Целью исследования является выявление фактической связи между деятельностью мусульманских религиозных организаций и политическим процессом.
Материалом для исследования являются труды таких ученых деятелей, как А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин, А.П. Рудницкая, А.Г. Никитина и др.
В качестве методов исследования автором используется сравнительный анализ исследований авторов, а также анализ причинно-следственных связей между событиями.
В РФ можно обнаружить субъекты, где большая часть населения является представителями исламской веры. Сюда можно отнести Ингушетию, Чечню, Татарстан, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Башкортостан. На данных территориях можно отметить некоторые признаки иерархического построения внутри мусульманской общины. Однако не все согласны с существованием иерархического взаимодействия в мусульманском обществе. М. Шевченко, главный редактор журнала «Смысл», придерживается мнения, что определенная мусульманская иерархия отсутствует. С точки зрения редактора, среди мусульман не может существовать никакой иерархии, так как подобное не предусмотрено исламом. Следовательно, каждый человек, который пользуется авторитетом - богатый или просто уважаемый человек, имеет право выражать мнение от целой общины [9]. Тем не менее официальные мусульманские лидеры в российском государстве также принимают заметное участие в политических процессах. По мнению А. Рыклина, представителя «Еженедельного журнала», на Кавказе и в Дагестане муллы играют не только формальную роль. В селах, где раньше не было мечетей, их количество меняется от трех до пяти. Муллы, которые там проповедуют, являются авторитетными образованными людьми, которые знают арабский язык и читают на нем Коран [9]. Как следствие, официальные мусульманские лидеры на российских территориях также имеют большое влияние на своих последователей и, как результат, возможность воздействия на политические процессы. Например, речь может идти об обращении религиозных лидеров к верующим накануне политических выборов. Официальный представитель Совета муфтиев России Ф. Асадуллин отметил, что представители ислама также являются гражданами России и выражение своей политической позиции среди мусульман вполне естественно. Демократические выборы, по мнению Ф. Асадуллина, предоставляют верующим возможность принять участие в судьбе государства на ближайшие четыре года.
Хотя в исламе наблюдаются официальные религиозные представители, М. Смирнов, ответственный редактор «НГ-Религия», отмечает среди представителей мусульманской общности на территории России стремление к чистому исламу, который по-арабски можно назвать «саф-ислам». Данная направленность заключается в том, что верующие находят нейтральную по отношению к религиозной власти личность и признают ее действительным авторитетом. Таким образом, один из членов общины, являющийся знатоком ислама, фактически превращается в настоящего духовного лидера и формирует менталитет общины. Исходя из этого крайне сомнителен тот факт, что официальный мусульманский представитель может повлиять на мышление мусульманского общества. Когда дело касается экстремизма, муфтии часто выступают с политически корректными речами о том, что исламу присущи мир и любовь к ближнему, хотя в реальности на выбор мусульман влияет не столько их мнение, сколько мнение духовных лидеров ислама [9].
Следует отметить, что угрозы исламского экстремизма для России еще недавно носили характер международной и внутригосударственной проблемы. К трагическим обострениям подобных конфликтов можно отнести взрывы, произведенные исламскими террористками-смертницами, которые произошли в 2010 г. на станциях московского метрополитена. Теракт был вызван не только политическими причинами, но также являлся следствием религиозной вражды. Тем не менее нельзя полностью отрицать версию, что религия могла быть основной причиной трагедии.
Авторы статьи «Религиозный терроризм» отмечают, что уничтожение врагов может превращаться в священный долг для религиозных фанатиков. В статье также предлагается использовать духовные способы излечения агрессивно настроенных личностей на почве религии, т.е. проблемы вызванные религией разрешать с ее же помощью [2]. Стало быть, тут уже может идти речь об активном участии религиозных деятелей в политических проблемах.
Укоренившийся в сознании россиян образ исламского террориста приводит к тому, что при каждом факте террора и насилия среди первых подозреваемых оказываются радикально настроенные мусульмане. К сожалению, такие предположения могут совпадать с реальностью. Организация исламского сотрудничества признает, что насилие и радикализм - это главные враги ислама [1]. Даже в убийстве политика Б.Е. Немцова на улице Москвы одной из версий остается исламский экстремизм [9].
Сами религиозные законы ислама противоречат терроризму, но искажаются некоторыми ради личных интересов. К примеру, понятие «джихад», которое мусульманские экстремисты расшифровывают как физическую борьбу против «неверных», при более глубоком толковании обозначает духовную борьбу, которая подразумевает обращение иноверцев к исламу [2].
Можно подвести, что среди мусульманских территорий РФ в религиозных общностях существуют как формальные лидеры, так и авторитетные мусульмане - фактические лидеры, которые могут оказывать свое влияние на политические процессы (например, поддерживать в сознании мусульман любовь к окружающему миру или же, напротив, поощрять религиозный экстремизм).
В свете международной политической обстановки европейские страны и США пытаются оказать внутреннее давление на правящую власть России. Данное обстоятельство также отражается на жизни религиозных организаций внутри страны. 15 апреля 2015 г. появилась новость о том, что планируется рассмотреть новый законопроект, в котором пойдет речь о проверке религиозных организаций на зарубежное финансирование. Также в проекте рассматривается право Минюстра России и его территориальных органов проверять финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций, если в них присутствуют характеристики, свойственные экстремизму, либо если их деятельность каким-то образом нарушает законодательство РФ. По законопроекту религиозные организации, которые получают финансирование от иностранных и международных организаций, граждан других стран либо лиц, не имеющих гражданства, обязаны предоставлять в Минюст и его территориальные органы отчетность об их деятельности, персональные сведения о своем руководстве, а также данные об источнике иностранного финансирования [5].
Можно предположить, что постоянные подозрения со стороны правительства будут угнетать и подавлять мусульманские религиозные общины. Основанием для проведения проверки религиозной организации может быть любая жалоба на признаки экстремизма и терроризма. Поскольку мусульманская организация вызывает много подозрений на этот счет, то любой гражданин может отправить жалобу в органы местного государственного управления. С точки зрения первого зампреда Совета муфтиев России Р. Аббясова, нововведение в закон усложнит жизнь всем официально зарегистрированным мусульманским общинам, которые со своей стороны активно борются с экстремизмом и терроризмом. Р. Аббясов отмечает, что у российских мусульман есть партнерские программы, которые финансируются исламскими странами, но их взаимодействие честно по отношению к стране [3].
Таким образом, наблюдается связь между политической и религиозной жизнью граждан страны. Религия задает нормы морали и нравственности, наличие которых обязательно для построения гармоничных отношений внутри социума [4]. Духовная власть может оказывать влияние на мнение граждан относительно представителей государственной власти. В свою очередь политические лидеры вправе ограничивать и воздействовать на деятельность религиозных организаций. Как результат, политические процессы не могут существовать без взаимодействия с религиозным фактором.
Выводы
Сегодня религиозная позиция становится некоторым фактором социальной идентификации. Ислам представляет собой не только веру, но и определенный мировоззренческий выбор, который формирует жизненный уклад общества. Фактические духовные лидеры исламского мира могут отличаться от формальных религиозных представителей и обладать большей властью. Настоящие религиозные лидеры обладают большим авторитетам в мусульманской среде, могут влиять на мнение своих единоверцев и способны оказывать воздействие на их политическую позицию. Таким образом, исламские общности оказывают влияние на политические процессы страны. Наиболее заметным образом это проявляется на территориях, где ислам распространен в большей степени. Воздействие формальных и фактических духовных лидеров на общину может быть как положительным, акцентирующим внимание на любви к окружающему миру, так и отрицательным, в случае если духовный лидер будет поддерживать террористические начинания мусульман.
Рецензенты:
Авцинова Г. И., д.фил.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;
Мартынова М. Ю., д.пол.н., профессор кафедры политологии и социальной политики ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.