Цель исследования
Обобщая вышеизложенное, была определена цель исследования - создание и апробация технологии управления повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций, под которой мы понимаем сложный целенаправленный процесс взаимодействия объединенных субъектов управления, который характеризуется определенной последовательностью этапов, направленный на формирование профессиональной компетенции педагогов, включающий комплекс методов, средств и механизмов кооперативного управления, педагогического и проектного менеджмента. Считая, что «компоненты управления находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости» [4], под субъектами управления мы подразумеваем:
- с одной стороны, образовательные организации, находящиеся в сетевом взаимодействии: учреждения высшего профессионального образования; учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации); образовательные организации; Муниципальное управление образования; Педагогическая лаборатория (команда управления, призванная комплексно координировать данную деятельность среди всех субъектов сетевого взаимодействия); деловые партнеры, спонсоры;
- с другой стороны, проектные группы педагогов и преподаватели высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющие организационное и методическое сопровождение (стажировочные практики на базах образовательных организаций; Центр теоретической подготовки учителей).
Технология управления повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций представлена следующими этапами.
Диагностический этап включал в себя ряд последовательных мероприятий.
Управленческая деятельность:
- изучение потребностей и запроса педагогов на образовательную услугу повышения квалификации по теме «Проектная деятельность педагога в условиях введения ФГОС»;
- анализ полученной информации.
Повышение квалификации:
- выявление профессиональной компетенции и уровня готовности педагогов образовательных организаций реализовывать требования ФГОС.
Цель данного этапа: среди педагогов, выразивших готовность повышать квалификацию, провести самоаудит и самоопределение по группам.
Педагог, который проранжировал себя к группе, «не готов осуществлять проектную деятельность», выбирал уровень повышения квалификации, в соответствии с которым ему нужно пройти обучение по программе и стажировочную практику. Для каждого уровня предусматривались различные по сложности задания, тесты, проекты и др.
Педагоги, определившие себя к группе «готов представлять свой педагогический опыт по проектной деятельности» и подтвердившие это результатами деятельности (личное участие и результативность в педагогических конкурсах; результаты учащихся; научные статьи, подтверждающие опыт проектировочной деятельности и др.), в рамках стажировочной практики представляли собственные педагогические находки, показывали высокий уровень профессионального мастерства в ходе конкретных уроков; осуществляли управленческую и консультационную деятельность в Центре теоретической подготовки.
Проектно-целевой этап предусматривает привлечение педагогов к целеполаганию и определению задач повышения квалификации на основе проведенной диагностики в ранжированных группах.
Управленческая деятельность:
- составление программы дальнейшей деятельности;
- определение методов, средств и механизмов управления;
- проведение промежуточного анализа, выявление и учет возможных рисков управления;
- всестороннее освещение предлагаемой услуги повышения квалификации в средствах массовой информации, через работу сайта.
Повышение квалификации:
- изучение требований к современному педагогу с учетом решения задач Федерального образовательного стандарта;
- определение приоритетных целей для каждого субъекта управления;
- повышение квалификации с учетом потребностей образовательной организации;
- соотнесение взаимосвязей между: целями педагогов, повышающих квалификацию - перспективами профессиональной деятельности - целями развития образовательной организации;
- составление Технического задания руководителями образовательных организаций совместно с педагогами;
- составление программы индивидуальных образовательных маршрутов «Дорожная карта» для педагогов, планирующих повышение квалификации.
К результатам проведенной работы можно отнести следующее: программу управленческой деятельности; модульную программу повышения квалификации и стажировки по теме «Проектная деятельность педагога в условиях введения ФГОС», техническое задание; индивидуальный образовательный маршрут.
Организационный этап технологии управления преследовал цель: подготовить нормативную базу управления повышением квалификации педагогов с учетом сетевого взаимодействия и возможностей объединения ресурсов образовательных организаций (материальных, кадровых, технических и др.); создать матричную структуру управления; обеспечить функционирование внутрисетевого канала коммуникации для синхронизации процесса обучения педагогов; формирование групп педагогов для повышения квалификации. В результате были получены следующие результаты: подготовлен пакет нормативных документов, регламентирующих организацию и содержание процесса повышения квалификации и стажировочной практики педагогов.
Исполнительно-коррекционный этап позволил педагогам персонифицированно изучить модульную программу «Проектная деятельность педагога в условиях введения ФГОС», предоставил педагогам возможность демонстрации накопленного педагогического и методического опыта. К результатам этапа можно отнести продукты проектной деятельности педагогов в соответствии с выбранным уровнем обучения.
Цель оценочно-результативного этапа - соотнесение полученных и запланированных результатов кооперативного взаимодействия всех субъектов сетевого взаимодействия, проведение оценки эффективности управления. Внедрение предложенной технологии управления педагогов на последнем этапе содержательно было представлено следующими шагами: тестирование; представление и защита образовательных проектов; экспертиза качества образовательных проектов в соответствии с уровнем сформированности профессиональной компетенции педагогов; общественная экспертиза работодателей итоговых проектов педагогов и соотнесение с техническим заданием; самоаудит педагогами качества собственных образовательных проектов; анализ процесса и результата управления; проведение swot-анализа; рассмотрение перспектив повышения квалификации по другим темам с учетом поправок на совершенствование технологии управления.
В связи с тем, что технология управления должна содержать комплекс управленческих средств, методов и механизмов [5], на разных этапах технологии были использованы методы педагогического менеджмента: организационно-распорядительные (положение, приказ, объявление, онлайн-консультация, онлайн-заявки, разъяснение); социально-психологические (объявление, обсуждение, убеждение, привлечение, внушение, демонстрация положительного педагогического опыта) и др.; методы кооперативного управления: согласованность по привлечению педагогов к проведению диагностики выявления уровня готовности осуществлять деятельность в процессе повышения квалификации («обучаться самому», «обучать других»; «проводить стажировочную практику»); разделение деятельности, привлечение педагогов к целеполаганию, проектированию форм взаимодействия, индивидуального образовательного маршрута и др.; методы проектного менеджмента: методы организационно-технологического воздействия (рефлексия, метод swot-анализа, регламентирование, инструктирование) и др.; механизмы управления: механизмы оперативного управления (механизмы пересоглашения, механизмы опережающего самоконтроля); механизмы распределения ресурсов (неманипулируемые механизмы распределения ресурсов, конкурсные механизмы распределения ресурсов - в качестве перспективы) и др. К средствам управления относятся: Стандарт профессиональной деятельности педагога, аттестация педагогических кадров и др.
Представленная технология была апробирована на базе Бийского образовательного кластера (Алтайский край) в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина») и дополнительного профессионального образования (ДПО КГБУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» филиал в городе Бийске) и образовательных учреждений (МБОУ СОШ №12, 25, МБОУ «Гимназия №1» и др.). Для проверки эффективности технологии управления был проведен сравнительный эксперимент. Общее количество учителей, участвовавших в повышении квалификации, составило 268 человек. На добровольной основе педагоги были разделены на две группы. В первой (экспериментальной) группе была внедрена технология управления повышением квалификации посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций и созданы соответствующие организационно-педагогические условия. Во второй группе (контрольной) учителя проходили повышение квалификации в традиционной форме без усиления управляющей составляющей. Количество педагогов составило в контрольной группе - 136 человек, в экспериментальной группе - 132 человека.
В процессе повышения квалификации сформированность профессиональной компетенции педагогов была измерена в соответствии с тремя уровнями:
Допустимый уровень. Интерес к решению задач ФГОС; низкие оценочные баллы потребности к достижениям; бессистемный характер знаний в области осуществления педагогической деятельности; использование стандартных средств, методов и приемов педагогической деятельности; умения выполнять действия по алгоритму; слабо проявляемая инициатива при работе в проектной группе, стремление переложить ответственность на коллег; недостаточно сформированная способность к творческому решению задач; слабо выраженная рефлексия.
Базовый уровень. Интерес к решению задач ФГОС и творческое использование в деятельности; осознание стратегии и перспективы профессиональной деятельности; средние и высокие оценочные баллы потребности к достижениям; четкие и осознанные системные знания, которые применяются в работе проектных групп; анализ опыта коллег; умения самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность при выполнении заданий; высокую активность в обновлении содержания, форм и методов решения профессиональной задачи; активность и инициативу при работе в проектных группах.
Инновационный уровень. Интерес к решению задач ФГОС; творческое выстраивание стратегии профессионального развития в решении задач ФГОС; высокие оценочные баллы потребности к достижениям; новое знание в процессе работы над проектом; готовность диссеминировать педагогический опыт; инициативу и стремление к лидерству при работе в проектной группе; стремление аргументировать свою позицию; проектирование содержания, форм и методов реализации ФГОС.
Результаты
В соответствии с заранее определенными критериями оценивания профессиональной компетенции педагогов был проведен анализ и получены следующие результаты:
- Мотивационный критерий (показатели: 1) интерес педагогов к решению задач Федерального государственного образовательного стандарта; 2) потребность к достижениям). По первому показателю: в экспериментальной группе был зафиксирован прирост +25 %, а в контрольной группе +7 %; по второму показателю прирост в экспериментальной группе +24 %, в контрольной группе +6 %. Статистически значимая разница между педагогами контрольной и экспериментальной групп по данному показателю подтверждена.
- Когнитивный критерий (показатель - знания педагога в области осуществления педагогической деятельности). Разница в приросте в двух группах была подтверждена с использованием метода математической статистики, в частности хи-квадрата, который оказался на уровне 36,1. Это позволяет утверждать, что наблюдается статистически значимая разница между педагогами контрольной и экспериментальной групп.
- Операционально-деятельностный критерий (показатели: проектные, рефлексивные и коммуникативные умениями). Педагоги обеих групп демонстрировали устойчивый положительный результат. Однако по проектным умениям при сравнении групп значение хи-квадрат наблюдаемое получилось 15,3. По рефлексивным умениям показатель хи-квадрат наблюдаемое составил 39,07. Аналогично по коммуникативным умениям данный показатель составляет 36,04. В связи с тем, что полученное значение критерия хи-квадрат больше критического значения для двух степеней свободы v =3-1=2 на уровне достоверности Р=0,01 (15,3>9,21; 39,07>9,21; 36,04>9,21), есть основание отклонить гипотезу о равенстве контрольной и экспериментальной групп. Следовательно, можно говорить о статистически значимой разнице между педагогами контрольной и экспериментальной групп по данным показателям.
Заключение
Полученные сравнения статистических данных дают основания утверждать, что внедрение технологии управления повышением квалификации педагогов в сетевом взаимодействии образовательных организаций оказало значимое положительное влияние на формирование профессиональной компетенции педагогов в вопросах реализации задач ФГОС. В заключение подчеркнем, что данная технология позволяет педагогу в процессе повышения квалификации обновлять содержание и методы педагогической деятельности в соответствии с возникающими новыми образовательными задачами, сформировать необходимую профессиональную компетенцию для осуществления продуктивной педагогической деятельности.
Рецензенты:
Старовиков М.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики и информатики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск;
Попова О.В., д.п.н., профессор, директор филиала Современной гуманитарной академии в г. Бийск.