В научной литературе отмечается, что становление и развитие человека, его личности - сложный многоплановый процесс, зависящий как от внутренних, так и от внешних факторов. Одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих так называемую «управляемую социализацию», является образование. Именно особенности организации образовательного процесса непосредственно влияют на успешность формирования личности человека, а в конечном итоге - на успешность его социализации. В этой связи в педагогической науке появилась и успешно развивается идея организации целостного педагогического процесса, т.е. процесса, обеспечивающего развитие личности человека как целого, с присущими ей разносторонностью и индивидуальностью [1, 2]. В результате появился целостный подход в педагогике как принцип исследования и проектирования педагогических систем [4, с. 7]. Исследованиями проблем, связанных с целостным подходом к исследованию и проектированию педагогических процессов, занимались Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.В. Краевский и др. Однако до настоящего времени имеется крайне мало работ, характеризующих часть в составе целого - отдельная учебная дисциплина в образовательном процессе и в составе образования как общественного явления.
Целостный педагогический процесс представляет собой полиструктурное образование, создающее условия формирования и развития для целостной разносторонней личности (В.С. Ильин, В.А. Сластенин и др.). Ему свойственно не только присутствие отношений и связей между элементами его образующими (этапы, стадии, функциональные состояния), т.е. определенная упорядоченность, но и органичное единство сокружающей его средой. Важной характеристикой целостного педагогического процесса является актуализация проявлений интегративных качеств личности в ситуациях ее развития в творческой деятельности, т.е. в ситуациях, когда когнитивная и продуктивная деятельность выходят на уровень, на котором личностные качества начинают оказывать непосредственное влияние на эффективность деятельности, становятся одним из факторов процесса познания. В качестве признаков целостности педагогического процесса выступают его целостные свойства - функциональные, структурные, единство компонентов, способность к саморазвитию педагогического процесса [2, с. 105].
При создании модели обучения истории как целостного педагогического процесса на первый план выступает логика проектирования не с позиций образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а с позиций индивидуального образовательного маршрута студента. Подобная логика требует определения исходного состояния объекта проектирования, определения концептуальных основ проектируемого процесса, отбора педагогических средств, соответствующих целям и концептуальным идеям, обоснования взаимодействия субъектов педагогического процесса и планирования средств его контроля и управления (мониторинга). В соответствии с указанной логикой, а также с учетом идей, предложенных волгоградскими учеными [3, 5], модель целостного процесса обучения историческим дисциплинам с позиций ее динамических параметров может быть представлена в виде ряда последовательных, взаимосвязанных между собой этапов:
I этап - диагностический. Предполагает анализ реализации педагогического процесса в предшествующий период с целью определения потенциальных возможностей для построения целостного процесса обучения историческим дисциплинам.
II этап - концептуально-целевой. Направлен на обоснование основных подходов к реализации целостного процесса обучения в данном учебном заведении. Реализация принципиально нового содержания образования и иных организационных форм требует пересмотра всех ключевых положений, касающихся реализации процесса обучения и обоснования его концепции. Под концепцией исследователи волгоградской научно-педагогической школы понимают совокупность взаимосвязанных теоретико-методологических принципов и ключевых идей (систему), на которые должен ориентироваться педагог в процессе конструирования модели целостного процесса обучения историческим дисциплинам в конкретном образовательном учреждении [4, с. 8].
III этап - конструирование средств достижения целей и задач целостного процесса в ходе обучения историческим дисциплинам. На данном этапе осуществляется проектирование педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченных изменений в личностном и интеллектуальном развитии студентов (содержание, организационные формы, методы, психологический климат в коллективе и др.) и установить последовательность их реализации. При этом необходимо учесть не только все средства по-отдельности, но и обеспечить их взаимосвязь при переходе от одного этапа к другому, чтобы в данной системе они обеспечивали становление и развитие не каких-то отдельно взятых свойств, а всей личности как целостного образования.
IV этап - обоснование совместной деятельности субъектов целостного процесса обучения историческим дисциплинам. На этом этапе оформляется исходный организационный проект деятельности субъектов целостного процесса обучения. Данный проект включает в себя субъектов, представляющих различные уровни: администрацию, педагогов, студентов, «сторонних» специалистов, консультантов.
V этап - рефлексивно-оценочный (мониторинг). На каждом из этапов проектирования, а также в процессе практической реализации созданной модели осуществляется мониторинг деятельности субъектов целостного процесса обучения историческим дисциплинам. На его основе возможна корректировка как самого процесса, так и его проекта, если результаты мониторинга, полученные на конкретном этапе, обусловливают подобную необходимость. Мониторинг обеспечивает субъектов целостного процесса обучения всей своевременной и качественной информацией, которая нужна для выбора решений относительно внесения корректив в целевые, информационные, технологические, организационные и пр. параметры педагогической и иной деятельности, осуществляемой в рамках целостного процесса обучения историческим дисциплинам. Как следует из вышесказанного, объектом педагогического мониторинга выступают не только педагогические результаты, но еще планы и проекты, а также разнообразные технологии, применяемые для достижения основных целей образования и определения отношения основных субъектов к целостному педагогическому процессу и друг к другу. При помощи мониторинга изучаются планируемый, реализуемый и достигнутый уровень образования. При этом мониторинг является как процессом по выявлению отклонений от стандартов и норм, так и основой для их ревизии, т.е. выступает в качестве механизма корректировки целей и средств их достижения. Следовательно, мониторинг обеспечивает непрерывное наблюдение и контроль реализации целостного процесса обучения историческим дисциплинам. В качестве его объекта выступают промежуточные и конечные результаты педагогического процесса, а также средства, используемые для их достижения.
Таким образом, при организации обучения историческим дисциплинам как целостного педагогического процесса требуется соблюдение ряда взаимосвязанных условий. Во-первых, это обеспечение единства целей всех потенциальных субъектов образования (педагоги, семья, различного рода общественные организации, учреждения культуры, средства массовой информации, а также отдельные граждане или представители государственной власти, так или иначе связанные с историческим образованием). Во-вторых, это создание единой системы педагогических средств обучения, среди которых структурообразующим элементом является его содержание, которое проектируется на основе требований федерального государственного образовательного стандарта и соответствующих профессиональных стандартов. В-третьих, это обеспечение внутреннего единства образования как признака целостности. Необходимо именно сущностное единство, характеризующееся единым пониманием целей и средств реализации обучения, а также адекватное представление относительно его результатов со стороны всех субъектов процесса обучения истории. Такого понимания невозможно достичь, если не обеспечить разносторонней и всеохватывающей работы по мотивации студентов к изучению исторических дисциплин, по формированию установки на то, что именно исторические дисциплины и историзм как принцип познания являются мощнейшим инструментом к пониманию окружающей действительности и дальнейшего постижения других научных и учебных дисциплин. Только в этом случае будет обеспечена способность системы обучения историческим дисциплинам самостоятельно без внешнего организационно-управленческого вмешательства эволюционировать и саморазвиваться.
Рецензенты:
Столярчук Л.И., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Сафронова Е.М., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.