Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ETHNOMUSICAL MULTICULTURAL COMPONENT EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Sindikova G.M. 1
1 Sterlitamak Branch of Bashkir State University
The article gives reasons for the relevance of the multicultural education of a younger generation under the contemporary Russian conditions. Particular characteristics, main point, aim and tasks of multicultural elementary-school age children education have been determined. It opens up foreign and national conceptions of multicultural education. Folk music, with its specific features, exemplifies the highest human values. Being multifunctional, it undertakes the most important educational and pedagogical tasks and one of these tasks is multicultural education of a younger generation. The article considers the essence of folk music education as the most important element of students’ education; it underlines the importance of forming an ethnic tolerance among elementary-school age children, it remarks an ability to communicate inter-ethnically and cross-culturally with the help of ethnic musical means. It considers the conditions on effective problem solving of multicultural secondary-school age children education by the means of folk music culture. It suggests forms and methods of conducting multicultural education for students within class and out of class assignments.
ethnic music education
folk music
national musical traditions
elementary-school age children
multicultural education
В условиях современной социокультурной ситуации проблема поликультурного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность, что нашло свое отражение в федеральных нормативно-правовых актах: Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. (2000), Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2006), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), проекте Концепции поликультурного образования в России (2010) и др.

Многочисленные определения поликультурного воспитания были предложены учеными, исследователями и организациями. Дискуссии по данному вопросу в разных странах велись на протяжении последних 30 лет. Это отражено в зарубежных и отечественных концепциях поликультурного образования: многоэтническое образование (Боос-Нюнниг, Зандфукс, Н.В. Кочешков), бикультурное образование (Фтенакис), концепция «диалога культур» (Н.Х. Вессель, В.С. Библер, Г.Д. Дмитриева, М.С. Каган, П.Ф. Каптерев, М.А. Некрасова и др.), концепция «культурных различий» (П.П. Блонский, Дж. Бэнкс, А.П. Лиферов, Э. Мейлер, В.М. Полонский, Р. Хенви). Значительную помощь в моделировании диалогических обучающих и воспитывающих стратегий может оказать концепция «Школы диалога культур» крупнейшего отечественного философа и культуролога В.С. Библера, который определяет саму культуру как диалог культур, как форму: «...одновременного бытия и общения индивидов различных культур» [1].

Понятие «поликультурное воспитание младших школьников» Н.М. Харьковой рассматривается как процесс культурно-социальной идентификации личности младшего школьника, направленный на формирование представлений личности об уникальности своей культуры и ознакомление с культурой и ценностями других народов; привитие учащимся начальных классов уважительного отношения к иному образу жизни, целенаправленное формирование практических навыков взаимодействия с окружающим миром на основе развития личностных и социальных качеств, коммуникативных и эмпатийных умений младшего школьника для жизни в обществе [9].

Отечественные исследователи, чьи научные изыскания посвящены проблеме поликультурного воспитания, рассматривают различные ее аспекты, однако солидарны во мнении, что поликультурное воспитание должно быть направлено на удовлетворение этнокультурных интересов всех представителей многокультурного социума Российской Федерации, независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности [2]. Так, например, В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова подчеркивают, что ведущая цель поликультурного воспитания  заключается в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [3].

В процессе поликультурного воспитания учащиеся осознают ведущие ценностные ориентации цивилизации, приобщаются к смыслам родной культуры, что способствует обогащению их  духовно-нравственного и социокультурного опыта. В целом можно отметить, что в процессе поликультурного воспитания у младших школьников обогащаются знания о национальной и мировой культуре, расширяется мировоззрение, приобретаются навыки толерантного общения в многокультурной полиэтнической среде.

Младший школьный возраст - это период, являющийся наиболее благоприятным для воспитательного воздействия, формирования и развития культурных и этических основ личности ребенка; именно в этом возрасте активно формируются его характер, установки, стереотипы поведения, мышления и мировоззрения, что позволяет прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре.

Среди многообразия средств поликультурного воспитания младших школьников особо выделяется музыкальное искусство. Многочисленные исследования в области музыкознания, музыкальной педагогики и психологии раскрывают многофункциональность музыкального искусства, которое не только решает задачи нравственно-эстетического воспитания обучающихся, развития их эмоционально-образной сферы, креативных способностей и познавательных процессов, но является механизмом развития поликультурности как части духовной культуры личности.

К выявлению ценностной стороны музыкального искусства и его влияния на мировоззренческие установки подрастающего поколения на современном этапе развития музыкального образования обращаются Е. Назайкинский, В. Медушевский, В. Холопова, Б. Целковников, Г. Коломиец и другие исследователи. Приобщение обучающихся к музыкальному искусству, отражающему многообразие мира в его аксиологическом значении для человека, решает важнейшую задачу поликультурного воспитания учащихся. Различные аспекты использования этномузыкального воспитания представлены в трудах Э.С. Алёшиной, И.А. Богданова, В.В. Васильевой, Т.А. Жоробековой, Л.М. Кашаповой, Л.П. Карпушиной, Т.Г. Мариупольской, Ф.Ш. Салитовой, Л.А. Тарасовой, Н.Р. Туравец, А.Ш. Хасанова и др.

Этномузыкальное воспитание представляет собой организованный педагогический процесс, направленный на воспитание этномузыкальной культуры, развитие музыкальных способностей учащихся с целью становления их творческой этноличности [7]. Мы абсолютно согласны с Л.П. Карпушиной в том, что этномузыкальное образование представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов, формирования личностной этномузыкальной культуры, этномузыкальной компетентности, позволяющей человеку воспринимать, транслировать и создавать этномузыкальные ценности и смыслы в русле родной или иной музыкальной традиции. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания предполагает создание этноориентированной музыкально-образовательной, музыкально-имформационной, музыкально-просветительской среды. Данная среда представляет собой часть региональной образовательной и культурной среды, в которой представитель этноса реализует свои духовные и музыкальные потребности, осваивает этнические духовные и музыкальные ценности, способы толерантного межэтнического общения [5].

Эффективность решения вопросов поликультурного воспитания во многом зависит от ряда условий. Одним их них является формирование у школьников элементарных представлений об истории и культуре своего и других народов Республики Башкортостан, о многообразии культур в России и мире. Это достигается, в частности, посредством знакомства с музыкальными традициями своего и других народов, народными музыкальными инструментами (свирель, курай, думбра, дудук и др.); характерными особенностями музыкального наследия разных народов; первыми исполнителями народного искусства (кобзарь, гусляр, скоморох и др.); основными жанрами и функциями музыкального фольклора, стилями песенного творчества, например, узун-кюй (протяжная песня), кыска-кюй (быстрый, короткий напев), плясовые припевки (частушки), халмак-кюй (умеренный напев), сенляу (свадебные причитания), узляу (горловое пение) и т.п.; танцевальными мелодиями, инструментальными пьесами и наигрышами (сигналы, танцы и т.п.). Диапазон знаний о своеобразии народной музыкальной культуры должен расширяться от национального до российского и мирового масштаба.

Следующим условием эффективности эстетического воспитания детей выступает организация эмоционально насыщенного общения с народным музыкальным искусством на основе сотрудничества, совместной музыкально-творческой деятельности, музыкально-художественного творчества педагога и учащихся. Совместная музыкальная деятельность может включать в себя вокальное, инструментальное исполнение народной музыки; воплощение музыкальных образов в музыкально-двигательной, пластической деятельности и т.п. Очень важно, чтобы ребята в ходе музыкального исполнения испытывали эстетическое удовольствие, получали радость от совместной музыкально-творческой работы. Важная роль при этом отводится самому учителю музыки как носителю культурных традиций.

Музыкальный опыт каждого человека включает в себя и фольклорный опыт как совокупность практически усвоенных знаний, опыта творчества и эмоционально-ценностных отношений. Музыкально-фольклорный опыт учителя и учащихся имеет множество точек соприкосновения; они знают ряд произведений детского музыкального фольклора, а также культурный контекст и особенности их бытования. Обладая «ретро-опытом», учитель видит фольклорный опыт своего детства через призму прожитых лет; у детей музыкально-фольклорный опыт более реален, он «здесь и сейчас». В ситуации музыкально-педагогического общения между субъектами образовательного процесса происходит обмен музыкальным опытом, их духовное взаимообогащение. В данных условиях возникает реальное равенство позиций участников музыкального общения, основанное на эмоциональной открытости, эмпатии, способности к искреннему выражению своих чувств. Важнейшим условием эффективного взаимодействия взрослых и детей является приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям, воплощенным в музыкальном фольклоре.

Одним из условий повышения качества поликультурного воспитания этномузыкальными средствами  является единство урочной и внеурочной форм работы. Так, например, на уроках по предметам в начальной школе дети узнают о традициях, культуре и обычаях различных народов, знакомятся с музыкальным и поэтическим фольклором, литературой, географией, историей, народными промыслами, жизнью людей в различных местностях, особенностями поведения и характера народов. Необходимо, чтобы ознакомление происходило на высоком положительном эмоциональном уровне, важном для младшего школьного возраста.

В рамках урока музыки целесообразно использовать многообразие форм урока:

  • урок-спектакль (например, по мотивам музыкальных сказок, «Рождественская сказка», «Масленица», «Курбан Байрам» и др.);
  • урок-путешествие («Музыкальные страницы разных народов», «Между музыкой моего народа и народов моей страны нет непереходимых границ» и др.);
  • урок-экскурсия («Волшебный театр оперы и балета», «В гостях у Филармонии» и д.);
  • урок-концерт («Творчество Роберта Загретдинова», «Истории народной музыки у народностей Поволжья» и др.);
  • бинарный урок (урок, сочетающий музыку с любым другим предметом: музыку и литературу, ИЗО, историю, иностранный язык);
  • урок-характеристика («Колыбельные народов мира», «Как-то встретились курай и сверель» и др);
  • урок-исследование («Моя любимая народная песня», «Взаимосвязь народного и профессионального национального музыкального искусства» и д.).

Данная работа со школьниками предусматривает изучение трех пластов культуры: этнической,  российской и мировой. Кроме того, в классах со смешанным национальным составом у учащихся формируются и развиваются навыки социального, межкультурного и межнационального общения.

В условиях внеурочной деятельности используются разнообразные формы и методы поликультурного воспитания. В решении задач поликультурного воспитания предпочтение может отдаваться, прежде всего, диалоговым формам работы (конференции, посвященные музыкальному фольклору, музыкальные фестивали, телекоммуникационные диалоги, телемосты, олимпиады и т.д.) и практическим (экскурсии, концерты, познавательные занятия, музыкальные конкурсы, выставки народных музыкальных инструментов, сделанных детьми и т.д.).

Эффективной в достижении целей поликультурного воспитания младших школьников является внеурочная и досуговая деятельность. Она станет намного интереснее, если ее обогащать системой мероприятий и процедур в области воспитания культуры межнационального общения, толерантности. Например:

  • национальные музыкальные гостиные на тему: «Музыкальное путешествие в семьи народов мира», «Музыкальные традиции и обычаи народов», «Музыка моего народа», «Образы природы в песенном фольклорерусского и башкирского народов»и др;
  • соревнования: «Народные инструменты», «Жанры музыкального народного творчества», «Стили песенного творчества разных народов» и др.;
  • фестиваль семейных музыкальных ансамблей;
  • посещение оперных и балетных спектаклей по произведениям, русских, башкирских, татарских композиторов и музыкантов и т.п.

Приобщение младших школьников к музыкальному искусству своего и других этносов способствует формированию и развитию у них способности к общению на межкультурном уровне, поскольку доказано, что этномузыкальные традиции представляют своеобразную модель межэтнического коммуникативного взаимодействия, выступают универсальным, свободным от границ и предрассудков языком общения разных народов.

Процесс музыкального восприятия как деятельность оказывается единым для форм и видов общения ребенка с музыкой. В поисках способов, методов развития восприятия, как считает Е.Д. Критская, ключевым становится мысль о восприятии как мышлении; утверждение, что операции познания (анализ и синтез, усвоение главного, сравнение, сочетание, активное исследование и др.) называемые мышлением, представляют собой важные составляющие самого восприятия. Данное утверждение является общезначительным для всех видов  искусства, в полной мере оно справедливо и для музыкально-слухового восприятия, восприятия - наблюдения. Анализ через синтез, который многие исследователи называли «основным  механизмом мышления», в силу последствия звучания и постоянного влияния слухового опыта на восприятие, образотворчество и музыкальное мышление, также входят как основные операции мыслительной музыкальной деятельности [4]. Слушание народной музыки обогащает у младших школьников интонационно-слуховой опыт и развивает этномузыкальное мышление.

В связи с этим актуальным становится вопрос об использовании наиболее эффективных методов поликультурного воспитания учащихся этномузыкальными средствами. К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, относятся: метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев); метод размышление о музыке, метод проблемных ситуаций (Д.Б. Кабалевский); метод музыкального обобщения, метод перспективы и ретроспективы, метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин); метод создания художественного контекста через «выходы» за пределы музыки, метод создание художественных композиций (Л.В. Горюнова); метод развития стилеразличия (Ю.Б. Алиев); метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр); метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и многие другие.

Метод анализа и сравнения как способ стимулирования музыкальной деятельности учащихся, необходимый для создания эмоциональной, творческой атмосферы на уроке музыки позволяет выявить сходства и специфические отличия музыки разных народов на образном, интонационном, языковом уровне (Л. Дмитриева). Так, например, анализируя интонации немецкой колыбельной и татарской русской колыбельных песен, учащиеся выявляют их ладовые, ритмические, гармонические, композиционные особенности. Для русских колыбельных песен характерен квадратный размер (2/4;4/4), удобный для убаюкивающего движения, ритмический рисунок, как правило, ровный, мелодическое движение плавное; форма и манере исполнения имеет импровизационный характер, что в некоторой степени напоминает жанр причитания, не имеющий устойчивого текста и определенной фабулы.

Для немецких колыбельных свойственен трехдольный размер с пунктирным ритмом, более ярко выраженная, энергичная мелодика; обращение к ребенку имеет социальный контекст «дитя», «малыш», поскольку  ребенок в немецких народных песнях представлен не как личность, имеющая свое имя, а как представитель сословия. В русских народных колыбельных песнях к детям обращаются по имени. Общим для колыбельных разных народов, безусловно, является их аксиологическое содержание; любовь матери к своему ребенку у всех народов выступает одной из наивысших ценностей, самой искренней, бескорыстной, всепрощающей, милосердной, всепобеждающей силой.

В рамках реализации метода «анализа и сравнения», «метода музыкального обобщения» в процессе слушания и анализа молдавского народного танца «Молдавеняска», кавказского народного танца «Лезгинка», русских народных песен «Ой, вставала я раненько», «На горе-то калина» и белорусской народной песни «Савка и Гришка», учащиеся не только выявляет характерные особенности музыки разных народов, но и воспитываются в духе уважения к их культуре. Школьники определяют, что музыка кавказских народов отличается зажигательностью, страстностью, остротой ритмического рисунка (синкопы), и в то же время нежностью, плавностью, певучестью; славянская музыкаимеет более ровные ритмы, плавное звуковедение, распевность, шутливый или лирический характер. Слушая музыку разных народов, мы знакомимся с характером народа, его темпераментов, музыкальным менталитетом.

Музыкальный язык, будучи универсальным, имеет интернациональный характер, и младшие школьники, обогащая свой интонационный, музыкально-слуховой опыт, не только приобретают способность к выявлению жанровой, национальной принадлежности музыкального произведения, но и повышают свою этномузыкальную культуру. Таким образом, реализация этномузыкального компонента в поликультурном воспитании младших школьников направлена на приобщение учащихся к музыкальному наследию своего и других народов и на повышение уровня их этнокультурного развития.

Рецензенты:

Сабекия Р.Б., д.ф.н., профессор кафедры философии права и социальных наук, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Маджуга А.Г., д.п.н., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.