Решению проблемы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья в Волгоградской области посвящены различные целевые программы («Охрана здоровья матери и ребенка», «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» и др.) [7]. В соответствии со ст. 2 Закона «Об охране здоровья граждан в Волгоградской области» (от 31 декабря 2008 г. № 1837-ОД) [7] в Волгоградскую областную Думу ежегодно предоставляется доклад о состоянии здоровья населения Волгоградской области, где особое внимание уделяется состоянию здоровья женского и детского населения. В целях оптимизации сложившейся ситуации в соответствии с рекомендациями участников круглого стола на тему «Здоровье женщины», состоявшегося в Волгоградской Областной Думе 17.03.2013 г. [8], поставлена задача разработки системы мероприятий по организации разъяснительной работы с женским населением области по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, профилактике заболеваний органов репродуктивной системы и укреплению репродуктивного здоровья детей, подростков и молодежи. Министерству образования и науки Волгоградской области рекомендовано рассмотреть вопрос о введении в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области дополнительных занятий, посвященных решению данной проблемы.
Проблема охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения является актуальной во всем мире. Исследователи отмечают, что достоверная научно обоснованная информация, доносимая до молодежи о предупреждении нежелательной беременности, профилактике инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и иные важные сведения, касающиеся репродукции, препятствуют раннему началу половой жизни, помогают молодым людям делать осознанный выбор в отношении планирования детей, сохранять свое репродуктивное здоровье и здоровье в целом [9, 10]. В работах ученых, посвященных сохранению репродуктивного здоровья, отмечается, что фертильность как составная часть телесности - «это не просто комплекс анатомо-физиологических характеристик, обеспечивающих размножение, это сила, индуцируемая сексуальной активностью человека, способная как к созиданию, так и разрушению» [2, с. 154], что актуализирует потребность в придании этому явлению управляемый характер, позитивную целенаправленность.
Результаты исследований, проведенных научно-методическим Центром «Здоровье» (НМЦ «Здоровье») и научно-исследовательским Центром гендерных исследований (ЦГИ) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ВГСПУ) под руководством и при участии авторов данной статьи, и сопоставление полученных данных позволили выявить корреляцию уровня сформированности репродуктивной культуры и уровня репродуктивного здоровья у обучающейся молодежи. «Выявленная взаимосвязь» дает основание «для целенаправленного формирования у обучающейся молодежи репродуктивной культуры, как качества личности, положительно влияющего на состояние репродуктивного здоровья» [1]. Для эффективного целенаправленного формирования репродуктивной культуры обучающейся молодежи потребовалось уточнение физиологических и педагогических основ данного процесса, описанию которых и посвящена данная статья.
В ходе ежегодного обследования состояния репродуктивного здоровья и динамики сформированности репродуктивной культуры обучающейся молодежи (студентов ВГСПУ и его филиалов, старшеклассников и подростков общеобразовательных учреждений) Волгоградской области (2011-2015 гг.), а также анализа научной литературы по исследуемой проблеме репродуктивное здоровье мы понимаем как отсутствие нарушений и заболеваний репродуктивной системы, физическое и социальное благополучие, репродуктивный потенциал, способность молодежи к воспроизводству здорового потомства при достижении социальной зрелости. Репродуктивную культуру обучающихся в качестве рабочего определения мы рассматриваем как «целостное личностное динамическое образование, включающее представления о пронатальной (подготовке к рождению здорового ребенка) и антинатальной (сдерживание фертильности) стратегиях, ценностное отношение к своему здоровью и осознанный выбор пронатальной (укрепление репродуктивного здоровья, подготовка к сознательному супружеству, ответственному родительству) либо антинатальной (сдерживание фертильности из-за ограничений по здоровью, иных жизненных планов и обстоятельств, но без причинения вреда своему здоровью), репродуктивное поведение, отличающееся способностью к прогнозированию рисков при выборе репродуктивной стратегии, соответствующей возрасту, брачному статусу и состоянию здоровья и другим условиям, исключающее случайность зачатия, стихийность родительства» [1], на исследование формирования которой и нацелено наше исследование.
К физиологическим основам формирования репродуктивной культуры нами отнесены знания о физиологии человека в части функционирования репродуктивной системы (Е.Б. Бабский, Г.И. Косицкий, 2009; Л.А. Бельченко, В.А. Лавриненко, 2004; Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачёв, 2006) и др. В рамках разработанного нами курса по выбору «Физиологические основы репродуктивной культуры» студенты педагогических вузов обсуждают анатомо-физиологические особенности функционирования репродуктивной системы, репродуктивного поведения человека через понятия: «репродуктивный потенциал», «оплодотворение», «внутриутробное развитие», «биологические риски репродуктивного поведения женщин и мужчин» и иные, с медико-биологических позиций рассматривают понятия «фертильность», «репродуктивное здоровье», «перинатальный период», «родовспоможение», «бесплодие», «патологии репродуктивной системы», «контрацептивные методы и средства», нацеленные на поиск путей сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, формирование репродуктивной культуры обучающейся молодежи. Студенты знакомятся с физиологическими позициями репродуктивной культуры в контексте демографии, социологии, социологии семьи посредством понятий: «половое созревание», «беременность», «рождение детей», «лактация», «прерывание беременностей», «репродуктивные планы», «линии репродуктивного поведения» и иные факторы, влияющие на формирование репродуктивной культуры.
Программа формирования репродуктивной культуры у студентов включает освоение физиологических знаний о том, что образование жизнеспособного потомства зависит от функции высокоспециализированных органов - гонад; регуляция функции репродуктивной системы включает в себя пять основных структур: кору головного мозга, гипоталамус, гипофиз, эпифиз, органы-мишени, и что нарушение даже одной из них может повлечь за собой расстройство функции репродуктивной системы. Программа базируется на современных представлениях о коре головного мозга - гипоталамусе как месте интегративного контроля репродуктивной функции у мужчин и женщин, представляющем собой сложную морфофункциональную структуру, включающую в себя биохимический комплекс, синтезирующий различные биологически активные вещества, участвующие в рецепции, трансляции и трансмиссии сигналов из окружающей среды и собственного организма.
В процессе освоения курса по выбору «Физиологические основы репродуктивной культуры» используются активные методы изучения: деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», разработка и защита учебно-исследовательских проектов с подготовкой докладов и презентаций, которые способствуют более полному познанию студентами своего биосоциокультурного естества, осознания ими значимости репродуктивного здоровья для будущего сознательного супружества, ответственного родительства и своей профессиональной педагогической деятельности.
Педагогические основы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодежи базируются на антропологических позициях (К.Д. Ушинский «Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания», 2002», О.С. Гребенюк «Педагогика индивидуальности», 1995) о целостной природе человеческой сущности и познании человека как цели и ценности во всех его проявлениях: телесных (психофизиологических), душевных (психологических) и духовных (психоидеологических), важных для педагогической теории и практики воспитания и обучения. В ходе реализации Программы формирования репродуктивной культуры обучающейся молодежи, основываясь на знаниях о физиологических основах репродуктивной системы, физиолого-психологических особенностях формирования сексуальности мужчины и женщины (С.В. Клаучек, Е.В. Лифанова, 2006), которые являются фундаментом сведений о человеке, мы обращаем внимание студентов на толкование и использование полученных знаний для целенаправленной педагогической деятельности о способах сохранения и укрепления репродуктивной системы, важных для студентов как для будущих родителей и профессионалов-воспитателей, поскольку своевременно начатое воспитание в области репродуктивной культуры помогает избежать будущим супругам и родителям многих ошибок в семье и проблем со здоровьем в целом. Так, например, физиолого-психологические особенности сексуальности мужчины и женщины, в отличие от биологии, где репродуктивное и сексуальное поведение животных синонимично, в результате чего происходит размножение (процесс репродукции), для человека в современном мире рождение детей не является главной целью сексуального поведения, которое относится к сфере самореализации, физического и психологического благополучия в связи с изменением норм в брачно-семейных отношениях, технологической доступностью контрацепции, социальным одобрением ее использования, изменением установок с многодетных на малодетные семьи. Демократические преобразования в обществе, способствующие продолжительности жизни, ее качеству, сокращению времени на репродуктивные процессы, поддержание продолжительной сексуальной активности, «безопасные» сексуальные отношения, снявшие фактически внешние запреты (исключением является мораль Русской Православной Церкви и иных вероисповеданий, имеющих репрессивное отношение к сексуальному поведению), требуют сегодня от мужчины и женщины высокой внутренней ответственности, сформированности гендерной, сексуальной, репродуктивной культуры. Студенты, старшеклассники и особенно подростки, не имеющие внутренних самоограничений, подвергаются серьезной опасности заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), которые угрожают репродуктивной системе, здоровью организма в целом, личному благополучию.
В ходе проведения курсов по выбору «Культура взаимоотношений: гендерный подход» и «Гендерный подход в подготовке специалистов в высшей школе» мы обращаем внимание обучающихся на гендерные особенности исследуемого процесса (Л.И. Столярчук, «Гендерное образование», 2011), а также осмысление сведений, получаемых из средств массовой информации о сексуальных отношениях, которым уделяется преувеличенное внимание и которые на самом деле не в каждом возрасте и не при всех обстоятельствах играют главную роль во взаимоотношениях. В этой связи мы знакомим обучающихся с физиологическими особенностями стадий полового влечения к лицу противоположного пола и их гендерными различиями. Обучающиеся с интересом узнают, что, например, первая, понятийная стадия у мальчиков связана с формированием сознания и не имеет отношения к либидо как таковому. У девочек эта стадия характеризуется такими элементами сексуального поведения, как игра в куклы, дочки-матери, дом. Приоритетное развитие материнского инстинкта над собственно сексуальными тенденциями у некоторых женщин будет сохраняться на всех этапах формирования либидо. Романтическая (платоническая) стадия у юношей характеризуется главным образом фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь объекта первой влюбленности, а у девушек проявляется в виде стремления нравиться, желания обратить на себя внимание, фантазий, основное содержание которых сводится к бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». В отличие от стремительного развития сексуального либидо у юноши у девушки черты романтической стадии могут сохраняться долгое время, тесно соединяясь с эротическими элементами. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам (словесным и тактильным). Эта стадия чрезвычайно характерна для женской сексуальности, часто чуждой природе подавляющего большинства молодых мужчин. Знания специфических проявлений данной стадии чрезвычайно актуальны для юных девушек, ибо призваны уберечь их по незнанию от двусмысленных, а зачастую и криминальных ситуаций на сексуальной почве. Сексуальная стадия у молодых мужчин протекает на фоне специфических эмоций физиологического порядка, которые, возникнув в период полового созревания, поддерживаются затем постоянной стимуляцией продуктами внешней секреции (феномен Тарханова), а у девушек характеризуется тягой к близости не только физической, но и духовной [5, с. 65-71]. Стадия зрелой сексуальности (в идеале) характеризуется гармоничным соотношением понятийного, возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного элементов со всей системой морально-этических, ценностных ориентаций личности (В.С. Володин, 2003). В ходе занятий концентрируется внимание обучающихся на понимании своих внутренних потребностей (телесных, душевных и духовных) и стремлении к их соответствию установкам, мотивам, планам и действиям, способствующим здоровью и благополучию.
Цикл занятий по целенаправленному формированию репродуктивной культуры студентов включает знания о пронатальной (подготовке к рождению здорового ребенка) и антинатальной (сдерживание фертильности) стратегиях (М.А. Беляева, «Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза, 2010), подготовку к сознательному родительству (А. Бертин «Воспитание в утробе матери», 2003; Т.А.Гурьянова, 2004, Н.А. Демчук, 2006 и др.), методику формирования репродуктивной культуры подростков и старшеклассников (формирования ценностного отношения к своему репродуктивному здоровью, формирования конструктивных репродуктивных мотивов и др.). Студенты защищают свои авторские проекты, готовят презентации о своих творческих находках, лучшие из которых заслушиваются на заседаниях НМЦ «Здоровье» и ЦГИ ВГСПУ и педагогических советах экспериментальных образовательных учреждений Волгоградской области. Полученные знания студенты фрагментарно и в доступной форме доносят до подростков и старшеклассников общеобразовательных учреждений в периоды педагогических практик на уроках и во внеурочной деятельности.
Результаты проведенного исследования показывают динамику уровней сформированности репродуктивной культуры обучающейся молодежи (от знаний о важности сохранения и укрепления репродуктивной системы к ценностному отношению к репродуктивному здоровью, здоровьесберегающему репродуктивному поведению), положительно влияющей на повышение уровней репродуктивного здоровья (от болезней репродуктивной системы к защите от инфекций, передающихся половым путем, и своевременным профилактическим осмотрам, предупреждающим репродуктивные нарушения, добровольному консультированию по вопросам планирования семьи, ответственного родительства) и создают перспективы дальнейшего исследования, уточняющего специфику и содержание исследуемого процесса с различными категориями обучающейся молодежи, препятствующего развитию девиантного родительства.
Рецензенты:
Сафронова Е.М., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Куликова С.В., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.