Либерализм утвердил новый демократический символ веры: свобода - индивидуализм - равенство - братство [4; 38]. В рамках педагогической идеологии либерализм преломляется в новых направлениях педагогического исследования (педагогика достоинства, педагогика свободной личности, культурно-историческая психология, педагогика сотрудничества); прогрессивных концептах (оптика просвещения, аксиоматика нравственности, социокультурные перспективы, ценностный стержень личности) [3; 26].
В формате либеральной доктрины рассмотрим возможность предоставления индивиду свободы на примере повышения квалификации субъекта (курсы/учебные центры, институты, академии). Расширение культурного горизонта, освоение широкого спектра научно-педагогических практик, способствующих освоению достижений духовного труда и форм его материализации, происходит у обучаемых по индивидуальной траектории с учетом нормативных предписаний и пожеланий субъекта.
Культура - важнейшая характеристика человеческой жизнедеятельности; аккумуляция человечеством опыта познания действительности; результат творчества, свойственного некоторому обществу; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей; человеческая способность эти ценности производить и использовать» [10; 228]. Культура оказывает многогранное влияние на формирование среды, окружающей индивида. В этой связи представляется актуальным рассмотреть паттерны взаимодействия, взаимообусловленности и взаимовлияния культуры и среды.
В связи с разнообразием, разнородностью, референтностью терминов, определяющих концепт «среда», представляется возможным выделить ее различные виды, которые, с определенной долей условности, сгруппируем в три блока:
- субъектный: личностная, этнопедагогическая, экопедагогическая среда;
- образовательный: образовательная, информационно-образовательная, воспитательная среда;
- культурный: культурно-образовательная, культурно-историческая, поликультурная среда.
Расположение блоков в данной последовательности свидетельствует об аксиологическом подходе к проблеме существования и эволюционирования среды, а также о герменевтическом подходе в ее толковании, признании роли среды в формировании субъекта образования.
Проанализируем концепт «среда» с позиций ее структурной организации. По мнению Л.В. Быкасовой и К.В. Андреевой, среда - это
- культурообразная матрица, характеризующаяся максимальной синергией и качественным контентом (архетипы, смыслы, символы),
- интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам и имеющая структуру, обладающую свойствами связности, целостности, управляемости, зависящую от насыщенности ее ресурсами (образовательными, воспитательными, информационными и др.);
- пространство, имеющее геометрию, комбинаторику, траекторию развития; четкую иерархию;
- информационное поле;
- административный ресурс;
- навигационная система;
- потенциал (интеграционного взаимодействия, профессиональный, деятельностный потенциал) [2].
Для повышения квалификации важно создание соответствующей образовательной среды. Образование - достаточно консервативная сфера, но и она претерпевает существенные изменения в России в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий:
- Применение инструментов обучения с привлечением IT-технологий: симуляторы, on-line курсы, тренажеры и др. позволяет развивать у субъекта образования когнитивные навыки;
- Индивидуализация образования (форма, скорость, модель обучения);
- Практико-ориентированный характер образования (получение субъектом на «выходе» реального продукта);
- Непрерывность образовательного процесса в течение жизни: свобода выбора содержания образования, индивидуальная траектория обучения; электронные наставники.
Данные инструменты обучения позволяют осваивать продуктивные состояния сознания обучаемых, развивают системное мышление, раздвигают рамки адаптационных процессов субъекта. Не случайно в списке профессий будущего будут эксперты по «образу будущего ребенка», управленцы детским R&D, корпоративный антрополог, специалист по детской психологической безопасности и др.
Особая роль на современном рынке образовательных услуг принадлежит педагогу, чья квалификация должна постоянно повышается в связи с требованием времени. Наиболее рельефно представим деятельность современного учителя, выступающего в качестве архитектора и транслятора трансмедийных продуктов:
- Характер специализации - внутриотраслевой;
- Характер навыков и умений - надпрофессиональные: (системное мышление, клиенториентированность, межотраслевая коммуникация, мультикультурность, управление проектами и др.);
- Характер деятельности - творческий [1; 61].
Для выполнения своей миссии (обеспечение успешного менеджмента процессом образования, повышение мотивации обучаемых к изучению предмета, улучшение результативности педагогического и образовательного процессов) педагогу в процессе повышения квалификации необходимо:
- заниматься проектированием контента (разработка ресурса, составление баз данных, разработке новых порталов, методик архивирования);
- создавать soft (обучающее содержание, методические разработки, дидактические пособия, иллюстративный материал /например, преобразование аудиовизуального ряда);
- выстраивать систему субъект-объектного, субъект-субъектного, объект-объектного взаимодействия между участниками образовательного и воспитательного процессов.
Решить проблему повышения квалификации призвана концепция, опирающаяся на дистанционное образование. Дистанционное образование - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств в обучающей системе. При этом обучающая система - это аппаратурно-программный комплекс, предназначенный для обучения пользователей, основная задача которого состоит в эффективной передаче знаний в зависимости от степени подготовленности субъекта и его способности усваивать полученную информацию.
Дистанционное образование сегодня - это оптимальный способ образования, вследствие полифункциональности, универсальности, многовекторности: индивидуальный выбор, комбинирование, сочетание различных курсов учебных заведений в рамках единого образовательного пакета и т.п. К несомненным достоинствам дистанционного образования относятся:
- возможность присутствия на лекциях ведущих ученых страны/мира;
- доступность университетов планеты для каждого образованного пользователя;
- отсутствие психологических проблем, связанных с типом темперамента, спецификой характера, жизненными привычками, проблемами взаимоотношений;
- возможность планировать время, интенсивность изучения курсов, тематику подлежащего усвоению материала и т.д. [8].
Современная Россия активно осваивает передовой опыт ведущих европейских стран; критически переосмысливает и осваивает новые гуманитарные практики; развивает дидактику высшей школы, позволяющую реформировать систему повышения квалификации. Основными задачами данного процесса являются дифференциация, интеграция, институционализация. На этом пути наблюдается ряд тенденций:
1. Развитие многоуровневой системы образования, к преимуществам которой относятся:
- мобильность, использование прогрессивных форм обучения (виртуальное/дистанционное образование, e-leaning, b-learning и др.);
- профессионализм (владение определенными педагогическими технологиями: общепедагогические/частнометодические; сциентистские, прагматические и др.);
2. Использование современных информационных технологий (Internet, мультимедиа, интерактивность);
3. Заданная функциональная направленность (контингент: педагоги детских садов, учителя школ, военнослужащие, люди с ограниченными возможностями);
4. Ресурсная база (штатные преподаватели, внештатные преподаватели, ученые вузов России);
5. Система контроля (цикличность);
6. Использование лицензионных программ (информационный кампус).
В системе современного повышения квалификации выделяют различные типы новаций. Сгруппируем их по критериям:
1. Преобразование отдельных звеньев и элементов системы;
2. Комбинаторика структуры образовательного учреждения;
3. Каузометрия (введение новых учебников, технологий, современных технических средств) [7; 96].
Современная концепция повышения квалификации должна строиться на принципах:
- учета требования информационного общества: профессиональная мобильность, владение основами информационной культуры, открытость к новым знаниям;
- законосообразности;
- преемственности, культуротворчества, корпоративности;
- социализации личности.
Функциональная зависимость социализации в субъект-объектной системе проявляется в том, что эрудированный, ангажированный преподаватель способен расширить диапазон обучаемых за счет:
1. Целенаправленного создания условий для обучения:
а) учет психологических особенностей обучаемых;
б) поиск путей индивидуализации обучения (учет возможности концентрации внимания, мнемических способностей, интеллекта);
в) применение инновационных технологий (обучение собственным примером; действие в решении задач в реальных условиях);
2. Стимуляции смыслового выбора, рефлексивного анализа/самоанализа объекта (анализ совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках; модель социальных групп и коллективов);
3. Выбора метода исследования (квалитативные, квантитативные).
Социализация субъекта, повышающего квалификацию дистанционно, осуществляется с помощью следующих средств:
- продуктов материальной и духовной культуры;
- стиля и содержания общения;
- последовательного приобщения обучаемого к видам и типам отношений в сфере его жизнедеятельности.
Механизмами социализации при дистанционной форме повышения квалификации являются: подражание, аккомодация, идентификация и обособление личности, закономерная смена фаз адаптации, индивидуализация и интеграция. Кроме названных механизмов, существуют психологические механизмы социализации (рефлексия, традиционные, институциональные).
В соответствии со сказанным, рассмотрим модель дистанционного образования с заданными свойствами. Так как экспликациями образовательной модели являются образовательная практика, программное обеспечение, ресурсы и т.п., нам необходимо вывести определение «модель образования». Модель образования - сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отображающие образовательную практику в целом или ее отдельные фрагменты [5; 267]. Модели образования подразделяются на три вида:
а) описательные, дающие представление о задачах, структуре, основных элементах образовательной практики;
б) функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной средой;
в) прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики. Пример прогностической модели - непрерывное образование.
Как сложное образование модель включает структуру образовательной модели; содержание курса обучения; организацию курса обучения; форму организации учащихся; управление учащимися; тесты и проверки; оценку процесса обучения.
В идеальной модели повышения квалификации механизмами приращения нового знания являются поризм, экстраполяция, рекомбинация. Модель имеет способность к трансформации с учетом заданных свойств, что позволяет проектировать образовательные системы и получать на «выходе» данные, имплицирующие развитие нового знания в контексте профессиональной и научной деятельности, технологической и управленческой практики, образовательных и социокультурных программ. Методологическим регулятивом модели повышения квалификации выступает диссипация [9].
Модель повышения квалификации в дистанционном формате представляет собой открытую социальную систему, имеющую заданную функциональную направленность; технологии; ресурсную базу; контроль; лицензионные программы; образовательный портал.
Резюмируя сказанное, отметим, что
- Заслуга системы повышения квалификации - в удовлетворении запроса общества в конкурентоспособном специалисте; стабилизации ситуации в сфере занятости населения; реформировании содержания и структуры высшего профессионального образования;
- Создание длительно развивающих продуктов трансмедийного характера, высокий уровень культуры модераторов, их широкая эрудиция, профессионализм и компетентность, применение передовых информационных технологий способствуют раскрытию индивидуальной субъектности, расширению исследовательской культуры, творчества, мобильности обучаемых;
- В современной модели повышения квалификации важная роль принадлежит созданию дивергентных сред, способствующих максимальной синергии (модально-специфические, педагогические, психологические, способности и др.);
- Основной принцип концепции повышения квалификации - прагматический. В фокусе данного принципа значительная роль принадлежит дистанционному образованию как социально-культурному феномену, отражающему
- важную часть государственной политики страны: отечественными учеными разрабатываются и внедряются модели образования, удачно сочетающие теоретическую подготовку обучаемых с практической работой;
- микро-, макросреду (род учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни);
- развитие педагогического знания прогностической направленности и практику его реализации;
- непрерывность, доступность, мобильность образования;
- формирование интереса, интеллекта и диспозиции субъекта образования;
- интериоризацию, интроекцию культурного опыта и, как следствие, социализацию личности.
Рецензенты:
Михайлычев Е.А., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог;
Стеценко И.А., д.п.н., профессор, декан факультета экономики и права Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог.