Современная Россия, и её будущие успехи, напрямую зависят от образования и здоровья людей, живущих в этой стране, от их стремления к самосовершенствованию и применению навыков и талантов во благо своей страны.
Именно поэтому, как никогда актуально развитие такого направления как молодежная политика, как на государственном, так и на региональном уровнях.
Молодежная политика является частью политики государства, направленной на реализацию потенциала молодых людей, вовлечение их в социально-экономическую и политическую жизнь общества. Сложность определения места молодежной политики в системе регионального управления заключается в том, что она включает в себя такие виды экономической деятельности, как «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (рис. 1). Данное обстоятельство обуславливает сложность определения места и роли молодежной политики в системе регионального развития.
Рис. 1. Место молодежной политики в региональном развитии
Важнейшим объектом молодежной политики в настоящее время, по-нашему мнению, является талантливая молодежь в интересах которой, должны создаваться благоприятные условия социализации и её эффективной самореализации, развития потенциала и реализации его в интересах региона проживания и России в целом.
Основной целью данной политики является поддержание конкурентоспособности, и усиления национальной безопасности путем поиска, выявления талантливой молодежи, её конкурентный отбор и социально-методическая поддержка. Такую технологию продвижения, обеспечивающую непрерывный отбор претендентов в интеллектуальную элиту нашего общества, необходимо совершенствовать. Данная система должна содержать в себе принцип продвижения молодых талантов, их поддержка с целью предоставления возможности самореализации. Компонентами этой системы являются поддерживающие лидерство, новаторство и предприимчивость конкурсы, олимпиады, фестивали, тематические смены, развитие системы содействия, предполагающее закрепление молодежи за профессионалами-наставниками, предоставление условий для самореализации.
В соответствии с целями государственной политики по поддержке способной и талантливой молодежи в качестве наиболее актуальных выделяют следующие задачи [6]:
- создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности;
- освоение учащимися методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;
- создание предпосылок для органичного включения выпускников школ в инновационную научную, экономическую, социальную и культурную деятельность;
- освоение молодежью общественной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей;
- интеграция образовательной, научно-исследовательской работы учащихся, органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью;
- своевременное выявление творческих задатков, обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся;
- обеспечение целостности, преемственности в работе с одаренной молодежью на разных ступенях образования.
Для реализации государственной политики в области поддержки талантливой молодежи в России и за рубежом в настоящее время используются следующие инструменты:
- молодежные фестивали, конкурсы по различным сферам общественной деятельности, как наука, предпринимательство, художественное творчество, с выделением лауреатам грантовой поддержки [3]. Данные конкурсы проводятся в 78 субъектах России. Наибольшее их количество отмечается в Томской области (44), Тамбовской области (43), Московской области (40), Калининградской области (37), Челябинской области (31) [5];
- форумы, ориентированные на молодежь с целью проявления таланта, обмена опытом, роста активности, раскрытия потенциала [2], например федеральные молодёжные форумы «Селигер» и «Территория смыслов»;
- грантовые программы, ориентированные на вовлечение талантливой молодежи в науку, такие как «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), реализуемую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере c 2007 года, программы государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук, программа «Мобильность молодых ученых» и др;
- создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне), при этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов. В России есть несколько площадок, на основе которых возможно создание таких центров (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, наукограды) – с высокой плотностью качественных учебных заведений и, соответственно, молодежи, которая при благоприятных условиях сама будет стремиться к включению в такую сеть [1];
- продюсирование талантов – продвижение, обучение и вовлечение талантливой молодежи в различные сферы через систему наставничества со стороны ученых, бизнес-лидеров. В области бизнеса – это технология «бизнес-серфинга», в области науки – создание и развитие системы стажировок в ведущих исследовательских центрах в России и за рубежом;
- создание единой информационно-образовательной среды, что дает возможность повышения качества образования, обеспечения широкого доступа к учебно-методическому контенту, повышения профессионального уровня учителей, создания более благоприятных условий для сетевого сотрудничества педагогов и других специалистов различных по уровню образовательных учреждений, а также привлечения к творческой деятельности учащихся [8];
- модели обучения одаренных детей в дистанционной и заочных формах при ведущих университетах. В связи с существованием проблемы территориальной недоступности образовательных учреждений данные модели позволяют осуществить расширение аудиторных рамок за счет технических средств коммуникаций [10].
Для реализации направлений поддержки и развития талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации создаются и учреждения по делам молодежи. Распределение региональных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, приведено на рис. 2. Наибольшее количество региональных учреждений органов по делам молодёжи сосредоточены в трёх субъектах Российской Федерации: в Приволжском (27,5 %), Центральном (25,3 %) и Уральском (19,2 %) федеральных округах, и наименьшее – в Дальневосточном (2 %) и Северо-Кавказском (1,2 %) федеральных округах.
Рис. 2. Распределение учреждений органов по делам молодёжи по федеральным округам Российской Федерации [5]
Однако, несмотря на большую работу в области государственной поддержки молодежи, эффективность ее реализации остается на низком уровне. Как показывают многочисленные исследования, лишь 15% молодых людей положительно оценивают государственную молодежную политику, 32% опрошенных недовольны результатами реализации политики, 11% – затруднились оценить ее эффективность [7]. Кроме того молодежная политика ориентирована в основном на экстремумы в молодежной среде, что ведет к тому, что около 60% «среднестатистических» молодых людей оказываются вне интереса государственных органов по делам молодежи [9].
Основные проблемы реализации государственной политики, ориентированной на талантливую молодежь заключаются в следующем:
- ориентация на увеличение количества региональных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, без оценки и учета реальных потребностей талантливой молодежи в саморазвитии, самореализации ведет к использованию формальных методов и инструментов разработки программ, снижает эффективность их реализации;
- низкая степень взаимосвязи и взаимодействия учреждений и органов, занимающихся делами талантливой молодежи, организацией сопровождением развития одаренных детей в региональной системе образования ведет к дублированию функций, к отсутствию единых подходов к реализации молодежной политики; отсутствие системности;
- низкий уровень финансирования программ молодежной политики в регионах России. Как показывают проведенные исследования, существует высокая степень дифференциации уровня финансирования по регионам. В расчете на 1 человека в возрасте 14-30 лет расходы на молодежную политику по субъектам Российской Федерации различаются на несколько порядков, причем в 10 субъектах Федерации эти расходы составляют менее 100 рублей на человека в возрасте 14-30 лет [4]. Данные обстоятельства ведут к неполной реализации запланированных мероприятий и не позволяют эффективно реализовывать функции в области развития талантливой молодежи;
- низкий учет значимости необходимости развития талантливой молодежи, наряду с развитием негативных социальных процессов – существенное старение населения, развитие девиантных процессов среди молодого поколения, неимение у молодежи четко определенной гражданской позиции;
- недостаточная проработанность нормативно-правовой базы;
- отсутствие механизмов мониторинга динамики развития молодежной среды в регионах.
Все эти проблемы вызывают необходимость совершенствования подходов к государственной политики в области развития талантливой молодежи. Основой данной политики выступает ориентация на развитие у молодежи креативности, научно-исследовательского потенциала, лидерских качеств путем создания новых моделей и инструментов максимального вовлечения молодежи, обеспечения доступности, открытости. Основной целью реализации данной политики выступает интеграция молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. Для реализации молодежной политики возможно создание сетевой инфраструктуры, включающей государственные и общественные центры по работе с талантливой молодежью.
В данной работе предлагается структурная модель работы с талантливой молодежью путем развития системы детских и студенческих лагерей. В данном случае детские и студенческие лагеря будут рассматриваться не как «места оздоровления в летний период», а как инструмент работы с талантливыми детьми и молодежью, предполагающий вовлечение в социально-значимую деятельность, обучение, развитие нравственных и культурных традиций, содействие самореализации, организация оздоровления и отдыха (рис. 3).
Реализация программы работы с талантливой молодежью предполагает функционирование сетевой четкой структуры, основными частями которой должны стать молодежные и творческие центры, детские общественные объединения фестивали, «острова», общественные организации, лагеря, региональные связи опытных наставников. Реализация рассматриваемой концепции не может осуществляться вне институционального поля, контуры которого очерчены вовлеченными структурами в процесс работы с талантливой молодежью.
Рис. 3. Модель работы с талантливой молодежью
Условные обозначения: ДОО – детские образовательные организации; ДОТЛ – детские образовательно-тематические лагеря; КМП – комитет по молодежной политике; УДМ – Управление по делам молодежи в муниципальном образовании; ИРО – институт развития образования.
Таким образом, несмотря на то, что государственная политика в отношении талантливой молодежи в основном сформирована в правовом и организационном отношении, принятие дополнительных мер по совершенствованию инфраструктуры поддержки талантливой молодежи позволят повысить эффективность реализации молодежной политики и уровень развития региональных экономических систем в целом.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Механизм повышения эффективности влияния государственной молодежной политики на региональное развитие»), проект № 15-12-33004а/Ц
Рецензенты:
Гойхер О.Л., д.э.н., профессор кафедры экономики и стратегического управления, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;
Тесленко И.Б., д.э.н., заведующий кафедрой бизнес-информатики и экономики, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.