Значимым в профессиональной подготовке студента является социально-педагогический подход (В. Г. Бочарова [2], М. А. Галагузова [3], А. В. Мудрик [4], С. В. Сальцева [7] и др. в рамках реализации идей которого происходит привлечение ресурсов как самого образования, так и других сфер общественной практики, обуславливающих широкие возможности для обучения студентов субъективно новым формам, методам, приемам самостоятельной профессиональной активности в различных сферах жизнедеятельности, наличие разнопланового социального пространства для опробования, освоения и развития новых моделей деятельности - учебы - квазипрофессиональной деятельности - организации быта - социальной практики [8]. Мы исходим из того, что социально-педагогический подход в контексте профессиональной подготовки студента вуза ориентирует на расширение взаимодействий обучающегося с окружающим миром, обеспечивающих свободный выбор способов профессиональной самореализации и его социокультурное саморазвитие.
В социально-педагогическом плане эти идеи концентрируют в себе принципиально новую концепцию профессиональной жизнеспособности студента в изменяющемся обществе (П. И. Бабочкин). Молодому поколению, для того чтобы осуществить свое социокультурное и профессиональное становление и занять достойное место в обществе, нужно быть прежде всего жизнеспособным. В социальном аспекте жизнеспособность обучаемого предполагает социальную активность личности, направленную на преодоление обстоятельств внешней среды, ее преобразование и на формирование самого себя, развитие своих способностей и творческого потенциала. В профессиональном смысле жизнеспособность определяется качеством и опережающей профессиональной подготовкой студента, соответствующей современным вызовам постиндустриального социума и инновационной экономики. Смысл жизнеспособности студента состоит в том, чтобы стать конкурентоспособным профессионалом и активным членом общества, сформировать свои смысложизненные, мировоззренческие установки, реализовать свои задатки и способности в будущей профессиональной деятельности. Профессиональное и социокультурное становление жизнеспособного студента в обществе предполагает не только соответствие установкам социума как носителя его идеалов, ценностей, культуры и т.п., но и способность к выходу за рамки требований настоящего времени [1].
Реализации идей концепции профессиональной и социокультурной жизнеспособности студента в образовательном процессе вуза в рамках социально-педагогического подхода обуславливают освоение студентом принципиально нового социально-профессионального опыта, инновационных установок социума; пересмотр ценностных ориентаций; формирование позитивно-конструктивного отношения личности к природе, обществу, профессиональной деятельности, самому себе; накопление социально-профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать успешность жизни в новом режиме или в нестандартных социальных ситуациях.
Определяя особенности профессиональной подготовки студента вуза, акцентируем внимание на основных теоретико-методологических основах социально-педагогического подхода, определяющих иной смысловой характер образовательного процесса, необходимый для успешного осуществления студентом деятельности в избранной сфере общественной и профессиональной практики для достижения жизнеспособности в социуме [6].
1. Рассматривая социально-педагогический подход, мы считаем, что он основан на анализе сопряженности адаптационно-преобразовательных процессов, происходящих при вхождении студента в профессию, социум, и актуализации возможностей образовательного процесса вуза (ценности самоорганизации обучаемого; ценности сосуществования, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, уважения личности и ее прав; ценности социальной и профессиональной самореализации личности и ее свободного саморазвития; ценности смыслотворчества воспроизводства культурных норм, установок, идей и национальной самоидентификации и т.д.) для приобретения обучающимся (в рамках перехода из объекта социального влияния в субъект самообразования и самосовершенствования) социально-профессионального опыта взаимодействия с окружающим миром, сверстниками, взрослыми. Поэтому профессиональная подготовка обучаемого в контексте социально-педагогического подхода сориентирована на логику объединения усилий всех субъектов образования во имя обновления диапазона инновационных социально-профессиональных знаний студента, обновления смыслов, ценности содержания будущей профессии.
2. Профессиональная подготовка студента вуза в контексте сущности социально-педагогического подхода актуализирует гармонизацию взаимодействия личности и среды, главным направлением которой является формирование у студента способов освоения и преобразования социально-профессиональной среды в векторном направлении от себя (модифицируя окружающий социум) и в направлении внутрь обучаемого (совершенствуя себя самого); активизация внутреннего мира обучающегося в соответствии с социально значимыми профессиональными нормами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, деятельности в социуме; стимулирование развития коммуникации как основы социальных отношений, социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества различных ведомств. При осознанно мотивированном включении студента в современную общественную жизнь, квазипрофессиональную деятельность посредством налаживания связей (в условиях социума, социальных, профессиональных и образовательных учреждений) и выполнения в связи с этим новых социально-профессиональных ролей появляется возможность воспитать конкурентоспособного профессионала, активного и ответственного, способного интегрировать происходящее, вскрывать сущностные основы бытия, определять ценностные основы своей жизнедеятельности.
3. Использование социально-педагогического подхода заключается в организации особой деятельности преподавателя, который «заботливо» сопровождает профессиональное становление студента вуза, гармонизирует его отношения с социумом для расширения границ взаимодействия (как социальной и профессиональной группы) с окружающим миром, макро- и микросредой, упреждает препятствия, негативные факторы, мешающие активизации механизмов профессионального саморазвития личности. Эти позиции определяют фасилитирующий смысл профессиональной подготовки студента вуза, заключающийся в организации педагогом «сопровождающих отношений», помогающих обучаемому выработать профессиональный стиль мышления, собственные ориентиры и логику действий в профессии, индивидуальные варианты личностного, профессионального и социального становления, раскрыть в студенте его способности к творческому проявлению, ответственной организации и успешной профессиональной самореализации в современном социуме. А это, в свою очередь, предполагает поддержку студента как уникального самоценного существа, учет социо-психо-природной целостности обучаемого для развития того единичного, особенного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы на физиологическом и психологическом уровнях, а также на уровне социальных и профессиональных отношений, поведения, социального взаимодействия, профессионального самоконструирования, самореализации.
4. Социально-педагогический подход в силу имеющегося потенциала реализует ряд существенных функций (С. В. Сальцева), отражающих социальный заказ общества, с одной стороны, и потребности личности - с другой, которые могут быть использованы нами в контексте профессиональной подготовки студента вуза. Методологическая функция обеспечивает целостное единство знания студентом общей картины мира, постиндустриального общества, культуры, профессии; знаний о законах и закономерностях профессиональной деятельности; об общенаучных и профессиональных категориях; проектировочная - конструирование и реконструирование профессионально ориентированного содержания, методов и форм организации профессиональной подготовки с позиций социальных изменений и вызовов современной экономики; диагностическая -изучение социальной и жизненной ситуации обучаемых, их личностного и профессионального развития, условий среды; преобразующая - активизация субъектности, профессионально ориентированной позиции; развитие индивидуальности, гармонизацию отношений, формирование значимых интересов, мотивов, потребностей в познании и труде; обогащение опыта профессионального творчества; технологическая - определение профессионально-развивающего содержания, средств и технологий организации профессиональной подготовки студента; координационно-регулирующая - создание единого профессионально-социализирующего пространства; согласование усилий его субъектов, обеспечение социально-психологического комфорта жизнедеятельности студента; педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, самореализации; аналитико-рефлексивная - осуществление контроля, анализа и оценки эффективности профессиональной подготовки студента вуза [7].
5. Профессиональная подготовка студента вуза при реализации социально-педагогического подхода происходит оптимально при сочетании всей совокупности влияний социума на сознание студента с вовлечением его в активную деятельность (экономическую, трудовую, интеллектуально-познавательную, общественно-политическую, культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях. В молодом возрасте необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление самому индивиду возможности выбора системы профессиональных ценностей в социуме. Это развивает самостоятельное мышление, свободное профессиональное самоопределение и ответственность за свои поступки, побуждает беречь, уважать конкретные ценности, формирует соответствующее поведение. Под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности, микросреды формируется система профессиональных ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении и в конечном итоге в социальной и профессиональной позиции обучающегося. В то же время возрастает значимость создания таких условий и обстоятельств, которые обеспечивали бы успех личности в разнообразной деятельности и общении [2].
Таким образом, профессиональная подготовка студента в контексте социально-педагогического подхода ориентирует на расширение взаимодействия обучаемого с окружающим миром, приобретение им продуктивных способов профессионально-социального партнерства, профессионально-социальных отношений с социальными институтами общества, сверстниками, взрослыми, овладение общечеловеческой и профессиональной культурой, необходимой для профессионального самоопределения, самоутверждения, саморазвития в условиях современного общества; концентрирует в себе принципиально новую концепцию жизнеспособности студента в логике объединения усилий всех субъектов образования и социума; определяет фасилитирующий смысл и организацию «сопровождающих отношений» в рамках вхождения студента в новую социально-профессиональную реальность в качестве субъекта многообразных социальных отношений, расширяющих границы социального опыта и интериоризации социальных норм, установок и знаний профессии и социума.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург