Специфика обучения в архитектурно-строительном вузе, как и дальнейшая профессиональная деятельность, заключается в том, что требуется достаточно сильная графическая подготовка по выполнению и чтению чертежей, развитое пространственное мышление, которые и составляют технические способности архитектора XXI века. Согласно Столяренко Л.Д. технические способности представляют собой «совокупность следующих факторов: пространственные представления, основанные на способности оперировать геометрическими образами; техническое понимание, заключающееся в способности правильно воспринимать пространственные модели и умении конструировать» [5]. Уровень пространственного мышления при этом характеризуется такими показателями, как умение анализировать форму, размеры, расположение и соотношение элементов объекта. Особо важную роль играет умение передать объект графически. Данные факторы отражены в ФГОС ВПО по подготовке архитектора, определяющий образовательный минимум в области архитектурной графики. Выпускник вуза по направлению «Архитектура», согласно ФГОС ВПО, должен знать основные законы геометрического формирования, взаимного расположения объектов, необходимые для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений и деталей конструкций, составления технической документации. Соответствующая подготовка реализуется в процессе изучения курсов дисциплин «Начертательная геометрия и графика» и «Перспектива пространства», которые являются важнейшим компонентом высшего архитектурного образования [1].
Проведенный анализ результатов входного контроля знаний студентов первого курса архитектурно-строительного университета показал, что далеко не все студенты-первокурсники обладают развитыми графическими навыками, и большинство из них не может пользоваться основными геометрическими понятиями. Это происходит, невзирая на то, что данный материал предполагалось освоить в рамках средней школы. В этой связи дальнейшее изучение дисциплин графического цикла вызывает довольно большие трудности, особенно в последнее время на фоне сокращения аудиторных занятий и увеличения доли самостоятельного освоения материала, что не может не сказаться на общей успеваемости. Одной из причин подобной неуспеваемости студентов-первокурсников можно считать то, что в последнее время во многих средних учебных заведениях не преподается предмет «Черчение» и довольно значительно урезана программа по геометрии. Кроме того, школьный курс черчения наполнен, прежде всего, терминологией, стандартами и весьма приблизительными правилами оформления чертежей. А необходимое будущему архитектору целенаправленное развитие пространственного мышления и графики отсутствует. Теоретические основы планиметрии и стереометрии не подкрепляются практической базой черчения. Сложившаяся ситуация в средней школе побуждает потенциальных абитуриентов избегать технических специальностей, в частности архитектурных. Таким образом, возникла необходимость корректировки задач предварительной подготовки учащихся старших классов средней школы и привести их в соответствие с требованиями рабочих программ по графическим дисциплинам на первом курсе Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) по всем направлениям. С этой целью совместно с ведущими методистами средней общеобразовательной школы политехнического уклона и преподавателями кафедры начертательной геометрии и графики (НГиГ)КГАСУ была разработана программа, предполагающая преемственность профессиональной, в том числе и графической, подготовки учащихся по направлению «школа - вуз». Для реализации данной задачи был написан элективный курс графики, направленный на развитие пространственного мышления, воображения и усиления графической, а также геометрической подготовки будущих студентов архитектурных специальностей. Основное содержание курса соответствует требованиям к рабочим программам довузовской подготовки КГАСУ и включает в себя задачи становления графической культуры, знакомство с ГОСТ, понимания проекционного черчения, начальных знаний начертательной геометрии. Основой обучения является общеобразовательная дисциплина «Черчение» и факультатив «Графическое моделирование» и представляет собой следующую структуру: основы технической графики (изображение линий, шрифт, оформление); понятие проекций, как основы пространственного мышления, умение изображать объекты на плоскости; построение вырезов, срезов, отверстий на объектах; выполнение сечений; понятие аксонометрии; творческие задачи по проекционному черчению, связанные с отображение объектов на плоскости и их преобразованием [1,2].
Каждое задание выполняется согласно требованиям ГОСТ к чертежам и предполагает элементы творческого подхода к работе. При решении задач производится построение на комплексном чертеже, что необходимо для создания пространственных образов. Например, создание объекта по заданным условиям на основе анализа исходных данных, преобразования и перемещения его в пространстве, определение и создания общего вида предмета по плоскостному изображению, моделируя при этом проектно-конструкторскую деятельность инженера-строителя. Элективный курс обсуждался на заседаниях кафедры НГиГ КГАСУ и педагогического совета профильного лицея и был утвержден районным учебно-методическим отделом среднего образования.
На базе профильного лицея г. Казани в 2008 году был произведен набор учащихся в 10 класс, на конкурсной основе по подготовке к поступлению в КГАСУ на архитектурные специальности, наиболее сложные и требующие более сильную пропедевтическую основу. Прием производился при участии преподавателей Института Архитектуры и Дизайна КГАСУ. В образовательную программу обучения старшеклассников были включены факультативные часы по черчению, которые проводились под контролем кафедры начертательной геометрии. Регулярно проводились методические советы с участием преподавателей кафедры и средней школы, в процессе которых происходило корректирование программы курса в целях соответствия требованиям вуза к будущим студентам, а также учитывались возникшие пожелания учащихся, родителей и учителей лицея. Вся проводимая работа способствовала, прежде всего, формированию профессиональной направленности интересов школьников-старшеклассников. После окончания лицея 20 учащихся из 26 успешно выдержали вступительные экзамены и стали студентами первого курса специальностей «Архитектура» и «Проектирование зданий».
В последующие годы количество учащихся лицея, целенаправленно начавших подготовку к поступлению и обучению в КГАСУ, заметно возросло. Занятия по черчению проводились в виде спаренных уроков один раз в неделю, форма проведения которых сводилась, прежде всего, к самостоятельной практической работе под контролем преподавателя. Для определения эффективности профильной подготовки в лицее был проведен эксперимент, позволяющий оценить уровень готовности учащихся к обучению в архитектурном вузе. Для эксперимента были отобраны две группы первокурсников. 1 группа - специальная, куда вошли студенты, прошедшие профессиональную графическую подготовку на базе лицея, по разработанной программе элективного курса. 2 группа - обычная, выпускники средних общеобразовательных школ, где не только не преподавались дисциплины профильного направления, но и вообще не было такого предмета, как черчение. Успеваемость студентов данных групп отслеживалась в течение всего года обучения, включая первый семестр вуза. Были получены следующие результаты:
1 группа - удовлетворительные оценки составили 10 %, отличные оценки составили 53 %.
Качество успеваемости составило 90 %.
2 группа - удовлетворительные оценки составили 40 %, отличные оценки составили 24 %.
Качество успеваемости составило около 57 %.
Таким образом можно сделать вывод о том, что предварительная графическая подготовка способствовала лицеистам быстрее и легче осваивать курс начертательной геометрии и инженерной графики. Кроме того, анализ итоговых результатов эксперимента показал, что у 80 % студентов 1 группы укрепилась мотивация выбора профессии архитектора и морально-психологическая готовность к данной трудовой деятельности. Полученные данные позволили апробировать и оценить эффективность разработанного курса графики для учащихся профильного класса средней школы и его соответствия с обязательными образовательными стандартами. Помимо этого проведенные исследования показали , что с задачами проекционного черчения лучше справлялись те учащиеся, которые не прибегали к помощи компьютера, нежели те, которые пользовались программным обеспечением. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование пространственного мышления, прежде всего на пропедевтическом уровне, обеспечивает преемственность обучения архитектора черчению и способствуюет становлению архитектурной, конструкторской интуиции.
В настоящее время на фоне возросшей конкуренции высших учебных заведений как никогда важно найти своего абитуриента, который бы сознательно и целенаправлено стремился к получению образования в архитектурно-строительном вузе. Немаловажную роль при этом играет знаниевая готовность учащихся и наличие у них соответствующих умений и навыков, среди которых, конечно, выделяется графический аспект [3]. Опрос учащихся 9-х классов профильного лицея показал, что архитектурно-строительное образование довольно привлекательно среди потенциальных абитуриентов. Подавляющее большинство из них хотело бы быть подготовлено к будущему обучению в выбранном вузе по основным инженерным дисциплинам, в точ числе и графическим [4].
Заключение
В 2011 году был произведен новый набор учащихся в старшие классы профильного лицея для подготовки к обучению в КГАСУ. Программа предварительной подготовки по графическим основам геометрического моделирования приведена в соответствие с новыми рабочими программами вуза с учетом максимальной степени преемственности. Преемственность содержания образовательных программ осуществляется за счет некоторого упрощения вузовского курса начертательной геометрии и графики, переноса наименее сложной части дисциплины «Начертательная геометрия» в учебный план средней школы в виде элективного курса. Обеспечение преемственности графической подготовки по направлению «школа - вуз» на базе электива рассчитана на два этапа. На первом этапе подготовки предусмотрено, прежде всего, развитие графических умений и наывков: владение чертежным инструментом, изображение линий по требованиям стандарта и исходя из их назначения, написание шрифтов, геометрические построения. Второй этап предусматривает выполнение работ, направленных на развитие пространственного мышления и конструкторских навыков [5]. Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что выпускники профильных классов быстрее и успешнее адаптируются к процессу обучения в вузе. Таким образом, можно утверждать, что преемственность в обучении старшеклассников и студентов-первокурсников способствует целенаправленной, осознанной, профессионально-ориентированной графической подготовке учащихся и впоследствии геометро-графической подготовке студентов вуза. Также профессиональная направленность обучения как старшеклассников, так и студентов продиктована необходимостью решения ведущей задачи - становление гармонично развитой личности, способной к творческой деятельности и самосовершенствованию.
Рецензенты:
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Корчагин Е.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, психологии и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский архитектурно-строительный университет», г. Казань.