Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIRECTIONS OF THE STATE POLICY DEVELOPMENT IN THE FIELD OF TALENTED YOUTH SUPPORT IN THE REGION

Filimonova N.M. 1 Polzunova N.N. 1
1 Vladimir State University
The talented youth is a strategic factor for the development of the modern economy that leads to need to implement government support in regions. Basic tools to support talented young people are systematized and analyzed in the paper. The analysis showed that the effectiveness of the implementation of the youth policy programs remains low. The study identified a number of problems hampering the effective implementation of the state youth policy. There are the following problems: low given the importance of the need for the development of talented youth, focus on increasing the number of institutions engaged in work with youth, their low degree of connection and communication, low level of funding for programs of youth policy, the lack of mechanisms for monitoring the dynamics of youth in the regions, inadequate attention regulatory framework. Model of operation with talented youth is proposed by the formation of the network infrastructure.
government policy
youth policy
the talented youth

Современная Россия, и её будущие успехи, напрямую зависят от образования и здоровья людей, живущих в этой стране, от их стремления к самосовершенствованию и применению навыков и талантов во благо своей страны.

Именно поэтому, как никогда актуально развитие такого направления как молодежная политика, как на государственном, так и на региональном уровнях.

Молодежная политика является частью политики государства, направленной на реализацию потенциала молодых людей, вовлечение их в социально-экономическую и политическую жизнь общества. Сложность определения места молодежной политики в системе регионального управления заключается в том, что она включает в себя такие виды экономической деятельности, как «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (рис. 1). Данное обстоятельство обуславливает сложность определения места и роли молодежной политики в системе регионального развития.

Рис. 1. Место молодежной политики в региональном развитии

Важнейшим объектом молодежной политики в настоящее время, по-нашему мнению, является талантливая молодежь в интересах которой, должны создаваться благоприятные условия социализации и её эффективной самореализации, развития потенциала и реализации его в интересах региона проживания и России в целом.

Основной целью данной политики является поддержание конкурентоспособности, и усиления национальной безопасности путем поиска, выявления талантливой молодежи, её конкурентный отбор и социально-методическая поддержка. Такую технологию продвижения, обеспечивающую непрерывный отбор претендентов в интеллектуальную элиту нашего общества, необходимо совершенствовать. Данная система должна содержать в себе принцип продвижения молодых талантов, их поддержка с целью предоставления возможности самореализации. Компонентами этой системы являются поддерживающие лидерство, новаторство и предприимчивость конкурсы, олимпиады, фестивали, тематические смены, развитие системы содействия, предполагающее закрепление молодежи за профессионалами-наставниками, предоставление условий для самореализации.

В соответствии с целями государственной политики по поддержке способной и талантливой молодежи в качестве наиболее актуальных выделяют следующие задачи [6]:

  • создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности;
  • освоение учащимися методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;
  • создание предпосылок для органичного включения выпускников школ в инновационную научную, экономическую, социальную и культурную деятельность;
  • освоение молодежью общественной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей;
  • интеграция образовательной, научно-исследовательской работы учащихся, органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью;
  • своевременное выявление творческих задатков, обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся;
  • обеспечение целостности, преемственности в работе с одаренной молодежью на разных ступенях образования.

Для реализации государственной политики в области поддержки талантливой молодежи в России и за рубежом в настоящее время используются следующие инструменты:

  • молодежные фестивали, конкурсы по различным сферам общественной деятельности, как наука, предпринимательство, художественное творчество, с выделением лауреатам грантовой поддержки [3]. Данные конкурсы проводятся в 78 субъектах России. Наибольшее их количество отмечается в Томской области (44), Тамбовской области (43), Московской области (40), Калининградской области (37), Челябинской области (31) [5];
  • форумы, ориентированные на молодежь с целью проявления таланта, обмена опытом, роста активности, раскрытия потенциала [2], например федеральные молодёжные форумы «Селигер» и «Территория смыслов»;
  • грантовые программы, ориентированные на вовлечение талантливой молодежи в науку, такие как «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), реализуемую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере c 2007 года, программы государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук, программа «Мобильность молодых ученых» и др;
  • создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне), при этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов. В России есть несколько площадок, на основе которых возможно создание таких центров (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, наукограды) – с высокой плотностью качественных учебных заведений и, соответственно, молодежи, которая при благоприятных условиях сама будет стремиться к включению в такую сеть [1];
  • продюсирование талантов – продвижение, обучение и вовлечение талантливой молодежи в различные сферы через систему наставничества со стороны ученых, бизнес-лидеров. В области бизнеса – это технология «бизнес-серфинга», в области науки – создание и развитие системы стажировок в ведущих исследовательских центрах в России и за рубежом;
  • создание единой информационно-образовательной среды, что дает возможность повышения качества образования, обеспечения широкого доступа к учебно-методическому контенту, повышения профессионального уровня учителей, создания более благоприятных условий для сетевого сотрудничества педагогов и других специалистов различных по уровню образовательных учреждений, а также привлечения к творческой деятельности учащихся [8];
  • модели обучения одаренных детей в дистанционной и заочных формах при ведущих университетах. В связи с существованием проблемы территориальной недоступности образовательных учреждений данные модели позволяют осуществить расширение аудиторных рамок за счет технических средств коммуникаций [10].

Для реализации направлений поддержки и развития талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации создаются и учреждения по делам молодежи. Распределение региональных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, приведено на рис. 2. Наибольшее количество региональных учреждений органов по делам молодёжи сосредоточены в трёх субъектах Российской Федерации: в Приволжском (27,5 %), Центральном (25,3 %) и Уральском (19,2 %) федеральных округах, и наименьшее – в Дальневосточном (2 %) и Северо-Кавказском (1,2 %) федеральных округах.

Рис. 2. Распределение учреждений органов по делам молодёжи по федеральным округам Российской Федерации [5]

Однако, несмотря на большую работу в области государственной поддержки молодежи, эффективность ее реализации остается на низком уровне. Как показывают многочисленные исследования, лишь 15% молодых людей положительно оценивают государственную молодежную политику, 32% опрошенных недовольны результатами реализации политики, 11% – затруднились оценить ее эффективность [7]. Кроме того молодежная политика ориентирована в основном на экстремумы в молодежной среде, что ведет к тому, что около 60% «среднестатистических» молодых людей оказываются вне интереса государственных органов по делам молодежи [9].

Основные проблемы реализации государственной политики, ориентированной на талантливую молодежь заключаются в следующем:

  • ориентация на увеличение количества региональных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, без оценки и учета реальных потребностей талантливой молодежи в саморазвитии, самореализации ведет к использованию формальных методов и инструментов разработки программ, снижает эффективность их реализации;
  • низкая степень взаимосвязи и взаимодействия учреждений и органов, занимающихся делами талантливой молодежи, организацией сопровождением развития одаренных детей в региональной системе образования ведет к дублированию функций, к отсутствию единых подходов к реализации молодежной политики; отсутствие системности;
  • низкий уровень финансирования программ молодежной политики в регионах России. Как показывают проведенные исследования, существует высокая степень дифференциации уровня финансирования по регионам. В расчете на 1 человека в возрасте 14-30 лет расходы на молодежную политику по субъектам Российской Федерации различаются на несколько порядков, причем в 10 субъектах Федерации эти расходы составляют менее 100 рублей на человека в возрасте 14-30 лет [4]. Данные обстоятельства ведут к неполной реализации запланированных мероприятий и не позволяют эффективно реализовывать функции в области развития талантливой молодежи;
  • низкий учет значимости необходимости развития талантливой молодежи, наряду с развитием негативных социальных процессов – существенное старение населения, развитие девиантных процессов среди молодого поколения, неимение у молодежи четко определенной гражданской позиции;
  • недостаточная проработанность нормативно-правовой базы;
  • отсутствие механизмов мониторинга динамики развития молодежной среды в регионах.

Все эти проблемы вызывают необходимость совершенствования подходов к государственной политики в области развития талантливой молодежи. Основой данной политики выступает ориентация на развитие у молодежи креативности, научно-исследовательского потенциала, лидерских качеств путем создания новых моделей и инструментов максимального вовлечения молодежи, обеспечения доступности, открытости. Основной целью реализации данной политики выступает интеграция молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. Для реализации молодежной политики возможно создание сетевой инфраструктуры, включающей государственные и общественные центры по работе с талантливой молодежью.

В данной работе предлагается структурная модель работы с талантливой молодежью путем развития системы детских и студенческих лагерей. В данном случае детские и студенческие лагеря будут рассматриваться не как «места оздоровления в летний период», а как инструмент работы с талантливыми детьми и молодежью, предполагающий вовлечение в социально-значимую деятельность, обучение, развитие нравственных и культурных традиций, содействие самореализации, организация оздоровления и отдыха (рис. 3).

Реализация программы работы с талантливой молодежью предполагает функционирование сетевой четкой структуры, основными частями которой должны стать молодежные и творческие центры, детские общественные объединения фестивали, «острова», общественные организации, лагеря, региональные связи опытных наставников. Реализация рассматриваемой концепции не может осуществляться вне институционального поля, контуры которого очерчены вовлеченными структурами в процесс работы с талантливой молодежью.

Рис. 3. Модель работы с талантливой молодежью

Условные обозначения: ДОО – детские образовательные организации; ДОТЛ – детские образовательно-тематические лагеря; КМП – комитет по молодежной политике; УДМ – Управление по делам молодежи в муниципальном образовании; ИРО – институт развития образования.

Таким образом, несмотря на то, что государственная политика в отношении талантливой молодежи в основном сформирована в правовом и организационном отношении, принятие дополнительных мер по совершенствованию инфраструктуры поддержки талантливой молодежи позволят повысить эффективность реализации молодежной политики и уровень развития региональных экономических систем в целом.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Механизм повышения эффективности влияния государственной молодежной политики на региональное развитие»), проект № 15-12-33004а/Ц

Рецензенты:

Гойхер О.Л., д.э.н., профессор кафедры экономики и стратегического управления, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Тесленко И.Б., д.э.н., заведующий кафедрой бизнес-информатики и экономики, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.