В соответствии с общепринятой в настоящее время биопсихосоциальной концепцией психических расстройств в возникновении и развитии психопатологии принимают участие три фактора: биологический, психологический и социальный (по G.Engel, 1982). При этом рассматриваются следующие факторы: биолого-генетическая уязвимость (диатез) и адаптационно-компенсаторные механизмы психики больного [3]. Изучение взаимосвязи между анатомо-физиологическими особенностями организма и особенностями личности может использоваться для раннего выявления факторов риска психопатологии.
Впервые фундаментально изучал особенности организма в призме психопатологии Э. Кречмер. В своей работе «Строение тела и характер» он выделял 4 типа телосложения (лептосомный, пикнитический, атлетический и диспластический) и в последующем сопоставлял их с особенностями строения тела у людей, больных шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Также Кречмер выделил 7 типов темперамента (три циклотимических, три шизотимических и вязкий), указывая, что циклотимические темпераменты характерны для пикнитического телосложения, шизотимические - для лептосомного, а вязкий - для атлетического [4]. К недостаткам данной теории относятся слабая статистическая доказательность и спорный вопрос о возможности переноса данных, полученных при исследовании людей с выраженной патологией, на здоровую популяцию.
В 1940-х гг. У.Г. Шелдон на основании 17 антропометрических показателей выделил 4 типа телосложения, названных в соответствии с одним из эмбриональных ростков организма: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный и смешанный (при равномерном развитии всех показателей). В последующем, изучая психологические свойства, характерные для каждого типа телосложения, он выделил 3 типа темперамента: висцеротонический (характерный для эндоморфов), соматикотонический (характерный для мезоморфов) и церебротонический (характерный для эктоморфов) [7].
Современные представления о темпераменте базируются на теории функциональных систем П.К. Анохина. Примером такого подхода является структура темперамента, сформулированная В.М. Русаловым, которая включает в себя 9 типов темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, смешанный низкоэмоциональный, смешанный высокоэмоциональный, смешанный высокоактивный, смешанный низкоактивный, неопределенный [6].
Взаимосвязи между отдельными чертами темперамента и антропометрическими особенностями, которые исследователи обнаруживают в настоящее время, носят статистически значимый характер, однако при этом не выделяется единая концепция, позволившая бы использовать результаты таких исследований с целью ранней диагностики неспецифических факторов риска психопатологии.
Физическое развитие - комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющий запас его физических сил, а также уровень биологического потенциала. Традиционной для педиатрии является оценка физического развития как одного из критериев, характеризующих здоровье детей и подростков, чувствительно реагирующих на действие различных эндогенных и экзогенных факторов. Простота определения данного показателя позволяет изучать механизмы адаптации детского организма, а также создавать программы ранней диагностики и профилактики как соматических заболеваний, так и дезадаптации.
Известно, что в период с 1991 по 2005 гг. отмечался рост болезненности эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения, начинающимися в детском и подростковом возрасте, на 20,9%. Среди подростков заболеваемость непсихотическими нарушениями поведения составляет 36,6% [2]. При этом важность изучения анатомо-физиологических особенностей у подростков отмечал А.Е. Личко. По его данным, среди всех подростков с непсихотическими нарушениями поведения представлены оба полюса физического развития: акселерация (26%) и инфантилизм (22%) [5].
Цель исследования
Выявление соотношения между показателями физического развития и особенностями темпераментно-характерологических свойств личности подростков как факторов риска возможной социальной дезадаптации.
Материалы исследования
Обследованы 89 подростков, учащихся средних общеобразовательных школ г. Твери в возрасте 14 лет. Все обследуемые не имели хронических соматических заболеваний и видимых деформаций опорно-двигательного аппарата, а также аномалий развития. Распределение по группам производилось по гендерному признаку. Было сформировано 2 группы: юноши - 48 человек, и девушки - 41 человек.
Методы исследования
1. Анкетно-опросный.
Изучение соматического анамнеза школьников с применением специально разработанной анкеты, в которую в последующем также вносились данные, полученные из медицинской документации (форма 026/у-2000) путем выкопировки данных.
2. Антропометрический.
Измерение роста, массы тела, окружности головы и окружности грудной клетки с последующей оценкой показателей с помощью центильных таблиц, соответствующих возрасту и полу обследуемых. Уровень физического развития оценивался по росту.
3. Патопсихологический.
Определение особенностей темперамента с помощью Личностного опросника Айзенка EPI.
Для определения характерологических особенностей использован Патохарактерологический диагностический опросник Н.Я. Иванова и А.Е. Личко с применением дополнительных шкал.
4. Статистическая обработка материала при помощи пакета программ IBM SPSS Stastics 20.0 (корреляционный анализ по Спирмену; t-критерий Стьюдента; критерий соответствия Пирсона).
Результаты
Интенсивность процессов соматической и психической перестройки достигает своего пика в пубертатном периоде, когда все воздействия на подростка имеют наибольшее влияние на формирование в дальнейшем адаптационных механизмов. В этот период показатели физического развития юношей и девушек максимально приближены друг к другу [1]. При оценке уровня физического развития отмечено, что высокие показатели (более 75 центиля) достоверно чаще встречались у юношей по сравнению с девушками (60% против 42%, р<0,05). У девушек более распространены средние значения (25-75 центили), которые составляют 46% по сравнению с 21% у юношей, различия статистически значимы (p<0,05).
Темперамент (от лат. temperamentum) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. (К. Леонгард 1981 г.; В.М. Русалов, 2004 г.)
В структуре темперамента Г.Ю. Айзенк выделяет две основные характеристики (экстраверсию-интроверсию и нейротизм, или нестабильность), и их сочетание дает один из четырех типов темперамента. Нами была обнаружена закономерность, что среди юношей достоверно преобладают стабильные типы темперамента (сангвиники - 42%, флегматики - 35%) по сравнению с девушками (сангвиники - 15%, флегматики - 10%). При этом среди девушек наиболее распространены холерики (34%) и меланхолики (41%) по сравнению с юношами (холерики - 15%, меланхолики 8%), различия статистически значимы (p<0,05) по всем типам темперамента.
При изучении взаимосвязи между показателями физического развития и темперамента отмечено, что имеется обратная слабая корреляционная зависимость между уровнем физического развития и нейротизмом (ρ= -0,2; р<0,05), а также обратная слабая корреляционная связь между массой тела и нейротизмом (ρ = -0,199; р<0,05). Отмечено, что при сравнении данного показателя в гендерных группах обнаруженная корреляция более выражена у юношей и составляет ρ = -0,29 (р<0,05) для показателей уровня физического развития и нейротизма, а также ρ = -0,242 (р<0,05) для показателей массы тела и нейротизма. При этом данная связь не достигает уровня значимых различий в группе девушек.
Современное представление о темпераменте, основанное на теории функциональных систем П.К. Анохина, сформулировано В.М. Русаловым и включает в себя 9 типов. В свою очередь характер является отражением темперамента в призме воздействия социума на человека [7]. Установление взаимосвязи между отдельными чертами темперамента и типами акцентуаций характера может помочь в ранней диагностике социальной дезадаптации.
На следующем этапе исследования проводилось определение характерологических особенностей подростков при помощи Патохарактерологического диагностического опросника Н.Я. Иванова А.Е. Личко.
Наиболее частыми типами акцентуации характера были лабильный (41%) и эпилептоидный (29%), причем акцентуации характера достоверно чаще (p<0,05) встречались у девушек (98%) по сравнению с юношами (74%). В гендерных группах отмечены следующие статистически значимые различия: среди юношей по сравнению с девушками чаще диагностированы гипертимный (20% против 5%, р<0,05), эпилептоидный (40% против 25%, р<0,05), в то время как у девушек по сравнению с юношами преобладает лабильный тип акцентуации (50% против 20%, р<0,05).
По дополнительным шкалам Патохарактерологического диагностического опросника были оценены факторы риска формирования нарушений поведения. Отмечено, что в гендерных группах риск социальной дезадаптации и риск формирования психопатий достоверно не различаются и составляют 48% и 27% соответственно. При неблагоприятных внешних социальных дезадаптирующих факторах данные подростки уязвимы: могут наблюдаться срывы социальной адаптации с формированием девиантного и делинквентного поведения.
Выводы
Результаты полученного исследования могут послужить предпосылками для создания кластеров мониторинга с целью выявления подростков группы риска в связи с особенностями формирования их темпераментно-характерологических свойств личности. Данный мониторинг необходимо проводить в учреждениях среднего общего, среднего и высшего профессионального образования силами полипрофессиональной бригады (врач общей практики, возрастной психолог, клинический психолог). Результаты исследования должны заноситься в паспорт здоровья подростка. Своевременное обнаружение факторов социальной дезадаптации в пубертатном периоде и наблюдение за подростками группы риска позволят проводить раннюю профилактику срывов социальной адаптации.
Рецензенты:
Виноградов А.Ф., д.м.н., профессор, профессор кафедры педиатрии лечебного и стоматологического факультетов ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь;
Иванова О.В., д.м.н., профессор, профессор кафедры педиатрии лечебного и стоматологического факультетов ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь.