Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMAGE OF THE TEACHER OF THE INTERNATIONAL SCHOOL

Pazekova G.E. 1 Mitina T.S. 1
1 Ulyanovsk State University
In this article taking into account the carried-out teoretiko-methodological analysis of scientific literature the problem of the international education and the identity of the teacher of school of the international type is considered. Education types in manifestation of globalization processes are presented: transnational education and international education. Relevance of studying of image of the teacher-fasilitatora as key figure of educational process of schools of the international type is shown. Approach of the Russian psychologists on a problem of image of the personality and the comparative analysis of profiles of the identity of teachers of different types of schools is shown. The complex technology of optimization of development professionally and personally important qualities of the teacher of the international school is defined; assumes existence of the certain contradictions in the personality starting process of metamorphoses, changes and development of the personality characteristic for the teacher-fasilitatora. Organized psikhologo-akmeologichesky maintenance of activity of teachers of schools of the international type represents complete and continuous process of studying, the analysis and development of their personal professionally important qualities.
education globalization
international education
teacher-fasilitator
profile of the personality of teachers of different types of schools

В условиях глобализации образования и государственной политики вхождения в мировое образовательное пространство стало закономерным создание школ международного типа с системой образования, интегрирующей национальную и международную модели образования. Следовательно, актуальной и правомерной является исследование образа учителя международной школы и специфики его профессионально-личностного портрета.

В практической психологии в последнее время одним из актуальных направлений становится имиджелогия. Однако в основном эта область психологии развивается в сфере политики и бизнеса. На сегодняшний день исследований по имиджу явно не достаточно для того, чтобы представить себе полную картину состояния этой проблемы как среди педагогов школ, так и среди преподавателей высшей школы.

Известно, что в структуру имиджа входят такие составляющие, как внешний и внутренний имидж, которые взаимосвязаны между собой. Внутренняя составляющая включает в себя интеллект, социальный опыт, интересы личности, эрудированность. Всё это проявляется в поступках, речи, во всей деятельности человека.

Кроме того, выделяется процессуальная составляющая – то, как человек делает что-нибудь, насколько он энергичен, какие эмоции преобладают в общении. Эти три важные составляющие соединяются в ядро имиджа.

Если говорить об имидже педагога, то в течение многих десятилетий представления о его личности на самом деле были описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога – позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование психологических защит и другое.

Обращение к известной структуре имиджа педагога в американской психологии, по исследованиям Л.М. Митиной, то практически все его основные характеристики (высокая самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в добро, умение чувствовать сопричастность к происходящему, умение меняться и рисковать) можно отнести и к личности педагога-фасилитатора [3,5].

Что собой представляет учитель-фасилитатор? Он понимает и безоценочно принимает внутренний мир своих учеников; ведет себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами, а не прячется за различными должностными масками; к школьникам относится доброжелательно, будучи уверенным в возможностях и способностях каждого ученика; стимулирует и активизирует осмысление, учение и свободное развитие личности, познавательные мотивы школьников, их любознательность. Учитель-фаcилитатор поддерживает групповые формы работы учащихся, представляет им разнообразный учебный материал. Овладение мастерством педагога-фасилитатора связано прежде всего с постоянным личностным ростом самого учителя, а не только с овладением содержания учебного предмета и современными методами его преподавания. Сказанное предполагает принятие учителем таких ценностей, как убеждение в достоинстве личности каждого ученика, значимости возможностей свободного выбора, самосовершенствования, ответственности за свое поведение, радостного и творческого учения.

В психолого-педагогической литературе сегодня достаточно активно разрабатывается проблема личности и профессионализма педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, такие как Л.А. Петровская, А.К. Маркова, А.К. Болотова, Л.Ф. Обухова, Н.Ю. Синягина и др., говорят в этой связи о новом типе педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, педагоге-фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик [1,2,7].

Результаты проведенных нами исследований профессионально-личностных качеств педагога показали, что специфика личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, его первостепенная ориентация на развитие личности ребенка предъявляет к нему определенные требования.

Выявлено, что важными, доминантными и необходимыми качествами такого педагога являются качества, составляющие гуманистический потенциал учителя – высокий интеллект (84,6 %), знание возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов (76,7 %), умение реализовать полисубъектные отношения (86,6 %), конструктивное взаимодействие (54 %), принятие себя и принятие других (66,8 %), эмпатичное понимание (42,2 %), открытость, искренность в общении (48,4 %). Среди других не менее значимых качеств – уверенность в себе, раскрепощенность.

При анализе самооценки обнаружено доминирующее положение личностных характеристик над профессиональными, при этом большинство педагогов относятся к себе весьма критично и зафиксировано, что учитель, ориентируясь на внешнюю оценку, перестает быть для себя авторитетом.

Сравнительный анализ профилей педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход, и учителей традиционных школ показал, что в профиле педагога, реализующего личностно ориентированный подход, явно выражены «творческость», «принятие другого», «сопереживание», «доброжелательность». Лишь такое качество как «деловитость» в профилях педагогов экспериментальной и контрольной групп представлено практически одинаково.

Сравнительный анализ профилей педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход, и учителей традиционных школ

О том, каким должен быть имидж педагога гуманистического плана и психологи, и учителя, преподаватели, и учащиеся, и родители как субъекты учебно-воспитательного процесса имеют представление. На основе их описаний мы составили структуру имиджа педагога, которого все чаще называют педагогом-фасилитатором.

Исследования в данном направлении ведутся нами с 2002 года. Нами разработана и апробирована на практике комплексная технология оптимизации процесса развития профессионально и личностно важных качеств педагога международной школы [4,6]. Профессионально-важными качествами, оцениваемыми с помощью психодиагностики, положенными в основу работы по оптимизации процесса развития профессионализма педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, выступали:

  • положительная мотивация и активная установка на добросовестное выполнение своих служебных обязанностей;
  • ответственность, самоконтроль и организованность;
  • готовность к сотрудничеству и совместной работе, конструктивному взаимодействию;
  • познавательная активность и достаточный уровень развития интеллекта;
  • эмоциональная зрелость, способность принимать решения в сложных ситуациях;
  • перспективное прогнозирование;
  • тенденция к доминированию (лидерские качества, способность убеждать);
  • высокая мотивация достижения успешных результатов;
  • коммуникативные качества.

Уровень выраженности показателей ПВК определялся 5-ю критериями:

1) очень низкий уровень;

2) низкий уровень;

3) средний уровень;

4) высокий уровень;

5) весьма высокий уровень.

Как известно, важным элементом в психодиагностике профессионально важных качеств являются подтверждающие и дополняющие методики. В используемом нами подходе степень выраженности каждого ПВК подтверждалась и дополнялась хотя бы дважды остальными методиками по принципу дополнения, подтверждения и уточнения психодиагностических показателей.

Изучение, например, ценностных ориентаций педагогов, реализующих личностно ориентированный подход, показало, что наиболее ценными для них выступают «развитие личности» – 42,5 %, «возможность творческой работы» – 48,6 %, «возможность профессионального общения» – 56,2 %, «возможность обменяться опытом и узнать новые методы работы» – 42,5 %, «возможность приобретения новых друзей» – 33,7 % и др. Именно эти ценности по результатам нашего опроса являются основными более чем для половины опрошенных педагогов (56,2 %). У всех опрошенных педагогов более выражена направленность на дело.

Кроме того, у всех опрошенных педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход, оцененных экспертами как успешные, на первое место выступает ценность «обеспечение возможностей профессионального роста».

Оказалось, что педагогов, реализующих личностно ориентированный подход, характеризует повышенная эмоциональность (отмечено у 78,6 % принявших в исследовании педагогов), при этом многих педагогов эмоциональное напряжение заставляет мобилизовать свои внутренние ресурсы, повысить уровень активности (56,4 %). Достаточно высок, хотя значительно ниже, чем в контрольной группе, у таких педагогов и уровень беспокойства, тревоги (27,8 %), от которой они избавляются разными способами – конструктивными – одна треть педагогов, неконструктивными более половины опрошенных, остальные выбирают способ ситуативно.

Психодиагностика не производится как разовая операция и предполагает проведение специальной коррекционной работы.

Это еще одно продуктивное направление развитие профессионализма педагога, которое включает формирующе-развивающие и корректирующие технологии, позволяющие развивать коммуникативные, организационные, управленческие, педагогические, аналитические, гностические умения и навыки, состоят из психолого-акмеологических индивидуальных, групповых тренингов, семинаров-практикумов, деловых и организационно-деятельностных игр и др.

Основная цель этого направления заключается в развитии рефлексивного компонента воспитательной деятельности работников – осознании своих возможностей, наиболее оптимальных с точки зрения личностных особенностей сфер приложения педагогической активности.

Следующим перспективным направлением психологической работы по развитию профессионализма педагога может выступить оценка уровня его психолого-педагогической компетентности при помощи специально подготовленного опросника.

Анализ результатов опроса показал, что высокий уровень психолого-педагогической компетенции присущ 76,1 % педагогов, реализующих личностно ориентированный подход. 7,2 % опрошенных показали низкий, а 16,7 % средний уровни психолого-педагогической компетентности. При этом важными показателями уровня психолого-педагогической компетентности педагога являются уровень образования, профессиональный опыт, победа на профессиональных конкурсах, а также установка на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и в общекультурном и в личностном плане, и умение самоорганизоваться.

В целом, можно отметить, что чем выше уровень психолого-педагогической компетентности педагога, тем адекватнее цели и выше уровень позитивной оценки качества решаемых педагогических задач. Примечательно, что большинство опрошенных нами педагогов основные трудности видят в себе, в недостаточных собственных знаниях, умениях, навыках практической деятельности, в недостаточном понимании ситуации и неумении найти быстрое и правильное ее решение.

Важным направлением развития профессионализма педагога, реализующего личностно ориентированный подход, выступает психолого-педагогическое просвещение. Главная цель психологического просвещения заключается в устранении имеющегося дефицита психологических знаний, умений, навыков, необходимых работникам для успешной воспитательной деятельности, развития ее гностического компонента.

В этом плане психолого-акмеологическое сопровождение направлено на:

  • знакомство с результатами новейших педагогических и психологических исследований;
  • формирование потребности в психологических знаниях и желание их использовать в практической и, прежде всего, педагогической деятельности;
  • овладение навыками психологической саморегуляции в целях повышения эффективности профессиональной деятельности.

Одним из возможных вариантов практического решения указанной проблемы может стать психоконсультирование, а также тренинги конструктивного взаимодействия и формирования индивидуальной «Я»-концепции педагога, целью которых является показать, что иногда трудности воспитательно-образовательной работы идут от недостаточного знания и понимания педагогом своих профессиональных и личностных качеств. Тренинговая работа поможет педагогу выйти на уровень осознания личностно-профессиональных проблем, будет способствовать развитию потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

Психологическая консультация направлена на выработку специальных рекомендаций для педагогов, обеспечивающих раскрытие их творческого потенциала, создание комфортных условий их деятельности, восстановление психологического ресурса, построение индивидуальных программ личностно-профессионального развития и траекторий личной карьеры.

Консультирование касается аспектов психологического содействия при решении проблем в психологически сложных ситуациях (конфликты, межличностные отношения и др.). В ходе психологической работы по консультированию целесообразны как групповые, так и индивидуальные консультации, проведение специальной работы по обучению основным приемам психологической защиты и конструктивного общения. Как показал анализ 330 часов индивидуальных консультаций педагогов за 2000 год, в настоящее время достаточно острую психологическую проблему представляют различные проблемы, связанные с социально-экономической ситуацией в стране, различные страхи и тревога, порождаемые этой ситуацией, страх за будущее свое и своих близких, повышенная эмоциональная возбудимость и наличие симптомов хронической усталости.

Гибкость системы психодиагностики и методики, используемые в психологическом анализе личности, позволяют диагностировать те качества, которые должны обеспечить профессиональную направленность их деятельности.

Таким образом, среди основных путей развития профессионализма педагога, реализующего личностно ориентированный подход в образовании, педагога-фасилитатора продуктивными выступают как традиционная, так и специально проводимая работа по психолого-акмеологическому сопровождению развития личности педагога и его профессионализма в целом.

Организованное психолого-акмеологическое сопровождение деятельности педагогов-фасилитаторов представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа и коррекции их профессионального и личностного развития, включает в себя диагностику индивидуальных психических качеств, направленную на создание у учителя целостного представления о своих профессиональных и личностных качествах с целью необходимой коррекции своего поведения; психолого-педагогическое просвещение и консультирование по устранению имеющегося дефицита психологических знаний, умений, навыков, необходимых для успешной воспитательной деятельности, развития ее гностического компонента; развивающую и корректирующую работу, направленную на развитие коммуникативных, организационных, педагогических навыков, состоящих из индивидуальных (SELF-тренинг) и групповых тренингов конструктивного взаимодействаия и формирования индивидуальной «Я»-концепции педагога, направленных на приобретение компетентности, грамотности в общении, на лучшее понимание себя и других, на точную самооценку.

Перспектив в исследовании проблемы имиджа педагога-фасилитатора достаточно много. Имеется реальная возможность построить стратегию эмпирического и теоретического исследований по вышеуказанной проблеме.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;

Бальскин М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.