В данной статье предпринимается попытка выделить основные преимущества использования интернета и современных компьютерных технологий в практике преподавания иностранных языков.
Использование Интернета в преподавании иностранных языков
Вовлеченные в практику преподавания иностранных языков учителя и преподаватели могут получить любой вид информации в интернете. Интернет также обеспечивает ответ на практически любой вопрос. Большинство преподавателей полагает, что они могут извлечь много пользы из использования интернет-ресурсов. Интернет используется как способ получения информации, восстановления знаний или обмена опытом с другими преподавателями из других стран. С помощью интернета доступны повышение квалификации преподавателей, всевозможные тестирования и получение сертификатов, подтверждающий уровень владения языком и мастерства преподавателя. Варшауэр, Шецер и Мелони предложили пять главных причин использовать интернет для обучения иностранному (английскому) языку [13]. Причины следующие:
1) подлинность;
2) грамотность;
3) взаимодействие;
4) фактор живого языка;
5) расширение возможностей.
Ученые полагают, что интернет обеспечивает не слишком дорогостоящий метод изучения иностранного языка, который удовлетворяет потребностям учащихся в XXI веке. Интернет предоставляет возможность изучающим иностранный язык взаимодействовать с носителями изучаемого языка до 24 ч в сутки, вводя тем самым учащегося в постоянный активный процесс изучения иностранного языка, а также позволяя ему самому выбирать время и место обучения. Кроме того, Варшауэр и Уиттекер определяют несколько возможных причин использования интернета в преподавании иностранных языков [10]. Одно объяснение найдено в утверждении о том, что лингвистическая природа коммуникации онлайн желательна для продвижения языкового изучения. Другая возможная причина использования интернета в обучении иностранным языкам состоит в том, что сетевые ресурсы создают оптимальные условия для обучения письму, так как являются подлинной аудиторией для письменного общения. Третья возможная причина состоит в том, что общение онлайн многократно увеличивает мотивацию студентов. Четвертая возможная причина - уверенность пользователей интернета в том, что осваивание компьютерных навыков важно для будущего успешного функционирования учащегося в процессе интернет-общения. Это предполагает не использование интернета для изучения иностранного языка, а, напротив, мотивацию выучить иностранный язык для последующей хорошей ориентации обучающегося в интернете.
Итак, обе стороны процесса изучения иностранного языка - преподаватель и учащийся - заинтересованы в применении интернет-технологий в процессе изучения иностранного языка.
Преимущества использования интернет-ресурсов для преподавателей
Марк Варшауэр и ДебораХили заявляют, что интернет - один из факторов, у которого есть существенный вклад в продвижение использования компьютеров для языкового изучения [12].
Повышение установленной компьютером коммуникации посредством интернета более чем что-либо еще изменило использование компьютеров для изучения иностранного языка для обучающегося в конце XX века. С появлением интернета компьютер - и в обществе, и в аудитории - был преобразован от инструмента для обработки информации и показа к инструменту для обработки информации и коммуникации. Впервые изучающие иностранный язык могут теперь общаться недорого и быстро с другими учащимися или носителями изучаемого языка во всем мире.
Кроме того, Дуденей [9] также упоминает одно из преимуществ использования компьютеров и интернета в практике преподавания и изучения языков особенно для учителей. Он упоминает, что, по существу, компьютер и живое языковое общение теперь стали общим ресурсом, всегда доступным целевой аудитории на доске. Учителя и ученики могут использовать доску, чтобы показать содержание CD-ROM и интернета, и это содержание может быть аннотировано, иллюстрировано, сохранено и напечатано. В большинстве ситуаций данный контент может быть использован как специальный ресурс.
Следовательно, среди различных преимуществ первым и основным преимуществом является обеспечение преподавателя большим количеством обучающих ресурсов посредством интернета. Именно через интернет учителя могут легко получить различные материалы для обучения учащихся. Некоторые основные источники материалов - сайты, такие как OneStopEnglish [21], который располагает огромной базой материалов и планов уроков для регулярного использования, и у Би-би-си также есть много ресурсов на его обучающей английской платформе [20].
Далее приводятся некоторые средства массовой информации и базы данных, обеспеченные в интернете.
1. Отдел новостей для студентов, родителей и учителей
Для студентов: новые резюме, викторины, свежие новости, новости науки и кроссворды.
Для учителей: ежедневные образовательные новости о партнерских программах, новости, архивы плана урока, а также форум с преподавателями-коллегами на образовательных порталах и сайтах.
2. Новости онлайн: включая новости из Африки, Америки, Азии, Европы, Океании и других международных областей.
Международная служба Би-Би-Си, Радио Си-би-си
3. Бамбук: обзор английского языкового образования и прикладного Исследования Лингвистики из Азии
4. CELIA: компьютерные расширенные языковые архивы и инструкции
5. Центр образовательных ресурсов
6. Интернет-база данных кино [19]
Следующим преимуществом использования интернета как средства обучения иностранному языку является возможность совершенствования собственных знаний, умений и навыков в иностранном языке непосредственно для преподавателя.
Далее приведем некоторые профессиональные журналы и журналы, которые представлены онлайн-версией в интернете.
1. TESL-EJ [17] - сосредотачивается на теории и практике преподавания языков.
2. Интернет-Журнал TESL [16] , который включает короткие, практические статьи.
3. Язык, Учащийся &Технология [18] - журнал исследования для педагогов второго иностранного языка.
4. CALL-EJ [14] онлайн - покрывает машинный язык.
5. Kairos [15] - журнал о компьютерном письме.
Третьим преимуществом использования интернета в практике преподавания английского языка является возможность для преподавателя иностранного языка вступать в контакт с коллегами из других стран, развития навыков письма и устной речи, обмен опытом и информацией с преподавателями других учебных заведений.
Преподаватели могут также присоединиться к международным организациям, чтобы поддерживать тесные профессиональные контакты с коллегами из других стран, быть в курсе появления новых образовательных технологий, а также совершенствоваться в плане методики. Варшауэр, Шецер и Мелони [13] определяют некоторые международные профессиональные организации, имеющие свои собственные веб-сайты. Ниже представлен список данных организаций.
1. TESOL [1]
2. Международная ассоциация учителей английского языка как иностранного [2]
3. Японская Ассоциация для преподавания языков [3]
4. Ассоциация международных педагогов [4]
5. Национальный совет учителей английского языка [5]
6. Американская ассоциация прикладной лингвистики [6]
7. Лингвистическое общество Америки [7]
Наконец, через Интернет преподаватели могут получить информацию, связанную с изданием материалов по вопросам преподавания иностранных языков. Многие издатели, такие как Лонгман или издательство Оксфордского университета, часто публикуют каталоги своих публикаций на веб-сайтах.
Заключение
Учитывая важную роль интернета в современной жизни каждого индивидуума, использование интернета в практике преподавания иностранных языков неизбежно. В целом использование интернет-ресурсов в контексте преподавания иностранных языков предоставляет преимущества как для преподавателей, так и для обучающихся. Использование инновационных технологий, таких как интернет и сетевые ресурсы, также является мотиватором интеллектуального развития учащихся в образовательном аспекте.
В частности, преподавателям целесообразно рассматривать использование интернет-ресурсов в целях повышения собственной языковой и методической компетенции, создания базы для обмена опытом с преподавателями из других учебных учреждений и стран, получения более обширного объема педагогического, методического и языкового материала. Интернет дает возможность знакомства с носителями языка, обсуждения текущих профессиональных вопросов, а также возможность дистанционного вступления в различные международные организации с целью заочного участия в разного рода мероприятиях.
В свою очередь преподавателю следует серьезно подойти к вопросу отбора интернет-материала для предоставления его учащимся в качестве обучающего контента. Данный материал должен соответствовать уровню владения языка обучающимся, а также его языковым потребностям. При этом следует учитывать тот факт, что часто интернет-использование иностранного языка в социальных сетях и чат-группах имеет ярко выраженную разговорную направленность, используется носителями языка весьма свободно и нередко пестрит ненормативными выражениями.
Рецензенты:
Куликова Э.Г., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону;
Саркисьянц В.Р., д.ф.н., доцент кафедры языкознания и иностранных языков РФ ФГБОУВО «РГУП», г. Ростов-на-Дону.