Диверсификационный подход для исследования СУП предполагает применение расширенной или междисциплинарной методологии исследования, то есть проведение анализа СУП с использованием научных подходов и методов различных учебных дисциплин, таких как педагогика, психология, экономика, математика, статистика и других. По мнению автора, «важную часть методологии исследования систем управления вообще и в частности СУП занимают методы или способы исследования, анализа, управления» [2, с.70]. А. Я. Кибанов подразделяет «методы построения» СУП, большинство из которых можно применить и при исследовании систем управления персоналом, на пять направлений:
- методы обследования (сбора данных);
- методы анализа;
- методы формирования;
- методы обоснования;
- методы внедрения [5].
В. М. Мишин предлагает классифицировать методы исследования систем управления на следующие четыре группы: теоретические, эмпирические, логико-интуитивные и комплексно-комбинированные (2). По результатам анализа научно- теоретических работ А. Я. Кибанова, В. М. Мишина, А. П. Егоршина, Е. Б. Моргунова, З. М. Макашевой, Г. Х. Бакировой и других специалистов по исследованию и совершенствованию систем управления, автором предложена следующая классификация методов для анализа СУП [1, 3, 4, 5] (табл. 1).
Таблица 1
Классификация методов исследования СУП по дисциплинарному признаку
№ п/п |
Методы (соответствующие научной дисциплине) |
Методы исследования СУП |
1 |
педагогические |
опрос, оценка, наблюдение, беседа, прогнозирование, сравнение, обучение, переподготовка, диагностика, архивный метод (анализ первоисточников), анализ документов, гипотеза, моделирование, моральное стимулирование, педагогический эксперимент (констатирующий, проверочный, уточняющий, формирующий), изучение опыта, метод творческих совещаний, диагностика и другие; |
2 |
психологические |
тестирование (диагностическое, итоговое, промежуточное), анкетирование, метод интроспекции, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, стимулирование, метод обобщения, самооценка, изучение продуктов деятельности, качественно-количественный анализ, анализ внешних факторов, метод объективного наблюдения, эксперимент (специальные условия задачи с применением приборов), контент-анализ, монографический метод и другие; |
3 |
экономические |
анализ и синтез, наблюдение и сбор фактов, метод научных абстракций, индукция и дедукция, логический метод, графический, моделирование, материальное стимулирование, нормативный анализ (суждение, предположение, гипотеза), матричный метод, балансовый метод, функционально-стоимостный анализ и другие; |
4 |
другие (математические, статистические, социологические и др.) |
моделирование (решение уравнений, задач, применение формул, построение графиков и др.), балльная оценка, корреляционный метод, структуризация целей, социометрический метод, регистрация, ранжирование, шкалирование, метод групповой дифферинциации (социометрический метод), динамический метод и другие. |
За 2014-2015 учебный год нами были проанализированы 114 дипломных работ бакалавров по направлению «управление персоналом» на предмет использования основных элементов методологии исследования СУП: научных подходов и научных методов, с разделением их на педагогические, психологические, экономические и другие. Автором было выявлено, что при написании дипломных работ наиболее часто будущие менеджеры по управлению персоналом применяют методы исследования СУП из педагогики, психологии и экономики. По результатам анализа было проведено ранжирование применения методов исследования СУП на основании предложенной в таблице 1 классификации (табл. 2).
Таблица 2
Применение методов исследования СУП в дипломных работах за 2014-15 учебный год
Группы методов |
Наименование методов |
Количество / проценты ( шт. / % ) |
педагогические |
анализ научных источников; анализ документов; наблюдение; беседа; оценка; другие педагогические. |
114 / 100 106 / 92 102 /88 99 / 86 63 / 55 65 / 57 |
всего |
педагогические |
549 методов / 37 % |
психологические |
качественно-количественный анализ; анкетирование; тестирование; интервьюирование; другие психологические. |
109 / 95 84 / 73 71 / 62 42 / 37 46 / 40 |
всего |
психологические |
352 метода / 22 % |
экономические |
анализ и синтез; графический метод; матричный метод; нормативный анализ; другие экономические. |
114 / 100 105 / 92 24 / 21 19 / 17 20 / 18 |
всего |
экономические |
282 метода / 19 % |
другие |
статистический анализ; табличный метод; метод экспертных оценок; бальная оценка; моделирование; корреляционный метод; другие дисциплинарные. |
91 / 80 84 / 75 32 / 28 30 / 26 21 / 18 15 / 13 29 / 25 |
всего |
другие (математические и др.) |
312 методов / 22 % |
итого |
все методы |
1495 методов / 100 % |
В представленной выше таблице 2 применены одновременно методы классификации и ранжирования по степени убывания примененных методов исследования СУП в выпускных дипломных работах бакалавров по направлению «управление персоналом». В результате подтвердилось предположение, что наиболее востребованными студентами-выпускниками при анализе СУП для их совершенствования являются педагогические, психологические и экономические группы способов исследования систем управления персоналом. При этом педагогические методы исследования СУП составляют 37 %, психологические - 22 %, экономические - 19 %, на все другие способы приходится 22 %. Естественно и вполне логично во всех квалификационных работах применяются следующие методы исследования: анализ научных источников (100 %), анализ и синтез (100 %), то есть разложение на части, и как результат - общее заключение. Далее наиболее востребованными приемами исследования являются: анализ документов (92 %), графический метод (92 %), наблюдение (88 %), беседа (86 %), табличный метод (75 %), тестирование (62 %). Все другие методы намного реже применяются при исследовании СУП и дальнейшем ее совершенствовании, например, матричный метод (21 %), моделирование (18 %), корреляционный метод (13 %), которые являются наиболее современными.
В заключение следует отметить, что диверсификационный подход к совершенствованию СУП предполагает применение методов исследования из различных научных дисциплин в их совокупности и разнообразии для качественного и научно-обоснованного решения существующих проблем функционирования и развития систем управления персоналом организации.
Рецензенты:
Пирогова О.В., д.п.н., профессор, первый проректор Уральского международного института туризма, г. Екатеринбург;
Токарева Ю.А., д.псх.н., профессор кафедры управления персоналом и психологии УрФУ, г. Екатеринбург.