудами С.А. Батышева, В.А. Сластенина, Н.А. Томина, В.В. Шапкина и др. Различные подходы к обучению современного специалиста представлены в трудах Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, В.П. Сергеевой, А.П. Тряпицыной и др.
В условиях процесса информатизации общества как никогда ранее востребованы тьюторы сферы компьютерных технологий, обладающие высоким уровнем профессиональной компетенции, способностью к самообразованию, восприимчивостью к инновациям. Учитывая важность обучения на основе информационных технологий, многие аспекты реализации такого образования получили отражение в различных исследованиях. В частности, идея о всеобщем непрерывном образовании на основе информационно-коммуникационных технологий, индивидуальном графике работы с компьютерной обучающей программой и темпе обучения студента представлены в трудах М.П. Карпенко, В.П. Беспалько, А.А. Андреева. Синтез педагогических и информационных технологий в дистанционном обучении рассматривали И.Д. Брегеда, С.П. Грушевский, Е.Б. Крымская, О.М. Карпенко, Н.В. Тихомирова [8]. Повышение качества подготовки бакалавров в системе высшего профессионального образования с использованием индивидуально-ориентированных технологий М. Арноур, Б.П. Бахраев, П.Г. Щедровицкий; разработка образовательных траекторий, индивидуальных стратегий обучения Е.А. Суханова, А.В. Сластенин, А.В. Хуторской, Н.В. Рыбалкина и др.
Однако, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, а так же подготовка на ее основе бакалавров педагогического профиля к использованию дистанционных технологий не получило должного отражения в научных исследованиях.
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров в области педагогической деятельности включает в себя [2]:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.
Одно из требований к результатам освоения, предъявляемым студентам основных образовательных программ бакалавриата в области педагогической деятельности, является готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения [13].
Рассмотрим особенности подготовки студентов к реализации индивидуального обучения с помощью технологии дистанционного обучения.
Именно квалифицированная, систематизированная подготовка учителей, наряду с другими факторами, будет способствовать успешности дистанционного обучения.
Дистанционное образование является одной из форм индивидуального обучения. Такое явление зародилось достаточно давно, задолго до появления в нашей жизни сети Интернет, без которого в нашем современном восприятии дистанционного обучения его реализация невозможна [9]. Однако, на пути к использованию возможностей глобальной сети, обучение на дистанции прошло через почтовые отправления, радиоконференции, телеконференции и так далее [15].
Современная образовательная ситуация в России характеризуется тенденцией интеграции образовательной и технической подготовки на основе современных информационных технологий и глобальной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, И.В. Роберт и др.) [6]. Исследования отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. Полат, Е.Н. Ястребцева, Л.Г. Сандакова) в области информационных и коммуникационных технологий в образовании показывают, что основными задачами дистанционного образовательного взаимодействия между преподавателем и обучающимся является фасилитация, включающая:
- направление образовательного процесса;
- выявление многообразия точек зрения обучающихся, поддержка активности учащихся использованием элементов ЭОР;
- соединение теории и практики;
- оптимальное восприятие и усвоение, предлагаемого учебного материала [11].
В настоящее время широко используется учебные материалы электронных образовательных сред, к примеру таких как «Телешкола» (http://www.internet-school.ru/), «i.class» (http://iclass.home-edu.ru/). Образовательные учреждения, использующие в своей деятельности электронные образовательные ресурсы, также применяют учебно-методические комплексы «Живая математика», «Живая физика» и др. Неотъемлемой частью процесса образования при реализации ЭОР являются программные обеспечения для видео общения в режиме реального времени. Следовательно, реализация индивидуального обучения в виде дистанционной формы стало доступным, только при дидактически обоснованном использовании компьютерных технологий, электронных образовательных ресурсов [7].
При индивидуальной работе с учащимися необходимо обратить внимание на тот факт, что такая работа в большинстве случаев проводится с детьми особого типа, будь это одаренный ребенок или ребенок, отстающий от сверстников в классе, учащийся, с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся индивидуально на дому. Процесс обучения с представителем каждой из перечисленных категорий учащихся должен проходить в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося. Реализация системы индивидуального обучения дает учащемуся возможность максимального усвоения предлагаемого учебного материала. Дистанционная форма обучения, в силу преобладающих положительных аспектов данной системы, таких как гибкость расписания занятий, перенос несостоявшегося урока на более удобное время, индивидуальный подход к самому обучающемуся и так далее, предоставило детям особого типа возможность получения полноценного общего (полного) образования [12].
В Российской Федерации c 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» введено дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому, что в свою очередь способствует превращению детей-инвалидов в полноправных и полезных членов общества, создает условия для их реабилитации с помощью потенциала образования, в котором особенно нуждается рассматриваемая категория детей [14]. Студент должен быть подготовлен к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Будущий учитель должен с одной стороны обладать навыками использования в своей деятельности электронными образовательными ресурсами (ЭОР), как того требуют ФГОС ВПО, и в то же время использовать на своих занятиях педагогические и психологические методы для мотивации к обучению при дистанционном общении [3,4].
Обязательный минимум, который используется при реализации дистанционного образования учителем, состоит из следующих навыков:
- умение использовать ресурсы учебно-методических комплексов по своей дисциплине, например «Живая математика», «Геогебра», «Живая физика», «Живая география» и др.;
- использование электронной образовательной среды;
- умение пользоваться иными Интернет-ресурсами относительно своего профиля.
При непосредственном использовании на занятиях ресурсов учебно-методических комплексов педагог демонстрирует активное наглядное пособие в виде построения геометрических фигур, их перемещения, видоизменения, тиражирования и многого другого. Применение на уроках наглядного пособия, как было, так и остается неотъемлемой частью дидактики [5].
Реализация образовательного процесса с применением активного наглядного пособия дает обучающимся возможность визуально-осмысленного усвоения предлагаемого учебного материала. Следовательно, проектная деятельность учащихся продуктивная, насыщенная и красочная.
Использование современной электронной образовательной среды дает учителю возможность промежуточного или ежедневного мониторинга деятельности учащегося, формирование портфолио учащегося. Предоставление иллюстрированных дидактических пособий для учащихся и проведение внеурочных индивидуальных занятий решают одну из основных задач образовательных учреждений - максимальное усвоение учебной программы [1].
В связи c увеличивающимся количеством детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях наблюдается острая необходимость в подготовке педагогов, способных проводить занятия с детьми особого типа, нуждающимися в индивидуальном обучении [10]. Современные ВУЗы должны отвечать требованиям общества и выпускать специалистов готовых работать в новых условиях.
Рецензенты:
Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас;
Митрохина С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования Тульского государственного педагогического университета, г. Тула.