Становление курсанта как субъекта образовательного процесса военного вуза рассматривается с различных точек зрения: например, сквозь призму формирования ценностных ориентаций и установок в процессе воспитания и учебной деятельности, в процессе профессиональной физической и функциональной подготовки, в формировании межэтнической толерантности, в формировании морально-психологической устойчивости и т.п.
Материалы исследования
Теоретической основой изучения обозначенной проблемы выступают труды, посвященные кругу следующих вопросов:
- адаптации и адаптации к обучению (Л.И. Божович, В.Ю. Верещагин, А.Б. Георгиевский, А.Ф. Лазурский, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Ю.А. Самарин, П.Г. Щедровицкий и др.);
- мотивации и профессиональной мотивации (В.А. Бодров, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев и др.);
- обучению и воспитанию в целом и в военном вузе в частности (В.В. Арнаутов, А.А. Вербицкий, М.В. Воронов, Л.Г. Вяткин, Н.А. Исаева, Л.С. Колмогорова, Т.А. Леонтьева, А.Е. Пасекунов, В.И. Слободчиков, Т.Р. Шишигина и др.) [3].
Мотивация в научно-педагогической литературе связывается с пониманием побудительных сил к чему-нибудь. Так, в исследовании В.А. Гордашникова и А.Я. Осина мотивация обучения представлена как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [3]. В исследовании Н. Бордовской и А. Реана мотивация рассматривается как побудительный источник одного и того же поступка [2]. Другими словами, мотивация выступает как побудительный процесс на определенную деятельность, поступок, действие и т.п.
Мотивация на профессию - это побудительный процесс, оказывающий влияние на выбор личностью профессии и ее освоение. С мотивации на профессию начинается профессиональное становление. Внутри мотивации обнаруживается совокупность идеалов, интересов, убеждений, социальных установок, ценностей. Именно они «толкают» личность на профессиональное самоопределение. Военно-профессиональная мотивация, как считают А.П. Андруник и А.Н. Безматерных [1], является результатом процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего.
Профессионально-мотивационная адаптация в военном вузе представляет собой процесс поэтапного вхождения курсантов в военную профессию, привыкание к особенностям военной службы посредством военного обучения. Учебный процесс, обучение в военном вузе выступают мощным фактором для становления курсанта в военной профессии.
Для практического изучения процесса профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе нами разработан критериально-уровневый аппарат.
Критерий в современной научной литературе показан как мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании; это точка зрения, являющаяся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий [6]. Другими словами, под критерием понимается существенный признак исследуемого предмета, на основе которого можно его измерить. Каждый критерий характеризуется набором признаков. Раскроем содержание каждого критерия и его признаков.
Первый критерий - потребно-смысловой - заключается в наличии потребностей у курсантов в понимании смысла военной профессиональной деятельности и раскрывается в двух показателях - мотивация достижения успеха и потребность в самореализации.
Мотивация достижения успеха является характеристикой личности, обусловленной потребностями, мировоззрением, убеждениями. При мотивации достижения курсант характеризуется высокой активностью, уверенностью в своих силах, самооценкой, способностью и готовностью решать сложные задачи [5]. Отметим, что мотивы достижения, каждый раз повторяясь, образуют устойчивые черты личности и характеризуют не только саму личность, но и ее поведение.
Потребность в самореализации является характеристикой личности, указывающей на стремление к наиболее эффективному применению и использованию своих способностей, желаний. Это и постановка цели, и разработка стратегий личностного развития и тактик профессионального совершенствования. У курсанта самореализация выражается в желании предельно развивать свои способности в различных видах военно-профессиональной деятельности.
Потребно-смысловые характеристики профессионально-мотивационной адаптации курсантов обеспечивают успешное вхождение в военную профессию, наделяют этот процесс целеустремленностью, стабильностью, позволяют чувствовать себя уверенным, успешным, способным преодолевать трудности воинской службы.
Второй критерий - профессионально-ценностный - заключается в совокупности ценностей военной профессии, ценностных ориентаций, на которые опирается личность. У курсантов военного вуза ведущими ценностями и показателями для профессионально-мотивационной адаптации будут служить ценности воинского долга и войскового товарищества.
Ценности воинского долга как одни из главных ценностей военнослужащего опираются не только на ценностные ориентации военной профессии, но и на нравственные и моральные устои личности. Нравственность как категория, характеризующая субъекта военной профессии, является высшей характеристикой служебной деятельности, предполагает, что жизнь, здоровье людей, личное достоинство, права и свободы человека служат для военнослужащего первичными [9, 11]. Курсант должен осознавать личную ответственность за судьбу страны, народа, в целом за Отечество. В этом смысле военная служба и военная профессия - это исполнение долга перед страной, государством, народом, основанное на охране и преумножении их ценностей. К ценностям воинского долга курсантов относятся высокая гражданственность, государственность, патриотизм, преданность Отчизне.
Войсковое товарищество как профессионально-ценностный показатель имеет значительное влияние на становление курсанта как офицера, военнослужащего. Испокон веков товарищество в войсках было фундаментом успеха. «Товарищ» в Толковом словаре трактуется как человек, близкий по взглядам, по деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-либо [7]. Войсковое товарищество выступает как морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность [8]. Как ценность военной профессии для курсантов очень важно с первых дней службы формировать внимание к сослуживцам, проявлять взаимовыручку, взаимоуважение, дисциплину, не допускать грубость, лень, недостойные низко нравственные поступки.
Профессионально-ценностные характеристики профессионально-мотивационной адаптации курсантов обеспечивают морально-духовные, нравственные ориентиры профессионального становления в военном вузе и закладывают крепкий и прочный фундамент преданного Родине, Отчизне военнослужащего.
Третий критерий - личностный - заключается в наличии у курсантов личностных характеристик, способствующих высокому проявлению профессионализма и успешному овладению военно-профессиональными знаниями, умениями и опытом. Показателями личностного критерия выступают ответственность и дисциплинированность.
Ответственность для курсанта характеризует его способность и потребность отдавать отчет в своих поступках, поведении, отношениях. Быть ответственным означает самостоятельно контролировать себя, понимать свое назначение в общем деле и важность выполнять поручения при любых условиях без исключения. Курсант должен проявлять понимание того, что все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения [10].
Дисциплинированность курсанта проявляется в точном и неукоснительном исполнении приказов, Устава, поручений командира. В Дисциплинарном Уставе сказано: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства курсанта-воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение правил говорит только о понимании курсантом существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг [10].
Личностные характеристики профессионально-мотивационной адаптации курсантов обеспечивают морально-психологический аспект становления курсанта как будущего офицера и дают возможность ему проявлять самостоятельность в обучении.
Подводя итоги критериальному описанию профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе, раскроем более подробно его суть. Итак, профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе - это становление его потребностно-смысловых, профессионально-ценностных и личностных характеристик, проявляющихся в наличии мотивации достижения успеха, потребности в самореализации, преобладании ценностей воинского долга и войскового товарищества при обязательном проявлении ответственности и дисциплинированности.
Уровни сформированности профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе указывают на возможность поэтапного достижения высоких результатов. Этот процесс, по нашему мнению, формируется по трем уровням: 1) ситуативному; 2) базовому; 3) преобразующему.
Первый (ситуативный) уровень указывает на то, что курсант ситуативно адаптируется к обучению в военном вузе, не обладает мотивацией достижения успеха, недостаточно осознает ценности воинского долга и товарищества, не всегда самостоятельно проявляет дисциплинированность и ответственность.
Второй (базовый) уровень указывает на стабильное, постоянное внимание курсанта к необходимости достигать успех, быть уверенным в себе, оказывать поддержку и взаимовыручку, проявлять товарищество, реализуя себя и как друг, и как профессионал на основе ответственности и дисциплинированности.
Третий (преобразующий) уровень указывает на безусловное проявление всех характеристик: мотивации достижения успеха, потребности в самореализации, ценностей воинского долга и товарищества, ответственности, дисциплинированности независимо от ситуаций, а также постоянное совершенствование себя, неустанный самоконтроль и саморазвитие.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ создает возможность учесть в образовательном процессе военного вуза возможность обеспечить профессионально-мотивационную адаптацию курсантов, при этом опираясь на точные критерии и их показатели, проявляемые на трех уровнях. Критериально-уровневый аппарат решения проблемы обеспечивает научные основы педагогического эксперимента и позволяет более точно и локально решать задачи повышения качества военного образования.
Рецензенты:
Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, зав. научно-исследовательским центром «Научный центр стратегических исследований проблем образования» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;
Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.