Здравоохранение России находится в процессе масштабных преобразований сферы управления, направленных на обеспечение согласованности механизмов реализации его ключевой функции – охраны здоровья граждан [1,2]. Использование контроллинга как современного инструмента финансового контроля, обеспечивающего оптимальное достижение поставленных целей в полном объеме и в установленные сроки, в качестве организационно-методического комплекса поспособствует эффективности модернизации здравоохранения [3].
Его применение оптимально только на всех уровнях управления национальным здравоохранением, из-за существующего в Российской Федерации законодательного разграничения полномочий между органами власти в данной сфере [4,5]. С учетом практики мониторинга индикаторов здоровья населения в рамках Программы государственных гарантий (ПГГ), нами для успешного внедрения контроллинга в национальное здравоохранение предлагается создание «Центра контроллинга в сфере охраны здоровья населения РФ» с приданием ему функциональных задач: экономического анализа, мониторинга и контроля динамики показателей и утвержденных организационно-методических решений, общего методического руководства (рис. 1).
Рис.1. Функционально-информационная модель организации контроллинга общественного здоровья [составлено автором]
На начальном этапе работ целесообразно использовать работающие в системе управления здравоохранением информационно-аналитические службы. Эффективность функционирования указанной модели во многом определяется степенью формализации его организационно-методического обеспечения: процессов управления и функциональных областей (оказание медпомощи, материально-техническое обеспечение, управление финансами); элементов управления (планирование, анализ выполнения госзаданий, контроль и оценка); задач управления (методики, показатели, комментирующие процедуры в управлении).
Декомпозиция процессов управления и важнейших процедур контроллинга в сфере охраны здоровья зависит от уровней управления (таблица).
Функции контроллинга в сфере охраны здоровья по уровням управления
управления
Функции |
Медицинское учреждение |
Региональное здравоохранение |
Национальное здравоохранение |
Федеральный центр контроллинга общественного здоровья РФ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Постановка целей |
Установление целей (качественных и количественных) и их индикаторов. |
Разработка нормативно-правового обеспечения установления качественных и количественных целей оказания медпомощи населению и индикаторов оценки их достижения |
Разработка нормативно-правового обеспечения установления качественных и количественных целей оказания медпомощи и индикаторов оценки их достижения да всей системы здравоохранения страны. Принятие законов и иных нормативных актов в сфере здравоохранения, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением. |
Разработка нормативно-правового обеспечения установления качественных и количественных целей охраны общественного здоровья по секторам (здравоохранение, образование, экология, физическая культура и спорт и другие формирующие ЗОЖ). |
|
Планирование |
Декомпозиция целей в прогнозах и танах. Задачи контроллинга в области планирования: - уточнение целей и задач в ключевых областях деятельности: - уточнение показателей, условий и ограничений для планирования: - разработка стратегического плана: - информационное обеспечение планирования: - координация процесса планирования в структурных подразделениях и в медицинском учреждении в целом. |
Планирование медпомощи в соответствии с расходными обязательствами регионального уровня власти, в т.ч.: - уточнение целей и задач по видам медпомощи и секторам их оказания: - уточнение показателей, условий, требований и ограничений для планирования: - разработка стратегического плана развития регионального здравоохранения: - информационная поддержка планирования: - совершенствование системы планирования. |
Планирование медпомощи в соответствии с расходными обязательствами федерального уровня, в т.ч.: - установление целей и задач по видам медпомощи и секторам их оказания: - установление показателей, условий, требований и ограничений для планирования: - разработка стратегического плана развития национального здравоохранения: - информационная поддержка планирования: - совершенствование системы планирования - утверждение и контроль реализации региональных программ развития здравоохранения: - утверждение и реализация ТПГТ. |
Участие в разработке: финансового обеспечения федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения: мер поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитою физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-экологическому благополучию; осуществление международного взаимодействия в области охраны здоровья. |
|
Координация выполнения |
Согласование процессов и этапов достижения целей. Формирование механизма корректировки плановых индикаторов. |
Информационное обеспечение деятельности медицинских учреждений всех организационно-правовых форм. Координация процесса планирования в целом. |
Формирование структуры исполнительных органов власти субъекта РФ. осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья граждан, установление порядка их организации; - организация оказания высокотехнологичной медпомощи: - координация деятельности, направленной на формирование ЗОЖ; - организация порядка проведения мероприятий, направленных на спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях; - организация и обеспечение сбора, хранения и передачи информации для всех органов регионального здравоохранения и др.
|
Координация выполнения Федеральных и ведомственных, региональных целевых программ развития ЗОЖ. - устанавливает отчетность и определяет порядок ведения учета и отчетности реализации принятых программ. |
|
Мониторинг |
Регистрация, сбор и обобщение информации. Отражение факторов деятельности учреждения и создание возможности ее прогнозирования. Задачи контроллинга в области мониторинга: • исследование состояния медицинского учреждения для обеспечения эффективности его управления посредством регистрации, сбора и накопления показателей деятельности. • отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени и сравнение целевых результатов с достигнутыми; - составление оперативных отчетов о результатах работы. |
Мониторинг деятельности региональных медицинских учреждений, в т.ч.: - отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени: сравнение целевых результатов с достигнутыми; - составление оперативных отчетов о результативности оказания медпомощи. |
Мониторинг региональных систем здравоохранения, в т.ч.: - отслеживание протекающих процессов в режиме реального времени: сравнение целевых результатов с достигнутыми: - реализации ПГГ; - реализации Территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи. |
Мониторинг и контроль выполнения Федеральных и ведомственных, региональных целевых программ развития ЗОЖ. - контроль за использованием средств в системе здравоохранения. образования, экологии, физической культуры и спорта направляемых на охран)- здоровья; - обеспечение реализации прав граждан в полном соответствии со статьей 41 Конституции РФ. статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, а также ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. |
|
Анализ |
Исследование проблемных секторов деятельности и отклонений результатов деятельности от запланированных. Задачи контроллинга в области анализа: - системный анализ с целью выявления несоответствий в механизме управления медицинским учреждением; • разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствия их реализации; - формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий на процессы управления. |
Анализ промежуточных результатов, включающий: • исследование проблемных областей деятельности по организации и оказанию медпомощи в соответствии с расходными обязательствами, а также отклонений фактических результатов деятельности от запланированных: - разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствий их реализации; - формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий на процессы управления. |
Исследование возникших и выявленных проблемных областей деятельности по организации и оказанию медпомощи, а также отклонений фактических результатов деятельности от запланированных: - разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствий их реализации: - формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий; - ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. |
Исследование возникших и выявленных проблемных областей деятельности по сбалансированному развитию сфер, обеспечивающих охрану здоровья населения в т.ч. по субъектам, а также анализ причин отклонений фактических результатов деятельности от запланированных; - разработка, отбор сценариев решения проблем и оценка последствий их реализации; - формирование комплексных аналитических отчетов для разработки корректирующих воздействий. |
|
Опенка |
Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений на уровне медицинского учреждения. Унификация методик и индикаторов оценки эффективности управления по секторам и процессам медицинского учреждения. |
Оценка окончательных результатов на основе унифицированных методов и индикаторов эффективности управления по всем процессам организации и оказания медпомощи в соответствии с расходными обязательствами; - внутренний аудит, в т. ч. аудит эффективности деятельности подведомственных организаций по оказанию медпомощи в соответствии с расходными обязательствами. - выработка рекомендации для принятия }Т1равленческих решений на уровне регионального здравоохранения. |
Оценка окончательных результатов на основе утверждённых индикаторов и методов определения эффективности управления по всем процессам организации и оказания медпомощи: аудит эффективности деятельности региональных систем здравоохранения: - оценка достоверности информации, представленной субъектами регионального здравоохранения: - разработка ПГГ и БП ОМС: - разработка рекомендаций по подготовке ТПГГ и ТПОМС. |
Оценка окончательных результатов на основе утверждённых индикаторов и методов определения эффективности управления по всем процессам организации и осуществления охраны здоровья: оценка достоверности информации, представленной субъектами обеспечения охраны здоровья. |
Источник: составлено автором.
Несомненно, контроллинг должен ориентироваться на постоянное совершенствование единой системы управления медицинской деятельностью в части координации выработки и достижения поставленных целей. Он должен обеспечивать на всех стадиях цикла управления интеграцию и координацию функционирования систем и процессов на основе стандартных процедур. При организации и построении контроллинга следует стремиться к тому, чтобы его информационную базу обеспечивала информационная система, работающая по единым для всех субъектов управления здравоохранением процедурам [6,7].
Отметим, контроллинг, с точки зрения управления, не расширяет полномочия органов власти, но позволяет более эффективно реализовывать их. Итоговыми критериями полезности создания организационно-методического комплекса контроллинга на уровне органов управления в сфере здравоохранения следует считать объективные факты совершенствования систем и процессов организации и оказания медицинской помощи и, как следствие, улучшение результатов деятельности в данной сфере [8,9].
Использование данной модели контроллинга, позволит скорректировать отдельные параметры управления здравоохранением; упорядочить регистрацию, сбор и обобщение информации с последующим ее анализом для выявления проблемных областей и несоответствий; разработать унифицированную оценку индикаторов управления по всем параметрам и процессам в сфере здравоохранения; вырабатывать обоснованные и детально проработанные рекомендации по управленческим решениям на всех уровнях управления; и в итоге консолидировать усилия заинтересованных ведомств, работодателей и общества в сфере охраны здоровья в целях обеспечения конституционных прав.
Рецензенты:
Арыкбаев Р.К., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Национальная безопасность» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань;
Бережнов Г.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.