Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENT AS FACTOR OF FORMING HISHER PERSONAL COMPETITIVENESS

Borodina T.F. 1 Litvinenko E.V. 1
1 FGO HPE "Elabuga Institute of Kazan (Volga region) Federal University
The article deals with the process of organizing high school students’ research activity of secondary school as one of the main factors of forming student´s personal competitiveness enabling himher to become a competent specialist in the rapidly-changing society. Research activity is the basis of a competitive personality forming such competitive advantages aimed at maintaining the stability of personality such as: intellectuality, communicative competence, possession of information and communication technologies, knowledge and skills required for project and innovative activity, self-development and creativity. Formation of competitive advantages in the process of high school student’s research activity is competitive strategy of himher to achieve leading position among the coevals, which promotes hisher self-actualization, development of thinking and professional and essential qualities such as independence, responsibility, creative imagination, stress resistance, culture of verbal communication that are necessary to expand the borders of professional activity and to promote track. Thus, research activity, in the process of which there is a development of personal potential, is a factor of personal competitiveness of high school student in learning activity and hisher life trajectory.
research activity of high school students
competitiveness
competitive advantages
Социальные, экономические и политические преобразования, происходящие в современном динамично развивающемся обществе, обуславливают необходимость формирования конкурентоспособной личности, способной достигать и удерживать лидирующие позиции в любых сферах деятельности. В связи с этим, выдвигаются новые требования к организации образовательного процесса средних общеобразовательных учреждений, связанные с обеспечением условий развития внутреннего потенциала человека, овладением им ключевыми компетенциями и способами их применения, формированием у него умений самостоятельно и результативно решать различные проблемы и стремиться к достижению своих целей в условиях конкурентной среды. Следовательно, одной из приоритетных задач современного школьного образования становится формирование конкурентоспособности школьника.

Важно отметить, что наука приобретает социальную значимость, и сфера ее влияния на развитие общества постепенно расширяется. Следовательно, XXI век благодаря научным достижениям характеризуется высоким уровнем общественного развития и прогрессом в области технологизации. В связи с этим, конкурентная среда XXI века предъявляет новые требования и к современному школьнику, а именно к его учебной компетенции, стилю познавательной деятельности, личностным качествам, культуре и, в целом, мировоззрению. Одаренные и талантливые школьники рассматриваются в перспективе как важнейший ресурс дальнейшего развития и процветания государства. И исследовательская деятельность, которая предполагает наличие у учащегося универсальных способностей, необходимых для производства новых знаний, экспериментирования и занятий творчеством, может служить основой гармоничного развития и процветания общества.

В настоящее время одним из основных факторов развития личности школьника, соответствующей современным требованиям, считается организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Исследовательская деятельность ученика составляет основу конкурентоспособности личности, формируя такие конкурентные преимущества, направленные на поддержание стабильности личности, как: развитый интеллект, коммуникативная компетенция, владение информационно-коммуникационными технологиями, знания и умения, необходимые для проектной и инновационной деятельности, саморазвитие и креативность.

Одним из выделенных конкурентных преимуществ, формирующихся в процессе исследовательской деятельности, является развитый интеллект. Важной особенностью этого процесса является развитие конвергентного мышления как начальной ступени в формировании интеллектуальных процессов, предполагающих видение объекта с новой точки зрения, формулировку, проверку и оценку гипотезы, т.е. на этом этапе мышление учащегося постепенно становится потенциально готовым к научному познанию окружающего мира. Такой стиль мышления предполагает строгий ход мысли, однозначную связь между явлениями.

На основе конвергентного мышления формируется дивергентное мышление, для которого характерно отсутствие однозначной связи между явлениями, причинами и их следствиями. По мнению Дж. Гилфорда, целью развития дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности и на задачи, не имеющие строгого алгоритма решения и решаемые разными путями [4], следовательно, в процессе исследовательской деятельности ученик пытается мыслить в разных направлениях, фокусируя внимание на различных сторонах проблемы. Кроме того, главной характеристикой дивергентного мышления выступает гибкость ума, которая помогает рассматривать проблемы с разных сторон, а также быстро и легко найти новые пути их решений. В совокупности с гибкостью ума формируются: беглость мышления, наблюдательность, парадоксальность мышления, находчивость, реактивность ума и остроумие. Эти качества важно иметь конкурентоспособному человеку в современном динамично развивающемся мире.

Известно, что занятия исследовательской деятельностью помогают интенсивно развивать не только интеллект, но и речь, поэтому необходимо выделить такое конкурентное преимущество, как формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция представляется как способность и реальная готовность к общению адекватным целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию [1]. Участие в научной коммуникации является важным элементом любой профессиональной деятельности. В процессе чтения научно-популярной литературы происходит обогащение словарного запаса научными терминами, повышение уровня речевой культуры и формирование научного стиля как устной, так и письменной речи. В процессе исследовательской деятельности формируется также умение отстаивать свою точку зрения на различные вопросы, давать развернутый ответ на вопрос, рассуждать, психологически правильно вступать в общение с людьми, выбирать адекватные способы общения с конкурентами и быстро адаптироваться к новым ситуациям. Таким образом, школьник подготавливает себя к активному социальному взаимодействию и формирует у себя способности достигать успеха в этом взаимодействии.

Одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции являются навыки публичного выступления, при помощи которых ученик способен достигать высоких результатов в исследовательской деятельности. Умение логично излагать свои мысли, выступая перед публикой с устным сообщением, докладом, презентацией проектной работы, аргументировано говорить, с достоинством выходить из разных ситуаций повышает учебную и личностную конкурентоспособность ученика, придает уверенность в выстраивании будущей профессиональной карьеры. Нельзя не отметить и то, что в деловом мире эффективная коммуникация является одним из условий достижения профессиональной мобильности и быстрого карьерного роста. Именно степень сформированности коммуникативных навыков может определять уровень коммуникативной культуры в профессиональной среде. Из этого следует, что исследовательская деятельность в полной мере способствует совершенствованию ораторских способностей и высокой культуре речевого общения с разными людьми.

Следующим конкурентным преимуществом ученика, которое формируется в процессе исследовательской деятельности, является владение информационно-коммуникационными технологиями. Учебно-воспитательный процесс в школе должен включать в себя создание методических систем формирования исследовательских навыков, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность и разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Процесс информатизации включает в себя широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивая систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития [5]. Если у учащегося будут сформированы  исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, способности к ее анализу, обобщению, видению актуальных проблем, сопоставлению фактов, формулировке выводов, то ему будет легче адаптироваться в потоках нужных источников, в выборе будущей профессии и в условиях социальной жизни. Более того, умение эффективно использовать ИКТ позволяет занять активную исследовательскую позицию, пополнять и применять знания; сделать исследование более полным, всесторонним, наглядным; научиться планированию собственной деятельности и оценке ее результатов. Формирование навыков использования средств ИКТ в исследовательской деятельности способствует развитию личностных качеств школьника: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, а также информационной культуры, коммуникативных умений и направленности личности на самосовершенствование.

На современном этапе развития общества любой вид деятельности предполагает  подготовку и реализацию проектов в различных областях научного знания, поэтому изучение теоретического материала о способах проектирования является необходимой поддерживающей деятельностью каждого человека, в том числе и школьника. Исследовательская деятельность тесно связана с проектной и инновационной деятельностью, так как предполагает не только исследование разных проблем и вопросов, но и разработку исследовательских проектов, создание новшеств и определение их эффективности. Модернизация образования определяет новые ориентиры в образовательной системе учащихся. Школьникам необходимо овладеть такими проектными умениями, как: проблематизация, целеполагание и планирование; оформление и представление результатов деятельности; презентация в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования; поиск и отбор актуальной информации; практическое применение школьных знаний; выбор, освоение и использование соответствующей технологии изготовления продукта проектирования; самоанализ и рефлексия [3]. Кроме того, учащиеся, обладающие проектным мышлением и владеющие навыками проектно-исследовательской деятельности, способны определять дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществить его и достичь определенных результатов. Поэтому формирование знаний и умений, необходимых для проектной и инновационной деятельности является еще одним конкурентным преимуществом учащегося, которое можно целенаправленно формировать в процессе исследовательской деятельности.

Креативность личности старшеклассника также является одним из его конкурентных преимуществ, которое формируется в процессе исследовательской деятельности ученика. Так, по мнению Ф. Баррона и Д. Харрингтона, под креативностью понимается способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах [2]. Исследуя сущность понятия «креативность» можно отметить, что, с одной стороны, данное качество понимается как уровень интеллектуальной активности и оригинальность, иррелевантность мышления. С другой стороны, в исследовательской деятельности креативность воспринимается как творческий подход к своей деятельности и видение исследуемого материала с новой стороны. Креативность помогает ученику отказаться от стереотипов общественного бытия и проявить инициативу в создании образовательных продуктов и научных разработок, порождать оригинальные идеи и формировать рациональный скептицизм (отказ от плагиата). В целом, это конкурентное преимущество является показателем творческого проявления личности и ее стратегическим ресурсом, способствующей личному успеху и уникальному отличию от конкурентов.

Личная конкурентоспособность школьника зависит, прежде всего, от его мотивации, качества работы, интеллекта, базовой готовности к той или иной деятельности, способностей своевременно принимать соответствующие решения и предъявлять требования к самому себе. Именно исследовательская деятельность способствует самосовершенствованию и саморазвитию ученика, так как содействует формированию у него готовности к самостоятельным решениям и действиям, а также ответственности, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Более того, результатом занятий исследовательской деятельностью является самоутверждение в глазах других людей, повышение статуса своей личности. Этот вид деятельности помогает «найти себя» в этом мире и способствует профессиональному самоопределению, которое введет к построению профессиональных планов, ориентации на реальные жизненные условия, включая материальное обеспечение, здоровье, семейные отношения и т.д.

Таким образом, исследовательская деятельность, в процессе которой происходит развитие личностного потенциала, выступает фактором успешности учебной деятельности школьника и его конкурентоспособного поведения. Ученик, осознав ценность исследовательской деятельности, обеспечивает себе не только благоприятное будущее, но и личностный и профессиональный успех. Занимаясь исследовательской деятельностью, он способен формировать в себе конкурентные преимущества, чувствовать уверенность в завтрашнем дне, стремиться к личностной самореализации, признанию со стороны окружающих, достижению своих целей, применяя полученные знания для решения исследовательских задач, пытаясь стать «сильным звеном» в глобальном мире конкуренции.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института К(П)ФУ, г. Елабуга;

Тетерский С.В., д.п.н., профессор, директор АНО ДИМСИ, г. Москва.