Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE TECHNIQUE OF PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE FEDERAL STATE FIRE SUPERVISION EXPERTS

Simonova O.S. 1
1 FGBOU VPO "Magnitogorsk state technical university of G. I. Nosov"
The question of features of professional adaptation as experts of federal state fire supervision – the state fire supervision inspectors is considered. For high-quality training in features of a profession by the author the technique of pedagogical maintenance of professional adaptation of experts including set of methods, receptions, means for realization in pedagogical process is offered. The author developed and introduced by means of this technique the pedagogical conditions promoting effective professional adaptation: development and deployment of monitoring of the professional and personal development stimulating self-realization of the expert and maintenance of professional health; development of motivational and valuable orientations to professional activity by means of preservation and enhancement of traditions in labor collectives; development of professionally important qualities of the expert by realization of methods of problem training on classes in the program of a special course "Introduction to specialty".
state fire supervision
technique
conditions of pedagogical maintenance
professional adaptation
В течение нескольких лет мы наблюдали особенности службы сотрудников федерального государственного пожарного надзора (ФГПН). Практика показала, что из-за отсутствия специального образования, на начальном этапе карьеры у молодого сотрудника возникает проблема понимания целей профессиональной деятельности, связанных с необходимостью решать служебные задачи. От достигнутых результатов адаптации в должности во многом зависит успех прохождения дальнейшей службы, поэтому ему необходимы дополнительные системные занятия, грамотная психологическая поддержка и педагогическое сопровождение.

Мы предлагаем методику педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов федерального государственного пожарного надзора на начальном этапе службы в МЧС России.

Анализ научной литературы в исследуемой области показывает, что ученые по-разному трактуют понятие «методика». Большая советская энциклопедия определяет методику как совокупность методов, способов, приёмов для систематического, последовательного, наиболее целесообразного проведения определённой работы [1, с. 314].

В нашей работе за основу было взято определение Л. И. Савва, так как оно более полно раскрывает систему методических действий для получения определенной цели. В соответствии с данным определением методика рассматривается автором как алгоритм конструирования какой-либо деятельности, отражающий её цель, содержание, методы, средства и формы организации, а также достигнутый результат [5]. Следовательно, действия должны быть централизованы, а методика должна приводить к определенному результату. Поэтому в исследовании в качестве основных элементов методики были выбраны цель, результат, содержание и организационные способы (методы, средства и формы). Методика направлена на реализацию определённых педагогических условий, при введении которых, согласно поставленной цели, решаются задачи и достигается результат.

Чтобы определиться с выбором методических элементов, были изучены организационные способы, направленные на развитие профессионально важных качеств (ПВК), мотивации и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, стимулирование рефлексивной позиции к укреплению профессионального здоровья и самореализации специалиста, так как рассматриваемая методика направлена на реализацию педагогических условий, связанных с данными направлениями [7].

В рамках разработанной структурно-функциональной модели были выделены педагогические условия и составлена методическая карта реализации этих условий, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Методическая карта реализации условий педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН

Педагогические условия

1. Разработка и внедрение мониторинга профессионально-личностного развития, стимулирующего самореализацию специалиста и поддержание профессионального здоровья.

2. Развитие мотивационно-ценностных ориентаций к профессиональной деятельности посредством сохранения и приумножения традиций в трудовых коллективах.

3. Развитие ПВК специалиста путём реализации методов проблемного обучения на занятиях по программе спецкурса: «Введение в специальность».

Цель

Научное обоснование и экспериментальная апробация методического обеспечения педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов ФГПН

Содержание

«План профессиональной адаптации специалистов ФГПН»

мониторинга профессионально-личностного развития

Программа спецкурса по дисциплине «Введение в специальность»

Методика

Методы

Средства

Формы

Развития мотивации - диагностические, критического мышления, ситуационного анализа

Диагностические - вопросы, задания, анкеты, тесты, компьютерный тест

 

Традиционные - лекция, семинар, практические занятие, консультации, спецкурс

Формирование ценностей - убеждение, интерпретация, инструктаж, моделирование, беседа, дискуссия, мозговой штурм

Педагогические - упражнения, задачи, правила, памятки, алгоритмы, творческие проекты, рекомендации

Нетрадиционные - педагогическая и психологическая диагностика, тренинг, защита творческих проектов, деловые и ролевые игры, кейс-стади, жужжащие группы, мастер-класс, экскурсия

Рефлексивные - самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, тренинг (коучинг-метод)

Рефлексивные - личностные и предметные задания, самопрезентация

Результат

Переход специалиста на более высокий уровень профессиональной адаптации

Разработанная методика реализации данных педагогических условий должна обеспечить переход специалистов на более высокий уровень профессиональной адаптации в служебной деятельности.

Важную роль в профессиональном и личностном развитии специалиста в период адаптации может сыграть психологический мониторинг профессионально-личностного развития. Вслед за Л.И. Савва и Г.А. Лисьевым, мы определяем педагогический мониторинг -как «специально спроектированную подсистему непрерывного наблюдения, диагностики, контроля и коррекции, встроенную в систему педагогического управления, выявляющую отклонения от образовательных стандартов, основанную на современных компьютерных и информационных технологиях, а также на методах статистики, обеспечивающую развитие субъектов образования и их взаимодействие» [2, с.46].

Нами предложен мониторинг для специалистов - сотрудников ФГПН, исходя из необходимости организации процесса непрерывного наблюдения, контроля и коррекции поведения специалиста, его развитие, самореализацию и поддержание профессионального здоровья в период адаптации. Кроме этого, он позволяет строить образовательный процесс и адаптационную работу с учётом полученных данных диагностики, выбирая необходимые приёмы обучения в системе дополнительного послевузовского образования и средства педагогического воздействия и коррекции для обеспечения положительной динамики развития специалиста [6]. Мониторинг содержит три этапа: входной, текущий и итоговый. В таблице 2 представлено описание мониторинга профессионально-личностного развития специалиста ФГПН.

Таблица 2

Мониторинг профессионально-личностного развития специалиста ФГПН

I этап «входной»

январь

Цель: помощь сотруднику в осознании своего профессионального уровня, пониманию необходимости работы над собой для достижения определённых результатов.

Задачи:

1. Выявление критериев, показателей и подбор методик по выявлению профессионально-личностного развития.

2. Определение исходного уровня профессионально-личностного развития сотрудника.

3. Выявление индивидуальных особенностей и определение путей самореализации.

4. Составление индивидуальной программы профессионально-личностного развития специалиста ФГПН, направленной на развитие определённых качеств и компетенций.

Итоги

Ознакомление с рейтингом, требованиями к специалисту ФГПН, возможность отслеживать свои успехи и неудачи в ходе адаптации и корректировать продвижение по индивидуальной программе профессионально-личностного развития.

II этап «текущий»

май

Цель: активное педагогическое сопровождение и психологическая поддержка в самореализации сотрудника и поддержание его профессионального здоровья.

Задачи:

1. Уточнение целей и задач дополнительного образования.

2. Определение уровня развития ПВК.

3. Выявление и решение проблем осуществления профессиональной деятельности.

4. Развитие рефлексивной позиции сотрудника.

5. Укрепление профессионального здоровья специалиста как определенного уровня характеристик здоровья, отвечающий квалификационным требованиям по должности и обеспечивающий высокую эффективность деятельности.

6. Оценка динамики мотивационной направленности.

7. Оценка и коррекция динамики профессионально-личностного развития специалиста.

Итоги

Возможность коррекции структуры и содержания учебного процесса. Готовность специалиста к решению профессиональных задач.

III этап «итоговый»

ноябрь

Цель: подготовить специалиста к успешной профессиональной деятельности

Задачи:

1. Создание условий для профессионального и личностного развития путём самореализации специалиста в деятельности.

2. Контроль результатов развития личности в период адаптации.

3. Оценка и коррекция динамики профессионально-личностного развития.

Итоги

Углублённая диагностика для адекватной оценки профессионально-личностного развития специалиста, его ПВК, определения путей самосовершенствования.

Рассмотренный мониторинг является средством стимулирования самореализации сотрудника ФГПН в период адаптации в должности и поддержания его профессионального здоровья.

Остановимся на описании рассматриваемой методики относительно реализации второго педагогического условия - развитие мотивационно-ценностных ориентаций к профессиональной деятельности посредством сохранения и приумножения традиций в трудовых коллективах. В ходе экспериментальной работы было установлено, что реализацию данного условия необходимо начинать с первых дней службы сотрудника, согласно плану профессиональной адаптации, при проведении мероприятий по ознакомлению со структурой МЧС, изучения функций отдела, служебных обязанностей и уровня ответственности. Необходимо изучить личность сотрудника, его ПВК, психологические особенности и мотивацию к службе с целью дальнейшего развития и воспитания. Учитывая, что сотрудник ФГПН имеет воинское звание офицера внутренней службы, необходимо уделять внимание развитию ценностного отношения к профессии. Духовные нравственные ценности сотрудников «в погонах» можно условно разделить на две группы:

- профессиональные (патриотизм, развитое правосознание, офицерская этика, воинский долг, воинская честь, достоинство, исполнительская дисциплина, исторические традиции, гражданственность и другие);

- общего характера (общественный долг, гуманизм, самоотверженность, честность, совесть, трудолюбие, интеллект, забота о семье, художественно-эстетические, духовные ценности и другие).

Особой ценностью является патриотизм. Не будучи патриотом, сотруднику невозможно выполнить достойно государственную функцию. Понятия чести и достоинства как духовные ценности, с одной стороны, выступают как форма проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, с другой, одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе [3]. Применительно к нашей теме это, прежде всего, осознание сотрудником МЧС своего служебного долга, необходимости его выполнения, ответственного отношения к своим обязанностям. Это признание и оценка обществом, служебным коллективом заслуг сотрудника. Это наличие волевого настроя и постоянной готовности для выполнения служебных задач в любое время в любых условиях.

Изучение и развитие мотивационно-ценностных ориентаций в профессиональной деятельности сотрудников ФГПН, как одного из условий педагогического сопровождения профессиональной адаптации, планируется в ежедневной практической деятельности под руководством начальника отдела надзорной деятельности и наставника. С этой целью в план профессиональной адаптации включаются такие традиционные мероприятия, как изучение истории пожарной охраны России и района, пропаганда пожарной безопасности, участие в конкурсах и акциях МЧС: «Созвездие мужества», «Лучший инспектор ФГПН», «Сохраним природу!», спортивных соревнованиях. Мотивационно-ценностные ориентации личности на активное, положительное отношение к профессиональной деятельности отражают сформированную осознанную потребность в ней, в желании совершенствовать систему знаний и умений через познавательную и практическую деятельность.

Экспериментальная работа по реализации третьего педагогического условия показала, что авторский спецкурс «Введение в специальность», который был проведен с молодыми сотрудниками ФГПН, является ведущей формой профессиональной адаптации. Цель программы: овладение базовыми элементами и основами знаний в области надзорной деятельности, формирование активности специалиста в решении профессиональных задач. Программа спецкурса включает теоретическую, практическую и самообразовательную подготовку, рассчитана на 36 учебных часов. Установлены задачи курса:

- ознакомление с теоретической системой базовых знаний в области надзорной деятельности и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

- овладение базовыми понятиями по курсу, а именно: узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, установление межпонятийных связей;

- приобретение умений и навыков по применению полученных теоретических профессиональных знаний в ходе выполнения самостоятельной работы, практических заданий и упражнений, в ходе выполнения задач профессиональной деятельности;

- развитие профессионально важных качеств специалиста.

Спецкурс включает в себя темы для изучения основных направлений работы инспектора по пожарному надзору. Основное внимание уделено практическим занятиям, которые были направлены, прежде всего, на решение задач профессиональной деятельности и формирование технологического уровня подготовки специалиста. Это связано с необходимостью развития профессиональных компетенций и выработкой алгоритма действий. На саморазвитие и самореализацию были направлены самостоятельная работа и выполнение творческих проектов: самопрезентации, конкурсы профессионального мастерства.

Наиболее значимо для инспектора изучение раздела «Осуществление надзорной деятельности». Это его ежедневная работа и необходимые теоретические навыки он уже имеет, а вот практическое применение порой ставит в тупик молодого сотрудника. На этих занятиях в экспериментальном порядке реализованы инновационные педагогические технологии - интенсивные интерактивные формы обучения: решение проблемных задач, деловые и имитационные игры, дискуссии и т.д. Речь идёт о приобретении того знания, которое добывается собственными усилиями в процессе изучения через практическую деятельность. Учение рассматривается и как средство саморазвития путём личной активности [4].

Необходимо отметить, что методика рекомендована для внедрения при помощи практикующих специалистов ФГПН с опытом работы, т.к. содержит преимущественно теоретическую и практическую направленность на решение задач служебной деятельности ФГПН и способствует реализации руководящих документов - приказов МЧС России в области надзорной деятельности, кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения. На практических занятиях при использовании активных форм обучения отрабатываются все три педагогических условия.

Результат имеет вариативный характер, зависящий во многом от самих обучающихся. Педагогически грамотная отработка плана профессиональной адаптации, проведение групповых занятий по спецкурсу, индивидуальных бесед и консультаций способствуют развитию ПВК сотрудников, правильному пониманию социальной роли профессии инспектора государственного пожарного надзора и в целом более качественной профессиональной и социальной адаптации.

Рецензенты:

Савва Л.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»,         г. Магнитогорск.                                                                    

Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», г. Магнитогорск.