Охрана здоровья граждан рассматривается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу. Доврачебная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) [3, 5].
Кадровая политика является одной из важнейших проблем, подлежащей скорейшему разрешению. Существующая неравномерность, а также асимметрия в обеспеченности врачами и сестринским медицинским персоналом требуют корректировки на различных уровнях. В этой связи необходимы научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, а также подготовки и использованию кадрового потенциала [2, 3, 5].
В Оренбургской области число участковых терапевтов за период 2010–2014 гг. имеет тенденцию к снижению на 12,6 %; участковых медицинских сестер – на 2,15 % (рис. 1).
Рис. 1. Численность врачей участковых терапевтов и участковых медицинских сестер в Оренбургской области (2010–2014 гг.)
Несколько снизилась численность участковых врачей педиатров – на 6,8 %, а также участковых педиатрических медицинских сестер (на 9,4 %). Число врачей общей практики уменьшилось на 22 %, однако при этом количество медицинских сестер общей практики увеличилось на 6,7 % (рис. 2).
Рис. 2. Численность врачей общей практики и медицинских сестер врача общей практики в Оренбургской области (2010–2014 гг.)
Соотношение врачей и сестринского медицинского персонала Оренбургской области в 2014 г. составляло «1: 1,2» в участковой терапевтической службе и «1: 4,9» – в педиатрической. Отмечается значительная положительная динамика – в 2007 г. эти показатели составляли соответственно «1: 1,06» и «1: 1,04». Оптимальным соотношением, по международным стандартам, «врач: сестринский персонал» является «1: 4» – «1: 5».
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего медицинского звена. При этом меняются их функции, роль, место. Исходя из вышеозначенных факторов, усиливаются требования к компетенции и качеству их труда. Существует повышенная потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в здравоохранении. При этом расширяется многоуровневость, многопрофильность, многофункциональность образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Анализ динамики соотношения «врач: медицинская сестра» в Оренбургской области с 2007 г. по настоящее время позволяет отметить некоторые позитивные тенденции (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение численности врачей и сестринского персонала в участковой службе в Оренбургской области (2007–2014 гг.)
Соотношение численности «Врач: медсестра» |
2007 г. |
2014 г. |
Участковый врач – терапевт: Медицинская сестра участкового Врача-терапевта |
1: 1,06 |
1: 1,2 |
Врач-педиатр участковый: медицинская сестра участкового врача-педиатра |
1: 1,04 |
1: 4,9 |
Врач общей практики: медицинская сестра врача общей практики |
1: 0,9
|
1: 5,9 |
Существенным фактором в организации деятельности врача общей практики (ВОП) является его работа в команде ВОП, и ему, по данным ВОЗ, должны придаваться 4–5 средних медицинских работников (медицинской сестры общей практики, профилактической, процедурной сестры, социальной медсестры и, желательно, акушерки). В этой команде медсестре общей практики отводится важная роль. Медсестра общей практики замещает врача ВОП в его отсутствии, оказывая первую доврачебную помощь. Медицинская сестра общей практики, являясь помощником врача общей практики (ВОП), руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, нормативными правовыми аспектами Минздрава России и Положением о медсестре общей практики.
Особую значимость внедрение института ВОП имеет для сельского здравоохранения и медицины в отдельных территориях страны. В СУБ и СВА во главе команды стоит врач общей практики, а сестринский персонал, включая фельдшеров ФАП, может входить в состав команды как помощники ВОП. Это помогает сельскому врачу общей практики обеспечить сельское население медицинской помощью в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России и Положением об организации деятельности врача общей практики (ВОП).
Врач общей практики (ВОП) – один врач, но его бригаду составляют не менее 4 средних медицинских работников. Так представлена работа во всех развитых странах мира, и в таком случае можно ожидать выполнения всех поставленных перед ВОП задач. Организуя общую врачебную практику (ОВП), нужно помнить, что амбулаторно-поликлинической помощи необходимо вернуть доверие населения. Бригада ВОП должна быть полноценной (не менее 4 средних медицинских работников). За профилактическую работу, в том числе за диспансерную работу со здоровыми и практически здоровыми лицами, труд бригады должен быть оплачен выше, чем за лечебную работу. Задача достойной оплаты труда по охране здоровья населения должна решаться на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.
Ежегодная подготовка медсестер врача общей практики (ВОП) начата в Оренбургской области лишь с 2006 г. после утверждения и направления программы дополнительной подготовки по специальности «Общая практика»: специализация «Семейное сестринское дело для медицинских сестер ВОП (семейного врача) (№3252-ВС от 23.06.2006г.). При этом количество заявок со стороны ЛПУ на специализацию медсестер общей практики ежегодно уменьшалось.
Учитывая данные прогноза численности населения Оренбургской области до 2021 г., проведено прогнозирование численности и потребности врачей и сестринского медицинского персонала, участвующего в оказании первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), до 2021 г. Использован метод математического прогнозирования, имеющийся в пакете анализа математических таблиц Microsoft Excel [1, 4].
Прогнозируется уменьшение числа врачей участковых терапевтов на 40 % (с 640 чел. в 2014 г. до 384 чел. в 2021 г.). Однако в то же время численность участковых медицинских сестер практически не изменится (уменьшение численности прогнозируется чуть больше 1 %). При этом соотношение «врач: сестринский медицинский персонал» будет составлять «1: 1,9», но не достигнет показателя международных стандартов («1: 4-5»). Негативная тенденция намечается в общеврачебной практике. Численность врачей общей практики снизится на 58 % (69 чел. в 2014 г. и 29 чел. к 2021 г.).
Количество медицинских сестер врачей общей практики (ВОП) при этом увеличится на 18 % (480 чел. в 2014 г. и прогнозируемая численность к 2021 г. – 582 чел.). В прогнозируемой ситуации соотношение «врач: сестринский медицинский персонал» составит «1:20», что совершенно не соответствует никаким стандартам, и можно констатировать пресыщение «рынка» кадров среднего медицинского персонала в вышеозначенной ситуации. Численность врачей участковых педиатров снизится на 21 % (82 чел. в 2014 г. и 65 чел. в 2021 г.), медицинских сестер участковых педиатров в 2021 г. будет меньше по сравнению с 2014 г. на 24 %. Соотношение «врач: сестринский медицинский персонал» составит «1: 4,8».
Таким образом, на фоне имеющейся в Оренбургской области асимметрии в соотношении «врач: сестринский медицинский персонал» имеется потребность в модернизации программ обучения и дальнейшей разработки инновационных технологий обучения специалистов среднего медицинского звена и создании стандартов обеспечения отрасли сестринским персоналом для оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Политика формирования медицинских кадров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению в регионе, должна стать координирующей основой в проведении реструктуризации здравоохранения, направленной на сохранение и улучшение здоровья нации. Неравномерность в обеспечении населения сестринскими медицинскими кадрами, дисбаланс в обеспеченности врачами и сестрами требует корректировки. Необходимы научно обоснованные подходы к расчетам потребности, планирования, подготовки и использованию кадрового потенциала.
Рецензент:
Борщук Е.Л., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения № 1 ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург;
Кузьмин С.А., д.м.н., профессор кафедры медицины катастроф ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург.