Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL ESSENCE OF CONFLICTOLOGICAL SKILLS IN CONSTRUCTIVE INTERACTION

Tsarev S.A. 1 Sadykova E.R. 1
1 Sterlitamak Brunch of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education “Bashkir State University”
The article analyses essential peculiarities of a teacher’s conflictological skills and their connection with productiveness of educational process, which is defined by constructive interaction of the subjects of teaching and upbringing. The following characteristics of the skills under analysis were taken into account. These are: preparedness for polemic interaction, promoting the development of the skills of critical and reflecsive interpretation of the world and one’s own self; giving the student an opportunity to practice mutual criticism of each other’s position without which the emergence of a new sense is impossible; ability to eliminate empty and nonconfrontative intercourse from education process; to prevent the development of emotional tensity into destructive conflict. According to the data of pedagogical observations and in conformity with the developed conception, the study of opportunities of polemic dialogue in the context of organizing by the teacher together with his students a constructive interaction, is considered to be the most productive.
polemic dialogue
constructive interaction
conflictological skills
destructive conflict
Сегодня все более возрастает потребность общества в повышении качества человеческого потенциала подрастающего поколения,  в инициативных и грамотных выпускниках колледжей и вузов, обладающих развитым социальным интеллектом и самостоятельностью в разрешении межличностных, внутриличностных, групповых противоречий и конфликтов. Исследователями разрабатывались концепции биосоциальной и этнокультурной обусловленности становления субъекта деятельности в ситуациях конфликтов и столкновений. Наше исследование является актуальным в связи с имеющимися противоречиями между накопленным фондом знаний о социализации молодежи и  личностно ориентированном образовании, о значении умений предотвратить  или конструктивно разрешать  конфликты в общении   - и недостаточной изученностью специфики  конфликтологических  умений  и педагогических стратегий  их использования и развития в  образовательной среде.

Данные противоречия определили ключевую цель нашего исследования, которая состоит в необходимости  выявить психолого-педагогическую сущность конфликтологических умений участников педагогического взаимодействия  с перспективой   последующего научного обоснования  педагогической модели становления индивидуального опыта разрешения конфликтов в конструктивном общении. Методами исследования, помимо анализа  философских, социологических  и психолого-педагогических источников,  систематизации и отбора актуального материала, стали  опросы студентов и учителей,  педагогическое наблюдение за различными состояниями живого образовательного процесса в  вузах и школах города Стерлитамака Республики Башкортостан.

В современных исследованиях, как отмечают ученые, нет полноценного анализа  реальных  конфликтных ситуаций развития современной молодежи, агрессивных стереотипов поведения в условиях «экранной» и «виртуальной» культуры, «сетевого» общения, трудностей  взаимодействия с педагогом в нестабильной образовательной среде, специфики  умений педагога в организации конструктивного взаимодействия с обучающимися в условиях очевидного социально-экономического неравенства, конфликтных этнокультурных отношений, нездоровых образцов поведения, демонстрируемых детьми  и взрослыми, диверсий со стороны «экранной культуры» [7, с. 76]. Д.И. Фельдштейн отмечает, что если раньше устойчивые состояния психики  человека  наблюдались на протяжении столетия, затем десятилетий, то в настоящее время «развитие общества так прессингует растущего человека, что изменения в психике происходят через 5-6 лет,  требуя определения новых средств познания» [8, с. 5]. Меняются не только подростки, но и учителя, и институты образования, а главное,  мировосприятие человека не остается неизменным, сталкиваясь с  нарастанием конфликтов и новыми вызовами извне. По Г.М. Коджаспировой  и А.Ю. Коджаспирову, конфликт определяется как  столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме; процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. В зависимости от конфликтной ситуации выделяются: бытовые, деловые, профессиональные, психологические, идеологические, конфликты смещенного основания как неразрешимый конфликт. Формы конфликтов: недовольство, разногласие, противодействие, противостояние, противоборство, разъединение [3, с. 141].  Конфликтологические умения определяются и способностью разрешать  конфликты, и умением осознавать внутренние конфликты, свои  и чужие.  Конфликт внутренний - психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутренне противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Этот конфликт может быть конструктивным, если, например, учитель в результате осознания своего внутреннего разлада находит новые грани в своей профессии, снижает свою тревожность, повышает самооценку, нащупывает новые способы профессионального поведения.  Конфликтологические умения проявляются в способах разрешения.  Это, например, проявление эмпатии, шутка, компромисс, «третейский суд», двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление.

Современные отечественные и зарубежные исследователи  убеждены в том,  что конфликт -  это распространенная черта социальных систем, он неизбежен,  а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.  Сегодня конфликт должен быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия.   Ценность конфликтов в том, что они могут открыть неприятную правду, предотвращают застойные явления в воспитательной системе школы,  подчас открывают дорогу инновациям, требуют творческой реакции на агрессивные стереотипы поведения. Наибольшее количество потенциальных возможностей по предупреждению и разрешению деструктивных конфликтов существует на стадии возникновения конфликтной ситуации, т.е. еще до начала конфликта. Для успешного решения этой задачи  педагогу необходимо  умение не только исчерпать инцидент и устранить конфликтную ситуацию,  но и уделять особое внимание развитию определённых качеств личности у    субъектов взаимодействия,  поскольку индивидуальные особенности основных участников конфликта играют ключевую роль в его возникновении,  развитии и завершении. Задача «конструирования» здорового образовательного социума требует от учителя умения направлять педагогические конфликты в конструктивное русло. Акцентируется внимание на том, что педагог, который не избегает конфликтов, а направлен на их разрешение,  идет к   пониманию мотивов поведения субъектов  взаимодействия. Понимание этих проблем дает реальную возможность  преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование педагогического процесса. Поэтому умение регулировать уже возникшее противостояние  оказывается недостаточным. Важное место здесь занимает создание условий для предупреждения конфликта. Хорошо поставленное  педагогическое взаимодействие по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций [6, с.  75].

Такое конструктивное педагогическое взаимодействие - это процесс, направленный на «устранение» изоляции, автономности участников, устранение враждебности и неприятия.

В качестве активной стороны взаимодействия первоначально выступает педагог, в котором как бы «сосредоточивается» движение всей системы отношений с обучающимся, а вместе с ним обратно направленное действие, иногда противодействие» [2, с. 6-7]. Такое взаимодействие носит конкретный характер, в нем есть индивидуальные отношения сторон: преподавателя и ученика, обучающихся между собой. Это процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении мышления и поведения участников, и именно взаимодействие - основа их развития. Как показали наши наблюдения, в большинстве случаев источником конфликтов среди учеников является претензия на лидерство в микрогруппах.  При этом лидеры могут  втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Педагог, владеющий конфликтологическими  компетенциями,  умеет организовать  обсуждение возникшей проблемы с учащимися,  «конструирует» отношения субъектов обучения с целью формирования умений поиска и нахождения содержательных компромиссов,  преодоления  взаимного непонимания, «умений вести социальный диалог», умений поддерживать вхождение новых поколений в открытое информационное общество. Дополнительную трудность для обучающихся представляет учебный диалог, в котором происходит конфликтное столкновение альтернативных точек зрения. Многие из них не готовы к индивидуальному проявлению в учебном общении, полемическому взаимодействию, не умеют внимательно слушать оппонентов, анализировать их суждения и оперативно использовать для решения поставленной проблемы, затрудняются аргументированно и логически последовательно отстаивать собственную позицию. В значительной степени это объясняется педагогическим взаимодействием традиционного типа, в котором открытость случаю и игре, непредсказуемость и импровизация, умение спорить и  позитивная конкуренция практически отсутствуют. Полемический диалог - результат принятия в процессе конфронтации одним участником общения другого как личности, замещения позиции «над» позицией равного межролевого контакта, отмечая в качестве его характерных черт наибольшую восприимчивость и открытость [4]. На наш взгляд, базисом отношений в конструктивном взаимодействии выступает подход, согласно которому ни одна точка зрения не заключает в себе всю истину, так же как и ни одна другая не является целиком ошибочной, каждое мнение, каждый источник познания представляют валидное знание многосторонней действительности. По Рябчикову В.В., отличительными чертами конструктивного педагогического взаимодействия как полемического диалога являются: продуктивный конфликт, сопоставление и противоборство различных индивидуальных смыслов, идей; стремление участников выявить логические противоречия и заблуждения; наличие аргументации, то есть совокупности доказательства и опровержения; сочетание логического, психологического и нравственного компонентов [5, с. 32]. Значимым для нас является замечание М.В. Кларина о том, что педагогическая ценность дискуссионных столкновений возрастает, если помимо предметного содержания специально осмысливается и сам процесс обсуждения конфликтных ситуаций [1, с. 159]. Педагогика, как известно, без конфликтов и  споров не существует. По мнению В.В. Рябчикова,  умение строить полемический диалог необходимо рассматривать как самостоятельный педагогический феномен, без которого невозможно представить современную образовательную действительность [5, с. 29]. Наиболее перспективным представляется исследование возможностей полемического диалога в контексте организации   конструктивного взаимодействия самих обучающихся. Экстраполяция ценностей личностно-центрированного образования позволяет нам вести речь о полемическом взаимодействии, которое мы определяем как личностный контакт субъектов обучения в виде интеллектуальных поединков, конструктивного конфликта сторон, когда каждый из участников диалога обосновывает и аргументирует собственные положения наряду с критикой и опровержениями утверждений оппонентов.  Готовность к полемическому взаимодействию является одним из важнейших  конфликтологических  умений, наиболее способствующих развитию навыков критически-рефлексивного осмысления мира и себя. Эту готовность надо оценивать и обсуждать вместе с учащимися. Значение полемического взаимодействия заключается, прежде всего, в предоставлении обучающимся возможности осуществлять взаимную критику позиций друг друга, без чего невозможно возникновение нового смысла.

 Таким образом, полемическое взаимодействие самих учащихся или студентов, как наиболее конструктивное, позволяет исключить из образовательного процесса бессодержательное и бесконфликтное общение, развивая способности обучающихся к общению перцептивному, сущность которого заключается в адекватном восприятии человека, умении сказать открыто о своих чувствах, проникнуть во внутренний мир другого. Отличительной чертой полемического взаимодействия, основанного на конфликтологических умениях участников  образовательного процесса,  очень часто является конкуренция субъектов обучения, возникающая вследствие стремления учащихся утвердить свою точку зрения и приобрести как можно больше сторонников. Конкуренция, в свою очередь, способствует определенной эмоциональной напряженности субъектов общения. Важным  результатом является, как показал наш опыт, умение участниками взаимодействия разделять конфликты на две разновидности: конструктивный (продуктивный) и деструктивный. Одним  из главных умений  при организации полемического взаимодействия детей в образовательном процессе является умение учителя (и учеников) препятствовать перерастанию эмоциональной напряженности в деструктивный конфликт [6, с. 14]. Умения строить достоверные умозаключения, слышать другого человека, учитывать  противоположное мнение, создавать согласованные между собой логические модели и принимать обоснованные решения, касающиеся выбора одной из имеющихся альтернатив, - рассматриваются нами как проявления критического мышления. Индивид, лишенный критического мышления, не способный управлять конфликтами, представляется как «одномерный» человек, ориентированный на близорукие идеалы крайнего индивидуализма. Педагогическая сущность конфликтологических умений, позволяющих строить конструктивное взаимодействие  с учениками, родителями, коллегами,   определяется  усвоением и технологически грамотным  использованием особых, профессионально ориентированных способов деятельности, знаний о диалектике конфликтов, необходимых для восприятия  межличностных и межгрупповых  столкновений и последующей реализации этих умений   в конфликтогенной  образовательной среде. Эти умения в полемическом взаимодействии осваивают обучающиеся, и они способствуют качественному образованию, более глубокому познанию  друг друга и  труднорешаемой  проблемы, расширяют возможности получения информации, в том числе  о состоянии  «атмосферы» в аудитории, ослабляют психическую напряженность, в инновационных процессах содействуют творческой инициативе,  предотвращают разрушительные противоборства участников конфликта и сплачивают членов  коллектива образовательного учреждения.

Рецензенты:

Маджуга А.Г., д.п.н., доцент, профессор кафедры психологии и педагогики   Стерлитамакского филиала  Федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Царева Р.Ш., д.п.н., профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы   Стерлитамакского филиала Федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.