Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CRITERION LEVEL THE DEVICE OF RESEARCH OF IS PROFESSIONAL-MOTIVATIONAL ADAPTATION OF CADETS TO TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOL

Kechkin Yu.V. 1
1 Military uchebno-centre of science of Military-air forces «Military-air academy» branch
The initial analysis of improvement of quality of modern military education is carried out and in article the analysis of criteria and levels of is professional-motivational adaptation of cadets to training in military high school is presented. Is professional-motivational adaptation in military high school represents process of stage-by-stage occurrence of cadets in a military trade, accustoming to features of military service by means of military training. As criteria are offered requirement sense, is professional-valuable and personal, in the set shown on situational, base and reformative levels. Conclusions are presented that the criterion level the device of a solution of a problem provides scientific bases of pedagogical experiment and allows more precisely and to solve problems of improvement of quality of military education locally. Novelty in definition of criteria in which quality are offered requirement sense, is professional-valuable and personal, in the set shown on situational, base and formed levels is shown.
cadets
professional motivation
motivation
adaptation
military education
Обращаясь к проблеме повышения качества современного военного образования, опираясь на собственный опыт работы в военном вузе, мы выявили актуальную задачу, требующую своего немедленного решения. Это задача формирования и развития профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе. Во-первых, обучение в военном вузе существенно отличается от обучения в вузе гражданской направленности и требует от курсанта как субъекта образовательного процесса строгого распределения физических сил и своих учебных возможностей. Во-вторых, учебный процесс в военном вузе имеет усиленную профориентационную работу с опорой на военное воспитание личности. Все это дает основание изучить адаптацию к обучению в военном вузе сквозь призму профессиональной мотивации.

Становление курсанта как субъекта образовательного процесса военного вуза рассматривается с различных точек зрения: например, сквозь призму формирования ценностных ориентаций и установок в процессе воспитания и учебной деятельности, в процессе профессиональной физической и функциональной подготовки, в формировании межэтнической толерантности, в формировании морально-психологической устойчивости и т.п.

Материалы исследования

Теоретической основой изучения обозначенной проблемы выступают труды, посвященные кругу следующих вопросов:

  • адаптации и адаптации к обучению (Л.И. Божович, В.Ю. Верещагин, А.Б. Георгиевский, А.Ф. Лазурский, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Ю.А. Самарин, П.Г. Щедровицкий и др.);
  • мотивации и профессиональной мотивации (В.А. Бодров, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев и др.);
  • обучению и воспитанию в целом и в военном вузе в частности (В.В. Арнаутов, А.А. Вербицкий, М.В. Воронов, Л.Г. Вяткин, Н.А. Исаева, Л.С. Колмогорова, Т.А. Леонтьева, А.Е. Пасекунов, В.И. Слободчиков, Т.Р. Шишигина и др.) [3].

Мотивация в научно-педагогической литературе связывается с пониманием побудительных сил к чему-нибудь. Так, в исследовании В.А. Гордашникова и А.Я. Осина мотивация обучения представлена как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [3]. В исследовании Н. Бордовской и А. Реана мотивация рассматривается как побудительный источник одного и того же поступка [2]. Другими словами, мотивация выступает как побудительный процесс на определенную деятельность, поступок, действие и т.п.

Мотивация на профессию - это побудительный процесс, оказывающий влияние на выбор личностью профессии и ее освоение. С мотивации на профессию начинается профессиональное становление. Внутри мотивации обнаруживается совокупность идеалов, интересов, убеждений, социальных установок, ценностей. Именно они «толкают» личность на профессиональное самоопределение. Военно-профессиональная мотивация, как считают А.П. Андруник и А.Н. Безматерных [1], является результатом процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего.

Профессионально-мотивационная адаптация в военном вузе представляет собой процесс поэтапного вхождения курсантов в военную профессию, привыкание к особенностям военной службы посредством военного обучения. Учебный процесс, обучение в военном вузе выступают мощным фактором для становления курсанта в военной профессии.

Для практического изучения процесса профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе нами разработан критериально-уровневый аппарат.

Критерий в современной научной литературе показан как мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании; это точка зрения, являющаяся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий [6]. Другими словами, под критерием понимается существенный признак исследуемого предмета, на основе которого можно его измерить. Каждый критерий характеризуется набором признаков. Раскроем содержание каждого критерия и его признаков.

Первый критерий - потребно-смысловой - заключается в наличии потребностей у курсантов в понимании смысла военной профессиональной деятельности и раскрывается в двух показателях - мотивация достижения успеха и потребность в самореализации.

Мотивация достижения успеха является характеристикой личности, обусловленной потребностями, мировоззрением, убеждениями. При мотивации достижения курсант характеризуется высокой активностью, уверенностью в своих силах, самооценкой, способностью и готовностью решать сложные задачи [5]. Отметим, что мотивы достижения, каждый раз повторяясь, образуют устойчивые черты личности и характеризуют не только саму личность, но и ее поведение.

Потребность в самореализации является характеристикой личности, указывающей на стремление к наиболее эффективному применению и использованию своих способностей, желаний. Это и постановка цели, и разработка стратегий личностного развития и тактик профессионального совершенствования. У курсанта самореализация выражается в желании предельно развивать свои способности в различных видах военно-профессиональной деятельности.

Потребно-смысловые характеристики профессионально-мотивационной адаптации курсантов обеспечивают успешное вхождение в военную профессию, наделяют этот процесс целеустремленностью, стабильностью, позволяют чувствовать себя уверенным, успешным, способным преодолевать трудности воинской службы.

Второй критерий - профессионально-ценностный - заключается в совокупности ценностей военной профессии, ценностных ориентаций, на которые опирается личность. У курсантов военного вуза ведущими ценностями и показателями для профессионально-мотивационной адаптации будут служить ценности воинского долга и войскового товарищества.

Ценности воинского долга как одни из главных ценностей военнослужащего опираются не только на ценностные ориентации военной профессии, но и на нравственные и моральные устои личности. Нравственность как категория, характеризующая субъекта военной профессии, является высшей характеристикой служебной деятельности, предполагает, что жизнь, здоровье людей, личное достоинство, права и свободы человека служат для военнослужащего первичными [9, 11]. Курсант должен осознавать личную ответственность за судьбу страны, народа, в целом за Отечество. В этом смысле военная служба и военная профессия - это исполнение долга перед страной, государством, народом, основанное на охране и преумножении их ценностей. К ценностям воинского долга курсантов относятся  высокая гражданственность, государственность, патриотизм, преданность Отчизне.

Войсковое товарищество как профессионально-ценностный показатель имеет значительное влияние на становление курсанта как офицера, военнослужащего. Испокон веков товарищество в войсках было фундаментом успеха. «Товарищ» в Толковом словаре трактуется как человек, близкий по взглядам, по деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-либо [7]. Войсковое товарищество выступает как морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность [8]. Как ценность военной профессии для курсантов очень важно с первых дней службы формировать внимание к сослуживцам, проявлять взаимовыручку, взаимоуважение, дисциплину, не допускать грубость, лень, недостойные низко нравственные поступки.

Профессионально-ценностные характеристики профессионально-мотивационной адаптации курсантов обеспечивают морально-духовные, нравственные ориентиры профессионального становления в военном вузе и закладывают крепкий и прочный фундамент преданного Родине, Отчизне военнослужащего.

Третий критерий - личностный - заключается в наличии у курсантов личностных характеристик, способствующих высокому проявлению профессионализма и успешному овладению военно-профессиональными знаниями, умениями и опытом. Показателями личностного критерия выступают ответственность и дисциплинированность.

Ответственность для курсанта характеризует его способность и потребность отдавать отчет в своих поступках, поведении, отношениях. Быть ответственным означает самостоятельно контролировать себя, понимать свое назначение в общем деле и важность выполнять поручения при любых условиях без исключения. Курсант должен проявлять понимание того, что все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения [10].

Дисциплинированность курсанта проявляется в точном и неукоснительном исполнении приказов, Устава, поручений командира. В Дисциплинарном Уставе сказано: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства курсанта-воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение правил говорит только о понимании курсантом существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг [10].

Личностные характеристики профессионально-мотивационной адаптации курсантов обеспечивают морально-психологический аспект становления курсанта как будущего офицера и дают возможность ему проявлять самостоятельность в обучении.

Подводя итоги критериальному описанию профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе, раскроем более подробно его суть. Итак, профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе - это становление его потребностно-смысловых, профессионально-ценностных и личностных характеристик, проявляющихся в наличии мотивации достижения успеха, потребности в самореализации, преобладании ценностей воинского долга и войскового товарищества при обязательном проявлении ответственности и дисциплинированности.

Уровни сформированности профессионально-мотивационной адаптации курсантов к обучению в военном вузе указывают на возможность поэтапного достижения высоких результатов. Этот процесс, по нашему мнению, формируется по трем уровням: 1) ситуативному; 2) базовому; 3) преобразующему.

Первый (ситуативный) уровень указывает на то, что курсант ситуативно адаптируется к обучению в военном вузе, не обладает мотивацией достижения успеха, недостаточно осознает ценности воинского долга и товарищества, не всегда самостоятельно проявляет дисциплинированность и ответственность.

Второй (базовый) уровень указывает на стабильное, постоянное внимание курсанта к необходимости достигать успех, быть уверенным в себе, оказывать поддержку и взаимовыручку, проявлять товарищество, реализуя себя и как друг, и как профессионал на основе ответственности и дисциплинированности.

Третий (преобразующий) уровень указывает на безусловное проявление всех характеристик: мотивации достижения успеха, потребности в самореализации, ценностей воинского долга и товарищества, ответственности, дисциплинированности независимо от ситуаций, а также постоянное совершенствование себя, неустанный самоконтроль и саморазвитие.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ создает возможность учесть в образовательном процессе военного вуза возможность обеспечить профессионально-мотивационную адаптацию курсантов, при этом опираясь на точные критерии и их показатели, проявляемые на трех уровнях. Критериально-уровневый аппарат решения проблемы обеспечивает научные основы педагогического эксперимента и позволяет более точно и локально решать задачи повышения качества военного образования.

Рецензенты:

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, зав. научно-исследовательским центром «Научный центр стратегических исследований проблем образования» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.