Эта проблема особенно остро стоит перед ведомственными учебными заведениями, так как они готовят сотрудников с отставанием по времени, срок этого отставания как минимум период обучения [2].
То же можно сказать и о подготовке будущих полицейских. Нельзя закрепляться на уже отработанной тактике и методике обучения стрелковому делу, пусть даже она и зарекомендовала себя на достаточно высоком уровне, досконально изучена инструкторами (преподавателями) и успешно внедряется при обучении курсантов и действующих сотрудников.
По мнению сотрудника подразделения специального назначения ФСБ России «Альфа - Краснодар» Виктора Лисовского, который участвовал во многих контртеррористических мероприятиях на Северном Кавказе, в Чечне, Дагестане, Ингушетии и в других регионах, для повышения снайперского профессионализма необходимо учитывать не только свои знания, но и опыт работы других стрелков. Ведь в каждой силовой структуре у снайперов есть свои секреты и наработки в области маскировки, стрелкового тренинга, обращения с оружием и т.д. И делиться этим опытом с коллегами жизненно необходимо, особенно стрелкам из спецподразделений, которые зачастую выполняют схожие задачи как на войне, так и в мирное время [1,5].
Преподаватель-инструктор должен постоянно следить за новшествами в подготовке как борцов с преступностью, так и их противников, изменяющимися методиками и техникой обучения стрелковому делу.
Целью статьи является поиск решения данной проблемы путем изучения и внедрения в практику обучения передового опыта сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран.
Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщении литературных источников отечественных и зарубежных исследований.
Результаты исследования
Если не брать во внимание подготовку бойцов специальных подразделений, а сконцентрироваться на подготовке рядовых сотрудников правоохранительных органов, то можно сделать следующие выводы, необходимые для определения круга знаний, умений и навыков.
Во-первых, пистолет - оружие, наиболее часто используемое рядовыми сотрудниками правоохранительных органов.
Во-вторых, применение оружия в основном происходит в городских условиях.
В-третьих, следует уметь стрелять из неудобных положений, из-за укрытия, правильно и быстро наводить оружие на цель.
В-четвертых, огневой контакт происходит в основном на коротких дистанциях (до 10 м).
Пистолет порой недооценивается как боевое оружие. Фактически это суждение не имеет под собой достаточных оснований. Пистолет в умелых руках - незаменимое средство ближнего боя. Приведу только некоторые примеры применения пистолета в реальном бою.
В 1918 г. во время Первой мировой войны в Аргонском лесу сержант американской армии Алвин Йорк в одиночном бою уничтожил шестерых атакующих его немецких пехотинцев при помощи своего пистолета Кольта «1911».
В 1975 г. в полевом бою в Анголе младший лейтенант южноафриканской армии Лоуренс ванВуурен уничтожил 11 кубинских десантников с автоматами, имея пистолет «Стар BS» и два магазина по 9 патронов. Незадолго до начала огневого контакта он сломал указательный палец правой руки. Первые девять патронов он отстрелял с левой руки, уничтожив только 4 солдата противника. Затем он перезарядил оружие, переложил его в правую руку и уничтожил 7 десантников восемью патронами, нажимая на спусковой крючок сломанным пальцем (этот факт отражен в официальных документах, поскольку ван Вуурен был награжден высшим военным орденом ЮАР).
Некоторые специальные подразделения в Израиле в течение многих лет с большим успехом используют пистолет в качестве основного оружия [4].
Если сотрудник правоохранительных органов овладел базовыми навыками по владению пистолетом, он сможет довольно уверенно стрелять на точность. Однако в реальном бою его внимание скорее всего будет сосредоточено на противнике. Вряд ли он сможет обратить внимание на оружие и выстроить правильную прицельную картинку. Применение в этих условиях традиционной техники приводит, как правило, к печальным результатам [3]. При использовании традиционной техники прицельной стрельбы средний уровень попаданий в реальном бою составляет у сотрудников полиции 19% (у преступников только 7,2%). При применении израильской системы инстинктивной стрельбы этот показатель может доходить до 90%!
Рассмотрим одну из методик тренировок специальных подразделений Израиля - использование техники «указательного» рефлекса.
Не стоит пытаться преодолевать природные инстинкты, являющиеся естественной реакцией человека на грозящую ему смертельную опасность. Практически это мало кому удавалось. Выгоднее включить эти рефлекторные реакции в технику стрельбы и использовать для повышения эффективности выполняемых приемов.
Принцип инстинктивной стрельбы основан на «указательном» рефлексе, заложенном природой в каждом человеке. Проверить это можно в любую минуту. Нужно выбрать себе в качестве мишени любой предмет - чашку, стоящую на соседнем столе, элемент узора на обоях, ручку на двери шкафа и т.п. Встать напротив этого объекта. Теперь, не думая, быстро указать пальцем на объект. Если проверить направление своего пальца, он будет направлен точно на выбранный предмет. Это и есть указательный рефлекс. При работе с оружием необходимо отрабатывать способность точно «указывать» стволом на мишень и удерживать его на мишени до момента выстрела. Конечно, для этого нужно чувствовать ствол пистолета, ощущать свой собственный указательный палец. Оружие должно стать «частью» тела человека.
Человек и оружие должны составлять единый механизм, единую конструкцию. Недопустимо малейшее смещение оружия относительно корпуса человек. Прицеливание и перенос огня с одной мишени на другую выполняется путем поворота или перемещения всего тела стрелка, а не при помощи передвижения пистолета. Ось ствола совпадает с продольной плоскостью тела стрелка. Решающим моментом является правильная и однообразная хватка оружия. В израильском стиле такая хватка достигается через заряжание оружия. Таким образом, принятие необходимого положения тела, быстрое выхватывание оружия, заряжание, прицеливание и выжимание спускового крючка составляют единый комплекс движений. У тренированного человека все это занимает порядка 0,8-0,9 с, причем время регламентируется в основном необходимостью плавно выжать спусковой крючок [4].
Важно помнить, что использование вышеуказанной методики малоэффективно при стрельбе на больших дистанциях (свыше 20 м) и может привести к ранению или смерти случайных свидетелей огневого контакта или промаху, тем самым предоставляя противнику возможность произвести прицельный выстрел. В свою очередь в ближнем бою (7-10 м) эта техника позволит молниеносно отреагировать на надвигающуюся опасность, обезвредить противника, а в отдельных случаях спасет жизнь полицейскому или лицу, подвергшемуся противоправному деянию.
Выводы
При условии регулярных тренировок действия с оружием доводятся до автоматизма и становятся нормой, что повышает живучесть и качество выполнения поставленных задач, закрепляет умение полицейского в ограниченное время из различных положений, на коротких дистанциях поражать цель с первого выстрела.
Использование принципа инстинктивной стрельбы, основанного на «указательном» рефлексе, при подготовке будущих правоохранителей поднимет на новый качественный уровень развитие профессионально значимых умений и навыков, необходимых для успешного применения стрелкового оружия в ближнем бою, позволит решать практические задачи в стремительно меняющейся обстановке ведения огневого контакта.
Рецензенты:
Сышко Д.В., доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь;
Бобрик Ю.В., д.м.н., доцент, профессор кафедры ЛФК и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Крымская медицинская академия им. С.И. Георгиевского, ФГА ОУ ВО «КФУ им. Вернадского», г. Симферополь.