Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDYING BY FUTURE TEACHERS OF SAFETY OF HUMAN LIFE OF SOCIAL DANGERS WITH USE OF RESOURCES OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kartavykh M.A. 1 Ageeva E.L. 1 Prokhorova I.V. 1
1 The Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin
Substantial and organizational and technological conditions of learning by students the subject "Dangerous situations of social character and protection against them" with use of the electronic educational environment are revealed in the article. Relevance of creation and realization in educational process of an electronic educational and methodical complex of discipline "Dangerous situations of social character and protection against them" for students of higher education institution is reasoned, its pedagogical advantages in comparison with traditional pedagogical tools are characterized. The functions connected with value system, information, operational basis and activity, reflexive processes of an electronic educational and methodical complex of the course "Dangerous situations of social character and protection against them" are proved and opened, their interrelation with its structure is established. The orientation block and five thematic elements are defined in the structure of an electronic educational and methodical complex. The structure of orientation block has the address to students; program of a subject; the requirements to an obligatory minimum of its content presented in an activity format; an individual rating – the plan of the student; instruction to work with an electronic educational and methodical complex; methodical recommendations about performance of practical works on discipline. Each thematic element unites three unified electronic educational modules (the module of mastering the information, the module of practical training, the module of a reflection and testing), aimed at performance of the above-designated functions. Invariant and variable components of modules are characterized in the article.
electronic educational environment
electronic network educational and methodical complex
social dangers
safety of human life

Подчеркивая несомненные достижения современного общества, вступившего в постиндустриальную стадию своей истории (Д. Белл, Э. Тоффлер), невозможно не обращать внимание на системные глобальные вызовы, порожденные жизнедеятельностью человечества. Социокультурная ситуация, сформировавшаяся к настоящему времени, отличается диалектичностью. С одной стороны, она характеризуется несомненным ростом комфортности среды жизни человека, усилением непроизводственной сферы в структуре экономики стран и регионов мира, приоритетом наукоемких и ресурсосберегающих технологий, усилением роли человеческого фактора, увеличением потоков информации, появлением новых способов ее трансляции и презентации. С другой стороны, сложившиеся обстоятельства обусловили возникновение беспрецедентного количества социальных опасностей, скрывающихся, в том числе и в распространяемой по всемирной глобальной сети, трудно контролируемой информации. Ее идеологический контент обладает мощнейшим потенциалом для формирования сознания людей, особенно в детском и юношеском возрасте. Экстремистские и террористические организации, псевдорелигиозные и псевдонаучные секты максимально используют возможности современных информационно-коммуникационных технологий для распространения идей и вербовки последователей (адептов) с целью расширения своих рядов. Таким образом, при несомненном качественном социально-экономическом прорыве  постиндустриальное общество до сих пор не смогло решить ряд острых противоречий, а Интернет в настоящее время рассматривается в качестве актуального вызова человечеству, поиском адекватного ответа на который заняты специалисты различных сфер безопасности жизнедеятельности человека.

В сложившихся условиях значительное внимание обращено на систему превентивных мероприятий, направленных на противостояние опасностям социального характера и ликвидацию их. В обозначенной системе особые функции возложены на образование, учитывая его опережающий характер (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, В.М. Зуев, П.М. Новиков, А.И. Субетто), а профессиональное образование учителей безопасности жизнедеятельности приобретает особый статус. Из традиционного процесса трансляции знаний оно превращается в механизм решения проблем обеспечения безопасности за счет предотвращения социальных опасностей, согласуясь с идеями устойчивого развития. Учителя безопасности жизнедеятельности, владеющие моделями безопасного поведения с учетом особенностей конкретной социальной ситуации, готовы и способны передать свой опыт подрастающему поколению, воспитывая в своих учениках личность безопасного типа поведения (Е.В. Бондаревская, М.А. Картавых, А.В. Кравцова, Л.А. Михайлов, С.В. Петров, В.П. Соломин, П.В. Станкевич).

Данные обстоятельства обусловили необходимость теоретического обоснования и реализации в практике высшего педагогического образования в рамках профиля «Безопасность жизнедеятельности» учебной дисциплины «Опасные ситуации социального характера и защита от них», предполагающую подготовку будущих педагогов к целесообразным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера. Содержательные аспекты названной учебной дисциплины раскрыты в работах В.М. Губанова, Л.А. Михайлова, В.П. Соломина [4].

В условиях модернизации профессионального образования происходит принципиальное обновление системы его научно-методического обеспечения, преодоление его оторванности от запросов современного общества и передовой образовательной практики в виде масштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий. Легитимность обозначенные тенденции получили в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16 «Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») [1]. В данном нормативном документе применению в образовательном процессе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий уделено особое внимание. Эта позиция существенно расширяет функциональный потенциал вузов и представляет возможность решать новые, более сложные задачи. Внедрение обозначенной формы организации профессионального образования определило формирование в его системе особого педагогического феномена - электронной образовательной среды, выступающей в качестве инновационного инструментария современного электронного обучения.

Массовая информатизация образовательных процессов, общепедагогические структурно-функциональные особенности которых раскрыты в работах А.М. Бершадского, М.В. Булановой-Топорковой, В.Б. Вишневецкого, Ю.В. Корнилова, И.В. Роберта В.И. Сафонова, способствовала появлению и развитию в образовательных организациях информационной образовательной среды. Дефиниции понятия «информационно-образовательная среда» раскрывается в психолого-педагогических исследованиях Р.Ф. Абдеева, Л.А. Андреева, Ю.С. Барановского, В.А. Козырева, В.В. Рубцова, В.Л. Ясвина и др. В работе Ю.Г. Коротенкова информационная образовательная среда характеризуется как систематизированное, организованное, многомерное, упорядоченное информационное пространство [7]. В отечественных исследованиях отмечена сложная многокомпонентная структура информационной образовательной среды с выделением особой личной информационной образовательной среды каждого субъекта образования, которая характеризуется методическим управлением и самоорганизацией (Г.А. Будникова, Е.А. Мясоедова). Тем не менее в системе педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности обозначенные направления еще не получили достаточного развития.

Настоящее исследование направлено на решение проблемы педагогически целесообразного внедрения разработок в области IT-технологий для достижения высоких образовательных результатов; теоретико-методологического и дидактического обеспечения электронной образовательной среды высшего образования в области безопасности жизнедеятельности на примере учебной дисциплины «Опасные ситуации социального характера» и на основе использования ресурсов LMS Moodle. В качестве учебно-методического сопровождения обозначенной учебной дисциплины выступает электронный сетевой учебно-методический комплекс [5], нацеленный на формирование у студентов профессиональной компетентности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях действия социальных опасностей, ориентированный на реализацию требований Профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование». Подчеркнем, что изучение студентами социальных опасностей на основе использования сетевого электронного учебно-методического комплекса рассматривается нами не в качестве замены традиционному профессиональному образованию, а представляет собой особую форму его организации с применением контента баз данных и информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие участников образовательного процесса через получение, обработку и хранение учебно-профессиональной информации.

Электронный сетевой учебно-методический комплекс курса «Опасные ситуации социального характера и защита от них», разработанный с использованием электронной образовательной среды «Moodle», представляет собой мультимедийный образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, в котором информация для студентов представлена с помощью графики, фото, видеороликов, анимации и аудиофайлов .

Педагогические преимущества электронного сетевого учебно-методического комплекса «Опасные ситуации социального характера и защита от них» состоят в следующем:

- отсутствие содержательных и технических ограничений, подразумевающих использование инновационного педагогического инструментария: интерактива, мультимедиа, моделинга;

- высокий потенциал системы для проектирования авторского электронного сетевого учебно-методического комплекса, построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся благодаря наличию инвариантных и вариативных содержательных компонентов;

- неограниченный жизненный цикл электронного сетевого учебно-методического комплекса, его динамичность, дающая возможность модернизации при изменении содержательных и технологических условий, внедрении инновационных педагогических идей;

- гибкость и автономность, позволяющая расширить сектор организации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении безопасности жизнедеятельности.

Электронный сетевой учебно-методический комплекс «Опасные ситуации социального характера и защита от них» выполняет ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную функции. Ценностно-ориентировочная функция проявляется в оценке значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности для сохранения жизни, здоровья людей, надлежащего качества окружающей среды в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера. Информационно-познавательная функция раскрывается через освоение студентами фундаментального и проблемного содержания учебной дисциплины «Опасные ситуации социального характера и защита от них». Операционно-деятельностная функция реализуется через систему разнообразных видов деятельности (когнитивной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, практико-ориентированной), практикумов, учебных заданий. Рефлексивно-оценочная функция обеспечивает возможность рефлексии, анализа и оценки достижений студентов в освоении учебного курса «Опасные ситуации социального характера и защита от них» через различные формы контроля (входного, текущего, рубежного, итогового), использования чата.

Обозначенные функции электронного сетевого учебно-методического комплекса дисциплины «Опасные ситуации социального характера и защита от них» определили его структуру. В соответствии с традиционным походом и разработанной учебной программой дисциплины «Опасные ситуации социального характера и защита от них» электронный учебно-методический комплекс объединяет ориентировочный блок и пять тематических элементов.

Ориентировочный блок содержит обращение к студентам; программу учебной дисциплины; требования к обязательному минимуму ее содержания, представленные в деятельностном формате; индивидуальный рейтинг - план студента; инструкцию по работе с электронным учебно-методическим комплексом; методические рекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ по дисциплине.

В структуре электронного сетевого учебно-методического комплекса по дисциплине «Опасные ситуации социального характера и защита от них» выделены следующие тематические элементы: «Источники опасностей в социальной сфере»; «Психологические аспекты поведения в опасных ситуациях социального характера и социальные конфликты»; «Угрозы безопасности в современном мире»; «Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности»; «Межэтнические и религиозные противостояния, их опасности». Каждый тематический элемент, согласно подходу А.В. Осина [9], объединяет три унифицированных электронных учебных модуля, нацеленных на выполнение вышеобозначенных функций:

1) когнитивный модуль - модуль освоения информации, представленный пошагово раскрывающимися лекциями, презентациями, нормативными документами, справочными материалами, глоссарием, содержащий тематическую информацию по безопасности жизнедеятельности в текстографической форме, в виде слайд-лекций, видео и аудио - файлов, глоссарий;

2) деятельностный модуль - модуль практических занятий, включающий систему практических работ и заданий, в котором приведены подробные инструкции для выполнения данного типа работ, разработанные формы отчетных материалов, а также учебно-профессиональные задачи;

3) контрольно-рефлексивный модуль - модуль рефлексии и контроля, объединяющий систему водных, промежуточных, рубежных, итоговых тестов, а также рубрики, представляющие возможность студентам и преподавателю обсудить результаты обучения, вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение при работе с курсом, которые они хотели бы рассмотреть более подробно - чаты, вики-форумы по обсуждению проблемных вопросов влияния социальных опасностей на современную ситуацию в мире и его отдельных регионах.

При создании электронного сетевого учебно-методического комплекса по дисциплине «Опасные ситуации социального характера и защита от них» были использованы дополнительные возможности работы с ним в среде Moodle: единый стиль, оптимальность и удобство распределения на экране учебного материала, ссылок и пояснений к иллюстрациям и таблицам, использование мультимедиа-файлов и наличие обратной связи при помощи чатов, форумов и т.д.

Каждый унифицированный модуль включает в себя инвариант и вариативную составляющую. Инвариант - базовый компонент модуля, в котором заключен содержательный минимум, сопряженный с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования соответствующего направления подготовки. Вариативный компонент расширяет обязательный содержательный минимум, включает дополнительный (хрестоматийный) материал, увеличенный банк разноуровневых профессионально-ориентированных учебно-профессиональных заданий и кейсов, тренировочные тестовые задачи.

Позитивные результаты, апробация электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Опасные ситуации социального характера и защита от них» позволяют судить о правильности выбранной образовательной стратегии.

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Самерханова Э.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.