Проблема остеоартроза (ОА) является крайне актуальной ввиду высокой распространенности [4, 6, 12, 13]. После 70 лет частота его достигает 97%. При этом у женщин ОА встречается в 2 раза чаще. Так, в Российской Федерации у 15 млн женщин трудоспособного возраста диагностирован ОА [2]. Работа в условиях физического перенапряжения - важнейший фактор риска развития ОА, при котором происходят значимые расстройства микроциркуляции во всех звеньях гомеостаза [1]. При ОА вторично формируются психовегетативные нарушения ввиду наличия интенсивного болевого синдрома, часто резистентного к лечению, многочисленных побочных эффектов в ответ на терапию, ухудшается качество жизни [5]. В связи с этим целесообразна скрининговая оценка психоэмоционального статуса у данной категории больных. Для эффективного управления рисками здоровью согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» («Стратегия 2020») необходима разработка ранних методов диагностики важнейших патогенетических составляющих заболевания [3, 6, 7, 8, 10].
Цель исследования
Охарактеризовать функциональное состояние эндотелия как важнейшую составляющую микроциркуляторного русла и выявить взаимосвязь между дисфункцией эндотелия (ДЭ) и воспалительным компонентом, показателями адаптации у больных ОА женщин.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовали 68 пациенток с установленным в клинике диагнозом «остеоартроз». Пациентки наблюдались на базе Пермской краевой клинической больницы и НУЗ «ОКБ на станции Пермь-II»: 25 больных I группы в возрасте 49±0,64 лет, стаж работы в профессии 22,5±1,12 года - женщины, проживающие в сельской местности и работающие в сельскохозяйственной отрасли: доярки, телятницы; 43 больных II группы в возрасте 52±0,53 лет, стаж работы в профессии - 28,23±7,59 лет - женщины, проживающие в городе и работающие в условиях промышленного производства (станочницы). Определяющим экзогенным физическим фактором прогрессирования ОА у женщин обеих групп является интенсивность труда (класс 3.2, руководство по гигиенической оценке факторов среды и трудового процесса, критерии и классификация условий труда Р2.2.2006-05). Принципиальными отличиями I и II групп являются характер труда и социальный статус. У женщин, работающих в сельскохозяйственной отрасли, работа ассоциирована с трудом в домашнем хозяйстве. В I группе формируются быстро прогрессирующее течение, II, III рентгенологическая стадия по Келлгрену, Лоуренсу (1957 г.), функциональная недостаточность суставов 1-й, 2-й, 3-й степени. Во II группе в основном I рентгенологическая стадия, функциональная недостаточность 1-й степени, течение медленно прогрессирующее, вовлечены в патологический процесс в основном мелкие суставы рук по типу моно-, олигоартроза. Группа сравнения состояла из 30 практически здоровых женщин без признаков ОА, работающих в условиях физического перенапряжения, средний возраст - 48±0,45 лет. Для объективизации психовегетативного статуса использовали госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS) (Zigmond A.S., и Snaith R.P. в 1983 г.), анкету Вейна («Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений», заполняется обследуемым), определение исходного вегетативного тонуса проводилось с помощью расчета индекса Кердо [9]. Оценка адаптационного потенциала [10] осуществлялась по формуле, предложенной И.Е. Оранским, Н.А. Рослой, 2003 г. Подсчет количества десквамированных эндотелиоцитов (ДЭЦ) в плазме крови проводился по методу Hladovec, 1978 г. [8, 9], изучались тесты оценки функционального состояния эндотелия в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа на аппарате StatFax (США): уровень общего оксида азота (NO) (SYSTEMS, США), концентрация васкулоэндотелиального фактора роста (VEGF) (Вектор-Бест, г. Новосибирск), исследовался С-реактивный протеин (СRP) в сыворотке крови латексным методом, определялась концентрация моноцитарного хемоаттрактантного протеина-1 (МСР-1) иммуноферментным методом в сыворотке (Вектор-Бест, Новосибирск) [11]. Результаты обработаны при помощи пакета программ Statistica 7.0, Вiostate. Статистическую обработку данных проводили методом вариационной статистики с применением t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Психовегетативный статус изучался у 68 пациенток с ОА: у 25 женщин I группы и 43 больных II группы, 14 женщин группы сравнения без признаков ОА (средний возраст - 48±0,45 лет), работающих в условиях физического перенапряжения. Группы были сопоставимы по возрасту и стажу. При изучении психовегетативного статуса у больных ОА I и II групп достоверных отличий не выявлено, что позволило нам объединить группы. Со стороны психовегетативного статуса у больных ОА женщин выявлялись признаки тревоги и депрессии, значимо более выраженные по сравнению с группой практически здоровых женщин. Субклинически выраженная тревога отмечена у 26,65 % пациенток ОА объединенной группы, клинически выраженная тревога - у 63,85 %. Субклиническая депрессия у 40%, а клинически выраженная - у 39,4 % пациенток. При оценке степени тревоги и депрессии в группе сравнения субклинически и клинически выраженная тревога отмечена у 13,3% женщин. Субклинически и клинически выраженная депрессия у 6,6% женщин группы сравнения. Нарушение тонуса вегетативной нервной системы отмечено у всех пациенток I и II групп (в 100% случаев), у 71,5% женщин группы сравнения.
При скрининговом анализе исходного вегетативного тонуса (ИВТ) в группе больных ОА установлено преобладание парасимпатических влияний в 96% случаев, симпатических влияний в 4 %. При этом достоверный сдвиг ИВТ регистрировался у 56% больных ОА, у всех с преобладанием влияний парасимпатической нервной системы. При оценке адаптационного потенциала больных ОА женщин было выявлено, что удовлетворительный уровень адаптации отмечен у 20%, напряжение механизмов адаптации - у 68%, неудовлетворительная адаптация - у 12%. Таким образом, лишь 20% пациенток достаточно адаптированы к условиям повседневной жизни (хозяйственно-бытовым, социально-экономическим проблемам). Следовательно, у 80% больных ОА женщин наблюдается адаптационный стресс, который обусловлен указанной выше дизрегуляцией вегетативной нервной системы, адаптационные системы женщин не справляются с предъявляемыми нагрузками. Отсутствие достоверных отличий в I, II группах также по ряду параметров (биохимических, функционального состояния эндотелия, неспецифического иммунного воспаления) позволило рассматривать их как единую группу. Это связано с сопоставимостью групп по гендерному признаку, возрасту, стажу. У обследованных пациенток с ОА диагностирован синдром ДЭ, проявляющийся увеличением количества ДЭЦ, уровня VEGF-маркеров повреждения эндотелия, снижением NO - показателя дисфункции (Н.Н. Малютина, Патент на изобретение № 2473087 от 20 января 2013 г. «Способ диагностики нарушений микроциркуляции при деформирующем остеоартрозе у женщин, работающих в условиях физического перенапряжения»/Н.Н. Малютина, А.П. Щёкотова, М.С. Невзорова, С.Э. Латышева; Малютина Н.Н. Патент на изобретение № 2472159 от 10 января 2013 г. «Способ диагностики нарушений микроциркуляции при деформирующем остеоартрозе у женщин, работающих в условиях физического перенапряжения» / Н.Н. Малютина, А.П. Щёкотова, М.С. Невзорова, С.Э. Латышева; Малютина Н.Н.; патент на изобретение № 2512704 от 11 февраля 2014 г. «Способ диагностики нарушений микроциркуляции при деформирующем остеоартрозе у женщин, работающих в условиях физического перенапряжения» / Н.Н. Малютина, М.С. Невзорова, Л.А. Тараненко, А.С. Толкач) (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей функционального состояния эндотелия у пациенток I, II групп, у больных ОА объединенной группы и в группе сравнения (M±s)
Показатели |
I группа (n=25) |
II группа (n=43) |
Больные ОА (n=68) |
Группа сравнения (n=30) |
р1 |
р2 |
NO, мкмоль/л |
9,11±1,3 |
9,17±1,2 |
9,14±1,25 |
29,43±3,34 |
0,848 |
<0,001 |
ДЭЦ, 104/л |
10,44±7,603 |
10,28±6,655 |
10,14±6,856 |
3,02±1,21 |
0,789 |
<0,001 |
VEGF, пг/мл |
427,7±322,5 |
326,4±269,2 |
366,8±256,1 |
158,86±72,83 |
0,678 |
<0,001 |
Примечание: р1 - достоверность отличий в I и во II группах, р2 - достоверность отличий в единой группе и в группе сравнения
Полученные данные позволили обосновать участие ДЭ в патогенезе ОА, развивающегося как следствие физического перенапряжения. При длительном воздействии повреждающих факторов (физического перенапряжения) происходит постепенное истощение компенсаторной «дилатирующей» способности эндотелия, и основным ответом эндотелиальных клеток на обычные стимулы становятся вазоконстрикция и пролиферация. Нарушение функции эндотелия тесно связано со структурным изменением кровеносных сосудов. Ключевая роль в инициации повреждения эндотелия отводится так называемому оксидативному стрессу, заключающемуся в накоплении в клетках свободных радикалов, обладающих неблагоприятным влиянием на функцию и целостность клеток. Преимущественное нарушение той или иной функции эндотелия зависит от локализации патологических процессов, наличия гемодинамических сдвигов. Так, у работниц физического труда более выражена дисфункция по сравнению с повреждением эндотелия. Дисбаланс маркеров ДЭ вызывает преобладание вазоконстрикции, что ведет к нарушениям на уровне микроциркуляторного русла в параартикулярных областях, что имеет место в группе наблюдения.
СRP определялся у 14 работниц I группы, средний возраст 43±0,49 года, у 11 работниц II группы, средний возраст 53±0,89 года. Среднее содержание СRP в крови в I группе - 44,14±36,12 мг/л, во II группе - 64,73±31,84 мг/л (р=0,150). Отсутствие отличий в группах и по данному параметру позволило объединить данные обеих групп. Достоверное повышение СRP в группе больных ОА женщин (до 52,24±33,58 мг/л) по сравнению с группой практически здоровых женщин (р=0,03) обнаружено в 46,5% случаев. Нами исследован уровень МСР-1 у 20 больных I группы (средний возраст 48±0,89 лет), у 24 пациенток II группы (средний возраст 45±0,89 лет), у 13 женщин группы сравнения (средний возраст 42±0,12 года). Достоверных отличий в I, II группах по содержанию МСР-1 не обнаружено (табл. 2).
Таблица 2
Содержание МСР-1 в I, II группах больных ОА женщин (М±σ)
Показатель |
I группа больных (n=20) |
II группа больных (n=24) |
Р |
МСР-1 |
207,8±85,14 |
215,8± 83,94 |
0,78 |
У больных ОА женщин (n=44) выявлено достоверное повышение содержания в крови цитокина, стимулирующего хемотаксис моноцитов, макрофагов в зону воспаления - МСР-1 по сравнению с группой практически здоровых лиц (n=13) в 91,7% случаев: 154,5±77,5 и 219,1±85,68 пг/мл соответственно, что свидетельствует о стимуляции макрофагального воспалительного ответа при ОА. Определение МСР-1 позволяет выявить субклинически протекающее воспаление при отсутствии клинических проявлений.
При проведении корреляционного анализа установлена прямая взаимосвязь выраженности тревоги и вегетативной дисфункцией (r=0,637), что свидетельствует о том, что тревожность практически всегда сочетается с вегетативной дистонией [7]. Отмечена прямая взаимосвязь показателей индекса Кердо и адаптационного потенциала (r=0,082), поскольку адаптационный потенциал организма обеспечивается вегетативной нервной системой. Установлено наличие прямой достоверной взаимосвязи между содержанием VEGF и количеством ДЭЦ. Выявлена корреляция между параметром неспецифической иммунной реактивности МСР-1 и маркером повреждения эндотелия - VEGF. Уровень ДЭ возрастает с увеличением активности воспалительного процесса (r=+0,424). Выявлена прямая взаимосвязь между ДЭЦ и уровнем тревоги (r = +0,518), NO и индексом Кердо (r = - 0,963), NO и АП (r = 0,956). В группе сравнения патологические взаимосвязи отсутствуют. Дизрегуляция адаптационного резерва усугубляет местные механизмы адаптации на молекулярном уровне, такие как неполноценность эндотелия.
Выводы
Установлены нарушение вегетативного тонуса в 100% случаев, высокий уровень тревожности (66,6%) и депрессии (40%), развитие дизрегуляторных механизмов (68%), снижение резервов адаптации (82%), что свидетельствует о наличии адаптационного стресса при одинаковой степени напряженности трудового процесса. У больных остеоартрозом выявлен синдром ДЭ как составляющая нарушений микроциркуляции, что проявляется повышением количества ДЭЦ, концентрации VEGF и снижением уровня NO в плазме крови. У женщин, занятых на работах с физическим перенапряжением, более выражена дисфункция по сравнению с повреждением эндотелия, имеется взаимосвязь между параметрами состояния эндотелия, неспецифической иммунной реактивности и психовегетативного статуса. Доказана патогенетическая роль синдрома дисфункции эндотелия при нарушении сосудистой микроциркуляции у женщин, работающих в условиях физического перенапряжения.
Рецензенты:
Алексеев В.Б., д.м.н., заместитель директора ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», г. Пермь;
Ланин Д.В., д.м.н., профессор кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.