Для решения задач образования, понимаемого как целостный процесс воспитания, обучения и развития, следует выйти за рамки образовательной среды, представляющей собой комплекс образовательных ресурсов и технологий, в культурно-образовательное пространство, которое можно рассматривать как совокупность социокультурных институтов [2, 3]. Чтобы успешно осуществлять взаимодействие между институтами социализации, используя их совокупный ресурс в преодолении указанного противоречия, необходима согласованность действий всех участников педагогического процесса [3]. Для ответа на вопрос, кого же именно и на каком основании следует объединять в партнерском взаимодействии, был проведен анализ категорий взрослых, принадлежащих к различным социокультурным институтам, включенным в педагогическую деятельность.
В результате исследования нами было выявлено, что приобщение к культурному наследию является общей педагогической функцией для всех категорий взрослых участников образовательного процесса. Поскольку культура является проводником в мир ценностей, а усвоение ценностей составляет основу процесса воспитания, то системообразующим фактором, на основании которого можно объединить всех взрослых участников педагогического процесса в одну категорию, является процесс воспитания, который они осуществляют осознанно и целенаправленно. Это позволило уточнить понятие воспитывающие взрослые, под которым мы понимаем социальную общность, включающую взрослых, целенаправленно в силу своих профессиональных обязанностей или социальных ролей занимающихся воспитанием в процессе освоения культурного наследия. Подход к пониманию воспитания в данном контексте ориентирован на определение Большого энциклопедического словаря, в котором «воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.» [1].
Стоит особо отметить, что состав неформального сообщества воспитывающих взрослых неоднороден по уровню подготовки к выполнению педагогических функций. Среди них есть как профессионалы в области педагогики, так и те, кто не имеет отношения к этой профессии. Несмотря на различия, участники образовательного процесса, входящие в состав неформального сообщества «воспитывающие взрослые», имеют общие педагогические функции и объединены общими, признанными ими целями воспитания. Достижение этих целей, направленных на становление у воспитанников системы ценностей, осуществляется в ходе их приобщения к культурному наследию.
Профессиональные педагоги знакомы с возрастной психологией, имеют опыт воспитания и обучения детей. Профессиональная компетентность педагогов позволяет им ориентироваться в ценностях образования и успешно решать задачи обучения и воспитания детей в условиях различных образовательных учреждений. Они осознанно ставят педагогические цели и реализуют их благодаря знанию образовательных технологий, составляют образовательные программы, проектируя педагогические стратегии. Они используют для этого образовательную среду, которую способны создавать и преобразовывать в соответствии с педагогическими задачами - научить, воспитать, развить.
Родители, которые являются воспитывающими взрослыми в силу своей социальной роли, воспитывая детей в неформальной обстановке домашнего быта, опираются не на научные педагогические теории, а на понимание ребенка, доверительные отношения с ним, взаимную привязанность, духовную близость [6]. При этом они часто испытывают трудности при воспитании детей, поскольку в большинстве случаев им не хватает знаний и опыта в области психологии и педагогики. Те же компетенции, которые необходимо осваивать современному педагогу, актуальны и для членов семьи ребенка, участвующих в воспитательном процессе.
Школа и семья играют в сотрудничестве воспитывающих взрослых особую роль. Именно они координируют и направляют взаимодействие с другими социокультурными институтами социализации. Родители делают это в силу личной заинтересованности в развитии своих детей на основании знания их потребностей, склонностей, интересов, школа - на основании профессионально и осознанно поставленных образовательных задач. Другие социокультурные институты - церковь, театр, музей, библиотека, СМИ, Интернет, помимо своих ведущих функций, связанных с накоплением, сохранением и трансляцией культурного опыта, также выполняют роль образовательных каналов. Однако по отношению к ребенку такая их роль является вторичной, опосредованной. Взаимодействие с ними направляется семьей и образовательными учреждениями, для которых воспитание и обучение являются основной функцией.
На сегодняшний день можно говорить о взаимном стремлении семьи и школы к партнерскому взаимодействию в области воспитания. Проблема расширения культурно-образовательного поля за счет сотрудничества с другими социокультурными институтами пока еще во многом остается открытой.
Можно ожидать, что при определенных условиях системное сотрудничество воспитывающих взрослых будет сопровождаться синергетическим эффектом, который состоит в возрастании эффективности деятельности в результате интеграции отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта (эмерджентности). Предполагается, что таким условием является согласованность и координированность действий воспитывающих взрослых, определяемая общностью целей и средств их достижения, а результатом будет изменение качества процесса воспитания.
Представляется, что один из путей решения этого вопроса состоит в углублении и расширении связей между воспитывающими взрослыми, принадлежащими к различным социокультурным институтам, посредством организации их совместного обучения. Такое совместное обучение может быть полезным для:
- согласования уровня компетентности воспитывающих взрослых в вопросах воспитания путем развития компетенций, актуальных для всех участников;
- понимания возможностей и потребностей друг друга участниками педагогического процесса как на уровне взаимодействия социокультурных институтов, так и на уровне сотрудничества воспитывающих взрослых, налаживания личных связей для последующего сотрудничества;
- осознания воспитывающими взрослыми целостности и неразрывности педагогического процесса на всех возрастных уровнях как единого процесса становления и развития личности для более глубокого понимания своего места и роли в нем.
Совместное обучение взрослых, организованное на основании общих интересов и потребностей, в наши дни широко практикуется в сфере неформального образования - в формате клубов, неформальных творческих и образовательных центров. В сфере формального образования обучение взрослых проводится в организациях профессионального повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основании профессиональной принадлежности. Поскольку совместное обучение воспитывающих взрослых предполагается организовывать в целях повышения качества образования как целостного процесса, мы считаем, что его следует проводить в системе повышения квалификации педагогических кадров, несмотря на принадлежность его участников к различным профессиональным областям и разный уровень педагогической подготовки.
В советское время воспитание осуществлялось средствами коммунистической идеологии, отвергнув которую, в некотором роде «выплеснули ребенка вместе с водой». Система воспитания лишилась стержня, на котором была построена, не получив ничего взамен. Воспитательные функции были переданы семье, не готовой на тот момент к их выполнению в полном объеме. Предложенный в форме проекта Профессиональный стандарт педагога [5], а также результаты исследований в области профессиональных компетенций учителя [7] свидетельствуют о том, что отечественная система образования находится в напряженном поиске оснований, на которых можно строить процесс воспитания, адекватный современной социокультурной ситуации в интересах личности и государства. В данной статье предлагается принять в качестве такого основания искусство и художественную культуру - те сферы культуры, которые несут в себе универсальные общечеловеческие ценности. Предполагается, что совместное обучение воспитывающих взрослых развивающим методам и технологиям деятельностного освоения культурного наследия, построенное на основе овладения языком искусства, позволит наполнить содержание образования новыми просветительскими смыслами, способствуя достижению баланса воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.
Общность педагогических целей, связанных с воспитанием, может задавать цели такого совместного обучения. Задачи определяются исходя из необходимости развития компетентностей, актуальных для всех участников обучения. Учитывая, что все воспитывающие взрослые выполняют функцию приобщения к культурному наследию, в качестве основного инструментария следует использовать средства искусства и художественной культуры, интеграция которых с развивающими методиками создаст дополнительные возможности для развития общекультурных, коммуникативных и личностных компетенций участников обучения.
Искусство транслирует общечеловеческие ценности и смыслы, являясь универсальным инструментом познания и приобщения к культуре. Оно позволяет прикоснуться к самым разнообразным оттенкам чувств, давая возможность получить богатый опыт сопереживания. Для того чтобы воспользоваться этими возможностями, необходимо изучать его язык, понимать его и говорить на нем. Первым шагом такого познания может стать освоение теоретических и практических основ языка изобразительного искусства, в частности языка живописи, а также развитие визуальной культуры личности с помощью методов внеаудиторного образования и коммуникативных практик. Ведь универсальность языка изобразительного искусства позволяет использовать его и как средство коммуникации между людьми, имеющими различные интересы, реализующими себя в разных профессиональных областях, имеющих культуральные отличия. В пользу приоритета изучения языка изобразительного искусства говорит и тот факт, что зрительное восприятие является важнейшим каналом получения знаний о мире - 80% информации человек получает через глаза. Большинство людей ассоциируют слово искусство именно с произведениями изобразительного искусства. Так, при проведении исследования на базе курса повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Далее СПб АППО), в ответ на просьбу назвать любимые произведения искусства в одной группе 10 человек из 12 назвали картины художников, 1 назвал музыкальное произведение и 1 - литературное. В другой такой же группе 11 человек назвали известные картины художников и 1 - музыкальное произведение.
Живопись «говорит» со зрителем языком цвета. Закономерности языка цвета были открыты и описаны Гете [4], разработавшим теорию цветового круга, согласно которой совокупность цветов представляет собой систему элементов, а цветовые отношения строятся в соответствии с системными принципами, справедливыми для любых систем, в том числе человеческих сообществ и межличностных отношений. Таким образом, всеобщие системные законы могут осваиваться в процессе собственной творческой деятельности и ее интерпретации.
В системе повышения квалификации СПб АППО разработана и апробируется программа «Методы и технологии арт-педагогики в освоении языка изобразительного искусства: реализация ФГОС» (72 ч, автор М.К. Хащанская). Она адресована воспитывающим взрослым и ставит целью совершенствование их профессиональной компетентности в области воспитания при работе с произведениями искусства и в процессе художественной деятельности.
В основе программы лежит изучение языка искусства, который, являясь универсальным по своей сути, помогает устанавливать взаимопонимание между участниками обучения и способствует их культурному взаимообогащению. Успешное овладение изобразительным языком дает богатые возможности для раскрытия творческого потенциала и развития ценностно-смысловой сферы слушателей, что в свою очередь создает условия, при которых развитие и обучение становятся осознанной ценностью и потребностью человека.
В ходе обучения используются методы и технологии арт-педагогики [8] - практикоориентированного педагогического направления, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы использования средств искусства и художественной деятельности для решения таких задач образования, как:
- формирование мотивации к обучению с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса;
- организация партнерского взаимодействия, основанного на взаимном уважении;
- обнаружение ценностно-смыслового аспекта учебного знания и информации и обеспечения его понимания и переживания участниками обучения;
- проектирование и создание ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу, культуру переживаний и ценностные ориентации участников образовательного процесса;
- создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие участников образовательного процесса;
- развитие общекультурной, коммуникативной и личностной компетенций обучающихся[5].
Программа состоит из двух модулей. Первый модуль «Основы арт-педагогики» представляет собой вводную часть курса и раскрывает современные требования к профессиональной педагогической деятельности в области проектирования и организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС. Здесь же дается понятие об арт-педагогике, определяются ее цели, задачи, специфика. Рассматриваются возможности личностно-ориентированного подхода и активизации творческого потенциала с целью повышения интереса к обучению за счет привлечения средств искусства для решения образовательных задач. Слушатели овладевают навыками организации группового взаимодействия, направленного на совместную интерпретацию продуктов творческой деятельности участников обучения и чужих текстов культуры; навыками создания комфортной, психологически безопасной, доверительной образовательной среды.
Второй модуль «Методы и технологии арт-педагогики в освоении языка изобразительного искусства» включает теоретический материал и цикл практических заданий по освоению языка цвета как средства познания мира, самопознания и творческого самовыражения. Модуль насыщен практическими изобразительными упражнениями, позволяющими участникам обучения овладеть приемами и навыками работы с живописными материалами, познакомиться с коммуникативными практиками и ролевыми играми, способствующими личностному развитию и повышающими интерес к образовательному процессу. Важной частью обучения является рефлексия, включающая интерпретацию продуктов художественного творчества в формате группового взаимодействия. Полученный опыт воспитывающие взрослые далее транслируют детям в процессе собственной педагогической деятельности.
Освоение теоретических аспектов способствует выработке собственной ценностно-смысловой позиции по отношению к учебным темам; практические задания строятся как ее творческая художественно-образная реализация. В ходе курса рассматриваются такие актуальные для совершенствования общекультурной, коммуникативной и личностной компетенций вопросы, как:
- педагогические технологии развития креативных способностей личности;
- коммуникативная культура как компонент профессиональной компетентности;
- проблема формирования комфортной, безопасной образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим возможностям участников образовательного процесса как условие становления общей культуры личности.
Прошедшие курс обучения воспитывающие взрослые смогут применять полученный опыт при проектировании, организации и проведении учебной и внеурочной творческой деятельности, в том числе в условиях неформального образования и домашнего воспитания. Освоенные методы и технологии помогут им повысить мотивацию детей к обучению в различных предметных областях, успешно строить стратегии взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации. На основе полученного в процессе обучения опыта происходит переосмысление общечеловеческих ценностей как собственных личностных смыслов.
Рецензенты:
Вершинина Н.А., д.п.н., профессор кафедры дошкольного образования института детства Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург;
Магидович М.Л., д.соц.н., профессор, профессор кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.