Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP OF MUSEUMS AND UNIVERSITIES AS A FACTOR OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

Baklanova T.I. 1 Medved E.I. 1
1 GBOU VO "Moscow city pedagogical University"
The article is devoted to one of the most urgent problems of modern professional education of students of humanitarian universities. The authors have substantiated the importance of socio-cultural partnership of museums of folk culture and universities for the formation of ethno-cultural competence of students, of the potentialities of different types of museums in this task. The article presents the experience of the Department of socio-cultural activities of Moscow state pedagogical University (head of. the Department of I. E. Bear) by the reflection of the activities of museums of folk culture in the content of courses in the areas of higher education as a "Social-cultural activity" and "teacher education". Special attention is paid to the museums pre-school educational institutions and schools, developed under the scientific supervision of T. I. Baklanova as part of the development of the capital model of education, which was conducted in accordance with the state program of Moscow "Capital education". Also lists some promising directions for further development of the socio-cultural partnership of museums of folk culture and the University with the purpose of increase of efficiency of process of formation of ethno-cultural competence of students.
professional education
ethno-cultural competence
museum education
Проблема формирования этнокультурной компетентности студентов, заключающейся, прежде всего, в их способности применять полученные знания о народной культуре в профессиональной деятельности, приобрели в последние годы особую актуальность в свете Решения Государственного совета Российской Федерации «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации» (2006 г.), «Основы государственной культурной политики» (2014 г.) и других важнейших документов.

Теоретические, научно-методические и практические основы решения этой проблемы в сфере профессионального образования стали разрабатываться около двадцати лет назад, после распада СССР. Именно тогда, в точном соответствии с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева, произошел так называемый «пассионарный взрыв», повлекший за собой процессы возрождения этнокультурных традиций народов России, что вызвало потребность в профессиональной подготовке кадров для сферы народной культуры и этнокультурного образования.

Не случайно в 1994 г. в России была введена новая вузовская специальность «Народное художественное творчество». Тогда же в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) по инициативе одного из авторов данной статьи, доктора педагогических наук, профессора Т.И. Баклановой была открыта первая в стране кафедра теории и истории народной художественной культуры, а затем в 1998 г. на ее основе и на основе кафедры музееведения был образован факультет народной художественной культуры и музейного дела. Его, как и кафедру теории и истории народной художественной культуры, возглавляла до 2009 г. профессор Т.И. Бакланова. Теоретические основы и практика подготовки кадров для сферы народной художественной культуры отражены в ряде статей этого автора [6 и др.].

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности факультета по развитию социально-культурного партнерства между МГУКИ и музеями, направленного на повышение эффективности этнокультурного образования студентов.

Обучение студентов на этом факультете осуществлялось до 2003 г. по двум специальностям - «Народное художественное творчество» и «Музейное дело и охрана памятников». Студенты, обучавшиеся по специальности «Народное художественное творчество», получали на двух выпускающих кафедрах факультета специализированную подготовку в области теории и истории народной художественной культуры и в области народного декоративно-прикладного творчества.

В 2003 г. обе эти специальности были преобразованы в нашей стране в аналогичные направления высшего профессионального образования. В рамках направления «Народная художественная культура» началась подготовка бакалавров и магистров народной художественной культуры.

С самого начала существования в МГУКИ факультета народной художественной культуры и музейного дела стало складываться его партнерство с различными музеями г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и других городов. Ведущую роль в развитии такого партнерства играла кафедра музееведения, которую возглавлял сначала Л.В. Беловинский, а затем Н.Г. Самарина. Оно осуществлялось в формах экскурсий, совместных семинаров и конференций, научных студенческих и дипломных проектов по заказам музеев и на основе их экспозиций. Особое внимание при этом уделялось знакомству студентов с предметами народного быта, с традиционной материальной культурой русского и других народов России, а также анализу воплощенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, актуальных для воспитания современного подрастающего поколения.

В первый же год работы факультета в одной из его аудиторий был оборудован небольшой музей народной культуры, основу которого составили творческие работы студентов кафедры декоративно-прикладного творчества под руководством Л.В. Косогоровой. В музее были представлены знаменитые народные художественные промыслы России (Хохлома, Гжель, Палех и многие другие), традиционные народные костюмы разных регионов России и другие экспонаты. Многие из этих экспонатов вошли в экспозицию «Русской горницы», организованной на Всемирных юношеских олимпийских играх в г. Москве в 1998 году.

В помещении факультетского музея народной культуры проводились все творческие показы студентов кафедры теории и истории народной художественной культуры по дисциплинам «Народное песенное творчество», «Народный танец», «Фольклорный театр», «Устное народное творчество» и др., защиты дипломов, студенческие, международные и другие научно-практические конференции, заседания Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, студенческие праздники народного календаря и многие другие мероприятия. С экспозицией музея знакомились все российские и иностранные делегации, посещавшие в те годы МГУКИ. В настоящее время этот музей выполняет функции этнокультурного центра.

Опыт организации такого музея и его взаимодействия с другими музеями был изучен другими вузами в разных регионах РФ. В свою очередь преподаватели факультета анализировали и внедряли некоторые достижения других вузов в области применения музейной педагогики для повышения этнокультурной компетентности студентов. Особенно интересным, на наш взгляд, был такой опыт в Белгородском государственном институте культуры.

В современных условиях разрабатываются и внедряются новые подходы к социальному и социально-культурному партнерству музеев и вузов [10 и др.]. Так, в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), который представляют в настоящее время авторы данной статьи, ведется работа по формированию средствами музейной педагогики этнокультурной компетентности студентов, обучающихся по таким направлениям высшего образования, как «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» [5,7].

На кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ в учебные планы этих направлений включены дисциплины «Народное художественное творчество», «Теория и история народной художественной культуры», «Современные модели этнокультурного образования» и др. Актуализации и повышению научного уровня содержания этнокультурных дисциплин способствовали международные научно-практические конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (март 2015 г.), организованные кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В этих конференциях приняли участие ученые из многих городов и регионов России (Москвы и Московской обл., Арзамаса, Белгорода, Великого Новгорода, Владивостока, Горно-Алтайска, Ижевска, Йошкар Олы, Кемерово, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Твери, Ханты-Мансийска и др.), а также из Армении, Казахстана и США. В материалах конференций отражен опыт социального партнерства нескольких музеев и вузов, например, опыт бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Этнографический музей под открытым небом "ТорумМаа"», который является методическим центром в области этнографии коренных народов Югры для этнографических, исторических, краеведческих музеев округа, имеющих в фондовых коллекциях (или собраниях) предметы материальной и духовной культуры хантов, манси, лесных ненцев. На базе музея «ТорумМаа» для студентов ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся научно-практические семинары по возрождению, сохранению и популяризации традиционных занятий, таких как изготовление предметов быта, средств передвижения, орудий и сооружений охотничьего промысла, рецептов национальной кухни, с привлечением мастеров - носителей традиционной культуры обских угров.

В МГПУ проблемы этнокультурной деятельности музеев входят в содержание некоторых учебных дисциплин, исследуются в курсовых и научных студенческих работах, магистерских и кандидатских диссертациях. Например, в рамках учебной дисциплины «Народное художественное творчество» наши студенты посетили музей знаменитого во всем мире народного художественного промысла Гжели, побывав на родине отечественной керамики, гончарства, фарфора с уникальной синей подглазурной росписью. Во время музейной экскурсии они познакомились с историей этого промысла, а на мастер-классе И.В. Коршуновой, кандидата педагогических наук, представителя нашей научной школы, освоили основы лепки и традиционной гжельской росписи.

Также программой курса «Народное художественное творчество» была предусмотрена самостоятельная работа студентов в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), и в других московских музеях, хранящих народные музыкальные инструменты, произведения народного художественного творчества, различные предметы традиционного народного быта.

Особое значение для формирования этнокультурной компетентности студентов имеет дальнейшее развитие социального партнерства вузов с различными видами музеев, в экспозициях которых представлены традиционные жилища и другие памятники материальной народной культуры. Важно знакомить студентов с экспозициями, этнокультурными образовательными проектами и программами исторических, этнографических, художественных и других музеев, а также непосредственно музеев народной культуры и краеведческих музеев в разных регионах России.

В этих музеях, наряду с экскурсиями, проходят праздники народного календаря, мастер-классы народного декоративно-прикладного творчества, фольклорные концерты, образовательные этнокультурные программы и другие мероприятия.

Разноплановую этнокультурную деятельность осуществляют музеи - заповедники деревянного зодчества и народного быта: Кижи (Карелия), Витославлицы (Новгородская область), Коломенское (г. Москва), Малые Карелы (Архангельская обл.), Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Этнографический парк-музей «Этномир» в Калужской области и др. В них не только хранятся памятники материальной народной культуры, но и «оживают» старинные праздничные и семейно-бытовые народные традиции, проходят разнообразные образовательныеи игровые программы, этнографические спектакли и концерты фольклорных коллективов.

Также необходимо знакомить студентов с музеями народной культуры, созданными при участии детей и родителей в дошкольных образовательных организациях и школах. Несколько музеев русской культуры созданы в московских детских садах и школах с этнокультурным русским компонентом содержания образования, участвовавшим с середины 1990-х годов в экспериментальной работе (под научным руководством Т.И. Баклановой) по созданию модели столичного образования в рамках государственной программы «Столичное образование». В этих образовательных организациях, кроме музеев, имитирующих интерьеры старинной русской избы, оформлены помещения, интерьеры которых напоминают боярские палаты, а также домашний театр, музыкальную гостиную, бальный зал и картинную галерею в дворянской усадьбе. В школьном Музее московской культуры (СОШ № 683 г. Москвы) оформлены такие тематические экспозиции, как «Москва музыкальная», «Москва театральная», «Москва литературная», «Москва живописная», «Москва праздничная» и др. [1,3].

Вся этнокультурная образовательная и внеурочная деятельность таких музеев базируется на идеях и методах музейной педагогики и этнопедагогики. В программах внеурочной деятельности большое внимание уделяется экскурсионной работе, посещению музеев этнокультурной направленности (например, Музея боярского быта в г. Москве и др.).

Развитие социально-культурного партнерства вузов с такими музеями - перспективная научно-практическая задача.

Также важно разрабатывать и внедрять в процесс профессиональной подготовки студентов по направлениям высшего образования «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» современные педагогические технологии применения музейной педагогики в этнокультурном образовании школьников, в том числе при изучении ими дисциплин предметной области «Искусство» и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с использованием соответствующих учебников и учебных пособий. Например, в новое учебное пособие Т.И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» [4] включены практические задания по посещению школьниками различных музеев, в которых хранятся старинные вертепы, использовавшиеся для народных кукольных представлений в дни Зимних святок, старинные самодельные маски для народных святочных сценок, куклы фольклорного театра Петрушки, участвовавшие в ярмарочных спектаклях в дни народных праздничных гуляний, и другие экспонаты, дающие наглядные представления о народных традициях празднований на Руси Рождества, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и других старинных народных календарных праздников.

Методика работы по данному пособию раскрыта в новом учебном пособии для студентов педагогических вузов «Русская культура в современной московской школе», подготовленному авторским коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В его содержании отражены основные аспекты этнокультурной деятельности музеев г. Москвы, посещение которых предусмотрено в УМК «Русская культура» для 1-4 классов, разработанном тем же авторским коллективом в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. [2,8,9].

Для реализации рассмотренных аспектов подготовки студентов к этнокультурной деятельности с использованием этнопедагогического потенциала музеев, необходимо, на наш взгляд, не только развивать сложившуюся практику формирования этнокультурной компетентности студентов, но и дополнять ее новыми компонентами. Например, разработать и ввести в учебные планы дисциплину «Музейная этнопедагогика», а некоторые практические занятия и самостоятельную работу студентов по этой дисциплине посвятить участию студентов в создании в вузе музея народной культуры как базы учебной и научно-исследовательской деятельности.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Ткалич С.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры дизайна Института искусств и креативных технологий ГБОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.