Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF WAYS OF TECHNOLOGY OF RETORISATION FOR THE ORGANIZATION OF A LESSON IN A MODERN SCHOOL

Nikulchenkova E.V. 1
1 Moscow City Pedagogical Institute
The article concerns the description of didactical ways of technology of rehorisation for the organization of lesson. One more argument is suggested to consider rehorisation as a technology. Derivate rehorisation is formed with the help of suffixes. Suffixes bring to the meaning of the word a technological sign, namely the process. So, the technology of rehorisation is the process of inculcation of rehorical ways to the lesson, the methods of teaching, the organization of sludying. Rehorical ways are constructive and creative, they are useful at any lesson at school and help to solve educational, upbringingal and developing aims of the lesson. Promoting the development of pupils’ speech, the technology gives the opportunity to whorl not only with educational – scientific style in pupils’ speaking, but to create texts in artistic and publical styles. The lesson is analyzed in the article from the point of vein of educational speaking situation. The important educational potential of speaking situation are internal circumstances, they are the aim and the motivation. Thanks to internal circumstances of educational – speaking situation, goes the process of getting of subjects’ knowledge, developing of individual abilities of a person, training of memory and thinking. The rehorical ways are described in the article as «through whole lesson elements» of the lessons, which let consider the lesson as rehorised. Rehorical task, rehorical game, rehorical analyses of the texts, working with speech models and others relate to such way . Didactical ways of technology form and develop the communicative competition of pupils.
«through whole lesson elements»
lesson
rithorisation
Цель статьи - описать эффективные формы организации образовательной деятельности учащихся. Задача - создание моделей вариативных форм организации учебной деятельности,  организация урока.

Обосновывается идея о том, что «сквозные элементы урока» организуют технологическое пространство риторизации. Значительное внимание уделяется риторическим приемам: риторической задаче, риторической игре.

Изучая современный урок как основную дидактическую единицу школьной жизни, наука предлагает дать ответы на вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? и КАК УЧИТЬ? Ответ на первый вопрос дают программа учебного предмета, параграф учебника, задания, методические рекомендации для учителя. Так определяется содержание урока. Ответ на второй вопрос дает каждый учитель перед каждым уроком, выбирая рациональные методы, приемы и средства обучения, продумывая структуру урока, которая должна способствовать активной познавательной деятельности учащихся. Последнее как требование заложено в современных образовательных стандартах - ФГОС.

Современная педагогическая наука предлагает учителю немало технологий, способных реализовать образовательные, воспитательные и развивающие цели. Риторизация - одна из них.

Риторизация является технологией (это доказано в нескольких работах автора). Словообразовательный анализ слова «риторизация» - еще одно доказательство отнесенности риторизации к технологии. Риторизация - единица словообразовательной системы русского языка, которая имеет определенную структуру, т.е. состоит из морфем: корня - ритор-, двух аффиксов -из- и -аци- и флексии -а (я). Корень слова - носитель основного элемента лексического значения слова. В нашем случае корень - ритор- - корень с предметным значением: 1) наука об ораторском искусстве, теория красноречия; 2) излишняя приподнятость изложения, напыщенность; 3) в старину: название младшего класса духовной семинарии [8, с. 719]. Наличие двух глагольных аффиксов указывает на словообразовательный тип (совпадают три признака: во-первых, производное слово - одна и та же часть речи; во-вторых, у них одинаковое словообразовательное значение; в-третьих, совпадают средства словообразования), который используется и в словах - «схематизация», «стандартизация», «витаминизация», «технологизация». Таким образом, дериват РИТОРИЗАЦИЯ появился с помощью суффиксального способа словообразования. Суффикс -аци- стал активно использоваться именно в XX в. Данный аффикс присоединяется к глагольной основе на -изировать и вносит в производные существительные значение «действие безотносительно к длительности и характеру течения процесса» [10]. В дополнительном лексическом значении, которое добавляется к слову с помощью суффикса -аци-, тоже назван необходимый и достаточный признак технологии - ПРОЦЕСС, который позволяет утверждать, что слово «риторизация»  может быть объяснено следующим образом: процесс внедрения приемов риторики в урок, в методику преподавания, в организацию учебного процесса. По аналогии со значением слов: «стандартизация», «витаминизация», «схематизация».

Итак, риторизация - это осуществление образовательного и воспитательного процесса по законам риторики, использование риторических приемов для организации урока в современной школе.

Новизна данной технологии заключается в том, что у учителей нет необходимости интегрировать содержание предметов, но есть единый арсенал приемов, направленных на развитие речи учащихся, формирование коммуникативной компетенции. Приемы технологии способствуют решению образовательных задач, таких как разрушение шаблонов в речи школьников, боязнь создания высказывания, безадресность создаваемого текста. Большинство приемов носят конструктивный и творческий характер, а потому позволяют решать и воспитательные цели урока, дают возможность ученику для творчества, учат его эффективному общению. Приемы технологии позволяют учащимся овладевать действиями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливать связь между ними, поскольку характерной чертой процесса риторизации является сопряжение мыслительной и речевой деятельности. Риторические приемы касаются не только учебно-научного стиля, который требуется в традиционных заданиях по развитию речи учащихся, но и создания текстов в художественном и публицистическом стилях. Прежде всего эта особенность технологии осуществляется на этапе предъявления учащимся текста-образца и прослеживается в формулировке заданий.

С позиции риторизации можно рассматривать главный элемент образовательного процесса - урок - учебно-речевую ситуацию (УРС). Проблема выделения УРС рассматривалась в работах А.А. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, Т.А. Ладыженской, Н.Д. Десяевой, А.К. Михальской и иных авторов. УРС не противоречит ни одной науке, преподаваемой в школе: естественно-научной, физико-математической, общественной, потому что «речевое событие - некое законченное целое со своей формой, структурой, границами, когда необходимы речеведческие основания для характеристики целостности урока как речевой структуры» [7, с. 72]. Учебное занятие - это процесс общения. Учебная ситуация - потенциально риторическая ситуация, поскольку основывается на отношениях участников образовательного процесса, партнеров, коммуникантов: учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - текст.

Можно утверждать, что в рамках урока складывается не одна, а несколько речевых ситуаций в зависимости от задач, поставленных учителем на определенном этапе учебного занятия, а также от партнеров процесса общения.

Кроме того, структурную основу речевой ситуации составляют внешние и внутренние обстоятельства. И если внешние обстоятельства (место, время) заложены системой образования: учебная комната, сорок пять минут, первая половина дня, то внутренние обстоятельства (мотив и цель) очень важны для учителя и определяются им (цель). Учебная речевая ситуация «отличается в этом случае отчетливо выраженной учебной направленностью и ориентацией на конкретный результат» [7, с. 67]. Такой компонент, как мотив, - важный риторический потенциал учебной ситуации, благодаря нему реализуются основные цели урока: присвоение знаний учащимися, развитие индивидуальных способностей личности, тренировка памяти и мышления.

Учебно-речевая ситуация требует от учащегося восприятия информации,  осмысления ее, демонстрации своего понимания с помощью вербального средства общения - вторичного текста. Это могут быть спонтанное высказывание, подготовленный текст в виде творческой работы, письма, рецензии, отзыва и т.д. Кроме того, учащемуся приходится оценивать ситуативный контекст речевого события (условия конкретной речевой ситуации), соотносить ее с предметом речи - темой урока, изучаемым материалом, адресатом. Основная цель предстоящей на каждом отрезке урока (учебной ситуации) деятельности - овладение учащимися речевыми действиями. К таковым относится работа над созданием высказывания текста-письма, текста-рассказа, текста - развернутого ответа, и не только в учебно-научном, но и в публицистическом, художественном стилях.

Речевая деятельность действительно становится средством продвижения в освоении предмета. Преподавание любой учебной дисциплины средствами риторической деятельности участников процесса, заложенной в учебно-речевую ситуацию, позволяет совершенствовать образовательный процесс.

Таким образом, урок, сценирование которого осуществляется с помощью приема «учебно-речевая ситуация», можно считать риторизированным.

Используя идею Т.А. Ладыженской о «принципе сквозных методических идей», объединяющих курс «Школьной риторики», сформулируем для риторизации понятие «сквозные элементы уроков», которыми и будем считать риторические приемы, определяющие школьный урок как риторизированный.

Рассмотрим несколько риторических приемов: риторическую задачу, риторическую игру, риторический анализ текста,

Задача - традиционное задание для предметных областей «математика» и «информатика». Структурно задача состоит из трех частей: условия, вопроса и решения. Структурность сохраняется и в риторической задаче, только условием может быть текст, содержащий проблемную ситуацию, вопрос, сформулированный учителем в зависимости от целей и задач урока, а решением будет одно предложение, текст - развернутое высказывание, которое предстоит создать каждому ученику.

Используемые учителем тексты способны влиять на становление многих качеств личности учащихся: нравственных, патриотических, эстетических, экологических и др.

Рассмотрим несколько вариантов заданий.

Прочитайте отрывок из стихотворения С.Есенина «Цветы»:

Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами,

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василек» [3, с. 123].

Найдите «нежные слова» для василька в тексте. Опишите (сочинение-миниатюра 3-4 предложения) этот цветок, постарайтесь передать свое отношение к полевому васильку.

Разберем это задание с точки зрения технологического приема. Текст известного советского поэта является условием риторической задачи, задание, сформулированное учителем, - это вопрос; решением этой задачи будут творческие работы учащихся.

Прочитайте отрывок из знакомой вам сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».

- Глупости! - рассердилась Мышь. - Вечно всякие глупости! Как я от них устала! Этого просто НЕ ВЫНЕСТИ!

- А что нужно ВЫНЕСТИ? - спросила Алиса (она всегда готова была услужить). - разрешите, я помогу!» [6, с. 49].

Сколько значений выделенного слова, по-вашему, знала Алиса? Составь для одноклассника толкование этого значения, используя описательный оборот.

Разберем это задание с точки зрения технологического приема. Фрагмент из сказки является условием риторической задачи. Из контекста ясно, что Алиса знает только одно значение слова. По ее мнению, вынести - значит удалить, убрать за пределы чего-то. Задание, сформулированное учителем, - это вопрос; решением этой задачи будет высказывание учащихся, демонстрирующее понимание этого текста.

 К риторической задаче следует отнести задания «продолжите текст». Тексты, используемые учителем на уроках, должны быть сюжетными, юмористическими, познавательными. Вот один из вариантов задания. Работаем с текстом художественного стиля. Адаптированный для учащихся текст В. Шаламова «Стланик», рассказ, созданный в 1960 г. Задача учащихся - продолжить, закончить текст.

«На Крайнем Севере, на стыке тайги и тундры, среди карликовых берез, низкорослых кустов рябины с неожиданно крупными светло-желтыми водянистыми ягодами, среди шестисотлетних лиственниц, что достигают зрелости в триста лет, живет особенное дерево - стланик. Это дальний родственник кедра, кедрач, - вечнозеленые хвойные кусты. Он неприхотлив и растет, уцепившись корнями за щели в камнях горного склона. Он мужествен и упрям, как все северные деревья. Чувствительность его необычайна.

Поздняя осень, давно пора быть снегу, зиме. По краю белого небосвода много дней ходят низкие, синеватые, будто в кровоподтеках, тучи. А сегодня осенний пронизывающий ветер с утра стал угрожающе тихим. Пахнет снегом? Нет. Не будет снега. Стланик еще не ложился. И дни проходят за днями, снега нет, тучи бродят где-то за сопками, и на высокое небо вышло бледное маленькое солнце, и все по-осеннему...

А стланик гнется. Гнется все ниже, как бы под безмерной, все растущей тяжестью. Он стелется. Он похож на спрута, одетого в зеленые перья. Лежа, он ждет день, другой, и вот уже с белого неба сыплется, как порошок, снег, и стланик погружается в зимнюю спячку, как медведь.

 В конце зимы, когда снег еще покрывает землю трехметровым слоем, люди тщетно ищут признаков весны в природе, хотя по календарю весне пора уж прийти.

И вот...» Здесь делается пауза, и учащиеся предлагают свои варианты завершения. Можно процитировать им в конце авторский вариант: «...среди снежной бескрайней белизны, среди полной безнадежности вдруг встает стланик. Он стряхивает снег, распрямляется во весь рост, поднимает к небу свою зеленую, обледенелую, чуть рыжеватую хвою. Он слышит неуловимый нами зов весны и, веря в нее, встает раньше всех на Севере. Зима кончилась».

Прием «продолжи фразу» помогает школьнику с помощью вербальных средств воплотить собственную мысль, завершая афоризм или интересное высказывание. Условия задачи предложены в начале фразы, в поисках решения задачи учащемуся предстоит соответствовать стилю и сохранить авторский замысел: «Кто говорит, тот сеет, кто... (слушает, тот собирает жатву)» [2, с. 295].

Задание «продолжи стихотворение» позволяет учащимся использовать предметные знания о стихотворном ритме, рифме, стремиться к максимальному их сохранению. Данное задание позволяет детям ощутить процесс сочинительства, вдохновения, открывает возможности для самостоятельного поэтического творчества. Разновидностью данного задания может быть подбор эпитета или метафоры к тексту стихотворения.

Можно предложить следующие дидактические разновидности риторической задачи: сформулируй вывод, который содержится в притче, создай высказывание, выражающее суть текста. К  риторической задаче относятся и задачи, условия которых сформулированы учителем и предполагают описание бытовой речевой ситуации, когда, например, являясь свидетелем того, что друг на уроке получил плохую оценку, ребенку необходимо придумать высказывание, которое поддержит одноклассника. Другие примеры речевой ситуации: ты узнал, что у одноклассника день рождения. Поздравь его. Одноклассник уезжал на спортивные соревнования и вернулся призером Международного чемпионата. Восхитись победой и скажи комплимент.

Ситуация поиска, которая создается благодаря использованию данных приемов на уроке, способствует раскрепощению ребенка и осознанию того, что язык не только учебный предмет, но и необходимый инструмент, обслуживающий жизнедеятельность человека. Данный прием можно использовать на любом из этапов традиционного, комбинированного  урока (по классификации уроков Ю.А. Конаржевского) [4, с. 80].

Риторическая игра - прием, активизирующий деятельность учащихся на уроках, позволяющий использовать элементы состязательности.

 В рамках риторизированного урока, используя прием «риторическая игра», можно провести ролевую игру. К доске вызывается желающий. Он мим. Его задача - с помощью мимики и жестов, невербальных средств общения изобразить выражение, которое описано. Мим знакомится с текстом. Например, «На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повел потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: "На воре шапка горит!" Один человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдает себя нечаянным словом или поступком» [1, с. 130]. Сидящим за партами ученикам необходимо не только отгадать выражение, но и постараться придумать ситуацию, к которой оно применимо. Таким же образом можно предложить учащимся поработать над высказыванием «казанская сирота», «спустя рукава» и другими, которые можно легко изобразить с помощью небольшого количества  жестов и мимики.

Для того чтобы школьники учились слушать друг друга, можно предлагать задания «по цепочке». Данную форму работы можно использовать на любом уроке и на разных его этапах, в том числе как разминку: «Подберите сравнение по цепочке к слову "физический закон", "химический элемент"». Задание, актуализирующее знания учащихся и активизирующее их деятельность на уроке, - подбор ассоциаций. Такой прием оживит организационный этап урока, мотивационную его фазу.

Еще одно задание, которое тоже можно выполнять по цепочке, объединив предварительно учащихся в пары или группы. После знакомства учащихся с текстом: «Произнося многие слова, мы порой  и не подозреваем, что это - своеобразные памятники людям. Так, слово ДИЗЕЛЬ впитало в себя имя изобретателя этого двигателя, немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Сталелитейная печь МАРТЕН названа в честь французского металлурга Пьера Мартена. МАНСАРДА получила название по имени французского архитектора Ф. Мансара. САКСОФОН увековечил имя своего изобретателя - бельгийского мастера духовых инструментов А. Сакса. Плотная бумага для черчения и рисования ВАТМАН носит имя владельца английской бумажной фабрики Ватмана и т.д.» [1, с. 192] им предлагается задание: «Подберите известные вам слова, получившие названия от имен собственных. Кто больше? Объясните, что эти слова обозначают. Узнайте, когда жили и чем занимались эти люди». По итогам такого упражнения можно провести и внеклассное мероприятие, например круглый стол, на котором аудитория познакомится с новой информацией. Можно заранее оговорить жанр выступления: похвальное слово, статья в словарь и др.

Порождение высказывания с помощью топосов (родовидовая характеристика, определение, выделение свойств предмета речи, соотношение целого и частей предмета, выявление причинно-следственных связей, сравнение предметов, явлений, людей, ситуации, обращение к происхождению или смыслу слова) - сквозной риторизированный элемент урока. Создание риторического определения («топос» - «определение»), например,  позволяет учащемуся выразить свое отношение к нему и построить высказывание, используя речевую модель.

Одним из вариантов работы может быть следующее задание: «Вода - удивительное вещество. В зависимости от температуры вода может превращаться в облака, туман, росу, дождь, град, иней, снег или лед» [9, с. 20]. Можно попросить учеников проанализировать определение с точки зрения стиля. Следует обратить их внимание на то, в каком значении используются слова: в прямом (научный) и переносном (художественный). А далее сформулировать задание: «Построй риторическое определение». Топос «выделение свойств предмета речи» можно использовать для создания текста-описания. Например: «Опиши контурные карты, картину, любимую игрушку, историческое событие, книгу и т.д. Найди в предмете самую яркую деталь: черту, сторону, качество, назови нужную функцию».

Речевой (риторический) анализ текста также является риторическим приемом и предполагает ответ на следующие вопросы: Кто автор? Кому адресовано? Зачем создается данный текст? Где и когда происходит общение? Какова тема высказывания? Какие речевые средства использованы? (Т.А. Ладыженская).

Рассмотрим этот прием. Предъявим учащимся текст для анализа: 

«Уважаемые друзья!

Галя, Крокодил Гена и Чебурашка приглашают всех, кто хочет найти друзей, в Дом дружбы.

Мы ждем вас каждый день с 9.00 до 18.00.

Наш адрес: ул. Большая Пирожная, Дом дружбы, звонить один раз».

Предлагаем учащимся ответить на вопросы по тексту официально-делового стиля:

  • Кто является автором, инициатором приглашения?
  • Кому приглашение адресовано?
  • Узнали ли вы героев известного мультфильма?
  • Зачем они создали это приглашение?
  • Удалось ли им реализовать свое намерение?
  • Найдите повторяющиеся в приглашении слова. Запишите их. Почему автор позволил себе употребить их несколько раз? О чем это приглашение? А что автор сказал ненамеренно?
  • Разделите приглашение на части.

Кроме образовательной, этот текст выполняет еще и воспитательную функцию. Текст знакомит учащихся с образцом официально-делового стиля, приглашением. Можно попросить написать свое приглашение по образцу. Риторический анализ текста отличается от комплексного анализа текста, принятого в школе: анализ текста с точки зрения речевой ситуации актуализирует представление учащихся об авторе и адресности любого высказывания.

Дидактические приемы технологии позволяют добиваться того, что речевая деятельность становится для учащегося способом реализации его общественно-коммуникативной потребности. Речь связана с мышлением. Поэтому развитие речи позволяет формировать индивидуальные способности личности, тренировать восприятие, память, внимание. Если риторизация становится системообразующей учебного процесса, приемы применяются на каждом уроке, учащийся от этого только выигрывает. Его активная роль на каждом уроке становится не только декларацией, заложенной в государственных документах, но и технологически обусловленной.

Рецензенты:

Ассуирова Л.В., д.п.н., профессор  кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва;

Криворотова Э.В., д.п.н., профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва.