Среди физических качеств, которые являются специфическими и ведущими для футболиста, следует отметить скоростно-силовые возможности. Кроме этого, в футболе очень важно своевременное становление технической подготовленности, особенно выполнение разных элементов футбола во время состязательной деятельности, которая осуществляется на высоких скоростях при силовом противоборстве соперника [2, 4].
Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей футболистов – основная база для успешного выступления в соревнованиях, приспособления к быстро меняющимся игровым ситуациям, овладения новыми видами двигательных действий. Наиболее благоприятным периодом для развития этих качеств является возраст 8–13 лет. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы — сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки [1].
Знание закономерностей распределения объема, структуры и динамики нагрузок в сопоставлении их как с соревновательной деятельностью, а также с показателями функциональной подготовленности могут быть именно теми элементами научно-информационного обеспечения, которые позволяют наиболее эффективно решать задачи планирования и коррекции процесса подготовки футболистов различного возраста и квалификации [3].
Педагогический эксперимент проводился на специальном подготовительном этапе с октября 2012 г. по апрель 2013 г. Испытуемые были распределены на две группы, экспериментальную и контрольную, по 10 человек в каждой. По возрасту, специальной подготовленности и скоростно-силовым показателям между ними не было статистически значимых различий.
Тренировочный процесс как в экспериментальной, так и в контрольной группе осуществлялся согласно общему плану, в котором уделялось должное внимание скоростно-силовой подготовке. Общий объем тренировочных нагрузок в группах был одинаков. Тренировочные занятия групп отличались лишь средствами и методами. В контрольной группе применялись традиционные средства и методы: упражнения с отягощениями, покрышками от колес автомобиля, проводимые с использованием стандартно-повторного метода. В экспериментальной группе занятия по скоростно-силовой подготовке проводились преимущественно с использованием различных сопротивлений и отягощений с использованием интервального метода для построения специального фундамента и поддержание его уровня с реализацией круговой тренировки. Испытуемые выполняли бег с чередованием повышенной и малой интенсивности (бег со старта 30 м с преодолением сопротивления и без него). При интервальном методе выполнялось 4–6 упражнений до заметного падения скорости. Пауза отдыха между повторениями задавалась тренером (30–120 с). Всего проводилось 3–4 серии с интервалом отдыха между ними 3–4 мин. После пробега на 30-метровом отрезке футболисты использовали нормальные и затрудненные формы отработки технической стороны игровой деятельности отдельного футболиста («слаломное» ведение мяча; удары после вращения и поворота, в падении и т.д.), отработку комбинаций в быстром темпе, направляемую и свободную игру. Это различные упражнения без ведения мяча и с ведением. Кроме того, 2 раза в неделю опытные упражнения проводились в составе круговой тренировки, которая включала в себя следующие 6 станций:
1) экспериментальное упражнение с сопротивлением резинового жгута;
2) экспериментальное упражнение с ведением утяжеленного мяча;
3) броски утяжеленного мяча;
4) экспериментальное упражнение с сопротивлением, задаваемым партнером, с ведением мяча;
5) ведение с сопротивлением с завершающими ударами по воротам.
6) экспериментальное упражнение «бег со спутанными ногами».
В этом случае несколько изменялся режим выполнения экспериментального упражнения. На станции выполнялась 1 серия из 5 повторений. Интервал отдыха между повторениями, задаваемый тренером, сокращался. Всего за тренировку испытуемые проходили 3 круга.
При разработке специальных упражнений в основу был заложен принцип преодоления задаваемого сопротивления на коротких отрезках интервальным методом с формой реализации круговой тренировки. В данном конкретном случае футболист преодолевает сопротивление в стартовом беге через тягу партнера, прикрепленного двумя концами к поясу футболиста, другим — к партнеру. Это отвечает специфике соревновательной деятельности, когда футболисту в ходе выполнения скоростного маневра приходится преодолевать сопротивление, создаваемое противником, «задержек» руками, туловищем. Для определения величины задаваемой силовой нагрузки при выполнении упражнения принимались во внимание исследования ряда авторов [2, 5, 6], рекомендующих для развития скоростно-силовых качеств использовать отягощения.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании в качестве испытуемых принимали участие 20 юных футболистов 10–12 лет по 10 человек в группе. Участвующие в эксперименте наблюдались в течение 2012–2013 учебного года. Контрольные испытания проводились в ноябре, апреле. В процессе педагогического эксперимента, проводимого с целью исследования развития скоростно-силовых качеств у футболистов 10– 2 лет, были получены следующие результаты.
В тесте «бег на 60 метров» (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «бег на 60 м» до и после эксперимента (с)
Группы |
Исходные
|
Конечные
|
Сдвиги |
t |
P |
|
абсол.вел. |
% |
|||||
Экспериментальная |
10,20±0,11 |
8,96±0,10 |
1,24 |
12,2 |
3,87 |
0,05 |
Контрольная |
10,30±0,08 |
9,98±0,13 |
0,32 |
3,1 |
0,26 |
0,05 |
В контрольной группе средний показатель составил 10,3 с в ноябре, 9,98 с в апреле, к концу года этот прирост выразился в 3,1%. В экспериментальной группе результаты в абсолютных единицах составили 10,2 и 8,96 с соответственно, а к концу года прирост составил 12,2%. Таким образом, качественный прирост экспериментальной группы составил 9,1%, р<0,05, результаты достоверны.
2. Тест «тройной прыжок». Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «тройной прыжок» до и после эксперимента (см)
Группы |
Исходные
|
Конечные
|
Сдвиги |
t |
P |
|
абсол.вел. |
% |
|||||
Эксперимеентальная |
57,20±0,20 |
61,20±0,30 |
4,0 |
6,9 |
4,03 |
0,05 |
Контрольная |
57,00±0,19 |
59,30±0,23 |
2,3 |
4,1 |
1,41 |
0,05 |
В процентах улучшение в конце года по сравнению с началом произошло на 2,8%. В контрольной группе динамика в среднем выразилась так: 57,0; 59,3 в абсолютных единиц соответственно. В процентах улучшение составило на конец года 6,9%. По этим показателям видно, что прирост в экспериментальной группе был на 2,8% больше, чем в контрольной, разность межгрупповых средних показателей составила 1,7; где р<0,05, достоверность высокая.
3. Тест «бег 300 м» (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «бег 300 м» до и после эксперимента (с)
Группы |
Исходные
|
Конечные
|
Сдвиги |
t |
P |
|
абсол.вел. |
% |
|||||
Экспериментальная |
56,40±0,13 |
54,70±0,29 |
1,7 |
3,1 |
2,95 |
0,05 |
Контрольная |
56,60±0,25 |
55,90±0,16 |
0,7 |
1,2 |
0,17 |
0,05 |
В процентах улучшение к концу года составило 3,1% по сравнению с началом года. В контрольной группе динамика результатов выразилась так: 56,6 и 55,9, к концу года на 1,2%. По этим показателям видно, что в экспериментальной группе результаты улучшились значительно по сравнению с контрольной группой: качественный прирост составил 1,8%, при этом разность межгрупповых средних показателей равна 1,0; где р<0,05, достоверность высокая.
4. По тесту «подтягивание на перекладине» результаты представлены в таблице 4
Таблица 4
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «подтягивание на перекладине» до и после эксперимента (количество раз)
Группы |
Исходные
|
Конечные
|
Сдвиги |
t |
P |
|
абсол.вел |
% |
|||||
Экспериментальная |
8,00±0,35 |
11,00±0,38 |
3 |
9 |
2,56 |
0,05 |
Контрольная |
7,00±0,22 |
9,00±0,27 |
2 |
5,5 |
1,66 |
0,05 |
Из таблицы видно, что результаты экспериментальной группы увеличились больше, чем контрольной. Так, прирост в экспериментальной группе составил 9%. Разность между показателями в конце эксперимента составила 3 у.е.
5. Тест «прыжок в длину с места» (табл. 5)
Таблица 5
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «прыжок в длину с места» до и после эксперимента (см)
Группы |
Исходные
|
Конечные
|
Сдвиги |
t |
P |
|
абсол.вел |
% |
|||||
Экспериментальная |
182,00±0,38 |
196,00±0,67 |
14 |
7,7 |
8,54 |
0,05 |
Контрольная |
180,00±0,54 |
189,00±0,57 |
9 |
5 |
4,80 |
0,05 |
Как отражено в таблице, отмечается улучшение в процентах к концу года показателей обеих групп (КГ — 5,0% и ЭГ — 7,7%) по сравнению с началом года. В контрольной группе динамика результатов выразилась так: 180, 189, в экспериментальной — 182 и 196 соответственно. По этим показателям видно, что в экспериментальной группе результаты улучшились незначительно по сравнению с контрольной, и качественный прирост составил 7,7%, при этом разность межгрупповых средних показателей равна 14 см; р<0,05, значит, результаты достоверны.
6. Показатели теста «точность бросков в цель» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп «точность бросков в цель» до и после эксперимента (раз)
Группы |
Исходные
|
Конечные
|
Сдвиги |
t |
P |
|
абсол.вел. |
% |
|||||
Экспериментальная |
7,00±0,35 |
11,00±0,38 |
4 |
57,1 |
3,12 |
0,05 |
Контрольная |
6,00±0,35 |
8,00±0,27 |
2 |
33,3 |
2,03 |
0,05 |
В контрольной группе средний показатель составил 6 раз в ноябре, 8 раз в апреле, к концу года этот сдвиг составил 33,3%. В экспериментальной группе результаты в абсолютных единицах составили 7 и 11 соответственно, а сдвиг к концу года был на 57,1%. Таким образом, качественный прирост экспериментальной группы составил 23,8%, р<0,05, результаты достоверны.
Исследование проводилось с небольшим количеством тренирующихся и в ограниченный период времени, но полученные результаты и разница между ними дают возможность предполагать, что использование интервального метода с формой реализации круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе юных футболистов будет способствовать более эффективному развитию скоростно-силовых качеств. По критерию Стьюдента в начале года разница между результатами оказалась статистически недостоверна, т.е. различий между контрольной и экспериментальной группами не было. В конце года разница в средних результатах между контрольной и экспериментальной группами изменилась и стала статистически достоверной. Общие показатели обеих групп до и после эксперимента представлены в таблице 7.
Таблица 7
Средние показатели уровня физической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
№ п/п |
Тесты |
Возраст 10–12 лет |
|||
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
до экспер. |
после экспер. |
до |
после экспер. |
||
1 |
Подтягивание на перекладине (к-во раз) |
7 |
9 |
8 |
11 |
2 |
Прыжки в длину с места (см) |
180 |
189 |
182 |
196 |
3 |
Тройной прыжок с места (см) |
57,0 |
59,3 |
57,2 |
61,2 |
4 |
Бег 60 м (с) |
10,3 |
9,98 |
10,1 |
8,96 |
5 |
Бег 300 м (с) |
56,6 |
55,9 |
56,4 |
54,7 |
6 |
Точность бросков мяча в цель |
6 |
8 |
7 |
11 |
Несомненно, прирост специальных скоростно-силовых показателей обусловлен реализацией экспериментальной тренировочной методики.
Сдвиги по показателям тестов в процентах к концу экспериментального периода контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сдвиги показателей тестов контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента (%)
Как видно из рисунка, в экспериментальной группе произошли более существенные сдвиги всех показателей по сравнению с контрольной группой.
Выводы
1. Анализ проблемы повышения скоростно-силовых качеств показал, что этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств футболистов. Однако средства и методы, применяемые в тренировочном процессе футболистов 10–12 лет, не позволяют с точностью дозировать нагрузку, что делает этот процесс менее эффективным.
2. При соблюдении закономерностей и принципов тренировочного процесса нами была теоретически обоснована и выбрана методика развития скоростно-силовых качеств у футболистов 10–12 лет с использованием специально разработанного комплекса, предусматривающего бег на короткие дистанции с сопротивлением и без, с различными отягощениями передач и ударов мяча на месте и в движении на основе интервального метода и формы реализации круговой тренировки.
3. Эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной. Различия показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента достоверны. Кроме того, достоверны и различия между контрольной и экспериментальной группами. Это подтверждает, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у футболистов, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткого срока.
Рецензенты:
Марков К.К., д.п.н., профессор, кафедра теории и методики спортивных дисциплин, Сибирский федеральный университет, Институт физической культуры, спорта и туризма, г. Красноярск;
Коваль И.В., д.соц.н., доцент, кафедра теории и методики медико-биологических основ и БЖ, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.