Сфера физического воспитания и спорта формирует социальный заказ, направленный на оздоровление, укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни [2, с. 5]. Однако по-прежнему остается весомой актуальность вопроса о сохранении и поддержании здоровья населения различных категорий, особенно детей и подростков [5, с. 101].
Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей давно относится к ряду ближайших особо актуальных проблем теории и методики физического воспитания [6, с. 5-8].
На уровне Дальнего Востока, северных регионов Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия) – проблема низкой физической активности имеет свою специфику, связанную с длительным – 8-9 месяцев – нахождением в закрытых помещениях в холодный сезон [1; 3; 4; 7].
Возрождение и развитие национальных видов спорта и народных игр – приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в области физической культуры и спорта. В республике национальные виды спорта и игры народа являются важнейшей составляющей частью его культуры, истории и философии. Они представляют собой универсальный способ движения мечты каждого человека о самосовершенствовании – возможности быть смелым, быстрым, ловким, интеллектуально и духовно богатым. В этом заключается оздоровительный, воспитательный, познавательный, нравственный аспект занятий национальными видами спорта.
Целью выполненной научно-исследовательской работы явилась разработка Программы повышения физической подготовленности учащихся школ на основе использования национальных видов спорта и народных игр и экспериментальное обоснование их эффективности.
Материал и методы исследования
Характеризуя состояние здоровья детей, обучающихся в опытно-экспериментальной школе, можно говорить о том, что у поступающих в 1 класс, как отмечено, практически здоровых детей – 16%, дети с 2 и 3 группами здоровья составляют 84%. Доминирующей патологией является дефект речи, патология опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, т.е. патология, которая еще может быть скорректирована реабилитационными мероприятиями и соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школ. В процессе обучения количество детей с 1 группой здоровья уменьшается и в возрасте 16-17 лет составляет 10%, с 3 группой здоровья увеличивается до 17% - это дети с хронической патологией: сколиозы, заболевания желудочно-кишечного тракта, патология зрения и др.
Таким образом, состояние здоровья детей, поступающих в 1 класс и оканчивающих школу, ухудшается, и происходит это в основном за счет увеличения количества детей с 3 группой здоровья. Отмечается значительный рост:
- патологии зрения: если в первом классе это - 8,8% детей, то перед окончанием школы - 30,8%;
- патологии опорно-двигательного аппарата: показатель сохраняется стабильно высоким за счет выявления функциональных изменений в начале обучения и роста процента грубых изменений перед окончанием школы, так, сколиозы составляют 10,5%.
Состояние здоровья школьного возраста имеет стабильную тенденцию к ухудшению и во многом обусловлено организацией образовательного процесса.
Предлагаемая программа призвана приобщить учащихся к национальным физическим упражнениям и играм народов Республики Саха (Якутия), сформировать у учащихся стремление к укреплению здоровья и развитию своих физических способностей, повысить уровень их физической активности.
В своей целостности представленная структура программы способствует:
- расширению общей и традиционно-народной эрудиции учащихся, являющейся основой обеспечения общего среднего образования в сфере физической культуры;
- повышению уровня физического и моторного развития, содействию укреплению здоровья учащихся;
- эффективному развитию потребностной, мотивационно-ценностной сферы личности и формированию морально-нравственных качеств;
- повышению уровня физической и общей культуры учащихся;
- всестороннему гармоничному развитию школьников.
В структуре содержания учебного предмета программы выделяются три основных блока.
Образовательный — формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой базовую основу национально-регионального компонента физической культуры.
Воспитательный — воздействие на физические, морально-волевые, нравственные качества личности занимающихся.
Оздоровительный — воздействие на здоровье, физическое и моторное развитие школьников.
Содержание программы (вариативная часть) включает перечень традиционно-народных физических упражнений, игр, танцев и национальных видов спорта, направленных на комплексное развитие физических качеств, при этом учитываются этнические особенности учащихся. Основу двигательных умений и навыков составляют исторически сложившиеся и устоявшиеся системы традиционно-народных физических упражнений. К ним относятся танцевально-гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения из национальных игр, упражнения из национальных единоборств и национальные виды борьбы, а также стрельба из лука, спортивно-зрелищно-игровые упражнения и др. Все они возникли на основе естественных движений человека, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности. В своей совокупности данные упражнения создают нужный человеку фонд двигательных умений и навыков и в настоящее время составляют основу двигательной деятельности человека. Поэтому именно традиционные упражнения национальных видов спорта, игр и танцев включены в содержание школьной программы по предмету «Физическая культура».
Включение национально-регионального компонента в программу учебных предметов дает возможность использовать на уроках и во внеклассной работе традиционного двигательного материала якутов и эвенков, что играет существенную роль в нравственном, патриотическом, эстетическом становлении наших детей.
Образовательный блок направлен на формирование национально-традиционных физкультурных знаний, методических умений и навыков. В своей совокупности эти элементы представляют собой базовую двигательную (моторную) и интеллектуально культурологическую основу развития учащихся.
В программе раздела «Основы знаний» представлен материал, содержащий такие сведения:
- по ознакомлению учащихся с национальными обычаями и традициями якутского и эвенкийского народов, с его героико-богатырским эпосом и характерными особенностями традиционных средства закаливания;
- правила народных подвижных игр, как они используются в повседневной жизни;
- традиционное закаливание водой, снегом, воздухом;
- физические упражнения и состязания, национальные виды спорта, элементы национальных танцев, их применение в досуговой деятельности;
- двигательные умения и навыки: знание народных подвижных игр, овладение основными движениями и действиями, выполняемые в состязаниях, и знание основных правил проведения игр;
- применение полученных знаний в трудовой деятельности, воспитательное и образовательное воздействие народной физической культуры на взаимоотношения в семье;
- правила соревнований по национальным видам спорта: по борьбе, по стрельбе из лука, Ус тогул ус, Маамыктаннан табыы и др.;
- основные движения в состязаниях: «Норилаах эстафета», «Алацаалаах суурэн иhэн сыалы табыы», «Ура5ас комотунэн ыраа5ыы ойуу»;
- основные танцевальные движения из эвенкийских народных танцев: «Манчорай», «Госигор», «Йохорийо» (плавные движении вперед-назад, наклоны вправо-влево, вращение коленями).
Представленная программа включает в себя ряд сюжетно-образных народных танцевальных упражнений, упражнений из национальных видов спорта, игр на развитие знаний о традициях эвенкийского народа, с учетом климатогеографических и этнический особенностей республики. Нами на основе анализа определено наиболее рациональное соотношение национального и регионального компонентов в содержании обучения для I-XI классов средних школ Республики Саха.
Были установлены следующие соотношения по принципу увеличения базового компонента от младших классов к старшим:
- для начальной школы - базовый комплект составлял 60-50%, вариативный - 40-50%;
- для основной и средней школы - доля базового компонента 70-55%, вариативного 30- 45%.
На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа, и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения.
На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении.
В таблице 1 представлено распределение учебного времени в вариативной части программного материала.
Таблица 1
Распределение учебного времени в вариативной части программного материала (5-8 классы, ч)
Вид программного материала |
Классы |
|||
мальчики |
девочки |
|||
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Основы знаний |
2 |
2 |
2 |
2 |
Народные подвижные игры и состязания |
6 |
4 |
4 |
4 |
Элементы национальных танцев с основами художественной гимнастики |
4 |
2 |
4 |
4 |
Состязания и национальные физические упражнения |
2 |
4 |
4 |
4 |
Национальные виды спорта | |
6 |
4 |
2 |
2 |
Северное многоборье |
4 |
4 |
4 |
4 |
Закаливание |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
24 |
22 |
22 |
22 |
В основе предлагаемой программы лежит использование якутских и эвенкийских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
В теоретический материал включено изучение истории возникновения народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного учебного материала по разделам программы, а также в блоках по народной культуре. Блоки даются в конце каждой учебной четверти. Практический материал предлагается в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых народных игр, а также в виде блоков.
В таблице 2 представлено распределение учебного времени, отведенного на вариативную часть программного материала.
Таблица 2
Распределение учебного времени, отведенного на вариативную часть программного материала (IX-XI классы); всего в IX классе — 24 часа (36% от общего количества часов в год), в X-XI классах - по 22 часа (34%)
Вид программного материала |
Классы |
||||
9 |
Юноши |
Девушки |
|||
10 |
11 |
10 |
11 |
||
Основы традиционных занятий |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Народные состязания и подвижные игры |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
Элементы национальных танцев с основами художественной гимнастики и акробатики |
4 |
2 |
2 |
6 |
6 |
Спортивные состязания и национальные физические упражнения |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Национальные виды спорта |
6 |
4 |
6 |
2 |
2 |
Северное многоборье |
4 |
4 |
6 |
2 |
2 |
Закаливание традиционными средствами |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
24 |
22 |
22 |
22 |
22 |
В работе применены следующие методы научного исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Перед началом опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности разработанной и внедренной в учебный процесс Программы проводились педагогические наблюдения. Объектами педагогических наблюдений явились поведение занимающихся и преподавателя в процессе занятий, характер и величина задаваемой нагрузки, соответствие предлагаемых национальных средств целям и задачам занятий и т.п. Кроме этого, педагогическому наблюдению подверглись: мотивация учащихся к различным видам двигательной деятельности; деятельность учителя по формированию у школьников потребности к двигательной активности и т.д.
С целью обоснования положительного влияния внедренного материала на уровень физической подготовленности учащихся была проведена оценка уровня физической подготовленности учащихся с использованием комплекса тестов. Тестирование проводилось до и после педагогического эксперимента.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать, что внедренные в процесс физкультурных занятий национальные виды спорта и традиционные средства двигательной активности позволяют повысить уровень мотивации учащихся к занятиям, повысить их уровень физической активности, и тем самым способствуют повышению уровня их физической подготовленности.
Таблица 3
Сводная таблица данных физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп по результатам педагогического эксперимента
Абсолютная разница |
Прирост (Р%) |
Темп прироста (Тпр %) |
|||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
Прыжок в длину с места (см) |
|||||
-6,80 |
-8,80 |
4,19 |
5,40 |
4,10 |
5,26 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
|||||
-2,70 |
4,70 |
19,14 |
30,51 |
17,47 |
26,47 |
Подтягивание (кол-во, раз) |
|||||
-1,7 |
3,1 |
26,98 |
41,33 |
23,77 |
34,25 |
Челночный бег 3х10 (м/сек) |
|||||
-0,26 |
0,31 |
2,75 |
-3,3 |
2,71 |
-3,36 |
Наклон туловища вперед из положения сед (см) |
|||||
1,4 |
-1,6 |
-30,43 |
39,02 |
-35,89 |
32,65 |
В начале и конце педагогического эксперимента были осуществлен опрос занимающихся. В результате анкетирования выявлено, что учащиеся отмечают у себя повышение интереса к физкультурным занятиям, а также повышение физической активности.
Рис. 1. Результаты анкетирования занимающихся национальными видами спорта
Согласно рисунку 1, в ходе анкетирования выявлено, что 85% учащимся нравятся в процессе физкультурных занятий упражнения, связанные с национальными видами спорта. Из числа опрошенных 87,5% обнаружили, что благодаря введению нового материала они стали на занятиях больше двигаться. Из числа респондентов 64,2% хотят заниматься национальными видами спорта с целью повышения своего уровня физической подготовленности, а также считают, что эти занятия укрепят им здоровье. А 75,5% изъявили желание и дальше более углубленно заниматься национальными видами спорта, чтоб прийти к высоким спортивным результатам.
Таким образом, в конце эксперимента процент показателей, характеризующих уровень мотивации учащихся к занятиям национальными видами спорта, заметно возрос, наблюдается рост интереса детей к физической активности.
Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что внедрение Программы, основанной на национальных видах спорта и народных играх в образовательных процесс, способствует улучшению показателей физической подготовленности занимающихся, а также повышению мотивации к занятиям двигательной активностью. Гипотеза, поставленная перед научно-исследовательской работой, нашла подтверждение.
Рецензенты:
Добровольский С.С., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», г. Хабаровск;
Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.