Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVATIONAL OBJECTS AND WAYS TO ACHIEVE GOALS IN THE REPRODUCTIVE BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE

Bratukhin A.G. 1 Magazeva E.A. 1
1 Omsk State Medical University, Omsk
Youth reproductive behavior peculiarities and mechanisms of goal setting “sound offspring, able to reproduce” aimed to its elaboration in medium or long-range temporal outlook and ways and means planning of its progress were analyzed in the paper. The future family life and baby birth is a conscious meaningful aim for the half of the respondents. At the same time knowing the necessity to achieve this goal the subjects have fragmentary knowledge on the ways and means that are necessary. They unable to structure the future, to grasp the necessary sequence of action for the purpose realization and they are not ready to overcome possible difficulties. Thus there is reason to believe that the subjects are not able in life to the optimum change of substantial and temporal plan characteristics concerning the external conditions and internal capabilities.
time perspective
reproductive behavior
motivational objects

В современных условиях проблема репродуктивного поведения  молодежи имеет социально значимый характер, поскольку рождение физически и психически здоровых детей является важнейшим вектором государственной политики.

Анализ публикаций по данной проблематике указывает на ряд исследований в области социологии, медицины, демографии, психологии [1; 2; 3; 8]. Изучаются некоторые элементы репродуктивного поведения, например установки, мотивационные компоненты, личностные факторы риска и неблагоприятные факторы, связанные с социальным и экономическим состоянием.

К основным структурным элементам репродуктивного поведения относят установки, ценности, потребности и мотивы, способствующие или препятствующие рождению детей, но практически не изучаются механизмы целеполагания. Это тем более актуально, поскольку молодежь наиболее подвержена различным социальным влияниям, а неопределенные и нестабильные условия диктует необходимость уже в юношеском возрасте прогнозировать будущие ситуации в различных сферах жизни, уметь ставить цели и намечать задачи, способы и средства достижения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Это определяет необходимость использования междисциплинарного подхода при изучении особенностей репродуктивного поведения молодежи. Таким образом, в настоящее время актуальным в исследовании проблемы репродуктивного поведения является выявление факторов, определяющих постановку и осознание цели «здоровое потомство, способное к репродукции» и выработку способов и средств достижения этой цели.

Понятие «цель» трактуется как идеальное представление будущего результата, влияющее на характер и способы действий, выступающее как образ возможного и прообраз действительного. По мнению А.Н. Леонтьева, субъективное выделение цели - это осознание ближайшего результата, достижение которого осуществляет деятельность, способную удовлетворить потребность, опредмечиваясь в мотиве [5]. То есть, цель как образ выступает в качестве предпосылки, определяющей начало деятельности. Б.Ф. Ломов утверждает, что исследование целеобразования ставит вопрос о том, в какой форме выступает цель в голове субъекта. По его мнению, цель может выступать в качестве перцептивного образа и как образ-представление, и как определенная логическая конструкция. Ответ на вопрос о том, в какой именно форме выступает цель, зависит от определения конкретных условий, в которых предстает деятельность субъекту, а также от его индивидуально-психологических особенностей [6].

Для более точной характеристики процесса целеполагания, на наш взгляд, необходимо провести сопоставительный анализ данного конструкта с конструктами «прогнозирование» и «планирование».

В работе В.Л. Гавеля «целеполагание» определяется как способ выявления личностью своих способов включения в социальную действительность. Прогнозирование выступает в качестве возможности, которая превращается в действительность, если связана с конкретными действиями и предшествует целеполаганию [4].

Целеполагание представляет собой ситуационное моделирование (планирование), результатом которого является формирование образа ситуации, позволяющей достичь цели. Процесс планирования главным образом включает построение развернутой системы подцелей. Таким образом, прогнозирование, целеполагание и планирование представляют собой последовательные фазы единого процесса общественного предвидения.

Необходимость реализации цели «здоровое потомство, способное к репродукции», обусловлена неопределенностью, противоречивостью социальных влияний, а целеполагание включается в эту процедуру как  выявление личностью своих способов разрешения данной ситуации. Прогнозирование как форма экстраполяции настоящего на локальные участки времени в будущем может быть связана с особенностями временной перспективы личности и характеризовать то, каким образом в краткосрочной или долгосрочной перспективе осознается необходимость рождения физически и психически здоровых детей. В планировании в большей степени зафиксированы границы достижения личностью цели как замысла и конкретизированы предстоящие действия.

Мы предполагаем, что у молодежи представления о достижении цели «здоровое потомство, способное к репродукции», достаточно фрагментарные и неопределенные, что может провоцироваться такими фактором, как влияние СМИ, представляющих большое количество разнообразной информации, и это способствует тому, что субъекту очень сложно структурировать получаемую информацию и выделять в ней существенное. Также в зависимости от психологического микроклимата в семье вопросы репродуктивного поведения могут не обсуждаться, что способствует недостаточности информации у субъекта. Эти факторы могут способствовать недостаточному осознанию молодежью плана действий достижения цели «семейная жизнь, рождение детей».

Цель исследования: выявить механизмы постановки молодежью цели «здоровое потомство, способное к репродукции», выражающиеся в ее конкретизации в среднесрочной или долгосрочной временной перспективе, планировании способов и средств ее достижения.

Материалы и методы. Выборку составили студенты 5-го курса Омского государственного медицинского университета в количестве 67 человек. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена - русскоязычный перевод и адаптация Д.А. Леонтьева [7].

Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы  в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта. Этот ме­тод относится к типу методик на завершение предло­жений, которые называются мотивационными индук­торами, сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению
(обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремит­ся.

Фиксация мотивационных объектов на основании методики мотивационной индукции (МИМ) проводилась с помощью контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям (табл. 1).

Таблица 1

Показатели мотивационных объектов, выявляемые на основании контент-анализа ответов испытуемых (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена)

Фиксируемые показатели

Выявляемые диагностические показатели с помощью методики мотивационной индукции (МИМ)

Объекты, связанные со сферами жизни

семейная жизнь, рождение детей; профессиональная деятельность; учебная деятельность

Описание последовательности действий

выражение текущей активности или длящихся усилий; самопознание; познание и интерес

Указание на наличие способностей

направленность на развитие черт и характера;

направленность на развитие способностей

Описание способов достижения цели

наличие структур «средство-цель»; продуктивность

Описание способов преодоления препятствий

намек на возможные препятствия и способы их преодоления

Ожидание поддержки других людей

личностная автономия; ожидание эмоционального отношения; ожидание поддержки и указаний от других

Оценка доступности цели

стремления, считаемые менее реальными; отрицательные индукторы

Направленность на повышение степени удовлетворенности жизнью

направленность на достижение совершенства и успеха;

ожидание общественного признания деятельности;

направленность на удовлетворение и награду

Для выявления способов и средств, которые формулировали испытуемые при достижении цели «здоровое потомство, способное к репродукции», использовались ментальные карты. Содержание ментальных карт включало следующее: один блок в центре отражал цель «здоровое потомство, способное к репродукции», и испытуемым предлагалось сформулировать способы и средства достижения этой цели исходя из собственных убеждений в виде граф-логической структуры. Процедура заполнения ментальных карт была организована следующим образом:

- испытуемый обозначал желаемую модель репродуктивного поведения без внешних указаний относительно способа ее построения;

- испытуемому предлагалась возможность представить репродуктивное поведение в комплексе воздействующих факторов и с точки зрения его различных аспектов в целостности, проведя объективный анализ особенностей ситуации (явления);

- испытуемый строил модель репродуктивного поведения на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе и был вынужден самостоятельно обдумывать и отбирать необходимую информацию.

Для анализа полученных в ментальных картах результатов также использовался метод контент-анализа. В качестве категорий выступили задачи, определенные испытуемыми как необходимые для достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Статистическая обработка результатов исследования проводилась в стандартном приложении Microsoft Office Excel с помощью альтернативного и вариационного анализа.

Результаты исследования. Анализируя полученные результаты, мы рассматривали характеристики обозначенных испытуемыми мотивационных объектов, отражающих особенности постановки разноплановых жизненных задач, в том числе связанных с будущей семейной жизнью, репродуктивным поведением, воспитанием детей.

Как показывает анализ результатов по методике Ж. Нюттена, только 50% опрошенных испытуемых обозначили в краткосрочной и долгосрочной перспективе цель «создание семьи», «рождение детей». Остальные 50% испытуемых либо совсем не ставят данные цели, отдавая предпочтение учебной или профессиональной деятельности, либо обозначают ее в качестве второстепенной. Как видно из таблицы 2, структура мотивационных объектов и в первой и во второй группе одна и та же, различается только степень значимости этих объектов.

Таблица 2

Структура мотивационных объектов, обозначенных испытуемыми

Мотивационные объекты

Ранговое место в группе с основной целью «семейная жизнь, рождение детей»

Ранговое место в группе, не обозначившей цель «семейная жизнь, рождение детей»

Направленность на удовлетворение или награду

1

1

Профессиональная деятельность

2

4

Выражение текущей активности или длящихся усилий

3

2

Учебная деятельность

4

3

Продуктивность

5

5

Группа, которая обозначила цель «семейная жизнь, рождение детей» в качестве приоритетных мотивационных объектов указывает на планирование действий и достижение таких результатов, которые приводили бы к повышению удовлетворенности жизнью. Также испытуемые ориентированы на профессиональную деятельность и совершенствование в рамках этой деятельности, которую рассматривают как необходимое средство достижения материального благополучия и реализации поставленной цели «семейная жизнь, рождение детей». А проявляемая ими в настоящее время активность рассматривается испытуемыми как решение ближайших краткосрочных задач, приближающих их к основной цели.

Группа, которая не обозначила цель «семейная жизнь, рождение детей», также ориентирована на достижение состояния удовлетворенности, но их стремления сформулированы в анкетах недостаточно четко, и испытуемые испытывали значительные затруднения при конкретизации того, что им необходимо достигнуть для повышения степени удовлетворенности жизнью. В связи с этим их текущая активность направлена не на достижение конкретной цели, а затрагивает различные аспекты жизни, связанные с межличностными отношениями, учебной деятельностью, хобби, занятиями спортом.

При изучении репродуктивного поведения и механизмов постановки цели «семейная жизнь, рождение детей» достаточно важным является вопрос о степени информированности молодежи и наличии представлений о том, что является необходимым для реализации данной цели. Поскольку цель на действенном уровне может реализовываться только тогда, когда осознаются: последовательность действий по достижению цели, способы достижения цели, способы преодоления препятствий, последствия достижения цели.

В результате контент-анализа ментальных карт испытуемых были выделены категории, которые обозначали испытуемые в качестве средств достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Среди таких категорий были выделены: образование, материальный достаток, здоровье, генетика, семейный микроклимат и особенности воспитания, социальные условия, планирование семьи, психологическая готовность к материнству, личностные ресурсы и условия жизни.

В таблице 3 показаны средства достижения цели, которые наиболее часто упоминались испытуемыми и являются, согласно их представлениям, приоритетными.

Таблица 3

Способы достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции», обозначенные испытуемыми в ментальных картах

Способы достижения цели

Ранговое место в группе

Категория «Здоровье»

Сбалансированное питание

1

Здоровый образ жизни

2

Отказ от вредных привычек

2

Качественная медицинская помощь

4

Отсутствие заболеваний

6

Категория «Генетика»

Наследственность

3

Категория «Условия жизни»

Экология

5

 Как показывает анализ ментальных карт испытуемых, в качестве основных средств достижения цели указываются те из них, которые связаны со здоровьем и здоровым образом жизни, наследственностью и условиями жизни, в частности с экологией. Тогда как способы достижения цели, связанные с личностными и социальными факторами, упоминались достаточно редко. Это свидетельствует о том, что испытуемые, обозначившие цель «семейная жизнь, рождение детей», имеют достаточно фрагментарные представления о способах и средствах достижения данной цели, поскольку все указанные средства ограничены всего лишь тремя категориями. Таким образом, у испытуемых отсутствует целостный образ ситуации, позволяющей достичь цели, что затрудняет в целом процесс целеполагания, поскольку в сознании не моделируется комплекс условий и обстоятельств, способствующих реализации задуманного, не строится развернутая система подцелей.

Обсуждение результатов и выводы. Согласно полученным результатам исследования, только 50% испытуемых обозначают и осознают будущую семейную жизнь и рождение детей в качестве значимой цели. В то же время, несмотря на осознание необходимости достижения этой цели, испытуемые обладают фрагментарными знаниями относительно тех способов и средств, которые необходимы. Испытуемые не способны детально структурировать будущее, не осознают необходимую последовательность действий для реализации цели и не готовы к преодолению возможных препятствий. Это дает нам основание предполагать, что испытуемые не способны к оптимальному изменению содержательных и временных характеристик плана в зависимости от внешних условий и внутренних возможностей. Также мы предполагаем, что на уровне сознания цель испытуемых «семейная жизнь, рождение детей» представляется им достаточно четкой, но отсутствие либо фрагментарность представлений, связанных с реализацией данной цели, затрудняет ее достижение в будущем.

Обобщая полученные в исследовании результаты,  необходимо отметить, что одним из главных механизмов целеполагания является способность человека не только определить желаемую цель и  запланировать способы ее достижения, но и реализовать эти устремления в будущих действиях и поступках. Поэтому, на наш взгляд, поставленная испытуемыми цель может практически не реализоваться именно из-за отсутствия необходимых знаний, касающихся того, как эту цель достигнуть.

Поэтому в решении задачи улучшения здоровья населения и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные и психолого-педагогические меры, осуществляемые еще на этапе профессионального образования.

Должны использоваться технологии и методы, позволяющие обратить внимание молодежи на основные задачи и условия достижения цели «семья, рождение детей», акцентирующие на необходимости иметь здоровое потомство.

Рецензенты:

Демченко В.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск;

Родькин В.П., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.