Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF PERSONAL-PROFESSIONAL IMAGE STUDENT

Pak L.G. 1 Valeeva O.N. 1
1 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia
In article the author´s definition "personal and professional image of the student" is specified; the analysis of a readiness of a problem of image in modern science is submitted. Psychology and pedagogical aspects of formation of personal and professional image of the student, their interrelation with quality of vocational training of future experts are proved: ensuring mastering students with psychology and pedagogical knowledge of questions of creation of personal and professional image; the organization the subject - subject interaction of subjects of the education focused on formation at the trained communicative, organizing, reflexive abilities and development of personal qualities; realization of pedagogical support of development of motivation of the subject to change of the mental or physical qualities. Variability of the organization of the content of imidzheformiruyushchy educational process of higher education institution in variety of methods and forms of inclusion of the student in various types of imidzheformiruyushchy activity is described; characteristics and properties of the educational and cultural environment of higher education institution in which the student gains skills of formation of personal and professional image are submitted.
methods and forms of imidzheformiruyushchy activity
imidzheformiruyushchy educational process of higher education institution
student
system of higher education
personal and professional image
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. описывается значимость человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. зафиксировано: «В настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества; в этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России» [2].

Необходимым условием успешной социализации и эффективной самореализации студенческой молодежи, по нашему мнению, является эффективный личностно-профессиональный имидж как необходимая составляющая профессиональной компетентности будущего специалиста. Имидж студента - интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств студента, которые способствуют эффективности учебной деятельности [4]. Эффективный личностно-профессиональный имидж студента - это представление о нем, складывающееся в сознании других людей, которое помогает успешно достигать самоуважения и внутреннего комфорта; продвигаться вверх по социальной лестнице, улучшать профессиональные результаты во всех сферах деятельности. Актуальным вопросом является разработка психолого-педагогических аспектов формирования личностно-профессионального имиджа студента, его взаимосвязь с качеством профессиональной подготовки будущих специалистов в современных условиях, отражающих требования работодателей и рынка труда. Грамотно сформированный личностно-профессиональный имидж позволит оказывать влияние на решения работодателя в положительную сторону, успешный личностно-профессиональный имидж способствует успешному сотрудничеству с коллегами и работодателем [7].

Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом в науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного исследования имиджа личности.

К исследованию явлений имиджа как междисциплинарного феномена в научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких авторов, как: А. А. Бодалев, Т.Ю. Быстрова, Д.А. Горбаткин, П.С. Гуревич, А.П. Жмыриков, И.А. Муратов, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Г.Г. Почепцов, А.П. Ситников, В.М. Шепеля, Б.Ю. Эрдынеев и т.д.

В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления: Е.Б. Перелыгина обосновывает социально-психологическую и акмеологическую концепцию имиджа как феномен интерсубъективного взаимодействия (персональный имидж); В.В. Волкова, Н.А. Кадочников, А.В. Скрипкина разрабатывают стратегии и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы (корпоративный имидж). Г.А. Бусыгина исследует индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза (индивидуальный имидж); Л.Ю. Донская выявляет психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы (профессиональный имидж) и т.д.

Многочисленные исследования показали, что, несмотря на представленность термина «имидж» в современной научной литературе, исследование личностно-профессионального имиджа современного студента вуза является недостаточно разработанным. Мы считаем, что, характеризуя студента как представителя какой-либо профессии, нельзя разделять профессиональный и личностный имиджи. Поэтому нами вводится понятие «личностно-профессиональный имидж студента» как интегральная характеристика, включающая совокупность внешних и внутренних индивидуальных качеств, необходимых для эффективной самореализации и самоутверждения себя в профессии, личной и социальной жизни. При этом акцентируется внимание на проективной взаимосвязи  (личностных и профессиональных аспектов), так как наличие тех или иных качеств и свойств личности определяет успешность будущей профессиональной деятельности; а определенный уровень теоретической подготовки и профессиональные навыки, полученные в вузе, обусловливают раскрытие потенциальных возможностей и совершенствование индивидуальных качеств обучающегося.

Можно выделить условные группы качеств, являющихся наиболее значимыми для студентов в профессиональном и личностном плане. Это когнитивные способности; научно-теоретические знания; развитая и адекватная Я-концепция; информационно-аналитические умения; личностные качества; социально-деловые качества; операционально-деятельностные умения [5].

Для эффективного формирования личностно-профессионального имиджа студентов, на наш взгляд, необходимо: обеспечение овладения студентами психолого-педагогическими знаниями по вопросам создания личностно-профессионального имиджа (знания о сущности и структуре, функциях, составляющих имиджа, знания о себе, своих психологических особенностях и возможностях,  Я-концепции); организация субъект-субъектного взаимодействия субъектов образования, ориентированного на формирование у обучающихся умений (коммуникативных, организаторских, рефлексивных) и развитие личностных качеств (активности, инициативности, ответственности, самостоятельности, креативности);  реализация педагогической поддержки (в совокупности средств, методов, стратегий), развитие мотивации субъекта к изменению своих психических или физических качеств.

Личностно-профессиональный имидж студента формируется в образовательной и культурной среде, поэтому характеристики и свойства этой среды также имеют значение в создании положительного имиджа студента. Это и содержание обучения, преподавательский состав, материальная оснащенность и политика вуза. Так, в последние годы в практике вуза стали активнее использоваться мониторинг имиджа вуза и оценка обучаемыми качества образовательных услуг. Обучение в вузе - это возможность приобрести навыки общения, взаимодействия, адаптации и влияния. Помимо развития личностных качеств, студент должен уметь создать и внешний образ, который будет гармонировать с внутренним содержанием. Кроме того, у студента должна быть сформирована потребность в самопознании и формировании позитивного имиджа. Таким образом, все компоненты личностно-профессионального имиджа студента базируются на трех уровнях: конституциональный; личностный, включающий мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты; социально-психологический - статус вуза, факультета, избранной профессии и социальной роли студента [4].  

Необходимо отметить, что формирование личностно-профессионального имиджа студента связано с выполнением новых социальных ролей и определяется повышением активности и избирательности, т.е. субъектности самой личности на уровне действия внутренних факторов индивида, которые выражаются в сознательном «самодостраивании» личности в профессиональном, личностном и социальном самосовершенствовании [6].

Мы считаем, что образовательный процесс вуза должен быть организован как имиджформирующий, ориентирован на создание соответствующего профессионального образа. Можно предположить, что содержание учебных дисциплин, планов, программ  должно включать разные аспекты личностно-профессионального имиджа студента. В целом, работа над формированием личностно-профессионального имиджа студента по своей проблематике, по задачам, по составу участников и их ролевым позициям, по форме, смыслу и результатам является образовательной деятельностью, выполняющей как учебную, так и воспитывающую функции. Данный вид образования необходимо осуществлять в многообразных формах и методах - тренинг, самомониторинг (опросник самомониторинга М. Снайдера; тест «Определение экстраверсии-интроверсии» по К. Юнгу; тест Ю.М. Орловой «Определение потребности в общении»; опросник И.М. Юсупова «Оценка эмпатии, способности понимать чувства других»; тест-опросник С. Марлоу-Крауна «Мотивация одобрения»; Опросник «Оценка конфликтности»; тест «Оценка уверенности поведения»; Опросник Лири «Определение стиля межличностных отношений»), элементы психогимнастики (мимические и пантомимические этюды, тренаж  проявленность отдельных качеств характера и эмоций, этюды психотерапевтической направленности и снятия эмоционального напряжения, психомышечной гимнастики, обучение ауторелаксации и т.д.), игровые методы, методы групповой дискуссии. Среди эффективных методов формирования личностно-профессионального имиджа студента можно назвать и освоение студентами основ самоменеджмента. Вследствие этого в систему подготовки будущих специалистов целесообразно включать практические занятия по освоению техники самоменеджмента, приемов тайм-менеджмента, основ планирования, самоорганизаци. Выбор методов и форм формирования личностно-профессионального имиджа студента обусловлен необходимостью не просто сообщить информацию, а организовать процесс присвоения знания, осмысления прожитого опыта и включения его в поведенческий компонент.

При этом необходимо обеспечить накопление знаний студента об имидже, его структурных составляющих, путях оптимального формирования личностно-профессионального имиджа в контексте организации тренингов, мастерских имидж-класса по следующей тематике: «Понятие, значение и структура Я-концепции личности»; «Позитивная и негативная Я-концепция, профессиональная Я-концепция», «Трансактный анализ и механизмы психологической защиты», «Я-концепция и психическое здоровье человека», «Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении», «Чувство собственного достоинства, вербальные и невербальные методы выражения его наличия или отсутствия. Обратная связь»; «Я в своих глазах и в глазах других людей», «Как справиться с раздражением, тревогой, плохим настроением»  и др. [3].

Таким образом, процесс формирования личностно-профессионального имиджа - это творческий процесс, который способствует раскрытию индивидуальности и предполагает самопроектирование в зависимости от личностных особенностей, внутренних устремлений студента. Личностно-профессиональный имидж студента формируется более эффективно в процессе педагогической, практикоориентированной деятельности, в групповой работе, с помощью которых возможно получение обратной связи и формирование адекватного представления о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности. Процесс подготовки будущих специалистов предполагает не только вооружение их суммой профессиональных знаний, умений и навыков, но и создание особого личностно-профессионального имиджа для каждого представителя профессии, обретение системы личностно-профессиональных ценностей.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;   

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.