Состояние популяционного здоровья и развитие общества определяются в первую очередь уровнем здоровья подрастающего поколения, которое формирует его демографический резерв, определяет культурный, интеллектуальный, профессиональный потенциал. Возможность предупреждения неинфекционных заболеваний (НИЗ) путем коррекции факторов риска (ФР) с молодого возраста является одним из важнейших достижений современной медицины. Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения исследователи связывают с высокой распространенностью в молодежной среде ФР НИЗ [3, 4, 6]. Особую тревогу вызывают устойчивые и преимущественно неблагоприятные характеристики здоровья девушек, которые играют значительную роль в формировании медико-демографических показателей [7]. Выборочные исследования школьников и студентов КБР продемонстрировали неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в отношении отдельных ФР НИЗ [2, 9, 10]. Вместе с тем практически нет многолетних эпидемиологических исследований и эффективной программы по улучшению здоровья студенток как в Кабардино-Балкарской республике (КБР), так и в России, что и определило направление нашей работы.
Цель исследования: изучить распространенность и многолетние тренды основных ФР НИЗ среди студенток КБР для разработки научно обоснованных рекомендаций по укреплению их здоровья.
Материал и методы
С 1999 по 2011 гг. проведены четыре одномоментных популяционных исследования девушек, обучающихся в вузах республики. Распределение обследованных студенток по годам исследования представлено в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика обследованной популяции
|
Годы исследований |
Всего (n) |
|||
1999 |
2003 |
2005 |
2011 |
||
Количество студенток (n) |
110 |
257 |
146 |
416 |
929 |
Средний возраст обследованных составил 20,7±5,8 лет. Методологической основой клинико-эпидемиологического исследования послужили единые для всех скринингов стандартные методы и критерии оценки (ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России). Скрининг включал в себя опрос по стандартным анкетам (курение, физическая активность), оценку физического развития, измерение артериального давления (АД), тестирование по шкале тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина (1976) [8]. Категории АД определялись по рекомендациям Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и Всероссийского научного общества кардиологов (четвертый пересмотр, 2010) [5]. Физическое развитие оценивали путем измерения антропометрических показателей: длины и массы тела (МТ) с последующим вычислением индекса Кетле (ИК). Оценку ИК проводили согласно рекомендациям экспертов ВОЗ (1997): нормальные значения ИК — 18,5–25 кг/м2, дефицит МТ – ИК менее 18,5 кг/м2, избыточная МТ (ИМТ) — 25,1–30 кг/м2, ожирение – 30,1–40 кг/м2. В группу лиц с низкой физической активностью (НФА) относили девушек, не занимающихся в спортивных секциях. При интерпретации показателей личностной тревожности (ЛТ) и реактивной тревожности (РТ) результат до 30 баллов оценивался как низкая тревожность; от 31 до 45 — умеренная тревожность и от 46 и более — высокая тревожность [8]. Анализ проводился как на слитом файле данных для повышения мощности выборки, так и раздельно по годам исследований для оценки динамики. Обработка данных осуществлялась с использованием пакета программ STATISTICA 6.0 (StatSoft Inc, США) [1]. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Обследованная выборка студенток характеризовалась высокой частотой ФР НИЗ. Лишь у 9,3% девушек ФР не обнаружены. Как видно на рисунке 1, процент студенток, не имеющих ФР, был самым низким в 2005 г. и наиболее высоким в 2003 г.
Рис. 1. Частота факторов риска у студенток в динамике
В группе девушек, имеющих те или иные ФР, выявлена неблагоприятная динамика: в 5 раз увеличилось число лиц с несколькими ФР за счет трехкратного уменьшения количества студенток с одним ФР (р<0,0001).
Самым распространенным ФР НИЗ в обследованной популяции была НФА (86,3%). Распространенность НФА у девушек за время исследования не претерпела изменений. Высокая частота НФА в популяции студентов выявлена и в других регионах России [3, 4, 6]. Распространенность табакокурения среди студенток КБР составила 5,2%. Анонимное анкетирование выявило снижение процента регулярно курящих девушек за время исследования с 9,2% в 1999 г. до 0,7% в 2011 г. (р<0,0001). Благоприятная динамика в распространенности табакокурения связана, по всей видимости, с увеличением удельного веса сельских жителей в обследованной популяции с 18,2% в 1999 г. до 39,6% в 2011 г. Подтверждением этому служат и ранее проведенные опросы учащейся молодежи КБР, выявившие статистически значимые различия в частоте курения среди городских и сельских жителей [9, 10]. Вместе с тем известно, что изучаемой социальной группе свойственна высокая частота табакокурения. Об этом свидетельствуют результаты проведенных в различных регионах России исследований [3, 6].
Характеристика уровней АД студенток представлена в таблице 2. Наибольшая частота артериальной гипертензии у девушек отмечена в 2011 г. (4,6%), наименьшая — в 2005 г. (1,4%, р<0,05). Заслуживает внимания, как высокая частота артериальной гипотензии, так и ее увеличение в 6,7 раза за время исследования (р<0,0001).
Таблица 2
Характеристика уровней артериального давления студенток
Показатели |
Девушки |
Систолическое АД (М±δ мм рт. ст.) |
109,5±10,3 |
Диастолическое АД, (М±δ мм рт. ст.) |
69,6±8,1 |
Артериальная гипотензия, % |
13,4 |
Оптимальное АД, % |
58,1 |
Нормальное АД, % |
22,8 |
Высокое нормальное АД, % |
2,4 |
Артериальная гипертензия, % |
3,3 |
При проведении корреляционного анализа установлены взаимосвязи уровня систолического АД с МТ (r=0,21, р<0,0001), ИК (r=0,20, р<0,0001), уровнем образования (r=0,28, р<0,0001), курением (r=0,11, р<0,01), продолжительностью сна (r=0, 90, р<0,05), количеством часов, уходящих на сидение в день (r=–0,08, р<0,05), и уровня диастолического АД – с МТ (r=0,14, р<0,0001), ИК (r=0,13, р<0,001), уровнем образования (r=0,12, р<0,001), курением (r=0,10, р<0,01), ежедневными занятиями утренней гимнастикой (r=0,08, р<0,05). Ассоциации уровней АД с некоторыми биологическими (пол, возраст, длина тела (ДТ), МТ, ИК, частота пульса) и поведенческими (курение, употребление алкоголя, продолжительность сна, уровни физической активности и образования) параметрами изучена с помощью регрессионного анализа. Все вышеперечисленные показатели, введенные в регрессионную модель в качестве независимых переменных, объясняли изменчивость систолического АД на 10% (R2 = 0,10) и диастолического АД на 7% (R2 = 0,07). Статистически значимыми предикторами систолического АД оказались: ИК (В=0,89, р<0,01), продолжительность сна (В=0,89, р<0,01) и частота пульса (В=0,18, р<0,05). Значимые коэффициенты регрессии диастолического АД получены с ИК (В=0,47, р<0,05), частотой пульса (В=0,13, р<0,05) и продолжительностью сна (В=0,50, р<0,05).
Характеристика физического развития студенток представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика физического развития девушек (%)
Категории МТ |
Значения (m±δ) |
Дефицит МТ |
15,8 |
Нормальная МТ |
74,9 |
ИМТ |
7,9 |
Ожирение |
0,9 |
Большая часть обследованных студенток (74,9%) имела нормальную МТ. Обращает на себя внимание распространенность дефицита МТ (15,8%) и ИМТ (7,9%), так как установлено, что дефицит МТ, так же как и ИМТ, ассоциируется с ухудшением адаптационного потенциала организма [10]. Ожирение зарегистрировано у 0,9% студенток. За период с 1999 по 2011 гг. статистически значимой динамики показателей физического развития не выявлено. Полученные нами результаты согласуются с данными обследования их сверстников из других регионов [3, 4]. Корреляционный анализ установил статистически значимые связи ИК девушек с уровнями систолического АД (r=0,20, p<0,0001), диастолического АД (r=0,13, p<0,001), продолжительностью сна (r=–0,9, р<0,05) и местом жительства (r=0,09, р<0,01). Дисперсия ИК составила 9% (R2 = 0,09) у девушек. Значимые коэффициенты регрессии для ИК получены у девушек с местом жительства (В=–0,65, р<0,001), продолжительностью сна (В=–0,20, р<0,01) и употреблением алкоголя (В=0,61, р<0,05).
Исходя из значимости уровня тревожности как пускового механизма формирования психосоматической патологии, с одной стороны, и как маркера психоэмоционального стресса – с другой, мы провели тестирование студентов по шкале тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина (1976). Более чем у половины обследованных девушек выявлены умеренные уровни РТ (64,6%) и ЛТ (51,3%) и у каждой третьей — высокие уровни РТ (32,9%) и практически у каждой второй – высокие уровни ЛТ (45,9%). Анализ динамики уровней тревожности выявил статистически значимое уменьшение распространенности высоких уровней ЛТ и РТ (рис. 2).
Рис. 2. Динамика высоких уровней ЛТ и РТ
Высокие уровни РТ и ЛТ, а также их связь с высоким риском развития хронических заболеваний зафиксированы у студентов-медиков Уфы [4]. Установленное нами напряжение психоэмоционального статуса среди студенток, возможно, объясняется высокими интеллектуальными нагрузками и напряженностью учебного процесса, что требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение устойчивости к стрессу.
Заключение
Таким образом, обследованная нами выборка студенток характеризуется высокой распространенностью основных ФР НИЗ и различных их сочетаний. Заслуживают внимания неблагоприятная динамика основных ФР НИЗ, проявившаяся в уменьшении за время исследования числа студенток с одним ФР, и увеличение процента девушек с несколькими ФР. Сокращение числа регулярно курящих девушек, безусловно, является благоприятным моментом и подтверждает возможность профилактики НИЗ на популяционном уровне. Выраженная распространенность ФР среди девушек КБР указывает на уязвимость этой группы населения в отношении развития НИЗ и является основанием для создания и реализации региональных профилактических программ, направленных на коррекцию наиболее распространенных в молодежной среде ФР.
Рецензенты:
Арамисова Р.М., д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии ФГБОУ ВПО КБГУ, г. Нальчик;
Сабанчиева Ж.Х., д.м.н., профессор кафедры общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета ФГБОУ ВПО КБГУ, г. Нальчик.