Настоящая статья посвящена описанию опыта работы со студентами педагогического ВУЗа, где предпочтение отдано гуманистической модели образования на примере учебного студенческого театра на английском языке. Важным направлением деятельности такого театра стал поиск гармонизации между регламентацией деятельности и возможностью проявить творческие способности его участников.
Как показывает опыт мировой и отечественной педагогической теории и практики баланс между двумя представленными выше тенденциями достижим с большой долей сложностей. Все участники образовательного процесса как или иначе оказываются перед выбором: какой модели следовать? Предпочтение, как правило, самих участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, студентов, учителей и преподавателей) отдается первому направлению уже потому, что, выходя в жизнь, бывший обучающийся или студент вынужден вступать в жесткие рамки социума, где многое требуется делать согласно требованиям стандартизации, регламента, функционала и пр. В то же время тот же самый социум сегодня предъявляет к работнику требования быть креативным, уметь решать нестандартные задачи, моделировать действительность, которой пока еще не существует. В контексте этих требований образование вынуждено искать такие варианты, где бы происходила если не гармонизация, то хотя бы был намечен поиск консенсуса между включением обучающегося в регламент будущих жестких требований социума и миром личности, где она могла бы быть свободной и проявить свои творческие способности.
В последние годы в педагогике средней и высшей школы стало модно говорить о событийной педагогике как одном из вариантов гуманистического направления воспитания. Как правило, событийная педагогика противопоставляется педагогике мероприятий [8]. В этом есть своя логика, но в то же время, именно педагогика мероприятий как вариант организованности обеспечивает овладение опытом социальной адаптации. По мнению В. И. Слободчикова, такие организованности «... буквально «затачивают» индивида (его особенности, задатки) под конкретный тип социального производства» [7. С.5]. В условиях школы для будущего учителя чрезвычайно важно владеть конкретным набором технологий, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность с достаточной степенью эффективности. В то же время у каждого педагога должен быть запас умений и опыта гуманистически ориентированной педагогики. Периодом накопления такого опыта должен стать период обучения в ВУЗе, где органично «проживание» многих личностных состояний и интеллектуальных процессов, включая эмпатию, поиски своего смысла, ценностный выбор и пр. Это объясняется, прежде всего, особенностями студенческого возраста, доминированием учебно-профессиональной деятельности, активным развитием когнитивных процессов. Именно в этом возрасте активизируется личностный фактор, позволяющий студенту искать возможности для самореализации. Жизнь молодого человека в этот период наполнена событиями, имеющими для него особую актуальность и смысл.
Какую роль в этом процессе может сыграть учебный студенческий театр на английском языке?
Начнем с характеристики такого рода театра. В первом приближении его можно считать вариантом социальной организованности. Ключевую роль здесь играет понятие «учебный», что подчеркивает его обязательность. Иными словами, студент-будущий учитель иностранного языка обязан стать на какое-то время участником учебного театра. Перед ним ставятся конкретные задачи: улучшить фонетические навыки, научиться «чувствовать» аудиторию, «слышать» партнера, работать в ансамбле, вживаться в роль и т.п. Кроме того, обязательность учебного театра предполагает развитие дисциплины, ответственности, самостоятельности и самоорганизованности. Это легко объяснить сущностью театрального искусства, где подготовка спектакля и его показ зрителям исключает превалирование личных интересов над общими, не приветствуется поведение, где бы доминировали персональные предпочтения. Хорошо известная жертвенная природа театра объясняется его коллективной основой, где во имя достижения целей исключается волюнтаризм и личностные предпочтения. Но если такой подход принимается безоговорочно в профессиональном театре, то в любительском театре, одним из вариантов которого является учебный студенческий театр, он неприемлем в принципе. Студенты отвергают идею «служения» искусству со всеми вытекающими последствиями и прямо или косвенно заявляют о своих ориентирах, которые имеют для них личностные основания, и их с большой долей вероятности можно отнести к событийности. Наш опыт показал, что, принимая учебный театр как социальную организованность, необходимо с первых дней работы с участниками театра создать поле для появления со-бытийной общности, где главным направлением становится постановка личностно-смысловой проблемы и попытка ее решения средствами театрального искусства. Именно в этом смысловом и технологическом поле возникают возможности гармонизации социальной организованности и со-бытийного «проживания» с его главной задачей поиска своего смысла [1].
Проанализируем работу учебного студенческого театра с точки зрения гармонизации двух начал, которые представляются противоположными, но на самом деле представляют собой некое единство согласно принципу дополнительности [4].
Начнем с содержательного аспекта. Выбор драматургического материала в учебном студенческом театре не столько ограничен возможностями его участников и желанием педагога-режиссера, сколько продиктован концептуальными основами существования такого рода театра. Как правило, студенты ограничены в выборе пьесы для постановки в силу недостаточного жизненного и театрального опыта. На этом этапе педагог-режиссер может взять готовую пьесу, но при этом сразу теряется смысл учебного театра, где важна обязательность. Другой вариант предполагает создание собственного драматургического материала (сценария), зачастую по мотивам литературных или драматургических произведений. Но даже в этом случае может быть несовпадение интересов педагога-режиссера и студентов, если тематика спектакля окажется неактуальной для ее участников и потенциальных зрителей. Выявлению актуальности предшествует глубинная совместная работа, где в рассуждениях и дискуссиях рождается замысел спектакля, за которым следует подбор конкретного материала. К примеру, драматургическая канва спектакля «I Love You или превратности любви» появилась в ходе совместного обсуждения педагога-режиссера со студентами о разных «ликах» любви: любовь-жертвенность, любовь-страсть, безответная любовь, любовь-сговор и пр. Эти сюжеты крайне важны для молодежи, и иносказательный контекст театрального действия позволил им обозначить актуальные вопросы и попытаться найти на них собственные ответы. Впоследствии были выбраны отрывки из произведений английской и американской литературы, где наиболее полно, по мнению студентов, были отражены разные «лики» любви: «Портрет Дориана Грея», «Соловей и роза» О. Уайльда, «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя, «Персики» О'Генри. Таким образом, уже на этапе выбора драматургического материала студенты включились в создание со-бытийного пространства, чему способствовала разделенная ответственность, поскольку предложения поступали в основном от студентов.
Процесс работа над спектаклем также содержит в себе множество возможностей для совместного проживания со-бытийного пространства. Этому способствует, прежде всего, условность театрального искусства. Хронотроп [2] театра как ничто другое позволяет человеку переноситься во времени и пространстве, представляя себя участником любого исторического события, персонажем, живущим в разные эпохи и среди людей прошлого, настоящего и будущего. Эта способность театрального действия отражает сущность культуры вообще, которая вневременна и вненаходима, бесполезна с точки зрения прагматики, но именно она сохраняет человеческое в человеке. Культура наделена способностью «гулять» по вечности, тем самым она дает шанс человеку оказаться в любом сегменте хронотопа. Это тем более интересно и иногда непостижимо с точки зрения здравого смысла, потому что пребывание конкретного человека на Земле всегда ограничено во времени и пространстве. Но, как утверждает А. А. Остапенко, «...жизнь человека, обусловленная целями, мечтами, планами, надеждами, наполнена событиями, которые и являются элементарными единицами вечности» [5]. Театральное искусство, перенося человека из настоящего в прошлое и будущее, выходит на уровень содержательного обобщения, где важными становятся концептуальные идеи, воплощенные в жизни отдельно взятого человека. Становясь участником театрального действия, человек, образно говоря, вглядывается сквозь культуру в себя и в другого, пытаясь понять смысл своего предназначения на Земле, суть себя и мироздания. Культура как «вторая природа», «новый мир», становится основанием для появления и проявления человеческого в человеке. Это тем более важно, потому что культура стала одновременно причиной и следствием выделения человека из животного мира, началом, процессом и результатом его самосознания и долгого пути культурного развития. Именно культура позволила человеку приобрести способность сосредоточиться на самом себе, развить уникальность человеческой природы, постичь и раскрыть себя. Культура дала и дает человеку возможность увидеть в другом человеке подобного себе и вступить с ним в контакт, без которого немыслимо развитие, как всего человечества, так и отдельно взятой личности человека. Недаром среди великого множества определений личности философы, психологи, педагоги склонны считать объединяющим понятием следующее: «личность - это субъект деятельности и общения». Именно в производстве материальных и духовных благ и в общении по поводу создания их человек имеет шанс стать личностью.
Целостность культуры можно объяснить сущностью «авторов» культуры - человека и человечества в целом. Во все века, времена, на различных географических широтах людей волновали и будут волновать одни и те же вопросы бытия: тайны природы, смысл жизни, хаос и гармония, смерть и бессмертие... Именно этот смыслообразующий контекст культуры служит основанием для ее целостности [6].
Театр как наиболее сложный вид культурной реализации человека несет в себе черты «вечности» и «вневременности» в равной степени в содержательной компоненте, в концептуальных основах, в организации жизнедеятельности, в воздействии на зрителя и самих участников.
Учебный студенческий театр, существующий и развивающийся в контексте изложенных выше идей, может воплотить метафорический образ «машины времени» и создать поле событийности.
Докажем выдвинутый тезис на примере спектакля «Рождество...Christmas... или Снежная королева на новый лад» учебного студенческого театра на английском языке «Глобус» в Лесосибирском педагогическом институте - филиале Сибирского федерального университета.
Изначальная идея и сверхзадача спектакля - выявить и отразить средствами театрального искусства диалог британской и русской культур, используя рождественскую тематику. Отдельно взятые сюжеты должны были быть вплетены в общий сюжетный ход. Таким ходом стал мотив сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Но чтобы максимально приблизить действие к студенческой аудитории, был использован прием актуализации проблемы зависимости современной молодежи от интернета. Таким образом, «спасаться» Каю пришлось самому, а Снежная королева, призывая на помощь отрицательных персонажей (Скруджа, Мышиного короля, Маленькую разбойницу) в итоге осталась одна перед выбором: остаться верной своим эгоистичным идеалам или «измениться» и включиться в радостное время встречи Рождества и Нового года. Литературные и музыкальные произведения, которые легли в основу сюжета, были подсказаны и выбраны в совместной коллективной деятельности участников театра и педагога-режиссера. В результате возникла некая мультикультурная мозаика из произведений британского (Carols) и русского фольклора (колядки), произведений высокой литературы («Дето Господне» И. Шмелева, «Звезда Рождества» Б. Пастернака, «Рождественские истории» Ч. Диккенса), музыкального наследия (балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского) и др.
При этом был соблюден принцип обязательности участия в учебном театре всех его участников. Поэтому распределение ролей было не столь принципиальным, хотя, безусловно, учитывался фактор соответствия и желания студентов.
Проведенная работа выявила некоторые сложности организации такого рода театра в контексте событийной педагогики. Так, актуализировалась трудность анализа работы. Особенно сложно проведение экспертизы, самооценки участников и оценки зрителей. Ярко выраженная эмоциональная окраска театрального действия и участия в нем, отсутствие критериев не позволяют высветить научную объективную картину. В нашей работе мы сочли возможным использовать технологические приемы коллективной творческой деятельности (КТД) [3], в частности, этап последействия, когда спустя определенное время педагог-режиссер и участники спектакля «возвращаются» к пережитому опыту и дают ему новую рефлексивную оценку.
Рецензенты:
Морозова О.П., д.п.н., профессор, директор регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Алтайского государственного университета, г. Барнаул;
Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.