В современных условиях проблема репродуктивного поведения молодежи имеет социально значимый характер, поскольку рождение физически и психически здоровых детей является важнейшим вектором государственной политики.
Анализ публикаций по данной проблематике указывает на ряд исследований в области социологии, медицины, демографии, психологии [1; 2; 3; 8]. Изучаются некоторые элементы репродуктивного поведения, например установки, мотивационные компоненты, личностные факторы риска и неблагоприятные факторы, связанные с социальным и экономическим состоянием.
К основным структурным элементам репродуктивного поведения относят установки, ценности, потребности и мотивы, способствующие или препятствующие рождению детей, но практически не изучаются механизмы целеполагания. Это тем более актуально, поскольку молодежь наиболее подвержена различным социальным влияниям, а неопределенные и нестабильные условия диктует необходимость уже в юношеском возрасте прогнозировать будущие ситуации в различных сферах жизни, уметь ставить цели и намечать задачи, способы и средства достижения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Это определяет необходимость использования междисциплинарного подхода при изучении особенностей репродуктивного поведения молодежи. Таким образом, в настоящее время актуальным в исследовании проблемы репродуктивного поведения является выявление факторов, определяющих постановку и осознание цели «здоровое потомство, способное к репродукции» и выработку способов и средств достижения этой цели.
Понятие «цель» трактуется как идеальное представление будущего результата, влияющее на характер и способы действий, выступающее как образ возможного и прообраз действительного. По мнению А.Н. Леонтьева, субъективное выделение цели - это осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмечиваясь в мотиве [5]. То есть, цель как образ выступает в качестве предпосылки, определяющей начало деятельности. Б.Ф. Ломов утверждает, что исследование целеобразования ставит вопрос о том, в какой форме выступает цель в голове субъекта. По его мнению, цель может выступать в качестве перцептивного образа и как образ-представление, и как определенная логическая конструкция. Ответ на вопрос о том, в какой именно форме выступает цель, зависит от определения конкретных условий, в которых предстает деятельность субъекту, а также от его индивидуально-психологических особенностей [6].
Для более точной характеристики процесса целеполагания, на наш взгляд, необходимо провести сопоставительный анализ данного конструкта с конструктами «прогнозирование» и «планирование».
В работе В.Л. Гавеля «целеполагание» определяется как способ выявления личностью своих способов включения в социальную действительность. Прогнозирование выступает в качестве возможности, которая превращается в действительность, если связана с конкретными действиями и предшествует целеполаганию [4].
Целеполагание представляет собой ситуационное моделирование (планирование), результатом которого является формирование образа ситуации, позволяющей достичь цели. Процесс планирования главным образом включает построение развернутой системы подцелей. Таким образом, прогнозирование, целеполагание и планирование представляют собой последовательные фазы единого процесса общественного предвидения.
Необходимость реализации цели «здоровое потомство, способное к репродукции», обусловлена неопределенностью, противоречивостью социальных влияний, а целеполагание включается в эту процедуру как выявление личностью своих способов разрешения данной ситуации. Прогнозирование как форма экстраполяции настоящего на локальные участки времени в будущем может быть связана с особенностями временной перспективы личности и характеризовать то, каким образом в краткосрочной или долгосрочной перспективе осознается необходимость рождения физически и психически здоровых детей. В планировании в большей степени зафиксированы границы достижения личностью цели как замысла и конкретизированы предстоящие действия.
Мы предполагаем, что у молодежи представления о достижении цели «здоровое потомство, способное к репродукции», достаточно фрагментарные и неопределенные, что может провоцироваться такими фактором, как влияние СМИ, представляющих большое количество разнообразной информации, и это способствует тому, что субъекту очень сложно структурировать получаемую информацию и выделять в ней существенное. Также в зависимости от психологического микроклимата в семье вопросы репродуктивного поведения могут не обсуждаться, что способствует недостаточности информации у субъекта. Эти факторы могут способствовать недостаточному осознанию молодежью плана действий достижения цели «семейная жизнь, рождение детей».
Цель исследования: выявить механизмы постановки молодежью цели «здоровое потомство, способное к репродукции», выражающиеся в ее конкретизации в среднесрочной или долгосрочной временной перспективе, планировании способов и средств ее достижения.
Материалы и методы. Выборку составили студенты 5-го курса Омского государственного медицинского университета в количестве 67 человек. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена - русскоязычный перевод и адаптация Д.А. Леонтьева [7].
Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта. Этот метод относится к типу методик на завершение предложений, которые называются мотивационными индукторами, сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению
(обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремится.
Фиксация мотивационных объектов на основании методики мотивационной индукции (МИМ) проводилась с помощью контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям (табл. 1).
Таблица 1
Показатели мотивационных объектов, выявляемые на основании контент-анализа ответов испытуемых (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена)
Фиксируемые показатели |
Выявляемые диагностические показатели с помощью методики мотивационной индукции (МИМ) |
Объекты, связанные со сферами жизни |
семейная жизнь, рождение детей; профессиональная деятельность; учебная деятельность |
Описание последовательности действий |
выражение текущей активности или длящихся усилий; самопознание; познание и интерес |
Указание на наличие способностей |
направленность на развитие черт и характера; направленность на развитие способностей |
Описание способов достижения цели |
наличие структур «средство-цель»; продуктивность |
Описание способов преодоления препятствий |
намек на возможные препятствия и способы их преодоления |
Ожидание поддержки других людей |
личностная автономия; ожидание эмоционального отношения; ожидание поддержки и указаний от других |
Оценка доступности цели |
стремления, считаемые менее реальными; отрицательные индукторы |
Направленность на повышение степени удовлетворенности жизнью |
направленность на достижение совершенства и успеха; ожидание общественного признания деятельности; направленность на удовлетворение и награду |
Для выявления способов и средств, которые формулировали испытуемые при достижении цели «здоровое потомство, способное к репродукции», использовались ментальные карты. Содержание ментальных карт включало следующее: один блок в центре отражал цель «здоровое потомство, способное к репродукции», и испытуемым предлагалось сформулировать способы и средства достижения этой цели исходя из собственных убеждений в виде граф-логической структуры. Процедура заполнения ментальных карт была организована следующим образом:
- испытуемый обозначал желаемую модель репродуктивного поведения без внешних указаний относительно способа ее построения;
- испытуемому предлагалась возможность представить репродуктивное поведение в комплексе воздействующих факторов и с точки зрения его различных аспектов в целостности, проведя объективный анализ особенностей ситуации (явления);
- испытуемый строил модель репродуктивного поведения на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе и был вынужден самостоятельно обдумывать и отбирать необходимую информацию.
Для анализа полученных в ментальных картах результатов также использовался метод контент-анализа. В качестве категорий выступили задачи, определенные испытуемыми как необходимые для достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Статистическая обработка результатов исследования проводилась в стандартном приложении Microsoft Office Excel с помощью альтернативного и вариационного анализа.
Результаты исследования. Анализируя полученные результаты, мы рассматривали характеристики обозначенных испытуемыми мотивационных объектов, отражающих особенности постановки разноплановых жизненных задач, в том числе связанных с будущей семейной жизнью, репродуктивным поведением, воспитанием детей.
Как показывает анализ результатов по методике Ж. Нюттена, только 50% опрошенных испытуемых обозначили в краткосрочной и долгосрочной перспективе цель «создание семьи», «рождение детей». Остальные 50% испытуемых либо совсем не ставят данные цели, отдавая предпочтение учебной или профессиональной деятельности, либо обозначают ее в качестве второстепенной. Как видно из таблицы 2, структура мотивационных объектов и в первой и во второй группе одна и та же, различается только степень значимости этих объектов.
Таблица 2
Структура мотивационных объектов, обозначенных испытуемыми
Мотивационные объекты |
Ранговое место в группе с основной целью «семейная жизнь, рождение детей» |
Ранговое место в группе, не обозначившей цель «семейная жизнь, рождение детей» |
Направленность на удовлетворение или награду |
1 |
1 |
Профессиональная деятельность |
2 |
4 |
Выражение текущей активности или длящихся усилий |
3 |
2 |
Учебная деятельность |
4 |
3 |
Продуктивность |
5 |
5 |
Группа, которая обозначила цель «семейная жизнь, рождение детей» в качестве приоритетных мотивационных объектов указывает на планирование действий и достижение таких результатов, которые приводили бы к повышению удовлетворенности жизнью. Также испытуемые ориентированы на профессиональную деятельность и совершенствование в рамках этой деятельности, которую рассматривают как необходимое средство достижения материального благополучия и реализации поставленной цели «семейная жизнь, рождение детей». А проявляемая ими в настоящее время активность рассматривается испытуемыми как решение ближайших краткосрочных задач, приближающих их к основной цели.
Группа, которая не обозначила цель «семейная жизнь, рождение детей», также ориентирована на достижение состояния удовлетворенности, но их стремления сформулированы в анкетах недостаточно четко, и испытуемые испытывали значительные затруднения при конкретизации того, что им необходимо достигнуть для повышения степени удовлетворенности жизнью. В связи с этим их текущая активность направлена не на достижение конкретной цели, а затрагивает различные аспекты жизни, связанные с межличностными отношениями, учебной деятельностью, хобби, занятиями спортом.
При изучении репродуктивного поведения и механизмов постановки цели «семейная жизнь, рождение детей» достаточно важным является вопрос о степени информированности молодежи и наличии представлений о том, что является необходимым для реализации данной цели. Поскольку цель на действенном уровне может реализовываться только тогда, когда осознаются: последовательность действий по достижению цели, способы достижения цели, способы преодоления препятствий, последствия достижения цели.
В результате контент-анализа ментальных карт испытуемых были выделены категории, которые обозначали испытуемые в качестве средств достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Среди таких категорий были выделены: образование, материальный достаток, здоровье, генетика, семейный микроклимат и особенности воспитания, социальные условия, планирование семьи, психологическая готовность к материнству, личностные ресурсы и условия жизни.
В таблице 3 показаны средства достижения цели, которые наиболее часто упоминались испытуемыми и являются, согласно их представлениям, приоритетными.
Таблица 3
Способы достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции», обозначенные испытуемыми в ментальных картах
Способы достижения цели |
Ранговое место в группе |
Категория «Здоровье» |
|
Сбалансированное питание |
1 |
Здоровый образ жизни |
2 |
Отказ от вредных привычек |
2 |
Качественная медицинская помощь |
4 |
Отсутствие заболеваний |
6 |
Категория «Генетика» |
|
Наследственность |
3 |
Категория «Условия жизни» |
|
Экология |
5 |
Как показывает анализ ментальных карт испытуемых, в качестве основных средств достижения цели указываются те из них, которые связаны со здоровьем и здоровым образом жизни, наследственностью и условиями жизни, в частности с экологией. Тогда как способы достижения цели, связанные с личностными и социальными факторами, упоминались достаточно редко. Это свидетельствует о том, что испытуемые, обозначившие цель «семейная жизнь, рождение детей», имеют достаточно фрагментарные представления о способах и средствах достижения данной цели, поскольку все указанные средства ограничены всего лишь тремя категориями. Таким образом, у испытуемых отсутствует целостный образ ситуации, позволяющей достичь цели, что затрудняет в целом процесс целеполагания, поскольку в сознании не моделируется комплекс условий и обстоятельств, способствующих реализации задуманного, не строится развернутая система подцелей.
Обсуждение результатов и выводы. Согласно полученным результатам исследования, только 50% испытуемых обозначают и осознают будущую семейную жизнь и рождение детей в качестве значимой цели. В то же время, несмотря на осознание необходимости достижения этой цели, испытуемые обладают фрагментарными знаниями относительно тех способов и средств, которые необходимы. Испытуемые не способны детально структурировать будущее, не осознают необходимую последовательность действий для реализации цели и не готовы к преодолению возможных препятствий. Это дает нам основание предполагать, что испытуемые не способны к оптимальному изменению содержательных и временных характеристик плана в зависимости от внешних условий и внутренних возможностей. Также мы предполагаем, что на уровне сознания цель испытуемых «семейная жизнь, рождение детей» представляется им достаточно четкой, но отсутствие либо фрагментарность представлений, связанных с реализацией данной цели, затрудняет ее достижение в будущем.
Обобщая полученные в исследовании результаты, необходимо отметить, что одним из главных механизмов целеполагания является способность человека не только определить желаемую цель и запланировать способы ее достижения, но и реализовать эти устремления в будущих действиях и поступках. Поэтому, на наш взгляд, поставленная испытуемыми цель может практически не реализоваться именно из-за отсутствия необходимых знаний, касающихся того, как эту цель достигнуть.
Поэтому в решении задачи улучшения здоровья населения и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные и психолого-педагогические меры, осуществляемые еще на этапе профессионального образования.
Должны использоваться технологии и методы, позволяющие обратить внимание молодежи на основные задачи и условия достижения цели «семья, рождение детей», акцентирующие на необходимости иметь здоровое потомство.
Рецензенты:
Демченко В.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск;
Родькин В.П., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.