Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

VOCATIONAL TRAINING OF THE STUDENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL APPROACH

Pak L.G. 1 Bogdanov A.V. 2
1 Orenburg state pedagogical University, Orenburg
2 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
In article possibilities of social and pedagogical approach for optimum vocational training of the student in educational process of higher education institution are proved. The integrative intrinsic component of two definitions – "social" and "pedagogical" in semantic value of synthesis of the humanitarian and social directions of scientific knowledge is opened. Features of vocational training of the student of higher education institution within the main teoretiko-methodological bases of social and pedagogical approach are defined: expansion of interaction of the trainee with world around, acquisition by it experience of professional and social partnership, the professional and social relations; introduction of ideas of the new concept of viability of the student; fasilitiruyushchy sense and the organization by the teacher of "attendants of the relations" within harmonization of the personal and environmental interaction which is trained and society; realization of the methodological, design, diagnostic, reformative, technological, coordination regulating, analitiko-reflexive functions defining reference points of change of the organization of educational process of higher education institution for improvement of quality of social, professional and personal formation of the trained.
vocational training
system of higher education
student
social and pedagogical approach
educational process of higher education institution
Модернизация системы высшего профессионального образования требует принципиального переосмысления опыта сопровождения профессиональной подготовки обучающегося, подключения новых источников и ресурсов, выбора оптимальной стратегии ее реализации. Смена ориентиров традиционной профессиональной подготовки студента вуза связана с принципиальными изменениями ценностно-смысловых основ содержания образовательного процесса вуза, нацеленных на получение иного уровня качества подготовки выпускника, что реализуется одновременно и в плоскости содержания (расширение диапазона получения инновационных знаний, соответствующих вызовам современности; многообразие выбора оптимальных способов регулирования личностных и социально-профессиональных отношений; обогащение социально-профессионального опыта), и в его результате (формирование личностных, общекультурных, профессиональных компетенций и успешная интеграция личности в профессиональное сообщество). При этом на первый план выходит содействие личностному принятию студентом профессиональных ценностей, норм профессиональной деятельности, смена приоритетов взаимодействия и общения в образовательном процессе вуза (созидательное взаимодействие и диалог), мобилизация ресурсов всех субъектов образования, поддержка инициативных проявлений саморазвития обучающегося.

Значимым в профессиональной подготовке студента является социально-педагогический подход (В. Г. Бочарова [2], М. А. Галагузова [3], А. В. Мудрик [4], С. В. Сальцева [7] и др. в рамках реализации идей которого происходит привлечение ресурсов как самого образования, так и других сфер общественной практики, обуславливающих широкие возможности для обучения студентов субъективно новым формам, методам, приемам самостоятельной профессиональной активности в различных сферах жизнедеятельности, наличие разнопланового социального пространства для опробования, освоения и развития новых моделей деятельности - учебы - квазипрофессиональной деятельности - организации быта - социальной практики [8]. Мы исходим из того, что социально-педагогический подход в контексте профессиональной подготовки студента вуза ориентирует на расширение взаимодействий обучающегося с окружающим миром, обеспечивающих свободный выбор способов профессиональной самореализации и его социокультурное саморазвитие.

В социально-педагогическом плане эти идеи концентрируют в себе принципиально новую концепцию профессиональной жизнеспособности студента в изменяющемся обществе (П. И. Бабочкин). Молодому поколению, для того чтобы осуществить свое социокультурное и профессиональное становление и занять достойное место в обществе, нужно быть прежде всего жизнеспособным. В социальном аспекте жизнеспособность обучаемого предполагает социальную активность личности, направленную на преодоление обстоятельств внешней среды, ее преобразование и на формирование самого себя, развитие своих способностей и творческого потенциала. В профессиональном смысле жизнеспособность определяется качеством и опережающей профессиональной подготовкой студента, соответствующей современным вызовам постиндустриального социума и инновационной экономики. Смысл жизнеспособности студента состоит в том, чтобы стать конкурентоспособным профессионалом и активным членом общества, сформировать свои смысложизненные, мировоззренческие установки, реализовать свои задатки и способности в будущей профессиональной деятельности. Профессиональное и социокультурное становление жизнеспособного студента в обществе предполагает не только соответствие установкам социума как носителя его идеалов, ценностей, культуры и т.п., но и способность к выходу за рамки требований настоящего времени [1].

Реализации идей концепции профессиональной и социокультурной жизнеспособности студента в образовательном процессе вуза в рамках социально-педагогического подхода  обуславливают освоение студентом принципиально нового социально-профессионального опыта, инновационных установок социума; пересмотр ценностных ориентаций; формирование позитивно-конструктивного отношения личности к природе, обществу, профессиональной деятельности, самому себе; накопление социально-профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать успешность жизни в новом режиме или в нестандартных социальных ситуациях.

Определяя особенности профессиональной подготовки студента вуза, акцентируем внимание на основных теоретико-методологических основах социально-педагогического подхода, определяющих иной смысловой характер образовательного процесса, необходимый для успешного осуществления студентом деятельности в избранной сфере общественной и профессиональной практики для достижения жизнеспособности в социуме [6].

1. Рассматривая социально-педагогический подход, мы считаем, что он основан на анализе сопряженности адаптационно-преобразовательных процессов, происходящих при вхождении студента в профессию, социум, и актуализации возможностей образовательного процесса вуза (ценности самоорганизации обучаемого; ценности сосуществования, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, уважения личности и ее прав; ценности социальной и профессиональной самореализации личности и ее свободного саморазвития; ценности смыслотворчества воспроизводства культурных норм, установок, идей и национальной самоидентификации и т.д.) для приобретения обучающимся (в рамках перехода из объекта социального влияния в субъект самообразования и самосовершенствования) социально-профессионального опыта взаимодействия с окружающим миром, сверстниками, взрослыми.  Поэтому профессиональная подготовка обучаемого  в контексте социально-педагогического подхода сориентирована на логику объединения усилий всех субъектов образования во имя обновления диапазона инновационных социально-профессиональных знаний студента, обновления смыслов, ценности содержания будущей профессии.

2. Профессиональная подготовка студента вуза в контексте сущности социально-педагогического подхода актуализирует гармонизацию взаимодействия личности и среды, главным направлением которой является формирование у студента способов освоения и преобразования социально-профессиональной среды в векторном направлении от себя (модифицируя окружающий социум) и в направлении внутрь обучаемого (совершенствуя себя самого); активизация внутреннего мира обучающегося в соответствии с социально значимыми профессиональными нормами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, деятельности в социуме; стимулирование развития коммуникации как основы социальных отношений, социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества различных ведомств. При осознанно мотивированном включении студента в современную общественную жизнь, квазипрофессиональную деятельность посредством налаживания связей (в условиях социума, социальных, профессиональных и образовательных учреждений) и выполнения в связи с этим новых социально-профессиональных ролей появляется возможность воспитать конкурентоспособного профессионала, активного и ответственного, способного интегрировать происходящее, вскрывать сущностные основы бытия, определять ценностные основы своей жизнедеятельности.

3. Использование социально-педагогического подхода заключается в организации особой деятельности преподавателя, который «заботливо» сопровождает профессиональное становление студента вуза, гармонизирует его отношения с социумом для расширения границ взаимодействия (как социальной и профессиональной группы) с окружающим миром, макро- и микросредой, упреждает препятствия, негативные факторы, мешающие активизации механизмов профессионального саморазвития личности. Эти позиции определяют фасилитирующий смысл профессиональной подготовки студента вуза, заключающийся в организации педагогом «сопровождающих отношений», помогающих обучаемому выработать профессиональный стиль мышления, собственные ориентиры и логику действий в профессии, индивидуальные варианты личностного, профессионального и социального становления, раскрыть в студенте его способности к творческому проявлению, ответственной организации и успешной профессиональной самореализации в современном социуме. А это, в свою очередь, предполагает поддержку студента как уникального самоценного существа, учет социо-психо-природной целостности обучаемого для развития того единичного, особенного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы на физиологическом и психологическом уровнях, а также на уровне социальных и  профессиональных отношений, поведения, социального взаимодействия, профессионального самоконструирования, самореализации.

4. Социально-педагогический подход в силу имеющегося потенциала реализует ряд существенных функций (С. В. Сальцева), отражающих социальный заказ общества, с одной стороны, и потребности личности - с другой, которые могут быть использованы нами в контексте профессиональной подготовки студента вуза. Методологическая функция обеспечивает целостное единство знания студентом общей картины мира, постиндустриального общества, культуры, профессии; знаний о законах и закономерностях профессиональной деятельности; об общенаучных и профессиональных категориях; проектировочная - конструирование и реконструирование профессионально ориентированного содержания, методов и форм организации профессиональной подготовки с позиций социальных изменений и вызовов современной экономики; диагностическая -изучение социальной и жизненной ситуации обучаемых, их личностного и профессионального развития, условий среды; преобразующая - активизация субъектности, профессионально ориентированной позиции; развитие индивидуальности, гармонизацию отношений, формирование значимых интересов, мотивов, потребностей в познании и труде; обогащение опыта профессионального творчества; технологическая - определение профессионально-развивающего содержания, средств и технологий организации профессиональной подготовки студента; координационно-регулирующая - создание единого профессионально-социализирующего пространства; согласование усилий его субъектов, обеспечение социально-психологического комфорта жизнедеятельности студента; педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, самореализации; аналитико-рефлексивная - осуществление контроля, анализа и оценки эффективности профессиональной подготовки студента вуза [7].

5. Профессиональная подготовка студента вуза при реализации социально-педагогического подхода происходит оптимально при сочетании всей совокупности влияний социума на сознание студента с вовлечением его в активную деятельность (экономическую, трудовую, интеллектуально-познавательную, общественно-политическую, культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях. В молодом возрасте необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление самому индивиду возможности выбора системы профессиональных ценностей в социуме. Это развивает самостоятельное мышление, свободное профессиональное самоопределение и ответственность за свои поступки, побуждает беречь, уважать конкретные ценности, формирует соответствующее поведение. Под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности, микросреды формируется система профессиональных ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении и в конечном итоге в социальной и профессиональной позиции обучающегося. В то же время возрастает значимость создания таких условий и обстоятельств, которые обеспечивали бы успех личности в разнообразной деятельности и общении [2].

Таким образом, профессиональная подготовка студента в контексте социально-педагогического подхода ориентирует на расширение взаимодействия обучаемого с окружающим миром, приобретение им продуктивных способов профессионально-социального партнерства, профессионально-социальных отношений с социальными институтами общества, сверстниками, взрослыми, овладение общечеловеческой и профессиональной культурой, необходимой для профессионального самоопределения, самоутверждения, саморазвития в условиях современного общества; концентрирует в себе принципиально новую концепцию жизнеспособности студента в логике объединения усилий всех субъектов образования и социума; определяет фасилитирующий смысл и организацию «сопровождающих отношений» в рамках вхождения студента в новую социально-профессиональную реальность в качестве субъекта многообразных социальных отношений, расширяющих границы социального опыта и интериоризации социальных норм, установок и знаний профессии и  социума.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;   

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург