Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ACTIVITY OF RUSSIA AS A PART OF THE WTO: PAST, PRESENT AND FUTURE

Samarina V.P. 1
1 Stary Oskol Technological Institute Branch of National University of Science and Technology "MISiS"
The results of original scientific research directed at the estimation of Russia’s activity in the world market in the system of the World Trade Organization (WTO) have been presented in the article. The information about finishing of long-term (since 1994) period of Russian Federation joining the World Trade Organization has been presented. Joining the international trade organization had a number of both positive and negative moments for Russia which have been considered in the article. Russia has made concessions to the quite a number of economic character. These concessions could seriously wreck Russia´s economy. As a result it was not possible for Russia to defend completely the attitude on protecting its home market joining the WTO. The expert estimation of competitiveness of the key economic branches of the industry has shown ferrous metallurgy and an oil and gas complex as leaders. Obviously, they will also develop with increased speed and joining the WTO will even more strengthen them. Medical industry, machine-tool construction and motor industry are among outsiders. Farming industry and agroindustrial complex could suffer most of all. After joining the organization there was a new large problem in front of Russia - ensuring of effective functioning in the WTO system. The dynamical changes in the world economy, in-Russian institutional conditions, anti-recessionary, investment, foreign-economic policies and the most important thing i.e. practice of Russian enterprises work in the external international market have been here of primary importance. The sanctions imposed by the USA, the European Union and some other member countries of the WTO in 2014 and in 2015 and retaliatory actions of the Russian Federation as well, have played advantage of the Russian commodity producers. It has been shown in the article. Answering its grocery embargoes on the western sanctions, Russia officially does not break anything in the WTO. Thus, there has been a possibility to protect Russian home market, without breaking WTO’s requirements. Despite the economic sanctions imposed on Russia, our country is not going to leave the WTO. Russia is and will most likely be an active member of the World Trade Organization.
anti-sanctioned measures
sanctions
member countries of the WTO
advantages and disadvantages of joining the WTO
Russia´s joining the World Trade Organization history
the WTO
the World Trade Organization

Российская Федерация - неотъемлемая часть глобализованного мирового пространства. Определяя самобытный путь политического и экономического и развития, Россия, вне всякого сомнения, не может оставаться в стороне от внешних явлений и процессов. Как всякая динамически развивающаяся система, глобализованный современный мир определяет правила функционирования. Однако любое государство вправе решать, принимать эти правила или нет. И если принимать, то на каких условиях: безоговорочно или с учетом собственных целей, видения своего места в мировом сообществе, поправками на самобытность развития.

Отсутствие членства во Всемирной торговой организации (ВТО) сдерживало интеграцию нашей страны в мировое экономическое пространство [1; 4]. В то же время безоговорочно требования стран - членов ВТО без ущемления собственных интересов Россия принять не могла. К тому же для присоединения к ВТО России пришлось преодолеть немало препон - экономического, юридического, а прежде всего  политического характера.

Всемирная торговая организация - международная организация, созданная с целью регулирования торгово-политических отношений между входящими в нее государствами в 1995 г. ВТО является официальной преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Заключенное в 1947 г., ГАТТ на протяжении почти полувека фактически выполняло функции международной организации [15].

Основная суть членства государств в ВТО заключается в том, что они получают облегченный доступ на новые рынки. Но одновременно страна, присоединившаяся к ВТО, открывает свои границы для стран-партнеров, теряет свои преимущества на внутреннем рынке. По сути, членство в ВТО должно обеспечивать оптимальный компромисс между открытием внутренних рынков и доступом к внешним. Ослабление тарифных ограничений, снятие квот и снижение квот и пошлин для торговых партнеров является обязательным условием для членства страны в ВТО. Это неизменно приводит к снижению конкурентоспособности целого ряда продукции отечественного производства на внутреннем рынке. По сути членства в ВТО это должно компенсироваться получением государством равноправного доступа в международную глобальную торговую систему, действующую на основе принципов взаимности, наибольшего благоприятствования, прозрачности, равных прав и отсутствия дискриминации.

Для осуществления этого процесса ВТО разрабатывает и внедряет новые торговые соглашения, а также следит за соблюдением этих соглашений странами -  членами организации. Задачей ВТО является не достижение каких-либо политических или социально-экономических целей и результатов, а установление общих принципов международной торговли. С правовой точки зрения система ВТО представляет собой многосторонний контракт  торговых соглашений. Юридические документы, регламентирующие деятельность стран внутри ВТО, объединены единым термином «Многосторонние торговые соглашения». Нормами и правилами этих соглашений регулируется более 95% всей мировой торговли товарами и услугами [15]. Страны - члены ВТО подписывают, а их парламенты ратифицируют обязательства по выполнению многосторонних торговых соглашений. В случае нарушения этих соглашений со стороны какой-либо страны - члена организации другие государства могут обращаться с жалобой на противоправные действия в Орган по разрешению споров ВТО. Его решения обязательны для безоговорочного исполнения на государственном уровне каждой страной - участником ВТО.

В настоящее время ВТО объединяет 161 территорию, из них 156 стран, признанных международно, одну непризнанную страну - Тайвань, две зависимые территории и Европейский союз. 22 августа 2012 г. Россия вошла в ВТО 156-й страной [15].

При вступлении в ВТО наша страна прошла несколько этапов (табл. 1).

Таблица 1

Этапы вступления России в ВТО

Год

Суть этапа вступления

Результат

1986

СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя ГАТТ

Мотивируя тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли, заявка была  отклонена по требованию США. Статус наблюдателя ГАТТ СССР получил в 1990 г.

1993

РФ обратилась с заявкой о присоединении к ГАТТ

После длительного рассмотрения заявка была отклонена

1995-2006

Переговоры по вступлению России в ВТО длились 12 лет с переменным успехом

Основные разногласия касались поставок в Россию сельхозпродукции, вопросов финансовых рынков,  защиты прав интеллектуальной собственности.

Основными противниками вступления России в ВТО были США, Китай и Евросоюз

20 ноября 2006 года

Подписание протокола о присоединении России к ВТО

В России начался процесс подготовки к членству в ВТО. Разрабатывались мероприятия по снижению негативных последствий от присоединения. Этот этап вступления России в ВТО совпал с началом мирового финансового кризиса, заставившим большинство стран задуматься не о свободной торговле, а, напротив, о жестком протекционизме и государственной поддержке национального честного бизнеса

Июнь 2009

Прекращение индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО

Премьер-министр России В. Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 г. Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

2010-2011

Возвращение к вопросу о единоличном вступлении России в ВТО

Наиболее трудные переговоры на этом этапе велись с Украиной (член ВТО с 2008 г.) и Грузией (член ВТО с 2000 г.). Наконец все проблемные вопросы были решены, и 16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции ВТО пакет документов о присоединении России был одобрен

июль 2012 г.

Ратификация Протокола о присоединении России к ВТО в Государственной Думе

Процесс ратификации был осложнен тем, что группа из 131 депутата Государственной Думы РФ (представители партий КПРФ и «Справедливая Россия») обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности Протокола. Конституционный суд таких противоречий не выявил. 12 июля 2012 г. Государственная Дума РФ большинством голосов (238 голосов «за» и 208 «против») ратифицировала Протокол

Обязательства России перед другими странами - членами Организации закреплены в Протоколе о присоединении России к ВТО, Докладе рабочей группы по присоединению России к ВТО и в других документах.  Ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации ко Всемирной торговой организации закреплена Федеральным законом РФ от 21.07.2012 № 126-ФЗ [14]. Россия приняла на себя 23 160 обязательств перед ВТО [15]. Снижение средневзвешенных ставок импортных пошлин в переходной период (от 4 до 7 лет с момента вступления России в ВТО) по сравнению с действовавшим в 2010 г. тарифом составит: 3,6% в среднем на всю номенклатуру товаров (с 10% до 7,1%); 3,3% на промышленную продукцию (с 9,5% до 6,5%); 4,4% на сельскохозяйственную продукцию (с 15,6%  до 11,2%) [15].

Однако по ряду отраслей участники переговоров со стороны Российской Федерации пошли на серьезные уступки зарубежным партнерам. Так, ставка импортного тарифа на легковые автомобили будет снижена на 10% (с 25% до 15%). Одно из самых значительных снижений таможенной пошлины планируется провести на семена подсолнечника: на 13,5% (с 20% до 6,5%) [3]. Столь серьезное ослабление тарифной защиты не отвечает интересам российских производителей. Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок и не способных к осуществлению поставок за рубеж, тарифы должны быть выше, чем для производителей, активно конкурирующих на внешнем рынке. Только на таких условиях российские регионы могут сохранить свой производственный комплекс, ориентированный на внешний рынок [2; 6; 10; 12].

В то же время «плюсов» вступления России в ВТО достаточно. Прежде всего принятый в современном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям [11; 13]. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя таким способом не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, не пригодных в рыночных условиях, притом что национальная безопасность все более зависит от безопасности технологической. Она же в свою очередь определяется состоянием экономики в целом, а не только экспортирующих отраслей. Членство в ВТО уже избавило Россию от поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле США, ограничивающей торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Эта поправка с 1974 г. ограничивала номенклатуру импорта в нашу страну. Ограничения в первую очередь касались технологий. Вступление в ВТО снимает ограничения на передачу российским компаниям инноваций в области технологий, интеллектуальной собственности и производственного опыта. Трансфер технологий можно рассматривать в качестве антикризисной меры для  экономики Россини и ее регионов [9]. Также  адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества - в виде удовлетворения ряда встречных требований по тем позициям экспорта, в которых Россия особенно заинтересована.

Следует учесть, что процесс вступления - это не только договоренность об уровнях тарифов и доступе на рынок. Прежде всего - это приведение экономической политики страны к нормам ВТО. Вступление в ВТО поднимает инвестиционную привлекательность России за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. Кроме того, российским предприятиям будет дешевле привлекать инвестиции, занимать средства у иностранных банков [7].

Существует мнение, что для экспортеров российской продукции вступление в ВТО имеет больше положительных факторов, а для импортеров - больше отрицательных [2]. По нашему мнению, это не совсем верно. На самом деле экспорт и импорт на международном рынке взаимосвязаны. До недавнего времени экспортный потенциал России во многом сдерживался системой заградительных пошлин и квот. Вступление в ВТО снимает с экспортирующих предприятий эти ограничения. Внутри ВТО квоты запрещены, а пошлины снижены. Положительным является и факт того, что активно работающие на международном рынке российские предприятия получили дополнительные инструменты собственной защиты. У России теперь появляются новые права при отстаивании своей позиции в антидемпинговых скандалах [4; 5].

В качестве минуса можно отметить то, что одновременно защиты лишается российский внутренний рынок. Теперь российским предприятиям предстоит жестокая конкуренция с иностранными производителями на внутреннем рынке. Кроме того, если предприятия не готовы к началу работы по условиям ВТО, любая их внешнеэкономическая деятельность подвергается опасности. 

Главная проблема России заключается в том, что на мировом рынке она представлена главным образом сырьем. Минеральные продукты в структуре экспорта составляют 69% [11]. Объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики в силу их низкой конкурентоспособности.

Экспертная оценка конкурентоспособности базовых отраслей промышленности показала, что среди лидеров - черная металлургия и нефтегазовый комплекс. Очевидно, они и будут развиваться усиленными темпами, а вступление в ВТО еще больше укрепит их. Среди аутсайдеров - медицинская промышленность, станкостроение и автомобилестроение [7].  

Были серьезные опасения, что особенно сильно вступление России в ВТО затронет сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Именно в этой сфере российским товаропроизводителям было бы особенно тяжело удержаться на внутреннем рынке и выйти на рынок внешний. Себестоимость российской сельхозпродукции по сравнению с другими станами высока. Тому есть множество причин.  Среди объективных в первую очередь - природно-климатические и географические факторы [6]. Среди причин субъективного характера - недостатки управления; утеря научных достижений ведущих НИИ, занимающихся селекционными разработками и выводом новых сортов растений и пород животных; отсутствие высоких технологий в сфере сельхозпроизводства и производства продуктов питания. Снижение заградительных пошлин и отмена квот открывают доступ на российский рынок сельхозпродукции других стран. В результате цена на сельхозпродукцию неизбежно снизится. Особенно должны были упасть цены на овощи, фрукты, овощные и фруктовые консервы и другие продукты питания из них. Многие производители в России не смогли бы составить конкуренцию западной продукции. Для повышения конкурентоспособности российским сельхозпроизводителям потребовались бы особая поддержка со стороны государства, качественная модернизация отрасти, особые финансовые условия развития бизнеса. Деятельность в составе ВТО существенно ограничивает возможность реализации таких планов. В условиях высокой себестоимости и отсутствия по требованию ВТО прямой государственной поддержки российские сельхозпроизводители останутся без прибыли и разорятся.

Таким образом, полностью отстоять свои позиции по защите внутреннего рынка при вступлении в ВТО России не удалось. Введенные в 2014 и в 2015 гг. США, Евросоюзом и некоторыми другими странами - членами ВТО санкции, а также ответные действия Российской Федерации сыграли в пользу российских товаропроизводителей. Отвечая своим продуктовым эмбарго на западные санкции, Россия официально ничего в ВТО не нарушает. Таким образом, появилась возможность защитить внутренний российский рынок, не нарушая требований ВТО.

На современно этапе развития экономических отношений со странами - членами ВТО у России появилась реальная возможность поддержать на государственном уровне развитие отечественных отраслей экономики - прежде всего сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Внутренний рынок России обширен. Антисанкционные  действия Российской Федерации  при эффективном управлении позволят наладить на нем товаропоток российской сельхозпродукции. Уже сейчас открываются новые предприятия, разрабатываются логистические схемы поставок. Несмотря на многие ограничения, начинают работать схемы  частно-государственного партнерства регионального уровня [12].

Россия укрепляет свои позиции в системе ВТО. Действие санкций против России привело не только к количественному, но и к качественному изменению импортных поставок в нашу страну. Переориентация на импорт товаров, не входящих в санкционный список, в определенной мере снижает возможность давления ВТО на Россию. В результате Россия может отказаться выполнять ряд требований ВТО, защищая свои интересы.

Несмотря на экономические санкции, предпринятые против России, наша страна не планирует выходить из ВТО. Не может она и быть принудительно быть выведенной из этой организации - механизмов исключения государств из ВТО просто не существует.

В заключение отметим следующее. Россия есть и скорее всего будет являться активным членом Всемирной торговой организации. Глобализованное экономическое пространство не может существовать без российских товаров, а Россия - без товаров импортных. В этих условиях перед российской экономикой стоит решение новой крупной задачи - обеспечение эффективного функционирования в системе ВТО с учетом приоритета собственных интересов. Большую роль здесь  будут играть  динамичные изменения в мировой экономике, внутрироссийские институциональные условия, антикризисная, инвестиционная и внешнеэкономическая политики и, что самое главное, - уже существующая практика работы предприятий страны в системе ВТО. Таким образом, для сохранения экономической, а в перспективе - и геополитической самостоятельности в  России должна произойти очередная реструктуризация отечественного производства, которая обеспечит конкурентоспособность российской продукции, прежде всего на внутреннем рынке. Очевидно, без существенной помощи государства российским предприятиям с внешним давлением ВТО не справится.

Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ № 15-02-00127.

Рецензенты:

Скуфьина Т.П., д.э.н., профессор, заведующая отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ ФГБУН Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН, г. Апатиты;

Ильичева Е.В., д.э.н., профессор, декан Инженерно-экономического факультета Старооскольского технологического института им. А.А. Угарова (филиала) Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», г. Старый Оскол.