Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROBLEMS FORMATION OF READINESS FOR SOCIAL AND LIVING GUIDANCE FOR STUDENTS PRIMARY SCHOOL

Parfenova T.A. 1 Ryabova N.V. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute
The analysis of domestic and foreign psycho-pedagogical literature, which allowed us to determine the key concept of the study "readiness for social and domestic orientation" as an effective (active) property of the person, for the installation of certain behavior in society, ability to mobilize forces for tasks updating the knowledge and skills of social and domestic nature to perform different activities. The availability of this property can help primary school students to engage in modern society, thus solving the problem of socialization. The article described the structure of readiness for social and domestic orientation, provided such components as a personal, cognitive and activity. As a result of the work highlighted some of the problems of readiness for social and domestic orientation of students, namely the increased requirements of modern society to the individual requirements of modern primary school graduate and an insufficient level of preparedness of students to adapt to social changes in the society, to interact with the surrounding society, to opposition to its negative impact, as well as active participation in social life and others. Discussion of selected issues helped suggest some ways to address them, for example, find ways and means of purposeful formation of primary school students´ knowledge and skills of sustainable social character, providing entry into the complex social environment.
readiness for social and domestic orientation
willingness
social and domestic orientation
socialization
Развивающееся прогрессивное общество предъявляет постоянно усложняющиеся требования к современной личности. Поэтому человек в новых условиях жизни должен уметь эффективно адаптироваться к социальным изменениям в обществе, взаимодействовать с окружающим миром и противостоять его негативным влияниям, а также активно участвовать в социальной жизни. Младший школьный возраст считается наиболее сензитивным периодом для развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, интенсивного познания мира через общение и взаимодействие, освоение социальных норм и правил, приобретение умений и навыков, необходимых для осуществления всевозможных видов социально-бытовой деятельности. Вследствие этого начальная школа играет весомую роль в общей системе образования, обеспечивая целостное становление личности ребёнка, формирование интеллекта, его социализацию, становление культуры социально-бытовой деятельности и поведения.

Происходящие в обществе изменения выдвигают новые требования к личности современного выпускника начальной школы, поэтому актуальность проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся младшего школьного возраста не вызывает сомнения и оказывается вполне обоснованной.

Материал исследования. В. В. Краевский, раскрывая суть социализации, характеризует данное понятие как «...процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры» [1]. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью, и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом, под руководством последнего. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы выпускник школы был в состоянии не только успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе как хороший исполнитель, но и действовать самостоятельно. Ученый отмечает взаимосвязь социализации с воспитанием и обучением: «... общая цель того и другого - приобщение к жизни общества, т. е. ... целенаправленная социализация» [1]. Выделяя в этом процессе две части, исследователь поясняет, что «...первая часть - обучение как деятельность по подготовке школьников (или любых обучающихся) к жизни путем передачи им социального опыта, а вторая - воспитание, как непосредственное включение тех, кого мы обучаем и воспитываем, в жизнь» [1].

Ведущей тенденцией современного образования является модернизация системы начального образования, связанная с реализацией ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в которых приоритетная роль отводится личностной ориентации, позволяющей обучающимся включаться в социальные процессы, активно участвовать в жизни социума. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы и устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО). В требованиях стандарта к личностным результатам освоения основной программы подчёркивается необходимость формирования у обучающихся «целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы»; «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире»; «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях» [5]. Для достижения результатов в выполнении требований ФГОС НОО у обучающихся начальных классов необходимо формировать такое свойство личности, как готовность к социально-бытовой ориентации.

В исследовании Н. В. Рябовой «социально-бытовая ориентация» рассматривается путем сравнения ряда понятий, образующих следующие контексты: во-первых, «социализация», «социальная адаптация», «адаптация», «социально-бытовая адаптация», где социально-бытовая ориентация выступает в качестве одного из механизмов социализации; во-вторых, «деятельность», «ориентировочная основа деятельности», «социально-бытовая деятельность», где социально-бытовая ориентация является ориентировочной основой социально-бытовой деятельности; в-третьих, «ориентировка», «социально-бытовая ориентировка», «система социально-бытовой ориентации», где социально-бытовая ориентация предстает в виде средства, обеспечивающего учащемуся с ОВЗ ориентацию в социальной среде и овладение социально-бытовой деятельностью с помощью специально разработанного содержания и созданных педагогических условий его реализации [4].

В нашем исследовании с ориентацией на труды Н. В. Рябовой понятие «социально-бытовая ориентация» определяется многоаспектно: в качестве механизма социализации, ориентировочной основы социально-бытовой деятельности и средства их осуществления. Это целостная иерархическая система социально-бытовых потребностей и мотивов, которая, с одной стороны, задаёт структуру ценностей и субъективных смыслов, специфику отношений с миром и к миру, направленность основных линий поведения, с другой - представляет собой продукт процесса и результата социализации, гарантирующий формирование готовности к социально-бытовой ориентации как свойства личности человека, обеспечивающего возможность познавать социальную среду, включаться в неё, осваивать различные виды деятельности [3].

В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно обширный теоретический и экспериментальный материал о феномене готовности человека к разным видам деятельности, сформулировано понятие готовности, определено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость её проявлений (Д. И. Водзинский, М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев, Я. Л. Коломенский, И. Б. Котова, А. И. Кочетов, В. Н. Мясищев, Н. Д. Левитов, А. С. Нерсисян, К. К. Платонов, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, Д. Н. Узнадзе и др.). Анализ литературы (Б. Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Д. Н. Узнадзе и др.) позволяет нам определить готовность к социально-бытовой ориентации как действенное (активное) свойство личности, установку на определённое поведение в социуме, мобилизованность сил для выполнения задач актуализации знаний и умений социально-бытового характера для выполнения различных видов социально-бытовой деятельности. Структура готовности представлена следующими компонентами: личностный (ценностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качества, характеризующие свойства личности), когнитивный (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-правовые и социокультурные знания), деятельностный (общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения) [2].

Определяя понятие «формирование», следует отметить, что В. А. Сластёнин рассматривает его как цель психолого-педагогического процесса, который заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения субъектом тех или иных психологических качеств. Учёный утверждает, что приобрести, освоить те или иные качества человек может только посредством собственной деятельности.

Таким образом, опираясь на анализ понятий «социально-бытовая ориентация», «готовность к социально-бытовой ориентации обучающихся», «формирование», а также на характеристики, присущие обучающимся начальных классов, обосновано, что формирование готовности к социально-бытовой ориентации в условиях начального общего образования - это целенаправленный процесс, предполагающий овладение обучающимися таким свойством личности, которое способствует включению их в окружающую социально-бытовую среду, путём усвоения различных видов социально-бытовой деятельности. Специфика формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся состоит, согласно нашему пониманию, в том, что формирование готовности осуществляется, с одной стороны, в условиях, максимально приближенных к реальной социально-бытовой среде, а с другой - в условиях начального общего образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проведенного исследования свидетельствует, что проблема формирования готовности к социально-бытовой ориентации является актуальной в современном мире. Нами определено понятие «готовность к социально-бытовой ориентации» как действенное (активное) свойство личности, установку на определённое поведение в социуме, мобилизованность сил для выполнения задач актуализации знаний и умений социально-бытового характера для выполнения различных видов социально-бытовой деятельности. Структура готовности к социально-бытовой ориентации представлена следующими компонентами: личностный, когнитивный, деятельностный. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации рассматривается как целенаправленный процесс, предполагающий овладение обучающимися таким свойством личности, которое способствует включению их в окружающую социально-бытовую среду, путём усвоения различных видов социально-бытовой деятельности.

Заключение. Основываясь на положении ФГОС НОО, у обучающихся начальных классов необходимо формировать личностные ориентации, позволяющие им включаться в социальные процессы, активно участвовать в жизни социума. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации происходит последовательно, поэтапно (от формирования интереса и мотивации - к осознанию значимости социально-бытовой деятельности - к формированию личностных качеств, социально-бытовых знаний и умений - достижению конечного результата - формирование готовности к социально-бытовой ориентации).

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор кафедры естественнонаучного образования, ГБОУ ДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования», г. Саранск;

Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.