Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF MORAL QUALITIES AMONG COLLEGE STUDENTS

Mordanova S.M. 1
1 Kostanai Social-Technical College
This article reveals the urgency of formation of moral qualities among College students, which are determined by the normative documents of Kazakhstan and the Russian Federation and the recognition of the pedagogical community of the need for sustainable socio-political situation in the society. The role of ethnological containing great potential educational tools that can make effective changes in the educational process of the College. Analyzed the contribution of the studied phenomenon in Russian and foreign scientists. Reasoned choice of the three conditions, effectively influencing the decision of this problem: cooperation with national cultural centre (NCC), updating the ethnic characteristics of students enrolled in College and interaction between teaching staff and parents in the educational process at the College. The results of development of moral qualities among College students compared at different stages of the experiment.
cooperation
social group
updating
ethnopedagogics
relevance
moral qualities
interaction
condition

Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы: возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахского народа и других национальностей, проживающих в стране, являются одной из важнейших задач государственности. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа. Это утверждение отмечено в Послании Президента Республики Казахстан - одной из ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие [10]. Статья 19 Конституции Республики Казахстан утверждает право на пользование родным языком и культурой [5]. В Конституции Российской Федерации, в Статье 19 пункте 2 записано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» [6].

Сегодня перед педагогической наукой поставлена задача использования потенциала образования и воспитания в целях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления межнациональной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства [8].

Современная педагогика находится в активном поиске новой парадигмы воспитания, способной эффективно влиять на духовно-нравственное развитие подрастающих поколений [3], процессе которого формируется признание многокультурности мирового общества, создается возможность поддержания традиций, побуждение личности к активному творческому созидательному изменению существующих в жизни проблемных ситуаций [4]. Особый подход в решении проблемы формирования нравственных качеств у подрастающего поколения необходим в молодежной среде. Но, обобщая сказанное, отметим, что пути решения данной задачи осложнены негативными изменениями в общественной жизни. Реформы, произошедшие за последние десятилетия в Казахстане, значительно изменили социально-культурную жизнь, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения [11]. Но нравственные качества, в частности, патриотизм, межэтническая толерантность, ответственность, не являются значимыми для студенческой среды. Особенно актуальна проблема формирования нравственных качеств у студентов, обучающихся в колледже, получающих специальность на базе основного общего образования. Практика подтверждает, что на результативность воспитательной работы влияет специфика профессиональных образовательных организаций. Возраст студентов характеризуется рядом особенностей, которые определяют форму отношений студента со взрослыми: главенствующий тип деятельности, особенности психических процессов, уровень базового образования и т.д. В этом возрасте осознаются и развиваются социальные потребности, усиливается рефлексия, самоанализ, происходит превращение моральных императивов во внутренние регуляторы поведения [13]. Весьма важным является то обстоятельство, что подростки существуют в обществе не только как подрастающее поколение - самоизолированная субстанция, - но и как группа, участвующая в общественной жизни и вступающая в определенные социальные отношения [5].

В соответствии со сказанным, следует отметить, что преподавательскому составу необходимо целенаправленно формировать нравственные качества обучающихся студентов, что позволит им не только успешно пройти адаптацию в учебном учреждении в процессе образовательной деятельности, от которой зависит морально устойчивая способность ответственного отношения за свои действия, осознание необходимости устойчивой социально-политической обстановки в социуме, но и поможет вхождению подрастающего поколения в жизнь общества и его становлению в качестве субъекта конкретного исторического процесса. На данном этапе формирование нравственных качеств в условиях колледжа у обучаемых, находящихся в единстве с представителями других этносов, - важная задача, так как студенты - это многонациональная социальная группа.

На данный процесс способна оказать влияние этнопедагогика, содержащая большой потенциал воспитательных средств.

Г.В. Нездемковская определила этнопедагогику как междисциплинарную область научного знания, сформировавшуюся на стыке философии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающую традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах [8]. Одним из первых к разработке проблем этнопедагогики обратился Г.Н. Волков, который определил ее как науку, изучающую особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохранившиеся благодаря национальной системе воспитания, и претерпевающую эволюцию вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа [1].

Включенный в диссертационное исследование раздел, раскрывающий педагогические условия реализации экспериментальной области работы, выявляет образование той среды, способной повысить эффективность рассматриваемого вопроса, описание которой позволяет раскрыть авторское видение решения изучаемой проблемы, определяет его место в образовательном процессе и связано с анализируемым состоянием и представлением сочетания условий, непосредственно влияющих на эффективное использование потенциала рассматриваемого педагогического феномена.

Для более полного раскрытия сущности и содержания педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики, обратимся к рассмотрению понятия «условие».

Термин «условие» трактуется в словаре С.И. Ожегова как, во-первых, «обстоятельство, от которого что-либо зависит», во-вторых, как «требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон», и, в-третьих, как «правила, установленные в какой-либо области жизнедеятельности и требования, из которых следует исходить» [9].

Процесс формирования нравственных качеств является сложной системой, реализация которой возможна в сознательно созданных условиях, которые мы, вслед за Е.А. Гнатышиной, представляем как систему [2] и в связи с этим определение данных понятий является основным путем достижения результата.

Мы выделили три педагогических условия формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики:

- сотрудничество с национальными культурными центрами (НКЦ);

- актуализация этнических особенностей студентов, обучающихся в колледже;

- взаимодействие преподавательского состава и родителей в системе учебно-воспитательного процесса в колледже.

В нашем исследовании сотрудничество мы рассматриваем как совместную деятельность преподавателя (куратора), студента и активистов НКЦ, которая направлена на достижение цели в процессе взаимодействия всех субъектов [14].

Внедрение данного условия в образовательный процесс мы определили следующими этапами:

1) Ознакомление студентов с деятельностью национальных культурных центров путем проведения встреч, бесед, круглых столов с руководителями и активистами центра, экскурсий, пассивного наблюдения за проведением мероприятий с последующим анализом, обсуждением, нахождением интересных задумок. Данные виды работ позволяют студентам не только узнать новую информацию о разных этносах, но и решить проблему этнического самоутверждения;

2) Составление плана мероприятий, в которых студенты желают принять участие, приобщение к данному этапу родителей с целью оказания консультативной помощи. Второй этап характеризуется появлением мотивации студентов как основного из аспектов формирования нравственных качеств;

3) Непосредственное участие в мероприятиях, организованных и проводимых национальными культурными центрами (фестивалях, дебатах, конкурсах, форумах и т.д.), что способствует самовыражению, самоопределению, формированию этнического самосознания, социально-этических норм поведения в сфере межнациональных отношений (межэтнической толерантности), ответственности за порученное дело.

Реализация данного условия осуществляется путем проведения встреч, круглых столов, диалоговых площадок, мероприятий (фестивалей, конкурсов, форумов), тренингов, семинаров и др.

Проведенные мероприятия являются важным звеном процесса, поскольку упорядочивают деятельность субъектов на каждом уровне проведения исследования, оказывают непосредственное влияние на развитие процесса формирования нравственных качеств.

Актуализация этнических особенностей в коллективе является оптимальным условием формирования нравственных качеств у студентов в поликультурном коллективе.

Под актуализацией этнических особенностей мы понимаем мобилизацию преподавателем познавательного интереса студента по отношению к своему этносу.

В контексте анализа определим этапы реализации, так как данное условие предполагает внедрение в образовательный процесс средств воспитания и обучения, стиль поведения, характерные для определенного этноса:

1) Проведение анкетирования с целью соотнесения каждого члена группы с определенным этносом с последующим анализом этнических особенностей студентов;

2) Внесение в учебно-воспитательный процесс мероприятий, по возможности традиционных для представителя каждого этноса в студенческом коллективе;

3) Активное участие в мероприятиях, характеризующих определенный этнос, инициаторами которых являются студенты.

Проблема взаимодействия семьи и колледжа - активно развиваемая проблема в педагогике.

Развитие студента в семье и колледже осуществляется в единстве - преподаватели и родители воспитывают одних и тех же детей, решая общие цели и задачи в процессе обучения. Партнерские отношения, оформленные в сотрудничество, позволяют составить индивидуальную карту студента, включающую анализ поведенческих реакций, отношения к окружающим, определении роли в образовательном процессе Решение данной задачи предполагает следующие этапы включения в деятельность родителей:

1) Формирование у родителей понимания роли в воспитании ребенка;

2) Осознание понимания значимости сотрудничества с колледжем, своей роли в формировании уважительных отношений между родителями и детьми;

3) Активизации участия образовательном процессе колледжа.

Для определения уровня сформированности нравственных качеств были применены несколько диагностических методик: анкетирование, психологические диагностики, наблюдение, совокупность результатов которых определили исходные и итоговые уровни сформированности.

Проведя необходимые процедуры исследования в учебной и внеурочной деятельности, мы объединили данные результаты и разбили по уровням сформированности нравственных качеств, для опроса использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова), измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук.) опросник «Ответственное поведение» Л.И Дементий, в адаптации Т.В. Слотиной, О.А Андросовой.

На формирующем этапе исследования после проведенной целенаправленной работы на основе построенной модели возрос интерес к народным традициям и обычаям, устному народному творчеству. Студенты принимали активное участие в мероприятиях, проводимых Домом Дружбы, интересовались историей, культурой, обычаями и традициями разных народов, усвоили значение нравственных категорий «ответственность», «патриотизм», «межэтническая толерантность», включились в разные виды деятельности, овладели поликультурными, коммуникативными компетенциями, увеличилось количество обучаемых, овладевших государственным языком.

В ходе экспериментальной работы сравнительный анализ итогов констатирующего и итогового этапов эксперимента позволил подтвердить положительную динамику, которая произошла в процессе формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики (уровень нравственных качеств повысился в ЭГ-1 более чем на 33%).

Таким образом, результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены. Выявленные педагогические условия действительно обеспечивают эффективность процесса формирования нравственных качеств средствами этнопедагогики.

Рецензенты:

Уварина Н. В., д.п.н., профессор, ГОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск;

Абдурахимов Ю. В., д. э.н., профессор, генеральный директор ООО «Уралмрамор», г. Верхний Уфалей.