Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

BIOTIC RELATIONSHIPS IMAGO PASTURE TICKS IN NORTHERN ZAURALYE

Glazunov Yu.V. 1, 2 Glazunova L.A. 1, 2
1 FGBOU VPO State Agrarian University of Northern Zauralye
2 FGBNU Russian Research Institute of Veterinary entomology and arachnology
Studied biotic connection imago ticks lurk characterized by pasture type of food to wild and domestic mammals in the taiga-forest and forest-steppe zone of the North Trans-Urals. Observations were conducted from April to October in 2001-2015 GG, for the period 5416 Viewed animals from their 5375 home, including 5218 livestock and 41 wildlife species. It was established that universal prokormitelyami for imago ixodids are livestock, which feed on all kinds of pasture ticks confined to the territory. High levels of abundance ixodids recorded in dogs and horses. It was found that in spite of the low index of abundance of ticks in cattle, this kind performs a major role in their prokarmlivanii. Wild animals, among which the main burden of rearing are hare and hedgehog ordinary, mainly feed the taiga tick Ixodespersulcatus, although its share decreases when moving from the north to the south of the territory. Reducing the number of cattle, as well as a change in the technology content bezvygulny or stall-free-range, when the animals almost did not attend ixodids habitats, contributes to the displacement of ticks in the towns to find new owners and to maintain the number of its population.
Ticks
imago
prokormiteli
Northern Urals
Северное Зауралье отличается широким охватом различных, по своим характеристикам природно-климатических зон, что подразумевает разнообразие животного мира на представленной территории. Учитывая серьезные изменения климата, произошедшие за последние несколько десятков лет, фауна региона, в том числе и паразитическая, также претерпела изменения. Среди представителей паразитического образа жизни - иксодовые клещи широко распространены на территории Северного Зауралья и способны исполнять роль вектора инфекционного и инвазионного начала, чем представляют серьезную угрозу как для человека, так и для животных [3,8,9].

Известно, что биологический круговорот в природе и существование биоценозов возможно только путем сложных межвидовых взаимодействий среди животных. Жизнедеятельность пастбищных клещей, обитающих на территории Северного Зауралья, характеризуется треххозяинным типом питания, то есть каждая активная жизненная фаза (личинка, нимфа или имаго) питается на отдельном животном - хозяине, поэтому сохранение и увеличение популяции пастбищных клещей в регионе зависит от экологии и этологии их прокормителей. Анализ участия животных в прокормлении преимагинальных фаз иксодовых клещей показал, что основную роль в этом процессе играют млекопитающие мелких размеров, среди которых существенную нагрузку несут рыжая полевка и мышь лесная, и животные средней величины - еж обыкновенный и заяц-русак [4-6]. Помимо трофических связей необходимо помнить о возможности форических взаимодействий, так как большинство из прокормителей способны перемещаться на значительные расстояния за короткое время, чем способствуют расселению иксодид за пределы естественных мест обитания [2,7].

Знания о взаимодействии имаго иксодовых клещей в изучаемом регионе необходимы для разработки системы мероприятий, предотвращающих рост популяции иксодид, а также купирования очагов инфекций и инвазий, переносчиками и резервентами которых они являются.

В связи с этим целью наших исследований стало изучение состава и значимости прокормителей имаго пастбищных клещей, территориально приуроченных к Северному Зауралью, а также видовое распределение иксодид на прокормителях в зависимости зоны обитания.

Материалы и методы исследований. Круг прокормителей имаго иксодовых клещей с пастбищно-подстерегающим типом паразитизма изучали в Северном Зауралье с апреля по октябрь в 2001-2015 гг., осматривая домашних животных, в том числе сельскохозяйственных, помимо этого по возможности отлавливали диких млекопитающих, обитающих неподалеку от населенных пунктов и летних пастбищ. Всего за период наблюдений осмотрено 5416 животных, в том числе 5218 сельскохозяйственных животных, 157 домашних животных и 41 представитель дикой фауны.

Результаты исследований. Среди осмотренных животных основную часть составили выпасающиеся сельскохозяйственные животные, среди которых были 5072 головы крупного рогатого скота, 36 голов овец, 110 голов лошадей. Домашние животные были представлены 41 собакой (среди которых были охотничьи, пастушьи и содержащиеся без привязи) и 16 кошками (вольно выгуливающиеся) [10]. В течение всего времени наблюдения удалось отловить 41 представителя дикой фауны, среди которых 23 ежа обыкновенных, по 7 сусликов больших и зайцев-русаков, а также 4 лисицы обыкновенные [1]. Результаты осмотра животных представлены в таблице.

Заклещеванность животных имаго пастбищными клещами в лесостепной и таежно-лесной зоне Северного Зауралья в период с 2001 по 2015 г.

Вид животного

Осмотрено голов

Обнаружено имаго клещей, всего

ИО, особей (M±m)

Таежно-лесная зона

Крупный рогатый скот

1920

3389

1,8±0,3

Лошадь

39

268

6,9±1,1

Собака

27

229

8,5±2,0

Лисица обыкновенная

2

27

13,5±2,5

Еж обыкновенный

7

144

20,6±1,7

Заяц-русак

4

143

35,8±4,4

ИТОГО:

1999

4200

2,1±0,8

Лесостепная зона

Крупный рогатый скот

3152

7788

2,5±0,5

Лошадь

71

462

6,5±0,7

Овца

36

32

0,9±0,2

Собаки

114

872

7,6±1,6

Кошки

16

46

2,9±0,8

Лисица обыкновенная

2

33

16,5±2,5

Еж обыкновенный

16

427

26,7±2,8

Заяц-русак

3

131

43,7±4,0

Суслик большой

7

19

2,7±0,4

ИТОГО:

3417

9810

2,9±1,0

Как видно из представленной таблицы, домашние животные в разной степени подвергались нападению иксодовых клещей, так, максимальные показатели обилия имаго фиксировали среди собак и лошадей. Обилие имаго иксодид на собаках в таежно-лесной зоне составило 8,5 особей, а в лесостепной 7,6 особей. Лошади, обитающие в различных природно-климатических зонах, подвергались нападению иксодовых клещей практически в равной степени, обилие паразитов составило по 6,9 и 6,5 особей в таежно-лесной и лесостепной зоне соответственно.

Основу осмотренных животных составил крупный рогатый скот, особенностью поведения которого является общественный принцип существования (стадо), возможно, поэтому они равномерно прокармливали иксодид на указанных территориях. Так, в таежно-лесной зоне показатели обилия иксодовых клещей составили 1,8 особей, а в лесостепной 2,5 особи. В редких случаях коровы выпасались одиночно, на таких животных обнаруживали до 118 особей паразитов одновременно. Данные, полученные в результате наблюдений, указывают на существенное участие крупного рогатого скота в прокормлении иксодид, так как этот вид животных самый многочисленный из продуктивных, способных взаимодействовать с иксодовыми клещами.

Среди осмотренных домашних животных наименьшее число составили кошки (n=16) и овцы (n=36), но, несмотря на это, установлено, что второстепенная роль в прокормлении иксодовых клещей принадлежит этим животным. Так, на кошках, которые были осмотрены лишь в лесостепной зоне, обилие иксодид составило 2,9 особей, что вероятно связано с их этологическими особенностями и небольшим радиусом удаленности от домашней территории. Овец также осматривали только в лесостепной зоне, их участие в прокормление оказалось наименьшим, индекс обилия имаго иксодид на этих животных составил всего 0,9 особей. Возможно, густая шерсть и наличие жиропота не способствуют выбору овец как прокормителей для этих паразитов.

Несмотря на незначительное количество осмотренных диких животных, можно констатировать, что именно эти животные имеют существенное значение в сохранении и увеличении популяции иксодовых клещей в природе. Выявлено, что максимальные показатели обилия иксодид зафиксированы у зайца-русака и ежа обыкновенного. Значения показателей обилия паразитов изменялись в зависимости от природно-климатической зоны. Самые высокие значения индекса обилия имаго зафиксированы в лесостепной зоне на зайце-русаке, где он составил 43,7 особей, тогда как в таежно-лесной зоне индекс обилия имаго клещей на этом виде животного был ниже и составил 35,8 особей. Еж обыкновенный также активнее выкармливал иксодид в лесостепной зоне, где зафиксированы показатель обилия 26,7 особей, а в таежно-лесной зоне значение индекса обилия было чуть ниже и составило 20,6 особей.

Отмечено участие в прокормлении имаго иксодид и более крупных диких животных, хотя они имеют меньшее значение, что, вероятно, связано с поведенческими особенностями. Так, лисица обыкновенная в таежно-лесной зоне прокармливает иксодид с индексом обилия 13,5 особей, а в лесостепной - 16,5 особей. Суслик большой, представители которого были отловлены только в лесостепной зоне, прокармливал по 2,7 особей имаго паразитов.

В процессе наблюдений замечено, что этологические особенности и условия окружающей среды оказывают существенное влияние на видовой состав паразитов. Так, при обследовании животных в таежно-лесной зоне более половины всех иксодид определены как I. persulcatus (ИД - 57,2±5,4 %), в меньшей степени на животных встречались клещи D. reticulatus (ИД - 36,1±2,9 %), в наименьших количествах снимали с животных D. marginatus (ИД - 6,7±0,2 %). В лесостепной зоне уровень доминирования иксодид видов I. persulcatus и D. reticulatusфиксировали практически на одном уровне 43,9±4,2 % и 45,6±3,3 % соответственно, а доля степного клеща возросла до 10,5±2,9 %.

Отмечено, что на представителей дикой фауны, обитающих в таежно-лесной зоне, в основном нападали таежные клещи, их доминирование варьировало от 88,2 % до 100 %, в то время как паразитирование степного клеща не регистрировали вообще. На домашних животных в этой зоне также превалировал таежный клещ, хотя показатели доминирования были ниже, чем у диких животных, и составляли от 53,0 % до 100 %, помимо этого, с домашних животных снимали представителей D. marginatus, хотя его доля от общих сборов была небольшой (ИД от 7,1 % до 7,4 %).

Среди иксодид, собранных с диких животных, населяющих лесостепную зону, в наибольшем количестве обнаруживали I. persulcatus, но уровень доминирования разнился от такового в таежно-лесной зоне и составил 56,7-87,9 %. Домашние животные, среди которых основную часть составили представители крупного рогатого скота, в наибольшей степени выкармливали лугового клеща (ИД - 47,8 %), к тому же, эти животные участвовали в жизненном цикле имаго D. marginatus (ИД - 11,7 %).

Заключение. Проведенные многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что биотические связи иксодид находятся в прямой зависимости от фауны млекопитающих, населяющих территорию обитания паразитов. Так, в таежно-лесной зоне, где доминирует таежный клещ, все крупные животные участвуют в его выкармливании, причем наиболее тесная связь зафиксирована с представителями дикой фауны, доминирование на которых нередко достигает максимальных значений. Сельскохозяйственные животные активно прокармливают все виды иксодид, приуроченных к местам их выпаса, поэтому являются универсальными прокормителями для всех клещей с пастбищным типом паразитирования. Наиболее значимыми из диких животных участвующих, в выкармливании имаго иксодовых клещей можно назвать зайца-русака и ежа обыкновенного. Несмотря на невысокие индексы обилия клещей на домашних животных, наибольшее значение в выкармливании имаго клещей играют представители крупного рогатого скота как наиболее массового вида. Уменьшение поголовья крупного рогатого скота, а также смена технологии содержания на безвыгульный, или стойлово-выгульный, когда животные практически не посещают стации иксодид, вероятно, способствует перемещению иксодовых клещей в населенные пункты для поиска новых хозяев и поддержания своей популяции на высоком уровне.

Рецензенты:

Бахарев А.А., д.с.-х.н., профессор кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства института биотехнологии и ветеринарной медицины ФГБОУ ВПО Государственного аграрного университета Северного Зауралья, г. Тюмень;

Сидорова К.А., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой анатомии и физиологии института биотехнологии и ветеринарной медицины ФГБОУ ВПО Государственного аграрного университета Северного Зауралья, г. Тюмень.