Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USING FOLK TRADITIONS OF PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES

Pyanzina N.N. 1 Petrova T.N. 1 Ermolaev A.Kh. 2
1 The YakovlevChuvash State pedagogical University
2 The Ulianov Chuvash State University
Analysis of FSES on areas of training «050400 Psycologic-pedagogical education» and «050100 Pedagogical education» revealed that the proposed model of physical culture in higher professional education system provides integration of physical activity of students with different orientation: training-developmental, general applied, sport, recreational, professionally applied and corrective ones. It can use the most modern designs of educational space and, at the same time not to lose traditions accumulated domestic pedagogical school. In the study we reviewed possibilities of using Chuvash folk traditions of physical education in forming general cultural and general professional competences of graduate students who are ready to solve problems of modern educational environment. We analyzed and summarized folk traditions. We widely use them in our practical activity. Students use them during educational practice in schools and summer camps. We have found that educational impact of folk physical culture, especially its game tools, is unusually large and diverse. Progressive traditions of folk physical culture have every reason to be an important mean in realization FSES requirements toteachers’ preparation in modern educational system.
federal state educational standard
competence
physical culture
folk traditions of physical education
На современном этапе развития нашего общества проблемы образования в области физической культуры молодежи обсуждаются на самых разных уровнях государственной власти. При этом общепризнано, что физическая культура и спорт играют важную роль в оздоровлении населения, обсуждаются и вводятся в обиход многие регламентирующие документы в части физической культуры и спорта.

В 2011 году в системе образования начавшееся несколько лет назад реформирование получило новый толчок - высшее профессиональное образование (ВПО) начало разрабатывать систему образования на основе федерального государственного образовательного стандарта 3 (ФГОС 3 и 3+). ФГОС нового поколения основаны на двухуровневой системе овладения выпускниками вуза различными  компетенциями: общекультурными, профессиональными.

Анализ ФГОС по направлениям подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование» и «050100 Педагогическое образование» показал, что предлагаемая модель физической культуры в системе ВПО обеспечивает интеграцию физкультурной деятельности студентов с различной направленностью: обучающе-развивающей, общеприкладной, спортивной, рекреационной, профессионально-прикладной и корригирующей [3; 4; 5]. Она может использовать самые современные разработки образовательного пространства и в то же время не потерять традиций, накопленных отечественной педагогической школой.

Таким образом, мы поставили цель раскрыть возможности использования воспитательного потенциала народных традиций физической культуры чувашского народа в рамках реализации ФГОС в процессе изучения дисциплины «Б.4 Физическая культура».

В нашем исследовании использованы следующие материалы: труды ученых и педагогов по проблемам высшего профессионального образования, научные статьи, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Для достижения поставленной цели нами был применен комплекс методов научно-педагогического исследования: анализ и систематизация педагогической литературы, системный анализ, личный опыт.

Сегодня на повестке дня как никогда остро обсуждаются вопросы, связанные с подходом к историческому прошлому, принципиальной оценкой достигнутого предшествующими поколениями. Решение этих вопросов должно опираться на более глубокое понимание роли социально-культурного наследия, духовную преемственность традиций в историческом процессе.

В ходе развития человеческого общества сменилось несколько исторических этапов. На каждом новом этапе люди стремились использовать всё ценное, что было накоплено ранее.  Приобретённые в ходе развития человеческого общества знания, умения, навыки, привычки поведения старшие поколения передавали подрастающим поколениям. Поначалу это происходило стихийно, но на более поздних этапах цивилизации целенаправленно - в ходе специально организуемого процесса воспитания, в котором социальные ценности передавались от поколения к поколению, обогащались новым содержанием. В процессе эволюции были выработаны различные формы, методы, средства передачи социального опыта.

На сегодняшний день в мире нет ни одного народа, который не имеет более или менее развитой системы физического воспитания, закрепляющей и передающей новым поколениям ее опыт, знания и достижения. Традиционную физическую культуру можно рассматривать как функционально определенный элемент духовного, культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся на протяжении относительно длительного исторического периода.

Для использования исторического опыта в своей последующей педагогической деятельности необходимо, чтобы будущие педагоги могли с ними ознакомиться, изучить и применять в процессе физического воспитания.

Например, одним из требований, предъявляемым к выпускникам в части овладения общекультурными компетенциями по завершении обучения в вузе, является: «...владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений»; «... обладает готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья». В части требований к формированию профессиональных компетенций: «...обладает способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности».

Также в ФГОСах предусматривается вариативная часть основной образовательной программы, где на усмотрение вуза могут вноситься дисциплины регионального характера. Так, в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в этой части рабочих планов содержатся дисциплины «Чувашский язык», «История и культура родного края», «Этнопедагогика», «Этнопсихология» и т.д. в зависимости от направления подготовки. В ходе изучения этих дисциплин рассматриваются вопросы народных традиций в воспитании подрастающего поколения, средства и методы, этапы развития и отличительные черты традиций чувашского народа. В то же время и на занятиях по физической культуре мы рассматриваем народные традиции физического воспитания  как составную часть общей культуры чувашского народа.

Необходимо отметить, что традиционная физическая культура чувашского народа выполняет следующие функции:

1. Оздоровительная функция. Она проявляется в том, что традиционная физическая культура способствует развитию у человека физической силы, выносливости, укреплению здоровья, улучшает психо-эмоциональное состояние.

2. Охранительная функция. Эта функция позволяет укрепить существующие у народа правила и нормы поведения, морально-нравственные устои и тем самым помогает сохранить национальную культуру вообще.

3. Традиционной физической культуре присуща и интегрирующая функция. Это вытекает из её внутренней природы. На месте проведения игры всегда собирается много людей. Именно здесь они знакомятся, объединяются по интересам, сплачиваются, решают практические дела. Такие встречи помогают вырабатывать единый, непредвзятый взгляд на события и явления. Но это лишь один из элементов интегрирующей миссии. Другой стороной служит то, что традиционная физическая культура не подавляет индивидуальность человека, а, напротив, способствует её развитию.

4. Ещё одной функцией традиционной физической культуры является социально-педагогическая функция, смысл которой заключается в том, что человек правильно анализирует и оценивает процесс индивидуальной и общественной жизни, находит те аспекты, которые представляют общий интерес, ориентирует себя на устранение негативных сторон, подчёркивает социальную значимость всего позитивного с целью его повторения.

Все эти функции настолько тесно взаимосвязаны, что в реальных условиях использования средств традиционной физической культуры они в большинстве случаев проявляются комплексно.

Оздоровительная функция традиционной физической культуры направлена на решение следующих задач: продление жизни, сохранение здоровья и трудоспособности. Здоровье считалось главным добром и достоянием в жизни человека, поэтому, как отмечает академик Г.Н. Волков, словосочетание «ырлăх-сывлăх» в чувашском языке всегда выступало и по сей день является пожеланием добра: «ырлăх-сывлăхсунатăп» - «желаю всего хорошего». Похожий смысл прослеживается и в ряде чувашских пословиц: «Сывлăхпурлăхранхаклă» - «Здоровье дороже всего»; «Сывлăхасутăнилмеçук» - «Здоровье за деньги не купишь»; «Сывлăхранхакли ним те çук» - «Нет ничего дороже здоровья».

Наиболее мощной энергетической и оздоровительной силой в мифологическом представлении древних чувашей обладал Юман - дуб, который придавал человеку здоровье, ясность мысли и физическую силу. Юман являлся общенациональным символом физически и духовно здорового мужчины. «Юман пек хăватлă, юман пек паттăр пул» - «Будь могущественным богатырём, как дуб», - говорили чуваши сыновьям. Юманкка - дубочком называют сына, на которого делает ставку не только семья, но и род. И воспитывают, формируют его по примеру дуба: твёрдым и сильным - в делах, мягким и нежным - в душе. Юман, являясь в чувашской культуре общенациональным символом человеческого здоровья и физической силы, ориентировал людей на гармонию с природой, с окружающей средой, на гармонию отношений человека с человеком.

В чувашских сказках физическое развитие героя происходило необыкновенно быстро: «Рос мальчик не по дням, а по часам. Когда ему исполнилось 3 года, он выглядел уже как десятилетний» [1, 37]. По сей день чувашские матери высказывают пожелание своему ребёнку: «Будь большим, будь большим - при каждом потягивании по пяди прибавляй в росте». Выполнение простейших физических упражнений, как правило, сопровождается песенными благопожеланиями:

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Как видно из вышеприведённой пестушки, они нацелены не только на физическое развитие ребёнка, но и на его умственное развитие [1, 125].

Одним из основных средств закрепления и передачи традиций, знаний и опыта прошлых поколений чувашского народа являлись коллективные трудовые традиции и молодёжные праздники, неотъемлемой частью которых были игры и состязания. Так, например, на посиделках («Улах») наряду с другими решались и задачи физического воспитания. В своей работе С.М. Михайлов пишет: «...в продолжение сидки холостые тянутся на палках, пробуя свою силу: например, двое берут толстую палку, садятся друг против друга, тянет каждый палку к себе. Который поднимет товарища, тот считается силачом» [2, 205].

В программу весеннего праздника «Сĕрен» непременно входили конные скачки и бег взапуски. Занявшему первое место на скачках давали хорошее вышитое полотенце, занявшему второе - полотенце попроще, остальные не получали никаких наград. Занявший первое место в беге в награду получал платок, остальным обычно ничего не давали. В завершающей части все участники праздника подходили к костру и прыгали через него, что являлось для всех обязательным.

В состязаниях народного праздника «Акатуй» активное участие принимали не только взрослые, но и подростки. В его программу входили конные скачки, бег взапуски, борьба, стрельба из лука, поднятие тяжестей, перетягивание каната, бег в мешках, бой на бревне, многочисленные шуточные игры («разбивание горшка» и т.д.). «Акатуй» являлся своеобразной  проверкой постановки физического воспитания чувашского народа.

Самым популярным видом соревнования на акатуе являлась борьба на поясах (кĕрешÿ). Борьбу начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобеждённым борец получал титул богатыря (паттăр), и его обычно награждали бараном. Одним из центральных моментов на состязаниях праздника были конные скачки на три-восемь вёрст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, которые обычно привязывали к шеям лошадей.

Опыт проведения праздников показывает, что сохранение национальных традиций делает ритуал более интересным, красочным, вызывает у людей положительные эмоции, приобщает к истории родного края.

Таким образом, изучение народных традиций физического воспитания на современном этапе невозможно исключить из учебного процесса. В связи с этим мы в ходе изучения дисциплины «Б.4 Физическая культура» широко используем народные традиции:  в теоретический раздел включаем вопросы истории, содержания народных средств и методов физического воспитания.

Как уже отметили ранее, средствами традиционной физической культуры являются народные игры, закаливающие процедуры, национальные виды спорта.

Исходя из этого, мы периодически включаем в практические занятия будущих педагогов различные подвижные игры, игрища (игры на массовых народных гуляниях). На семинарских занятиях мы знакомим с этнопедагогическими традициями физического воспитания чувашского народа, студенты разрабатывают карточки для проведения игр и составляют программы народных праздников в малых формах с использованием народных традиций в физическом воспитании. Кроме этого, в нашем вузе функционируют секции по национальным видам спорта: «Борьба на полотенцах», «Кӗрешӳ». Уже традиционным в нашем вузе стало проведение праздника «Акатуй», с использованием национальных элементов физической культуры. Студенты проявляют широкий интерес к таким мероприятиям и зачастую сами разрабатывают сценарии и используют их во время учебных практик в общеобразовательных учреждениях различного уровня.

Формы проявления средств физической культуры народа многообразны и порой присущи только тому или иному народу, отражая его специфический жизненный опыт. Воспитательное и образовательное воздействие народной физической культуры, особенно ее игровых средств, необычайно разнообразно и  велико. Прогрессивные традиции народной физической культуры имеют все основания служить важным средством в реализации требований ФГОС к подготовке педагогов современной образовательной среды.

Рецензенты:

Драндров Г.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,  г. Чебоксары;

Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,  г. Чебоксары.