Процесс совершенствования образования в России направлен на формирование личности творческой, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно применять полученные знания и умения в разнообразных жизненных ситуациях, умеющей анализировать, прогнозировать, планировать, корректировать не только свои поступки, но и поступки других людей. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в жизни, почувствовать и пережить в школе «ситуацию успеха» в решении разнообразных учебных проблем и проблемных ситуаций.
В сложившихся условиях важную роль приобретают уроки-практические работы. В них усиливается направленность на конечный результат учебно-воспитательного процесса – развитие личности учащегося. Предлагаемые в программе по географии задания для практических работ предусматривают собственную оценку полученных результатов. Например, при описании природы родного края школьник должен уметь высказывать предположение о том, как оно может влиять на характер сезонов года. Далее представим рекомендации к организации практических работ по изучению природных комплексов своего края. Наблюдать за изменениями в природе школьники учатся в течение всего учебного года. Обязательными для всех учащихся наблюдениями являются наблюдения за погодой, которые проводятся в течение одного месяца теплого или холодного времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера».
В процессе изучения явлений природы в классе учащиеся знакомятся с основными приемами проведения наблюдений, с правилами оформления результатов своих наблюдений с целью их последующей обработки и формулировки необходимых выводов. Можно сразу акцентировать внимание учащихся на том, что все данные, полученные при наблюдениях, будут накапливаться и использоваться при изучении последующих тем. При подготовке к выполнению наблюдений за природой целесообразно повторить с учащимися тот учебный материал, который они изучали в курсах «Окружающий мир» и «Естествознание», например, местные признаки предсказания погоды, типичные признаки погоды своей местности по временам года.
Наблюдения обычно проводятся под руководством учителя, а описания изменений учащиеся могут сделать и самостоятельно. Варианты оформления полученных результатов и сами показатели могут подбираться учителем исходя из конкретных условий работы, возможностей вести наблюдения за природой на местности. Необходимо подчеркнуть, что на уроках географии больше всего внимания уделяется наблюдениям за погодой и атмосферными явлениями, поэтому далее представим один из вариантов организации практической работы по развитию умения наблюдать изменения погоды и по формированию умения определять высоту солнца над горизонтом, по изучению сезонных изменений состояния растительности и водоемов.
При выполнении данной практической работы внимание учащихся сосредоточивается на приемах наблюдения за погодой. Повторяются приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, высоты Солнца над горизонтом. Предварительно необходимо познакомить учащихся с текстом учебника [3, c. 88-91], где дается описание приемов наблюдения за погодой, формами записи своих наблюдений, используемыми условными знаками.
Предлагаемая форма (табл. 1) даст возможность учащимся, используя конкретные данные своих наблюдений, сделать вывод о существующей зависимости между изменениями суточной температуры и высоты Солнца над горизонтом. Она не содержит показателя давления. Этот показатель может быть дополнительно внесен в процессе наблюдений, проводимых во время изучения темы «Атмосфера», когда учащиеся уже будут знакомы с этим понятием.
Таблица 1
Изменение суточной температуры и высоты солнца над горизонтом [3]
Когда проводится наблюдение |
Высота
Солнца |
Температура |
Ветер (направление, сила) |
Облачность |
Вид осадков |
||
дата |
время |
|
наблюдаемая |
средняя |
|
|
|
|
(8 ч, 11 ч 13 ч, 19 ч) |
В дальнейшем организуется самостоятельное наблюдение учащихся за погодой своей местности. Ведение календаря погоды дает возможность накапливать данные, необходимые для анализа изменений погоды за месяц, год и т. д.
По данным измерений высоты Солнца над горизонтом, учащиеся под руководством учителя могут построить график, наглядно показывающий изменение высоты Солнца за год. При изучении темы «Атмосфера» данный график можно использовать в комплексе с графиком годового хода температур. Сопоставление этих графиков позволит учащимся самим сделать правильный вывод о зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Для большей точности и упрощения построения графиков высоту Солнца над горизонтом можно рассчитать только для дней солнцестояния и равноденствия. Учитель может проверить правильность измерения в эти дни высоты Солнца по формуле:
h = (90 — L) ± 23,5, где h — высота Солнца над горизонтом, а L— широта местности. Например, изменение высоты Солнца на широте Уфы может быть отражено в виде следующего графика (рис. 1).
Рис.1. График годового изменения высоты солнца над горизонтом (на широте Уфы)
Следующим этапом организации наблюдений за природой является ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом. При составлении краткого описания природного комплекса (на местности) у учащихся формируются умения: 1) показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияния рельефа на компоненты; 2) составлять описание изучаемого природного комплекса.
Данная практическая работа, конечно, должна проводиться на местности. Для этого учитель заранее выбирает два природных комплекса (например, в долине реки и на водоразделе), отличающихся по составляющим их природным компонентам. Учащиеся знакомятся с компонентами природы своей местности, выявляют связи между ними и различия, обусловленные рельефом, характером использования их в хозяйстве. Изучение и сравнение природных комплексов можно провести по плану, приведенному в табл. 2.
Таблица 2
План изучения природных комплексов [5]
План сравнения |
Пойма |
Водораздел |
Характер поверхности почвы |
ровная, песчаная |
холмистая, глинистая |
Расположение вод |
близко к поверхности |
на значительной глубине |
Растительность |
травянистая |
смешанный лес |
Животный мир |
земноводные, птицы (конкретные примеры) |
лесные птицы, звери (конкретные примеры) |
После изучения комплексов и подготовки сравнительной таблицы учащиеся делают вывод о разнообразии природных комплексов, о взаимосвязи компонентов в комплексе и причинах, обусловливающих такое разнообразие. Отмечают изменения, которые происходят в изученных природных комплексах под влиянием хозяйственной деятельности человека.
В старших классах можно усложнить задания, для формирования навыков исследователя и ученого. Для этого можно организовать исследование крупных природных комплексов своего региона в разные сезоны года. Данная работа позволит сформировать умения: 1) показывать взаимосвязь между климатом данной местности и сезонами года; 2) определять особенности каждого сезона года; 3) прогнозировать различные явления и процессы по сезонам года.
Далее рассмотрим методические рекомендации к выявлению взаимосвязи между температурным режимом данной местности и сезонами года.
Сезонное функционирование природных комплексов выражается в разделении года на определенные сезонные фазы, которые последовательно чередуются и влияют друг на друга, следуя при этом за годовым развитием баланса солнечной энергии.
Внутрисезонная (этапы) и сезонная динамика природных комплексов происходит вследствие вращения Земли вокруг солнца и связанным с этим различием в поступлении солнечной энергии. Эта динамика достаточно четко проявляется: четыре сезона года, их характерное отличие друг от друга знакомы каждому из нас.[4]
Рассмотрим зависимость температурного режима местности и сезонов года на примере весеннего межсезонья, на территории Башкирского Предуралья (метеостанции Янаул, Туймазы и Мелеуз), которую, на наш взгляд, целесообразнее представить в виде карты (рис.2).
Методика выявления данной зависимости довольно проста, но эффективна, требует от исследователя внимательности, целеустремленности, наличие базовых знаний в области географической науки.
Основные методы, которые применялись при выявлении вышеуказанной зависимости:
I. Теоретические методы – мысленное взаимодействие исследователя с воображаемой моделью объекта (предмета) исследования:
а) дедуктивный – метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному (климатический режим местности – термический режим местности – фенологические процессы и явления);
б) индуктивный – метод восхождения от частного к общему, обобщению имеющихся данных (метеорологические данные за сутки – недели – месяцы – год – среднегодовые значения);
II. Эмпирические методы:
а) наблюдение (за компонентами ландшафта, фиксация данных наблюдения в фенологические книжки – среднесуточные, среднемесячные температуры воздуха и почвы, атмосферное давление, визуальное определение основных фенологических этапов развития животного и растительного мира – для весны: цветение первых растений, прилет первых птиц, первая гроза и т.д.).
При выполнении практической работы должны активно использоваться климатические данные на местность (климатические и метеорологические справочники, архивы погоды, календари природы, атласы и карты), географические приборы: термометр, барометр, флюгер, компас и другие.
Условные знаки:
Лесная зона Русской равнины Метеорологические пункты
Лесостепная зона: 1- Русской равнины; 2- Зауральская
Лесная область Южного Урала
Горно-лесостепной пояс
Степная зона: 1- Русской равнины; 2- Зауральская
Рис. 2 Природные зоны Башкортостана (составлено автором в ГИС Mapinfo) [1]
Исходя из полученных данных, можно проследить некоторые важные закономерности:
1) Переход среднесуточных температур воздуха через -10ºС вверх приходится на 1 декаду марта, сумма среднесуточных температур с 1 по 10 марта все еще отрицательная, но накопление отрицательных температур уже резко уменьшается. Все это чувствуют грачи, поэтому их прилет наблюдается именно в 1 декаду марта. Среднесуточная температура почвы на глубине 20 см составляет -15ºС.
2) В первой декаде апреля прилетают скворцы, начинается сокодвижение у березы. Это связано с тем, что уже нет устойчивых морозов в воздухе, с 1 по 7 апреля наблюдается переход среднесуточных температур воздуха через 0ºС, к концу 1 декады сумма среднесуточных t уже составляет +10ºС. Среднесуточная температура почвы на глубине 20 см в этот период составляет -2, -5ºС.
3) С 3 декады апреля начинается вегетация растений (зацветает мать-и-мачеха, ольха серая и черная, орешник-лещина и др.), вскрываются ото льда реки, разрушается снежный покров, т.к. среднесуточная t воздуха переходит за +5ºС вверх, а среднесуточная температура почвы на глубине 20 см уже +8, +10ºС.
4) В 1 декаде мая наблюдается переход среднесуточных t воздуха за +10ºС, среднесуточная температура почвы на глубине 20 см уже составляет +12,+15ºС. С этим связано пробуждение животного мира (насекомые, млекопитающие, рыбы), а также начало активной фазы вегетации древесной растительности.
В заключение необходимо отметить, что такого рода задания для изучения природы предполагают наличие у учащегося личностной оценки (оценить, например, природные условия и сезоны года своей местности для увеличения эффективности ведения сельского хозяйства, составить план природоохранных мероприятий компонентов природного комплекса), что в полной мере соответствует требованиям образовательного стандарта. То есть, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Предлагаемые нами варианты практических работ помогают не только формированию умений, но и усвоению новых знаний о географических особенностях своей местности, родного края, и их оценке для жизни и деятельности человека.
Рецензенты:
Кулагин А.Ю., д.б.н., профессор кафедры экологии и природопользования БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа;
Хазиахметов Р.М., д.б.н., профессор ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.