Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF INFORMATIONAL EDUCATIONAL SPACE

Boyarinov D.A. 1
1 Smolensk State University
The article considers the problems of pedagogical management concerning the informational educational space. It analyzes different standpoints of understanding the term “pedagogical management”. Pedagogical management is understood here as the science of managing of educational systems and processes - the branch of pedagogics which object is the set of questions of organization of management in the sphere of education and in educational establishments. The structure of pedagogical management is considered, its three main components are singled out. The key functions and peculiarities of pedagogical management within the informational educational area are noted. The article describes the functions of pedagogical management as means of governing educational information (informational-analytical, motivational-aiming, planning-prognostic, organizational-performing, controlling-diagnostical, regulatory-corrective). The specific character of realization of informational-analytical, planning-prognostic, controlling-diagnostical and regulatory-corrective functions of pedagogical management within informational educational space. Common and specific functions are singled out and specified. Analyzed the role and place of pedagogical monitoring as one of organizational forms of management of educational process aimed at the increasing of its effectiveness. The paper considers the forms of continuous pedagogical monitoring in the sphere of informational educational process. The role of new informational technologies is traced out that attaches pedagogical management in the sphere of informational educational space a new quality - continuity. It is shown there that the use of new informational technologies based on formal modeling enables to raise the effectiveness of pedagogical management. It is singled out that the key technology of pedagogical management within informational educational process is the technology of provision of continuity. The conditions of realization of this technology are analyzed, the role of continuous pedagogical monitoring is shown as an indispensable condition of realization of the given technology. Formal models are enumerated in the paper, the which construction is necessary for the realization of technology of continuity.
informational educational space
pedagogical management
pedagogical monitoring
new informational technologies
Для современной отечественной педагогики характерен ряд актуальных тенденций. Отметим две из них. Во-первых, неуклонно растёт интерес к рассмотрению целостного педагогического процесса с позиций науки управления, что, в свою очередь, вызывает повышенное внимание к проблематике педагогического менеджмента. Во-вторых, не теряет своей актуальности проблема исследования различных педагогических аспектов информатизации системы образования. Один из наиболее значимых аспектов в данной области - создание и развитие информационных образовательных пространств. Естественным образом возникает вопрос исследования взаимного влияния двух отмеченных выше тенденций. В частности, актуальной является проблема выявления особенностей, присущих педагогическому менеджменту в условиях информационного образовательного пространства, являющаяся предметом настоящей статьи.

Цель исследования - выявить особенности педагогического менеджмента, обусловленные спецификой информационного образовательного пространства, установить основные направления повышения эффективности педагогического менеджмента в таких условиях.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического характера с учетом специфики каждого этапа работы: метод системно-структурного анализа; методы педагогического конструирования, моделирования, проектирования; теоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов по проблеме исследования; изучение научной периодической печати по теме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта.

Результаты

Стремление к рассмотрению целостного педагогического процесса с позиций комплекса наук об управлении приводит к повышению значимости проблематики педагогического менеджмента в отечественной педагогической мысли. При этом некоторые авторы также видят в развитии педагогического менеджмента один из путей формирования культуры управления [6]. При этом отмечается, что теория и практика педагогического менеджмента как основа эффективного управления позволяет ориентировать образовательный потенциал субъектов педагогического процесса «... не только на усвоение универсальных знаний, умений и навыков, но также на развитие личности, способной творчески применить полученные знания в практической деятельности, совершенствовать свою профессиональную культуру» [6]. Заметим, что использование теории педагогического менеджмента позволяет изменить всю парадигму управления в сфере образования. При этом происходит переход от традиционной системы управления, характеризующейся доминирующими вертикальными связями и, соответственно, субъект-объектными отношениями, к системе организационно-управленческого сотрудничества, характеризующейся доминирующими горизонтальными связями и субъект-субъектными отношениями [2]. Подобный переход весьма актуален для информационного образовательного пространства, характеризующегося, в частности, развитыми и гибкими горизонтальными связями [1].

Можно констатировать отсутствие в настоящее время единого общепринятого определения понятия «педагогический менеджмент». Анализируя различные взгляды на содержание данного понятия, можно выделить, условно говоря, «узкий» и «широкий» подходы к его определению. В рамках условного «узкого» подхода это понятие сводится непосредственно к учебной деятельности. К такому подходу, например, относится определение Л.В. Горюновой: «Педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях» [3]. В рамках условного «широкого» подхода данное понятие раскрывается через управление функционированием и развитием педагогических систем. Так, например, Н.В. Кузьмина, Е.Ю. Никитина, В.П. Симонов в понятие «педагогический менеджмент» включают «...комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение их функционирования и развития» [5]. Отдельные авторы особое внимание уделяют такому аспекту педагогического менеджмента, как управление учебной информацией [2]. С учётом такого подхода педагогический менеджмент можно определить как «...специфический вид управленческой деятельности педагога в группе, направленный на организацию учебного процесса, управление учебной информацией, организацию учебно-воспитательной работы, а также обеспечение коммуникации с целью формирования учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей достижение развития личности учащегося, готовой к жизни в новых социальных условиях» [2]. Согласно подходу В.А. Ситарова: «Педагогический менеджмент как наука управления образовательными системами и процессами - отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях» [6]. В целом, более общий подход к определению педагогического менеджмента представляется нам более перспективным, исходя из целей настоящего исследования.

Понятие информационного образовательного пространства как одной из форм информатизации системы образования достаточно подробно рассматривалось ранее на концептуальном и технологическом уровнях [1]. Заметим, что информационное образовательное пространство можно рассматривать как совокупность ряда компонентов:

- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационно-образовательного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационно-образовательным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий - программно-технических средств и организационно-нормативных документов [1].

Соответственно далее нам необходимо рассмотреть функции педагогического менеджмента применительно к условиям информационного образовательного пространства.

Согласно современным взглядам, структура педагогического менеджмента включает в себя триаду уровней. На первом уровне сконцентрированы задачи управления деятельностью педагогического коллектива. На втором уровне осуществляется управление деятельностью педагога. Третий уровень педагогического менеджмента ориентирован на управление деятельностью учащегося [6]. Отметим, что в рамках информационного образовательного пространства представлены все три уровня.

К числу основных задач педагогического менеджмента в первую очередь необходимо отнести следующие: постановка целей и планирование педагогического процесса, ресурсное обеспечение педагогического процесса, обеспечение высокой мотивации субъектов процесса, контроль и координация педагогического процесса, анализ результатов [6].

Учитывая особую роль информационных процессов в рамках информационного образовательного пространства, нам представляется перспективным подход А.В. Гвоздевой и В.В. Жилина, рассматривающих педагогический менеджмент в качестве в первую очередь средства управления учебной информацией [2]. При этом выделяются следующие функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией: информационно-аналитическая; мотивационно-целевая; планово-прогностическая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная [2]. Мы полагаем, что в условиях информационного образовательного пространства наибольшим значением будут обладать информационно-аналитическая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная функции.

Реализация информационно-аналитической функции основывается на изучении деятельности каждого структурного элемента, анализе результатов учебной деятельности, динамики и фактического состояния дел и позволяет обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов и методов управления [2]. В рамках информационного образовательного пространства реализация информационно-аналитической функции основывается на создании, ведении и поддержании в актуальном состоянии баз данных, содержащих всю необходимую информацию. Ведение подобных баз данных осуществляется обучающей системой (ядром информационного образовательного пространства [1]) в режиме реального времени.

Результатом реализации планово-прогностической функции является разработка и реализация конкретной учебной программы, включающей в себя модули управления учебной информацией, обеспечивающие освоение обучаемыми учебного материала и осмысление его значимости для решения задач обучения [2]. В рамках информационного образовательного пространства основой реализации планово-прогностической функции являются учебные программы и образовательные стандарты, хранящиеся в системе. Также, как отмечалось ранее [1], возможно построение индивидуальных образовательных траекторий. Вся необходимая для этого информация присутствует в системе.

Основная цель контрольно-диагностической функции - оперативное выявление, оценивание и анализ хода педагогического процесса и получаемых результатов, как окончательных, так и промежуточных. При осуществлении диагностирования как функции управления результаты рассматриваются в связи с путями и способами их достижения, выявляются тенденции и динамика формирования результатов учебного процесса. Реализация функции диагностирования предполагает выполнение ряда взаимосвязанных процедур: контроля, проверки и оценивания, накопления и последующего анализа статистических данных, выявления динамики и характерных тенденций, прогнозирования течения учебного процесса, повышения его качества [2]. В рамках информационного образовательного пространства контрольно-диагностическая функция приобретает новое, надличностное измерение - определённые функции менеджера учебной информации, наряду с педагогом (тьютором), приобретает обучающая система. При этом возможна непрерывная диагностика, при которой ход учебного процесса контролируется и анализируется в режиме реального времени.

Регулятивно-коррекционная функция управления основана на наблюдении, анализе и оценке результатов образовательного процесса. При этом должны отслеживаться, фиксироваться и анализироваться успехи и трудности обучаемых, проектироваться и реализовываться меры педагогического воздействия для корректировки хода педагогического процесса [2]. В рамках информационного образовательного пространства регулятивно-коррекционная функция будет осуществляться на основе анализа информации о текущих параметрах учебного процесса, достигнутых промежуточных результатах и соотнесения их с эталонными значениями, в частности, поставленными целями обучения. Информация о текущем состоянии педагогической системы будет поступать непрерывно, в реальном масштабе времени, эталонные значения будут храниться в системе. Таким образом, при наличии эффективных алгоритмов обработки поступающей информации возможен непрерывный процесс выработки корректирующих управляющих воздействий.

На основе проведённого выше анализа специфики четырех функций, можно сделать вывод о том, что в рамках информационного образовательного пространства существуют все предпосылки для их непрерывной реализации, что придаёт им и всему педагогическому мониторингу в этих условиях новое свойство - непрерывность. Мы полагаем, что ключевой технологией педагогического менеджмента в рамках информационного образовательного пространства должна быть технология обеспечения непрерывности. Естественным образом возникает вопрос о способах реализации этой технологии. Основываясь на поведённых ранее исследованиях [1], можно сделать вывод о том, что основным способом должно являться использование непрерывного педагогического мониторинга.

Для эффективной реализации процедур педагогического менеджмента, обеспечения принятия обоснованных управленческих решений информационное образовательное пространство должно получать оперативную, надежную, полную и достоверную информацию о состоянии основных параметров учебного процесса. Такая информация может быть получена в результате осуществления педагогического мониторинга как целенаправленного, специально организованного, непрерывного слежения за изменением основных свойств педагогической системы. Целью реализации процедур мониторинга выступает оперативное принятие адекватных управленческих решений по коррекции хода образовательного процесса на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Мы отмечали ранее, что ведущим свойством педагогического мониторинга в условиях информационного образовательного пространства является непрерывность [1]. Такая особенность мониторинга как источника информации для реализации процедур педагогического менеджмента позволяет ставить вопрос о придании нового свойства - непрерывности - самому педагогическому менеджменту в рамках информационного образовательного пространства. Непрерывный педагогический менеджмент обеспечивает реализацию информационно-аналитической, планово-прогностической, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной функций в режиме реального времени. При этом происходит повышение эффективности всего процесса за счёт значительного уменьшения временного лага между изменением состояния педагогической системы и формированием управляющего (корректирующего) воздействия. Соответственно мы предлагаем в качестве ключевой технологии педагогического менеджмента в рамках информационного образовательного пространства рассматривать технологию обеспечения непрерывности. Исходя из изложенного выше, можно констатировать, что необходимым условием реализации данной технологии является использование непрерывного педагогического мониторинга. В свою очередь, такой мониторинг в существенной мере основывается на новых информационных технологиях. В рамках информационного образовательного пространства осуществляется оперативная связь системы мониторинга с базами знаний, в которых хранится, в частности, информация о текущем уровне обученности, психологических характеристиках учащегося (в том числе предметных способностях) и истории процесса обучения. Аналогичные базы содержат информацию о стиле работы тьютора, его психологических особенностях и истории деятельности. Для обеспечения работы таких баз данных необходимо создание формальной модели педагогического процесса и его основных субъектов и поддержание этой модели в актуальном состоянии. В частности, необходимо создание модели текущей структуры знаний, умений и навыков учащегося, его компетенций и отдельных психологических свойств. Необходима также разработка алгоритмов построения моделей, их обновления и корректировки, а также алгоритмов решения целевых задач педагогического менеджмента на этих моделях. Отдельные из отмеченных задач можно отнести к уже решенным [1]. К ним относятся проблемы построения модели теоретического материала, моделей учебного задания и систем учебных заданий, модели знаний, умений и навыков учащегося, разработки алгоритмов оптимального индивидуального отбора систем учебных заданий и алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся [1].

Таким образом, в условиях информационного образовательного пространства мониторинг сохраняет свою роль звена в процессе управления качеством образования (в рамках традиционной схемы управления: планирование - деятельность - мониторинг - оказание управляющих воздействий). Более того, он приобретает некоторые новые свойства, ключевым из которых является обеспечение непрерывности внутренних информационных процессов  и за счёт этого информационной целостности всего пространства. Это свойство, в свою очередь, является основой ключевой технологии повышения эффективности педагогического менеджмента - технологии обеспечения непрерывности. Отметим также, что в условиях информационного образовательного пространства наиболее полно можно добиться решения вопроса об удовлетворении потребностей субъектов образовательного процесса в оперативном получении информации о текущих параметрах и результатах процесса обучения учащихся, обеспечения непрерывного контроля их качества на основе использования новых информационных технологий [4].

Можно сделать вывод о том, что в условиях информационного образовательного пространства существуют предпосылки для повышения эффективности педагогического менеджмента. Ключевой технологией повышения эффективности педагогического менеджмента в таких условиях является технология обеспечения непрерывности, основанная на непрерывном педагогическом мониторинге. В основе непрерывного мониторинга - формализованные модели субъектов и объектов информационного пространства. Система мониторинга как часть информационного образовательного пространства взаимодействует с предметной средой (учащиеся, тьюторы, различные учебные заведения, система управления образованием и т.д.) посредством этих моделей.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Администрацией Смоленской области научного проекта №14-16-67012.

Рецензенты:

Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск;

Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.