Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPROVING THE TRAINING OF POLICE OFFICERS IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

Koblov F.Ch. 1
1 FGKOU VPO Krasnodar University, North-Caucasian Institute of Advanced Police Academy Russia (branch)
The article analyzes the thematic plans of a number of programs of additional professional education and focus on achieving them set out in the goals and objectives of education. The analysis of professional activity of the police, characterized by a high diversity of actions performed, a variety of business and interpersonal communication, a rapid succession of events, the author came to the conclusion about the possibility of raising the professional skills of police officers through the psychological training by making appropriate changes and additions to the existing curriculum teaching material directly aimed at improving the quality of communicative competence. Appropriate changes and additions to the content of the programs analyzed, the author´s opinion, will help to prepare staff to perform official tasks at a high professional level.
educational process
curriculum
training
communicative competence
professional psychological training
Профессионализм сотрудников правоохранительных органов в значительной мере определяется умением работать с людьми. В условиях служебной деятельности успех предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений во многом определяется умением личного состава органов внутренних дел (ОВД) продуктивно общаться с гражданами, должностными и иными лицами. В процессе профессиональной подготовки необходимо овладеть приемами установления психологического контакта, доверительных отношений, воспитательного воздействия на правонарушителей. Важно научиться искусству понимать людей и управлять их поведением, предвидеть возможные поступки человека, ориентироваться в свойствах его личности, владеть навыками профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов. Компетентные профессиональные действия, способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях становятся основополагающими требованиями к каждому из выпускников образовательной организации МВД России.

Активизация учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности слушателей во многом определяется полнотой и соответствием содержания программ обучения, нацеленностью их на развитие и совершенствование профессионально важных качеств. Это является, на наш взгляд, одним из важнейших условий эффективной профессиональной подготовки сотрудников полиции, способом реализации и достижения целей профессионального обучения.

Анализ оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД показывает, что центральное место в ней отводится непосредственно работе с гражданами, т.е. относится она к субъект-субъектной деятельности, и достижение ее целей протекает в системе «человек-человек». В процессе службы все действия сотрудника характеризуются высоким разнообразием, сопровождаются множеством деловых и межличностных контактов, характеризуются быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий. Соответственно успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить свое общение [4].

В этих условиях, как показывает практика, уровень развития коммуникативных качеств и способностей действенно влияет на успех профессиональной деятельности. Отсутствие знаний и навыков в этой области порождает конфликтные ситуации, психологическую напряженность, снижение эффективности профессиональной деятельности.

В то же время, как показывает наше исследование, в ОВД на различных должностях служит немалое количество сотрудников, не имеющих должной профессиональной подготовки к деятельности в системе «человек-человек», что в свою очередь формирует негативный имидж сотрудника полиции среди населения, порождаемый отсутствием знаний и умений в области коммуникативного взаимодействия. Проведенное исследование подтверждает необходимость повышения профессиональной подготовки сотрудников полиции посредством профессионально-психологической подготовки.

В уровне профессионально-психологической подготовленности сотрудников полиции, как показывает практика, независимо от направления оперативно-служебной деятельности скрыты значительные возможности, оказывающие влияние на успешность выполнения служебных задач. Целью профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД является, прежде всего, подготовка к работе с людьми. Она включает в себя получение знаний, умений и навыков, развитие и совершенствование профессионально важных качеств (ПВК) личности сотрудника ОВД. Одним из составляющих ПВК в деятельности сотрудника полиции, как показывает практика, является коммуникативная компетентность и культура общения. Наличие знаний и умений в области коммуникативного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций выступает одним из важных условий повышения эффективности деятельности личного состава ОВД [3].

Проблемы оптимизации коммуникативной компетентности и культуры общения в ОВД являются одним из наиболее актуальных и давно назревших направлений служебной деятельности. Коммуникативная компетентность, т.е. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения - это то, чему необходимо специально обучать, используя при этом современные инновационные технологии в условиях интерактивного взаимодействия. Исследования ученых по проблемам коммуникации свидетельствуют, что умение общаться является важнейшей, а иногда и профилирующей составляющей для большинства профессий в системе человеческих отношений [2]. Обобщая результаты изучения психологических проблем профессионального общения, можно с уверенностью утверждать, что знание психологических закономерностей общения, обмена информацией и взаимодействия людей представляет собой важное условие оптимизации делового общения в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Однако на практике при прохождения профессионального обучения, как и при обучении в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), изучению столь важных вопросов не уделяется должного внимания.

Система ДПО является значимой базой повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов, совершенствования готовности к действиям в различных ситуациях правоохранительной деятельности. ДПО МВД России, являясь составной частью образовательной системы МВД РФ по подготовке кадров, несет на себе ответственность за обновление и рост профессионального потенциала личного состава ОВД [1].

В соответствии с ведомственной нормативной базой обучение сотрудников по дополнительным профессиональным программам осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Конкретный срок и содержание дополнительных программ подготовки повышения квалификации, профессиональной переподготовки для каждой категории должностей сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными программами, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе примерных программ. Рабочие учебные программы согласовываются с органами, организациями, подразделениями МВД России по направлениям оперативно-служебной деятельности [5].

С целью оптимизации учебного процесса, внесения предложений по совершенствованию подготовки сотрудников ОВД в системе дополнительного профессионального образования нами был проведен анализ на предмет психологической составляющей следующих программ обучения (повышения квалификации в системе ДПО):

- примерная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) следователей, специализирующихся на расследовании общеуголовных преступлений (далее - программа № 1);

- примерная программа повышения квалификации начальников территориальных органов МВД России на районном уровне (далее - программа № 2);

- примерная программа повышения квалификации с языковой подготовкой сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных международных мероприятий (далее - программа № 3);

- примерная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) сотрудников Центров обеспечения безопасности высших должностных лиц ФГКУ УВО (ОВО) территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее - программа № 4);

- примерная программа повышения квалификации помощников оперативного дежурного, помощников оперативного дежурного по «02», помощников оперативного дежурного по телеграфной связи дежурных частей МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по ФО (далее - программа № 5).

Необходимо отметить, что в данной статье при изучении и проведении анализа содержания примерных программ в качестве выборки приводятся только те из задач обучения, умений и навыков, обозначенных в рассматриваемых программах, которые, на наш взгляд, способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных качеств, являющихся важной составляющей профессионализма сотрудников органов внутренних дел.

В результате исследования установлено:

- программа № 1. Тематический план представлен общим объемом в 130 часов. Содержанием программы не предусмотрен материал, направленный на развитие коммуникативных качеств, столь важных в профессиональной деятельности категории сотрудников, для обучения которых она предназначена;

- программа № 2. Тематический план представлен общим объемом в 174 часа. В соответствии с пояснительной запиской задачами обучения являются: обучение начальников территориальных органов МВД России на районном уровне умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение служебных задач; стремление к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности.

В результате освоения предлагаемого курса обучаемые должны:

- знать психологическую сущность общения с различными категориями граждан, предупреждения и разрешения конфликтов в служебной деятельности;

- уметь пользоваться основными приемами профессионального общения и разрешения конфликтных ситуаций;

- владеть навыками формирования у сотрудника ОВД профессионально значимых качеств личности.

При этом содержанием примерной программы не предусмотрен материал, направленный на развитие обозначенных выше компетенций в полном объеме;

- программа № 3. Тематический план представлен общим объемом в 72 часа.

В организационно-методическом разделе программы сказано, что целью проводимого обучения является совершенствование коммуникативной компетентности, расширение социокультурного и правового кругозора сотрудников ОВД, которые позволят с помощью языковых знаний адаптироваться и адекватно реагировать на конкретные ситуации, возникающие в сфере их профессиональной деятельности, а также будут способствовать успешному выполнению возложенных на них функциональных задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения крупных международных мероприятий.

В соответствии с организационно-методическим разделом практический компонент направлен на:

- овладение основными формами общения и речевыми функциями в отношении граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

В качестве задач специализированного курса обозначено:

- содействовать формированию у слушателей знаний, навыков и умений, профессионально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления полномочий сотрудников по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период проведения крупных международных мероприятий;

- развивать коммуникативные умения на основе языковых и социокультурных знаний в рамках, предусмотренных Программой сфер и тем общения в диалогическом и монологическом режиме.

В разделе «Требования к результатам освоения специализированного курса» говорится, что процесс изучения спецкурса направлен на формирование общекультурных компетенций - способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

При этом содержанием примерной программы из общего объема часов всего лишь два часа, что является недостаточным для овладения указанными компетенциями, отводится для изучения темы 1.4. «Психология профессионального общения и профессиональная этика в деятельности сотрудника ОВД. Психология малых и больших групп»;

- программа № 4. Тематический план представлен общим объемом в 106 часов. В пояснительной записке отмечено, что в результате обучения слушатели должны

- уметь владеть навыками профессионального общения по локализации и нейтрализации конфликтных ситуаций при выполнении служебных обязанностей;

- ознакомиться с основами криминальной психологии и конфликтологии; с основами психологии массового поведения.

Для овладения указанными компетенциями программой обучения отводится всего лишь шесть часов. В рамках программы изучаются следующие темы:

- «Основы криминальной психологии» - 2 часа;

- «Основы конфликтологии» - 2 часа;

- «Психология поведения больших групп людей» - 2 часа;

- программа № 5. Тематический план представлен общим объемом в 84 часа.

В пояснительной записке отмечено, что целью обучения является совершенствование системы теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками дежурных частей территориальных органов МВД России и взаимодействия с другими правоохранительными органами.

Одной из задач обучения является:

- ознакомление с новыми положениями социальной и педагогической психологии, актуальными для деятельности дежурных частей.

В результате повышения квалификации обучаемые должны:

- знать основы педагогики и психологии в деятельности дежурной части;

- уметь проводить индивидуальные или коллективные беседы с гражданами, рассматривать поступившие от них обращения;

- выявлять индивидуальные психологические особенности граждан с целью установления психологического контакта, выбора методов психологического воздействия;

- устанавливать доверительные отношения с гражданами, а также с лицами, располагающими сведениями о преступной деятельности;

- владеть навыками применения профессиональной лексики.

При этом содержанием примерной программы не предусмотрен учебный материал, направленный на достижение задач, приобретение умений и навыков, обозначенных в пояснительной записке.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно заключить, что в практической деятельности каждого сотрудника полиции владение широким набором коммуникативных приемов и техник установления контакта с собеседником, умение создать атмосферу доверительного общения, отработка навыков эффективного слушания, овладение приемами парафраза, рефлексии, организации обратной связи, самораскрытия, владение навыками профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов, знание психологических закономерностей общения, обмена информацией и взаимодействия людей представляет собой важное, необходимое условие оптимизации профессиональной деятельности каждого из сотрудников ОВД независимо от направления оперативно-служебной деятельности. На наш взгляд, формирование, развитие и совершенствование выше обозначенных качеств должно проходить в обязательном порядке как в системе профессионального обучения, так и в системе дополнительного профессионального образования и профессиональной служебной и физической подготовки.

Рекомендуемые для обучения рассмотренные выше программы повышения квалификации не в полной мере способствуют подготовке сотрудников, способных выполнять поставленные задачи на должном профессиональном уровне. За пределами исследований авторского коллектива, принимавшего участие в разработке программы № 1, остались составляющие коммуникативной компетенции, являющиеся необходимым и важным качеством в профессиональной деятельности следователя.

В примерных программах № 2-5 авторскими коллективами в пояснительных записках с учетом актуальности обозначена необходимость овладения и совершенствования коммуникативных качеств в разделах: цели обучения; задачи обучения; обучаемые должны: знать, уметь, владеть навыками и т.д. Однако, как отмечалось выше, в содержании программ учебный материал, направленный на формирование, развитие и совершенствование коммуникативных качеств, не предусмотрен либо имеется в недостаточном объеме. В связи с чем достижение целей обучения, получение новых знаний, приобретение необходимых умений и навыков в полном объеме не может представляться возможным.

Внесение соответствующих дополнений в содержание рассмотренных выше программ является необходимым и, на наш взгляд, будет способствовать подготовке сотрудника, способного решать служебные задачи на более высоком профессиональном уровне.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор, председатель диссертационного совета СОГУ им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Зембатова Л.Т., д.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования СОГПИ, г. Владикавказ.