С опорой на вышеназванные работы и исследования в области информационной культуры специалиста (Ю.С. Брановский, Н.И. Гендина, Е.В. Данильчук, Ю.С. Зубов, Н.А. Сляднева, Т.А. Полякова, Н.В. Ходякова и др.) под информационной компетентностью бакалавра по ФК нами понимается интегративное качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и навыков, отражающихся в его ценностных отношениях и личностном опыте в области использования средств и методов современных ИКТ в учебно-тренировочном процессе и избранном виде физкультурно-спортивной деятельности (ИВС), включающее в себя когнитивно-операциональный (формирование у бакалавров по ФК знаний предметной области «Информатика и ИКТ», необходимых для жизнедеятельности в информационном обществе в целом и профессиональной подготовки бакалавра по ФК в частности), инструментально-деятельностный (формирование у бакалавров по ФК умений использовать методы и средства современных ИКТ для обработки спортивной информации и навыков работы с компьютером как средством управления специфической для сферы ФКиС информации), коммуникативный (формирование у бакалавров по ФК знаний и умений применения средств ИКТ для обмена информацией в тренировочном и соревновательном процессе в системе «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен»; коммуникативной культуры бакалавра по ФК в условиях современной информационной среды), профессионально-проектировочный (формирование у бакалавров по ФК навыков использования современных ИКТ в ИВС: отбор средств ИКТ для оптимизации тренировочного процесса, организации и судейства соревнований, ведения учебно-методической документации, сочетать ИКТ с традиционными видами тренерской деятельности; этот компонент позволяет бакалавру по ФК проектировать собственную систему подготовки спортсменов на основе современных ИКТ) и ценностно-смысловой (формирование у бакалавров по ФК осознания значимости использования современных ИКТ в ИВС, стремления к личностному росту, а также к самообразованию в области теории и методики подготовки спортсменов; поиску новых путей творческой самореализации и саморазвития в сфере ФКиС) компоненты. Сущность информационной компетентности бакалавра по ФК состоит в способности применять средства и методы современных ИКТ для оптимизации подготовки спортсменов в тренировочном процессе (контроль технико-тактического мастерства и интенсивности спортивной нагрузки, оценка физиологического состояния, моделирование спортивных ситуаций и прогнозирование спортивных результатов на компьютере и т.д.) и соревновательной практике, организации и судействе соревнований, ведении учебно-методической документации, научно-исследовательской работе в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности [1].
Анализ исследований А.М. Абрамяна, Л.Н. Акуловой, И.В. Лищук, В.А. Магина, Л.Б. П.К. Петрова, А.И. Федорова, С.С. Филиппова, Т.В. Хованской и иных показывает, что на сегодняшний момент существуют проблемы подготовки бакалавров по ФК в области ИКТ, в том числе в процессе изучения дисциплин информатического цикла с учетом специфики сферы спорта и физкультуры.
На недостаточный уровень сформированности информационной компетентности у студентов - будущих бакалавров по направлению подготовки 034300 Физическая культура профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» указывают и результаты констатирующего эксперимента, проведенного нами в рамках опытно-экспериментальной работы на базе ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».
Для диагностики формирования информационной компетентности бакалавров по ФК нами были определены критерии сформированности ее структурных компонентов и показатели их оценки, которые отражают наиболее существенные и необходимые проявления рассматриваемого качества (табл. 1).
Таблица 1
Компоненты информационной компетентности бакалавров по ФК и показатели их сформированности
Компонент |
Показатели |
1.Когнитивно-операциональный |
|
2.Инструментально-деятельностный |
|
3.Профессионально-проектировочный |
|
4.Коммуникативный |
|
5.Ценностно-смысловой |
|
Информационная компетентность бакалавров по ФК формируется через восхождение по уровням: низкий, средний и высокий, при этом каждый уровень определяется в соответствии со степенью сформированности компонентов информационной компетентности бакалавров по ФК.
Диагностика проявления показателей сформированности информационной компетентности бакалавров по ФК в процессе обучения дисциплинам информатического цикла оценивалась в исследовании на основе анализа результатов анкетирования, учебной деятельности студентов (выполнение проблемно-ориентированных на сферу ФКиС практических и контрольных работ, отчет СРС, компьютерное тестирование и др.), наблюдения за практической учебной деятельностью студентов, обобщения экспертных оценок (характеристики преподавателя, решение ситуационных задач).
Процесс формирования информационной компетентности бакалавров по ФК носит динамический характер и строится через последовательность этапов: мотивационный (развитие и поддержание положительной мотивации к использованию средств и методов современных ИКТ в учебно-тренировочном процессе и повседневной жизни), технологический (формирование уверенного навыка использования современных ИКТ для обработки информации в сфере спорта и физкультуры на ПК, овладение телекоммуникационными технологиями), профессионально-организационный (формирование уверенной позиции по использованию ИКТ в сфере спорта и физкультуры, отбору и внедрению новых ИКТ в тренировочный процесс; получение опыта решения профессиональных задач средствами современных ИКТ).
В соответствии с предложенной моделью, описывающей ее структуру, уровни и этапы формирования, строится адекватная методика формирования информационной компетентности бакалавров по ФК, что предполагает определение ее целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также выявление для каждого из этапов формирования специфики данных компонентов.
Целевой компонент раскрывается через систему целей обучения, включающую в себя интегративную цель - формирование информационной компетентности бакалавров по ФК в процессе обучения информатическим дисциплинам, цели этапов формирования информационной компетентности бакалавров по ФК, цели учебных курсов информатических дисциплин, цели конкретных учебных ситуаций.
Содержательный компонент включает в себя совокупность дисциплин информатического цикла (как традиционных, так и авторских, специально разработанных с модернизированной системой дидактических единиц), в процессе изучения которых происходит поэтапное формирование информационной компетентности бакалавров по ФК.
Процессуальный компонент разработанной методики формирования информационной компетентности бакалавров по ФК опирается на активные методы обучения, инновационные формы и средства организации учебного процесса [2].
Дадим более подробную характеристику компонентам методики формирования информационной компетентности бакалавров по ФК на каждом из этапов.
I мотивационный этап - приоритетное формирование когнитивно-операционального компонента информационной компетентности бакалавров по ФК в процессе изучения дисциплины «Информатика» (1-й семестр, экзамен). Формы обучения: мультимедийный лекционный курс, контекстно-ориентированные на сферу ФКиС практические задания, лабораторные и контрольные работы, компьютерное тестирование. Методы обучения: дискуссии, позволяющие освоить основные понятия предметной области; проблемные ситуации, «мозговой штурм», позволяющие включать студентов в формирование собственной позиции в вопросах, связанных с возможностями и сферами применения современных ИКТ в информационном обществе в целом и в учебно-тренировочном процессе в частности.
Примеры заданий: подготовка сообщений на тему: «Тенденции развития аппаратного обеспечения современного ПК»; организация дискуссий на темы: «Эволюция операционных систем», «Компьютер и спорт», «Нужен ли тренеру компьютер?» и др.; просмотр видеофрагментов, посвященных жизни в информационном обществе, интеграции различных устройств в деятельность современного человека и иное с последующей дискуссией.
II технологический этап - приоритетное формирование инструментально-деятельностного и коммуникативного компонентов информационной компетентности бакалавров по ФК в процессе изучения дисциплин по выбору естественно-научного цикла: «Основы профессиональной работы в MS Office», специально разработанные авторские курсы - «Телекоммуникационные технологии в спорте» и «Аудиовизуальные технологии во ФКиС» (3-й, 4-й семестры, зачет). Формы обучения: мультимедийный лекционный курс, контекстно-ориентированные на сферу ФКиС творческие практические задания, лабораторные и контрольные работы, СРС, элементы дистанционного обучения: отчетность по заданиям, тестирование, обратная связь с преподавателем. Методы обучения: диалоговые, игровые, проектные, позволяющие включать студентов в проблемные ситуации по формированию опыта использования современных ИКТ для обработки спортивной информации; проблемные ситуации, регламентирующие этические и правовые нормы работы в Интернете.
Примеры заданий: игра по теме «Глобальные компьютерные сети: проблемы информационной безопасности»; дискуссия по темам: «Социальные сети: как не попасться на крючок?», «Правовые аспекты использования информационных ресурсов»; создание интерактивного плаката на тему: «Правила поведения в социальных сетях» с размещением на стене преподавателя в социальной сети с последующим обсуждением и выбором лучшей работы; лабораторная работа на тему: «Оценка качества спортивных Интернет-ресурсов по ИВС»; работа над коллективным проектом по разработке интерактивной карты ФГБОУ ВПО «ВГАФК»; создание видеоролика комплекса общеразвивающих упражнений в программе «MS Movie Maker»; создание комплекта рекламных материалов по ИВС в программе «MS Publisher» и др.
III профессионально-организационный этап - приоритетное формирование профессионально-проектировочного и ценностно-смыслового компонентов информационной компетентности бакалавров по ФК в процессе изучения дисциплин «Информационные технологии в спорте» (7-й семестр, зачет); специально разработанных авторских курсов по выбору для профессионального цикла: «Автоматизация обработки результатов соревнований в судейской практике», «Электронный документооборот в работе спортивного педагога» (8-й семестр, зачет). Формы обучения: мультимедийный лекционный курс, проблемно-ориентированные на сферу ФКиС практические задания, расчетно-графические работы, СРС, элементы дистанционного обучения: отчетность по заданиям, тестирование, обратная связь с преподавателем. Методы обучения: диалоговые, игровые, проектные, проблемные, «мозгового штурма», анализ выполнения творческих заданий, позволяющих вовлекать студентов в будущую профессиональную деятельность.
Примеры заданий: дискуссии по темам: «Пропаганда здорового образа жизни в условиях глобальной информатизации», «Искусственный интеллект и спорт: выдумка или реальность?» и др.; просмотр видеофрагментов, посвященных компьютерному моделированию в спорте, с последующей дискуссией; выполнение расчетно-графических работ по темам: «Линейное программирование в спортивных задачах», «Анализ данных спортивных измерений», «Математическое моделирование в спорте»; анализ текущего состояния информационного обеспечения спортивной отрасли в Волгограде, России и мире в целом; СРС в виде творческого проекта на тему: «Использование современных ИКТ в ИВС» с защитой перед одногруппниками; статистическая обработка результатов соревнований в программе «MS Excel»; создание протокола соревнований по ИВС, его заполнение и обработка средствами программы «MS Excel»; создание отчетной документации средствами программы «MS Word» и др.
Эксперимент по апробации описанной выше методики проводился в ходе подготовки будущих бакалавров по ФК по направлению 034300 Физическая культура профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» на базе ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» на кафедре естественно-научных дисциплин и информационных технологий в период с 2011 по 2015 гг. На каждом из этапов формирования информационной компетентности бакалавров по ФК осуществлялась оценка уровня сформированности указанного качества. Анализируя опытно-экспериментальную работу, можно сделать вывод об эффективности разработанной методики, так как число студентов с высоким уровнем информационной компетентности составило 28%, средним - 50%, низким - 22% (данные 2014-2015 учебного года).
Рецензенты:
Данильчук Е.В., д.п.н., проф., профессор кафедры теории и методики обучения физике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Сергеев А.Н., д.п.н., проф., профессор кафедры информатики и информатизации образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.