Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

SPECIFICITY OF SOCIAL DISTANCE AND CONTRADICTIONS OF INTERETHNIC INTERACTION ETHNOSOCIAL GROUP

Gadzhigasanova N.S. 1 Dudina I.M. 1 Khayrullina N.G. 2
1 Yaroslavl State University. PG Demidov Ministry of Education and Science
2 VPO «Tyumen State Oil and Gas University Ministry of Education of Russia»
Для социологического дискурса изучение процессов межэтнического взаимодействия является не достаточно разработанным и в определенной степени требующим более глубокого анализа. В работе представлен обзор теоретических концепций по вопросам интеракции этносоциальных групп. На основе критического рассмотрения методологических концепций автор отмечает, что во всех подходах взаимодействие в этническом аспекте рассматривается как вступающее в противоречие с трудностями, обусловленными несоответствием шаблонов взаимодействия. Также автором реализована задача анализа возможностей СМИ (с привлечением метода контент-анализа) в практике формирования социальной дистанции. Подвергшиеся анализу материалы демонстрируют недостаток позитивной информации в конкретном печатном СМИ; позволили выявить, что изложение материалов с преобладанием категории «Чужой» акцентирует внимание читателя на сохранении дистанции в межэтническом взаимодействии. Приводятся социологические данные, характеризующие представления жителей регионов о воздействии социальных институтов на дестабилизацию межнациональных отношений. Авторами были рассмотрены поведенческие стратегии респондентов в сфере трудовых и межличностных отношений, предприняты замеры эмотивного и поведенческого компонента этносоциальной установки. Предлагаются мероприятия, способствующие нивелированию социальной дистанции во взаимодействиях представителей различных этнических общностей.
For sociological discourse study of the processes of interethnic interaction is not sufficiently developed to a certain extent requires a deeper analysis. The paper provides an overview of the theoretical concepts on the interaction of ethno-social groups. Based on a critical review of the methodological concepts, the author notes that all approaches interaction in the ethnic aspect is seen as at odds with the difficulties caused by the mismatch of patterns of interaction. The author also realized the task of analyzing the media capabilities (using the method of content analysis) in the practice of the formation of social distance. The analyzed material demonstrates the lack of positive information in a particular print media; revealed that the presentation of the material with a predominance of the category of "Alien" draws the reader´s attention on maintaining a distance of inter-ethnic cooperation; characterized by a mismatch between the declared content of the publications "the desire to establish friendly relations, mutual understanding and social cooperation between people of different ethnic groups" and the real authors of the articles seeking support among the audience. The authors examined the behavioral strategies of the respondents in the area oflabor and interpersonal relations, measurements taken emotive and behavioral component ethnosocial installation. The measures that promote leveling of social distance in the interactions of the various ethnic communities.
national relations
the media
social distance
differentiation
party
inter-ethnic interaction
В современных условиях вопросы межэтнических взаимодействий приобретают особую значимость в области социально-гуманитарного знания [5, 8, 9]. Дело в том, что сегодня процессы внутриэтнической консолидации предопределяют динамику социальной жизни как моно-, так и полиэтнических регионов, что может находить отражение в требованиях национально-территориальной и культурной независимости, в актуализации этно-культурного самосознания населения, а также ярко выражается в трансформации численности этнических групп, уменьшении количества межэтнических брачных союзов, и кардинальном преобразовании характера межэтнического взаимодействия [1, 2, 6].

Межэтническое взаимодействие - это социальное взаимодействие, субъекты которого относятся к разным этническим группам. Между тем обязательными компонентами доминирующего числа определений социального взаимодействия являются деятели (агенты, акторы), а также действия, которые подразделяются на ответные реакции и ожидания. Наличествующие методологические концепции располагают возможностью интерпретировать отдельные стороны взаимодействия, в котором одни направления обладают большим эвристическим потенциалом на микроуровне, другие на макроуровне, но не существует методологического направления, которое можно было бы назвать универсальным [3, 4, 10]. В частности, З.В. Сикевич, размышляя о влиянии этнического фактора на социальные процессы на современном этапе, указывает, что в межэтническом взаимодействии народов России проявляется сложная система реальных этнополитических неравенств [7].

Потенциал СМИ в практике формирования социальной дистанции. В данном контексте в построении образа социального мира особая значимость принадлежит средствам массовой информации, так как печать, радио, телевидение, Интернет дают возможность не только передавать большие объемы информации колоссальным по численности аудиториям, на массы, но и устанавливать связи между народами и культурами, служить средством формирования у них не только целостного представления о мире, но и конструировать между представителями разных этнических групп социальную дистанцию.  В этой связи  стоит признать, что в современных условиях СМИ представляют собой не только действенный общественно-политический механизм, но и важный бизнес-инструмент, когда этничность, наряду с криминалом, финансами, светской жизнью, используется нередко в качестве одной из горячих тем (об этом пишут российские специалисты, Малькова В.К. [5]). Мы разделяем точку зрения Мальковой В.К. о  том, что деятельность СМИ представляет собой целенаправленное влияние на массовое сознание жителей огромной страны, на этносоциальные и этнокультурные представления и установки миллионов людей. Вследствие этого, этническая информация, передаваемая через современные российские СМИ в массовое сознание, может как объединять, так и способствовать разделению полиэтничного населения.

Для проведения исследования (контент-анализа) была выбрана российская деловая ежедневная газета «Известия», выпускаемая как в печатном, так и в электронном виде. Печатное издание, а именно газета, была выбраны объектом исследования в силу ряда преимуществ: охват общественных групп с самыми разными уровнями доходов; возможность повторного обращения к материалу; возможность визуализации информации (фотографии, рисунки, заголовки).

В указанном издании было проанализировано 106 публикаций, которые содержали ключевую фразу «(меж)национальные отношения». Исследованию подверглись статьи, вышедшие в период с июля 2013 г. по июнь 2014 г., что обусловлено произошедшими за это время конфликтами в июле 2013 г. на Матвеевском рынке (г. Москва), октябрьскими событиями 2013 г. в районе Бирюлево (г. Москва), получившие общественный резонанс и освещение в подавляющем большинстве российских СМИ. Интенсивность публикаций на межэтническую тему в течение года характеризуется относительной стабильностью - в среднем 5,6 % публикаций (5-6 статей), однако значительное увеличение объёма публикаций отрицательного содержания (в 3 раза, по 17-20 статей - в месяц, всего 51 статей; 45,9 %) зафиксировано в последнем квартале 2013 г. (октябрь-декабрь), что обусловлено указанными выше конфликтными ситуациями.

В целом, рассмотрение характера информационных сообщений по изучаемой проблеме позволило выявить: более 1/3 публикаций носили нейтральный характер (40,5 %), тогда как 38,7 % статей являются отрицательными по своему содержанию. Публикации отрицательной направленности объясняют конфликтные ситуации (события в Бирюлево, Арзамасе, Пугачёве) симбиозом коррупции чиновников, правоохранительных органов и нелегальной миграции, признают наличие на местном уровне непрозрачной и не избираемой местной власти, а также содержат формулировку «ужесточить законодательство / ответственность/ наказание / контроль / меры» в 19,8 % (22) материалах. Информационные сообщения положительного характера составили лишь 17,1 % и отражают обсуждаемые на государственном уровне инициативы, направленные на профилактические меры (в том числе и в молодежной среде) - например, статьи «В детских садах появятся книжки про мигрантов» (16 ноября 2013 г.); «Мэрию просят возродить молодежный интернационал» (18 февраля 2014  г.);  «На Байкале предлагают построить детский лагерь "Артек-2"» (20 мая 2014 г.) и др.

Все информационные поводы публикации статей с межэтнической тематикой были объединены в следующие группы:

- инициативы в сфере национальной политики, направленные на усиление ответственности институциональных структур, ужесточение законодательства с целью предотвращения межнациональной вражды и розни (например, «за призывы к разделению России») - 24,3 % (от общего числа публикуемых материалов на этническую тематику);

- меры, реализуемые в сфере национальных отношений на региональном уровне, в т.ч. отражающие политические события в субъектах РФ, местные обычаи - 17,1 %;

- миграционная  ситуация в России; предложения по ужесточению миграционного законодательства и расширению санкций в отношении нелегальных мигрантов; повышению ответственности работодателей, снижению потока низкоквалифицированной рабочей силы (12,6 %);

- события  на Украине и ситуация в Крыму  (9,9 %);

- содержание деятельности общественных организаций (Общероссийского Народного Фронта, Общественной Палаты), национально-культурных автономий (6,3 %);

- инициативы и рекомендации по укреплению межнационального согласия и позитивного межэтнического взаимодействия (6,3 %);

- культурная и образовательная политика РФ в контексте межэтнической проблематики (5,4 %);

- материалы о необходимости усиления ответственности, контроля за работой  СМИ (в т.ч. интернет-площадок) 4,5 %;

- деятельность правоохранительных органов, Следственного комитета в сфере межнациональных отношений (2,7 %);

- о национальной идее в стране, описание объединяющих событий общероссийского уровня и тема патриотизма (2,7) %;

- материалы о политике других стран, влияющих на отношение российских народов к ним (международный уровень) - 2,7 %, как например, «В кинотеатрах Грузии могут перестать показывать фильмы на русском» (27 февраля 2014);

- статьи о проблеме терроризма (на фоне трагедии в Волгограде), усилении мер по безопасности, а также о проявлениях экстремизма составили 5,4 % («Генпрокурора просят проверить интервью Милонова на экстремизм» (27 марта 2014), «Путин призвал не путать оппозицию с экстремистами» (7 апреля 2014).

Для дальнейшего проведения анализа мы воспользовались методом контент-анализа с привлечением специализированного программного продукта (модуль системы «ВААЛ», предназначенный для эмоционально-лексического и словарного анализа). Количественный контент-мониторинг в контексте категории «межнациональный» был осуществлен посредством предварительного определения нескольких смысловых категорий, т.е. единицей анализа выступили категории «национальная и миграционная политика», «институциональное измерение», «народы», «состояние социума», «свой», «чужой». В силу того, что количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных переменных, то следующим этапом работы было проведение подсчета удельного веса выделенных категорий в исследуемом тексте.

Стоит отметить,  что за весь проанализированный период нагрузка на категорию «Чужой» незначительно, но превышает удельные весть категории «Свой» - 4,8 % и 4,6 % соответственно. Наряду с этим, рассмотрение нагрузки оценочной категории «Позитив» (т.е. содержащаяся в текстах материалов позитивно окрашенная  лексика - включает слова авторитет, доброта, ласковый, привет, шутливо, щедрый и др.) фиксирует удельный вес  данной категории на уровне 6,1 %, тогда как категория «Негатив» составила 6,6 %, что демонстрирует недостаток позитивной информации в анализируемом печатном СМИ. Наличие позитивной информация (в т.ч. о культурах народов России) способствовала бы улучшению конструирования атмосферы межнациональных отношений. Этническая принадлежность - это то, что различает людей, поэтому с целью усовершенствования межэтнического климата и повышения уровня толерантности в социуме необходимо делать акцент на том, что объединяет представителей разных этнических групп, являющихся гражданами одной страны. Однако в действительности фиксируем: СМИ способны разжигать межгрупповое соперничество, конкуренцию этнических групп, провоцировать межгрупповые обиды в латентной форме, а также воспроизводить стереотипы, используя такие приемы, как: «высказывание гособвинителя..., который выразил сомнения в том, что ... человек по фамилии Фарбер может бесплатно помогать деревне» (в статье «СПЧ проведет анализ приговора Илье Фарберу», 5 августа 2013), «...проблема непримиримости наций разрастается...» («Главы МВД и ФМС отчитаются перед Госдумой за Бирюлево», 23 октября 2013), «...Москва если еще пока русский город, то через пять лет гарантированно перестанет им быть («Отступить в Россию, оставив Москву Евразии (23 октября 2013), «...права наций никто не отменял, и если нация представлена не отдельным государством, а национальным меньшинством, диаспорой, этнической группировкой, она в любом случае сохраняет и будет сохранять свои особенности... Почему бы не разрешить чеченцам стрелять в воздух на своих свадьбах в Москве? Почему бы не позволить российским ортодоксальным евреям блюсти субботу? И шариатский суд первой инстанции, решения которого будут вполне легитимны, если не последуют жалобы в общегражданский суд?» (Национальный вопрос не решается за счет игнорирования наций, 4 ноября 2013).

Следующий показатель - показатель Аффиляция (в проанализированных материалах частота на уровне в 1,96 %) - деятельность, направленная на поиск дружеских связей, социальную кооперацию, взаимоподдержку, стремление к взаимопониманию, присоединение к группе. Составляющими мотива Аффилляции являются категории Надежда на поддержку (0,58 %) и Страх отвержения (0,02 %), которые влияют на успешность деятельности в направлении конструирования позитивных взаимоотношений.

В числе анализируемых материалов присутствуют и статьи, содержание которых провоцирует усугублению противоречий между странами и народами, в частности, в публикации под названием «В Молдавии выписали первый «штраф за русский», автор сообщает: «Полиция молдавского города Бельцы выписала штраф в размере 400 лей (около 1 тыс. рублей) лидеру местного отделения Лиги русской молодежи Молдавии Виктору Калашникову... подвергнут административному наказанию за использование плакатов и баннеров с надписями на русском языке во время протестной акции» (31 июля 2013). В статье «Отступить в Россию, оставив Москву Евразии» автор предлагает для размышления читателю проективные ситуации «Визовый режим со среднеазиатскими республиками - прекрасно, но что тогда делать с военными базами в Киргизии и Таджикистане; закрыть границу для азербайджанцев - отлично, но сумеем ли мы тогда отстоять лояльность режима Алиева по вопросу прохождения близких и неблизких нам нефтепроводов по территории Азербайджана...» (23 октября 2013).

К категории «Власть» относятся слова, описывающие установление, поддержание или восстановление своей власти, т.е. своего воздействия, контроля или влияния на группу людей либо мир в целом. В проанализированных публикациях газеты «Известия» нагрузка на данную категорию составила 7,8 % (высокое значение), что можно объяснить как стремлением авторов статей к демонстрации превосходства государственных структур, мобилизации действий политических институтов с целью произвести впечатление на читателей, как например: «Госдума готова законодательно рассмотреть вопрос даже о привлечении армии к решению межнациональных проблем» («Главы МВД и ФМС отчитаются перед Госдумой за Бирюлево», 23 октября 2013), «члены СПЧ обсудят в конце января на специальном заседании по вопросам выдворения, депортации и экстрадиции иностранных граждан из России («СПЧ выступил против депортации трудовых мигрантов», 14 января 2014).

Рассмотрение нагрузки на категорию «Активность», т.е. содержание в текстах публикаций активно окрашенной лексики, фиксирует высокий удельный вес указанной категории - на уровне 18,4 %. Однако данную категорию необходимо сопоставить с показателем нагрузки в текстах на мотивационную категорию «Достижение» понимаемую как нацеленность на конструктивное решение проблем. Поэтому выраженность мотива «Достижения» (удельный вес) на уровне государств, руководства организаций, взаимодействий групп людей не только непосредственно влияет на их последующую жизнь, но и определяет интенсивность действий, а также может стать предопределяющим вектором развития общественных отношений. В проанализированных материалах частота упоминаний мотива «Достижение» имеет низкие показатели - за проанализированный период нагрузка составила 2,5 %, который в 7 раз уступает значению категории «Активность». Слабая выраженность мотива «Достижение» (по сравнению с «Активностью») подтверждает постулат о том, что социально-культурные нормы общества ориентируют на важность отсутствия ошибок в процессе какой-либо деятельности, т.е. можно скорее говорить о приверженности авторов публикаций в материалах отразить сохранение сложившегося уклада, размеренности в атмосфере межэтнических взаимоотношений, чем стремление отразить что-то действительно кардинально новое в этнонациональных взаимоотношениях.

Таким образом, проанализированные публикации демонстрируют недостаточное использование потенциала печатных СМИ (на примере общероссийской газеты «Известия») с целью укрепления единства российских народов и содержат в себе опасность формирования крайне негативных представлений и установок на этноизоляционизм у читателей в сфере межэтнического взаимодействия.

Работа выполнена при поддержке Гранта Президента РФ МК-1080.2014.6.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Койше К.К., д.фил.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.