В настоящее время вопросами загрязнения окружающей среды и экологического образования занимаются специалисты из различных областей науки и техники и сфер производственной деятельности. В Турции первые кафедры инженерной экологии при высших учебных заведениях возникли в результате необходимости комплексного исследования проблем снабжения населения питьевой водой и утилизации жидких и твердых промышленных и бытовых отдохов. Во второй половине ХХ в. подобная же тенденция наблюдалась и в некоторых странах мира. На сегодняшний день в Турции, так же как и в России, Германии, США и в других странах, кафедры, отделения и факультеты инженерной экологии созданы в качестве самостоятельных образовательных единиц в составе университетов, что позволяет им преподавать студентам основы экологических и инженерных знаний и решать проблемы охраны окружающей среды. По нашему мнению, в становлении и развитии инженерной экологии в высших учебных заведениях Турции можно выделит несколько этапов.
Первый этап - становление инженерной экологии в вузах Турции в 1950-1980-х гг. До этого периода в вузах Турции не велась подготовка специалистов по инженерной экологии, а изучению дисциплин экологического содержания уделялось недостаточное внимание. Однако в 1960-х гг. на строительном факультете Стамбульского технического университета читались курсы, содержащие некоторые вопросы охраны окружающей среды, затрагивающие проблемы по водоснабжению населения и промышленных предприятий и канализационных систем городов. Подобная тенденция наблюдалась и в Ближневосточном техническом университете Анкары, где на практических занятиях по общетехническим дисциплинам на межпредметной основе периодически изучались проблемы загрязнения окружающей среды. В учреждениях Министерства здравоохранения республики работали специалисты в области биоинженерии, получившие образование в США, Германии, Франции и в других странах. В эти годы члены Совета Турции по научно-техническим исследованиям (TÜBİTAK) активно сотрудничали с зарубежными компаниями и организациями по вопросам загрязнения окружающей среды, особенно атмосферного воздуха и водоемов. В эти годы ученые, преподаватели и студенты Стамбульского технического университета принимали активное участие в благоустройстве берегов залива Золотой Рог Средиземноморья [1].
Анализ литературных источников показывает, что первые кафедры инженерной экологии были открыты в 1973 г. в Ближневосточном техническом университете, позже, в 1975 г. - на базе инженерного и строительного факультетов Эгейского университета. Первый набор студентов по направлению инженерной экологии в Турции был организован на базе Эгейского университета в 1975 г., и в том же году началось обучение по профилям бакалавриата и магистратуры. В 1978 г. кафедры инженерной экологии были открыты в Ближневосточном и Стамбульском техническом университетах, в этом же году начали прием студентов на бакалавриат. Босфорский университет, не желая открывать отдельную кафедру инженерной экологии, в 1980 г. создал Институт исследования окружающей среды. 9 сентября 1982 г. в университете некоторые инженерные отделения сформировали кафедру инженерной экологии и вошли в состав открытого там же инженерного факультета. Кафедра городского благоустройства и его техники на базе инженерного факультета Стамбульского технического университета начала свою работу по направлению инженерной экологии, и в 1973 г. был проведен набор студентов на бакалавриат, а в 1976 г. была открыта магистратура. С 19 мая 1980 г. в Университете начало функционировать Отделение инженерной экологии, а в 1986 г. выпустило первых специалистов в данной области [2].
Наличие отделений инженерной экологии, открытые в вузах Турции в период 1950-1980 гг. |
||||
|
Название университета |
Кафедра |
Год основания |
Квота |
1 |
Ближневосточный технический университет |
Инженерной экологии (английский) |
1973 |
57 |
2 |
Стамбульский технический университет |
Инженерной экологии |
1975 |
93 |
3 |
Эге |
Инженерной экологии |
1975 |
82 |
4 |
19 мая |
Инженерной экологии |
1980 |
144 |
Как показывает проведенный анализ, с 1970 г. в республике наблюдается усиление повышенного внимания со стороны руководителей и специалистов промышленных предприятий и ученых вузов к изучению проблем охраны окружающей среды. Именно в эти годы в стране была разработана программа по охране окружающей среды, и это явилось решающим стимулом к организации высшего образования в области инженерной экологии в университетах. В результате этого произошли важные изменения в структурах Ближневосточного технического и Стамбульского технического университетов, где началась подготовка инженеров-экологов. В дальнейшем в вузах происходит укрепление материально-технической базы и усовершенствование учебно-лабораторного оснащения кафедр и специализированных лабораторий, создаются благоприятные условия для проведения научных исследований преподавателями и студентами. Начинает налаживаться работа по обмену студенческого и профессорско-преподавательского состава с зарубежными вузами, и все это приводит к значительному прогрессу в этой области.
В Ближневосточном техническом университете связь с зарубежными вузами координировал профессор, доктор инженерных наук С. Арджейвала, внесший огромный вклад в преподавание инженерной экологии в университете. Кроме того, он поддерживал тесное сотрудничество между представительством ООН по проблемам образования в городе Анкаре и турецкими университетами, а также периодически преподавал в Стамбульском техническом университете. Программу ООН по образованию и охране окружающей среды поддержали инженерные факультеты Эгейского и Босфорского университетов, получившие особую поддержку от правительства Турции и впоследствии открывшие программы магистратуры по направлению инженерной экологии. В рамках курса изучались такие дисциплины, как общая экология, инженерная экология, курсы по выбору по проблемам твёрдых отходов, загрязнение атмосферного воздуха, внутренних и морских вод и т.д. [1].
2-й этап - развитие инженерной экологии в вузах Турции (1981-1999-е гг.). В эти годы в стране наблюдается проявление особого отношения к подготовке в высших учебных заведениях специалистов экологов и инженеров-экологов и к проблемам развития экологического образования учащейся молодежи. Большой интерес населения к проблемам охраны окружающей среды способствовал вступлению в силу ст. 56 Конституции Республики Турции, связанной с окружающей средой, а также принятию Закона о защите окружающей среды (1983 г.). В результате происходило усовершенствование деятельности всех организаций и учреждений страны согласно вышеупомянутым законодательным актам, и это способствовало отведению особого места проблемам охраны окружающей среды и благоустройству в планах развития городских поселений. Вступление в силу в 1984 г. законодательного акта № 3030 Стамбульской мэрии по охране окружающей среды привело к созданию в крупных городах ряда экономических проектов (проект Золотого Рога, проект Измирского канала, проект твердых промышленных и бытовых отходов г. Измир и т.д.). Все это показывает стремление городов и сельских населенных пунктов последовать инициативе ООН по проведению декадника чистой воды и снабжения населения страны источниками питьевой воды др.
В связи с вышеперечисленными нововведениями в стране вырос уровень экологического сознания населения, а профессия в области инженерной экологии стала более востребованной. С 1985 г. в университете Эрзурума им. Ататюрка началось преподавание по направлению инженерной экологии на базе факультета инженерии, где предлагалось получение степени бакалавра, магистра и доктора [3]. Основанный в 1988 г. Республиканский университет начал подготовку кадров по данному направлению в 1989-1990 учебном году на базе инженерного факультета [1]. В 1989 г. кафедра инженерной экологии создана на базе инженерного факультета Технического Университета Йылдыз [5]. Отделение инженерной экологии, созданное в 1990-1991 учебном году в Стамбульском университете, начало обучение на английском языке, а к 2005 г. выпустило первых специалистов с высшим образованием, владеющих английским языком, которые к 2007 г. завершили полное обучение, получив степень магистра [6]. Университет Фырат, в котором отделение инженерной экологии было основано в 1989 г., в 1990-1991 учебном году приступил к образовательной деятельности и набрал 30 студентов по данному направлению [7]. Отделение инженерной экологии Университета Мармара, будучи открытым в 1990 г., в 1994 г. выпустило первых специалистов, а в 1993 г. начало обучение по профилям магистратуры и в 1999 г. - докторантуры. В 1992 г. подобные отделения инженерной экологии открываются в университетах Улудаг, Чукурова, Сельджукском, Аксарай, Мерсина, Ыспарта, Харран, Коджаэли, Зонгулдака и др.
Отделение инженерной экологии Университета Памуккале на базе инженерного факультета открылось в 1994 г. и начало функционировать в 1995 г. по профилю магистратуры. Этот же университет с 2003 г. приступил к подготовке бакалавров и магистров на английском языке (30% бакалаврских курсов читались на английском языке). Отделение инженерной экологии Университета Сакарьи было открыто в 1994 г. В то же время было основано другое отделение инженерной экологии, которое находилось при инженерном факультете Анатолийского Университета. Кафедра инженерной экологии при инженерном факультете Университета Хаджеттепе была основана в 1997 г. Корни этой кафедры восходили к основанному в 1990 г. исследовательскому Центру по Контролю над Окружающей Средой. В 1993 г. было основано направление по исследованию проблем охраны окружающей среды на базе естественно-научного факультета, где велось преподавание по профилям магистратуры и докторантуры. Это помогло отделению в 1997 г. получить статус юридического лица. Отделение инженерной экологии Университета Йузунджу Йыл, функционирующее на базе инженерного факультета, было основано на правительственном уровне в 1997 г. Университет Акдениз в 1998-1999 учебном году принял первых студентов, а с 2000-2001 учебного года начал добровольное обучение на английском языке, которое к 2007-2008 учебному году стало обязательным, здесь также предлагаются дополнительные курсы по дисциплине. С 2005-2006 учебного года Университет им. Сулеймана Демиреля наряду с программами магистратуры начинает предлагать программы докторантуры в сотрудничестве с Университетом Акдениз. Получившее разрешение на открытие в 1998 г. отделение инженерной экологии при Университете Эрджиес в 2006-2007 учебном году приступило к обучению 31 студента-бакалавра и 3 студентов-магистров.
3-й этап - процессы модернизации и интеграции инженерной экологии в Турции (2000-2015 гг.). В эти годы происходят процессы интеграции по инженерным и экологическим специальностям в подготовке кадров в университетах Турции. Отделение инженерной экологии при Университете г. Чанаккале, основанное в 2004 г., в осеннем семестре 2006-2007 учебного года начинает свою деятельность с программ бакалавриата, а с 2007 г. набирает группу магистров в количестве 31 человека. Подобные отделения также были созданы при университетах Балыкесира, им. Иззета Байсала (г.Абант), Карбюк, им. Сютчю Имама, Кахраманмараш, Кастамону. В этих университетах были созданы кафедры инженерной экологии, специализированные кабинеты и лаборатории. Такие же отделения и кафедры инженерной экологии были созданы на базе инженерных, инженерно-строительных и общетехнических факультетов и институтов в других университетах Турции: им. Битлиса Эрена, Адыяман, Бартын, Артвин Чорух, им. Намыка Кемаля им. Намыка Кемаля, Невшехираи др.
На данный момент в Турецкой Республике функционирует 44 отделения инженерной экологии в составе университетов, на которых обучаются 4247 человек. Важно отметить и то, что отдельные кафедры инженерной экологии были выделены как самостоятельные вузы, например при Эгейском университете кафедра инженерной экологии позже была перемещена в Университет.
Как видно из проделанной работы, в Турции нет Экологического университета как отдельного университета. Вместо этого существуют университеты, где обучают экологической инженерии. В университетах, дающих образование экологического инженера, все предметы собраны под такими названиями, как фундаментальные, профессиональные, строительная геология, направление очистки, социологические и предметы на выбор. В перечне предметов выпускников факультета экологической инженерии 19,02% составляют основные фундаментальные предметы, 28,77% - профессиональные, 12,12% - строительная геология, 11,79% - направление очистки, 16,53% - социологические и 11,77% предметы на выбор. Как видим, большую часть составляют профессиональные и фундаментальные предметы. Если рассматривать эти предметы по отведенным им часам, то 23,02% этого времени занимают фундаментальные предметы, 28,86% - профессиональные, 11,8% - строительная геология, 13,12% - направление очистки, 14,04% - социологические предметы и 9,16% - предметы на выбор. Судя по всему, среди групп предметов профессиональных и предметов направления очистки, как и ожидалось, и по количеству уроков, и по количеству часов очень много. Если оценивать эти предметы, то увидим, что профессиональные предметы, которым отводится 28,86%, на 21,66% состоят из теории, на 7,20% - из практики, а направление очистки, которым выделяется 13,12%, на 10,19% состоят из теории и на 2,93% - из практики. Повышение часов практических занятий должно обеспечивать приобретение опыта каждого человека уже в университетской жизни [8].
В Турции, помимо университетов, дающих образование экологической инженерии, экология как предмет также преподается на факультете биологии и факультете преподавания естественных наук и биологии. В университете Эрджиес на факультете биологии в 7-м семестре растительная экология и в 8-м семестре животная экология рассматриваются по 3 ч в неделю. В университете 9 Эйлюль на факультете преподавания биологии экология преподается в 7-м семестре 4 ч в неделю как фундаментальная экология и 2 ч могут выбираться студентами как предмет на выбор. В этом же университете на факультете преподавания естественных наук в 6-м семестре предмету окружающей среды отводится 3 ч в неделю.
В проведенном исследовании были проанализированы турецкие университеты, дающие образование по профилю инженерной экологии. Нами выделены три этапа становления и развития инженерной экологии: 1-й этап - становление (1950-1980 гг.); 2-й этап - развитие (1981-1999 гг.); 3-й этап - модернизация и интеграция (2000-2014 гг.) Были подсчитаны квоты, даты открытия, все эти данные приведены выше. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в последующие годы данное направление будет приоритетным. Рост населения, развитие промышленности и сельского хозяйство приведут к антропогенным воздействиям на окружающую среду и тем самым вызовут экологические проблемы - загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы, природных ландшафтов и др. В результате возникшие проблемы, связанные с охраной окружающей среды и экологической безопасностью, безусловно, поможет решить инженерная экология. Поэтому необходимо осуществлять в учебно-воспитательном процессе вуза непрерывное экологическое образование и воспитание учащейся молодежи.
Рецензенты:
Хусаинов З.А., д.п.н., профессор кафедры ТиМГЭО Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;
Рубцов В.А., д.г.н., профессор кафедры сервиса и туризма Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.