Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования [1, с. 57].
Ряд отечественных исследователей (А.В. Запорожец, А. Д. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) утверждали, что игра является наиболее доступным и интересным способом переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций для ребенка.
Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Театрализованные занятия являются важнейшим средством развития эмпатии у детей дошкольного возраста, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность помогает решать ряд педагогических задач, в особенности художественно-эстетического, речевого и интеллектуального развития; развивает творческий потенциал, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным [6, с. 49].
На существование эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Понимание игры как «эмоционально-действенного освоения мира», по определению А.Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще не могут проявлять, а в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение [3, с. 85].
Игры условно можно разделить на 2 основные группы: игры-драматизации и игры режиссерские. В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает себе образ. В режиссерских играх артистами являются игрушки, а ребенок является «сценаристом», «режиссером».
В детском саду огромное значение уделяется театрализованным играм, формирующим правильную модель поведения в современном мире, знакомящим дошкольника с музыкой, литературой и изобразительным искусством. Театрализованную деятельность можно включать во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых.
Театрализованные игры имеют нравственную направленность. Любимые герои детей становятся образцами для подражания, и ребенок начинает сравнивать себя с литературным героем.
Теоретическое изучение проблемы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности послужило основанием для экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 39 г. Арзамаса. В нем принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 38 человек, из них 22 девочки и 16 мальчиков. Возраст испытуемых - 6-7 лет.
Перед исследованием нами была проведена беседа с воспитателями группы, цель - изучить социальный статус воспитанников, характеристика ребят. Мы выяснили, что все дети из благополучных семей. Семьи в основном полные, но есть семьи, где ребенка воспитывает один из родителей. Причиной этому послужил либо развод родителей, либо потеря кормильца. Также есть многодетные семьи, где воспитывается более двух детей. Родители воспитанников работают в основном в сфере торговли, медицины, образования. Воспитанников группы педагоги характеризуют в основном как общительных, подвижных, доброжелательных, дружных. Многие дети любят прогулки, особенно, если прогулка носит познавательный характер - например, если воспитатели рассказывают об окружающем мире, лепят из снега разные фигуры, мастерят и развешивают кормушки для птиц и т.д. Со слов воспитателей, межличностное общение осуществляется довольно активно, хотя при этом нельзя сказать, что не бывает ссор между детьми. Дети отличаются разностью интересов и идей. Есть дети, которые являются «лидерами» группы и пользуются некоторым авторитетом у других ребят, причем к ним относятся как мальчики, так и девочки. Как правило, они отличаются смелостью, активностью и оригинальностью идей в самостоятельной игре и на занятиях. Понаблюдав за детьми в группе, мы заметили, что дети часто спорят, о том что «этого делать нельзя», «это плохо», «это запрещено». Во время спора дети говорят друг другу «ты плохой», «ты делаешь неправильно», «это некрасиво, так делать нельзя».
Исходя из характеристики детей, а также их особенностей для изучения уровня развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста, мы применили несколько методик.
В качестве первой методики мы применили методику «Сюжетные картинки» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель методики - изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.
При использовании методики «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) детям предлагались картинки с изображение ситуации, подлежащих нравственной оценке. Исследование проводилось индивидуально. Ребенку показывались картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Дети объясняли, почему они именно так разложили картинки».
Анализ результатов по методике «Сюжетные картинки» показал, что дошкольники имеют разные уровни сформированности моральных норм. Высокий уровень сформированности моральных норм показали 3 (16 %) детей из контрольной группы и 2 (10 %) детей из экспериментальной группы. В процессе диагностики дети набрали от 24 до 30 баллов - они правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, называя моральную норму.
Средний уровень сформированности моральных норм показали 12 (63 %) человека из контрольной группы и 10 (53 %) детей из экспериментальной группы. В процессе диагностики дошкольники набрали от 16 до 23 баллов - они правильно раскладывали картинки, но не могли обосновать свои действия.
Низкий уровень сформированности моральных норм показали 4 (21 %) испытуемых из контрольной группы и 7 (37 %) испытуемых из экспериментальной группы. В процессе диагностики дети набрали от 10 до 15 баллов - они неправильно раскладывали картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных поступков).
У испытуемых преобладает в основном средний уровень развития эмоциональных реакций, адекватных моральным нормам. Данные дети правильно оценивали ситуации на картинках, объясняя свой выбор. Но также данные дети либо допускали ошибки в объяснениях и выборе некоторых картинок, либо не могли объяснить свой выбор, а говорили о том, что «должно быть так» или «это не правильно». Также есть дети, которые показали, как высокий уровень развития эмоциональных реакций адекватных моральным нормам, не допустив ошибок при выполнении задания, и дети, которые показали низкий уровень развития эмоциональных реакций адекватных моральным нормам, которые не смогли справиться с большей частью задания.
В качестве второй методики для изучения нравственного развития старших дошкольников мы применили методику «Закончи историю», модифицированный вариант Р.М. Калининой.
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, внимание к людям - равнодушие).
В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
Анализ результатов по методике «Закончи историю», модифицированный вариант Р.М. Калининой, показал, что дошкольники имеют разные уровни понимания нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость-лживость, внимание к людям - равнодушие), по-разному соотносят эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешают проблемные ситуации на основе нравственных норм и дают элементарную нравственную оценку. Дошкольники показали разный уровень понимания нравственных норм. Высокий уровень понимания нравственных норм показали 3 (16 %) человека из контрольной группы, из экспериментальной группы высокий уровень понимания нравственных норм не показал никто. В процессе диагностики данные испытуемые набрали по три балла. Средний уровень понимания нравственных норм показали 11 (58 %) детей контрольной группы и 10 (53 %) детей экспериментальной группы. В процессе диагностики они набрали по два балла. Низкий уровень понимания нравственных норм показали 5 (26 %) дошкольников контрольной группы и 9 (47 %) дошкольников экспериментальной группы. В процессе диагностики они набрали от нуля до одного балла.
У детей контрольной и экспериментальной группы преобладает в основном средний уровень понимания нравственных норм. В процессе диагностики испытуемые называли нравственную норму, правильно оценивали поведение детей, но не мотивировали свою оценку. Также в контрольной и экспериментальной группах есть дети, показавшие низкий уровень понимания нравственных норм. Для них характерно оценивание поведения детей как положительное, так и отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку мотивирующую нравственную форму поведения данные дети не формулировали.
Высокий уровень понимания нравственных норм показала часть детей из контрольной группы. Для них характерно определение нравственной нормы, понимание ее значения для взаимоотношений людей и способность обосновать свое мнение, правильно оценив поведение детей, мотивируя свою оценку.
Таким образом, по результатам диагностики можно сделать вывод, что часть детей данной группы имеют адекватную самооценку, также есть дети, самооценка которых интерпретируется как неадекватно завышенная, завышенная или заниженная. При этом оценивание детей самих себя основано на оценке взрослых (родителей, воспитателей).
При изучении эмоционального отношения к нравственным нормам было выявлено, что некоторые дети способны адекватно оценивать поступки других детей, у большей части детей сформированы представления о поступках и их направленности (хорошие, плохие), но объяснить их выбор дети, как правило, затрудняются. У других дошкольников данные представления не сформированы.
Изучение уровня понимания нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие) показало, что часть дошкольников без труда определяют эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешают проблемные ситуации на основе нравственных норм и дают элементарную нравственную оценку, другая часть понимает их частично, и остальные испытывают значительные трудности в понимании нравственных норм.
Таким образом, наше исследование по изучению нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности базировалось на методиках: методике «Сюжетные картинки» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, а также методике «Закончи историю», модифицированный вариант Р.М. Калининой.
Исходя из полученных результатов исследования можно констатировать, что результаты испытуемых экспериментальной группы ниже по всем методикам, чем результаты испытуемых контрольной группы, что в свою очередь говорит о том, что с данной группой дошкольников необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Рецензенты:
Повшедная Ф.В., д..п..н., профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород.;
Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.