Необходимым условием успешной социализации и эффективной самореализации студенческой молодежи, по нашему мнению, является эффективный личностно-профессиональный имидж как необходимая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста. Имидж студента - интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств студента, которые способствуют эффективности учебной деятельности [4]. Эффективный личностно-профессиональный имидж студента - это представление о нем, складывающееся в сознании других людей, которое помогает успешно достигать самоуважения и внутреннего комфорта; продвигаться вверх по социальной лестнице, улучшать профессиональные результаты во всех сферах деятельности. Актуальным вопросом является разработка психолого-педагогических аспектов формирования личностно-профессионального имиджа студента, его взаимосвязь с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, отражающих требования работодателей и рынка труда. Грамотно сформированный личностно-профессиональный имидж позволит оказывать влияние на решения работодателя в положительную сторону, успешный личностно-профессиональный имидж способствует успешному сотрудничеству с коллегами и работодателем [7].
Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом в науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного исследования имиджа личности.
К исследованию явлений имиджа как междисциплинарного феномена в научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких авторов, как: А. А. Бодалев, Т.Ю. Быстрова, Д.А. Горбаткин, П.С. Гуревич, А.П. Жмыриков, И.А. Муратов, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов, А.П. Ситников, В.М. Шепеля, Б.Ю. Эрдынеев и т.д.
В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления: Е.Б. Перелыгина обосновывает социально-психологическую и акмеологическую концепцию имиджа как феномен интерсубъективного взаимодействия (персональный имидж); В.В. Волкова, Н.А. Кадочников, А.В. Скрипкина разрабатывают стратегии и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы (корпоративный имидж). Г.А. Бусыгина исследует индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза (индивидуальный имидж); Л.Ю. Донская выявляет психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы (профессиональный имидж) и т.д.
Многочисленные исследования показали, что, несмотря на представленность термина «имидж» в современной научной литературе, исследование личностно-профессионального имиджа современного студента вуза является недостаточно разработанным. Мы считаем, что, характеризуя студента как представителя какой-либо профессии, нельзя разделять профессиональный и личностный имиджи. Поэтому нами вводится понятие «личностно-профессиональный имидж студента» как интегральная характеристика, включающая совокупность внешних и внутренних индивидуальных качеств, необходимых для эффективной самореализации и самоутверждения себя в профессии, личной и социальной жизни. При этом акцентируется внимание на проективной взаимосвязи (личностных и профессиональных аспектов), так как наличие тех или иных качеств и свойств личности определяет успешность будущей профессиональной деятельности; а определенный уровень теоретической подготовки и профессиональные навыки, полученные в вузе, обусловливают раскрытие потенциальных возможностей и совершенствование индивидуальных качеств обучающегося.
Можно выделить условные группы качеств, являющихся наиболее значимыми для студентов в профессиональном и личностном плане. Это когнитивные способности; научно-теоретические знания; развитая и адекватная Я-концепция; информационно-аналитические умения; личностные качества; социально-деловые качества; операционально-деятельностные умения [5].
Для эффективного формирования личностно-профессионального имиджа студентов, на наш взгляд, необходимо: обеспечение овладения студентами психолого-педагогическими знаниями по вопросам создания личностно-профессионального имиджа (знания о сущности и структуре, функциях, составляющих имиджа, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях, Я-концепции); организация субъект-субъектного взаимодействия субъектов образования, ориентированного на формирование у обучающихся умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности); реализация педагогической поддержки (в совокупности средств, методов, стратегий), развитие мотивации субъекта к изменению своих психических или физических качеств.
Личностно-профессиональный имидж студента формируется в образовательной и культурной среде, поэтому характеристики и свойства этой среды также имеют значение в создании положительного имиджа студента. Это и содержание обучения, преподавательский состав, материальная оснащенность и политика вуза. Так, в последние годы в практике вуза стали активнее использоваться мониторинг имиджа вуза и оценка обучаемыми качества образовательных услуг. Обучение в вузе - это возможность приобрести навыки общения, взаимодействия, адаптации и влияния. Помимо развития личностных качеств, студент должен уметь создать и внешний образ, который будет гармонировать с внутренним содержанием. Кроме того, у студента должна быть сформирована потребность в самопознании и формировании позитивного имиджа. Таким образом, все компоненты личностно-профессионального имиджа студента базируются на трех уровнях: конституциональный; личностный, включающий мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты; социально-психологический - статус вуза, факультета, избранной профессии и социальной роли студента [4].
Необходимо отметить, что формирование личностно-профессионального имиджа студента связано с выполнением новых социальных ролей и определяется повышением активности и избирательности, т.е. субъектности самой личности на уровне действия внутренних факторов индивида, которые выражаются в сознательном «самодостраивании» личности в профессиональном, личностном и социальном самосовершенствовании [6].
Мы считаем, что образовательный процесс вуза должен быть организован как имиджформирующий, ориентирован на создание соответствующего профессионального образа. Можно предположить, что содержание учебных дисциплин, планов, программ должно включать разные аспекты личностно-профессионального имиджа студента. В целом, работа над формированием личностно-профессионального имиджа студента по своей проблематике, по задачам, по составу участников и их ролевым позициям, по форме, смыслу и результатам является образовательной деятельностью, выполняющей как учебную, так и воспитывающую функции. Данный вид образования необходимо осуществлять в многообразных формах и методах - тренинг, самомониторинг (опросник самомониторинга М. Снайдера; тест «Определение экстраверсии-интроверсии» по К. Юнгу; тест Ю.М. Орловой «Определение потребности в общении»; опросник И.М. Юсупова «Оценка эмпатии, способности понимать чувства других»; тест-опросник С. Марлоу-Крауна «Мотивация одобрения»; Опросник «Оценка конфликтности»; тест «Оценка уверенности поведения»; Опросник Лири «Определение стиля межличностных отношений»), элементы психогимнастики (мимические и пантомимические этюды, тренаж проявленность отдельных качеств характера и эмоций, этюды психотерапевтической направленности и снятия эмоционального напряжения, психомышечной гимнастики, обучение ауторелаксации и т.д.), игровые методы, методы групповой дискуссии. Среди эффективных методов формирования личностно-профессионального имиджа студента можно назвать и освоение студентами основ самоменеджмента. Вследствие этого в систему подготовки будущих специалистов целесообразно включать практические занятия по освоению техники самоменеджмента, приемов тайм-менеджмента, основ планирования, самоорганизаци. Выбор методов и форм формирования личностно-профессионального имиджа студента обусловлен необходимостью не просто сообщить информацию, а организовать процесс присвоения знания, осмысления прожитого опыта и включения его в поведенческий компонент.
При этом необходимо обеспечить накопление знаний студента об имидже, его структурных составляющих, путях оптимального формирования личностно-профессионального имиджа в контексте организации тренингов, мастерских имидж-класса по следующей тематике: «Понятие, значение и структура Я-концепции личности»; «Позитивная и негативная Я-концепция, профессиональная Я-концепция», «Трансактный анализ и механизмы психологической защиты», «Я-концепция и психическое здоровье человека», «Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении», «Чувство собственного достоинства, вербальные и невербальные методы выражения его наличия или отсутствия. Обратная связь»; «Я в своих глазах и в глазах других людей», «Как справиться с раздражением, тревогой, плохим настроением» и др. [3].
Таким образом, процесс формирования личностно-профессионального имиджа - это творческий процесс, который способствует раскрытию индивидуальности и предполагает самопроектирование в зависимости от личностных особенностей, внутренних устремлений студента. Личностно-профессиональный имидж студента формируется более эффективно в процессе педагогической, практикоориентированной деятельности, в групповой работе, с помощью которых возможно получение обратной связи и формирование адекватного представления о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Процесс подготовки будущих специалистов предполагает не только вооружение их суммой профессиональных знаний, умений и навыков, но и создание особого личностно-профессионального имиджа для каждого представителя профессии, обретение системы личностно-профессиональных ценностей.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.