На сегодняшний день нововведения в законодательстве об образовании привели к ряду изменений в направлении деятельности ДОО, а также ее документальном обеспечении. Так, статья 64, Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» гласит, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. (Закон в редакции 2015 года.) Согласно данному закону, образовательные программы определяют содержание дошкольногообразования[1].
Современная система дошкольного образования способна удовлетворить различные потребности родителей дошкольников. Внедрение разнообразных Программ, - как указывает Т.И. Ерофеева,- весьма перспективно для системы ДО, однако анализ существующих Программ позволяет выявить и негативные стороны этой проблемы. Например, полипрограммностьпозволяет учитывать потребности многонационального населения нашей страны, строить педагогический процесс с учетом социально-экономических, национально-культурных, климатических и иных условий региона. Вместе с тем слабая оснащенность методическими материалами не позволяет реализовать новые подходы и идеи, заложенные в программе.
Отмечая важность раскрытия каждым ребенком своих возможностей, с применением индивидуального подхода, минимализирующего риски для здоровья в процессе обучения, тем не менее в ФГОС ДОО не прописаны механизмы гендерного воспитания детей. Нами предпринята попытка анализа наиболее распространенных образовательных программ ДОО, разработанных с учетом ФГОС, в аспекте гендерного подхода к воспитанию дошкольников.
Реализация комплексных и парциальных программ воспитания и обучения предполагает знание имеющихся программ и написание собственных, построенных в соответствии с ФГОС ООП ДО, отражающих основные направленияприобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, требующими применения гендерного подхода в дошкольном образовании [2].
В условияхреализации Федеральных государственных образовательных стандартов, дошкольному образованию все более необходимой становится разработка методик воспитания, способствующих формированию коммуникативных компетенций у девочек и мальчиков, призванных решать задачи общения детей разного пола со взрослыми и сверстниками и строить свое взаимодействие с социумом, опираясь на полученные знания и опыт[2].
Организуявоспитание, с учетом гендерных различий детей, опираясь на опыт недавних исследованийИ.Н. Евтушенко, Н.А. Баранниковой и др.,важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания[8].
В результате мы имеем возможность, подчеркивает Т.Н. Доронова,рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка [7].
В настоящее время появляются новые программы и руководства по воспитанию и обучению детей. В современных условиях, согласно ФГОС, учреждение имеет право самостоятельно выбрать программу, по которой будет работать. В связи с этим возникает необходимость анализа программ с учетом возрастных особенностей и гендерных различий детей и возможности формирования у них коммуникативных компетенций.
В своих работах К.Ю.Белая важныммоментом выделяет в содержании образовательной программыДОО отражение следующих аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе [5].
Образовательная программа, подчеркивает К.Ю. Белая, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности; на создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации индивидуализации детей [5].
В настоящей статье мы рассмотрим наиболее распространенные программы, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации: «От рождения до школы» / отв. ред. Н.Е. Веракса; «Детство», Т.В. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А, Ноткина; «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой; «Радуга» Т.Н. Доронова, В. В. Гербова, Т.И. Гризик; «Успех» под рук. Н.В. Фединой.
В программе «От рождения до школы» раскрыты задачи ДОО по воспитанию, развитию и обучению детейво всех возрастных периодах физического и психического развития детей. Примерная образовательная программа разработана с учетом ФГОС (приказ №1155 от 17.10.13) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).
Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе[11].
В программе качественно прописаны задачи, направленные на формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Отчетливо просматривается формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Преимуществом программы (с позиции настоящего исследования) можно считать задачи по расширению традиционных гендерных представлений и воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.
Прописаны задачи по формированию коммуникативных компетенций (умений, навыков и способностей), такие как формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Анализируя программу, можно сделать вывод, что в данной программе отчетливо отслеживается линия работы по формированию коммуникативных компетенций мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности. Также заявлен и четко прописан гендерный аспект воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Программа «Детство»направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром. Ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [9].
Исходя из темы настоящего исследования, мы анализируем интересующие нас ориентиры программы «Детство». Программа нацелена на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками.
В программе отчетливо прослеживается учет гендерных различий детей дошкольного возраста. Одной из задач образовательной деятельности прописана задача обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.
К старшему дошкольному возрасту, по освоению программы дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Девочки обычно по основным показателям речевого развития превосходят мальчиков (словарный запас, звукопроизношение, беглость речи, понимание и запоминание прочитанного) [9]. Коммуникативные умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентомлюдей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми).
На протяжении освоения программы «Детство» распределена и четко прописана работа по развитию речи (образовательная область «Речевое развитие»). Важнейшим итогомразвития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этогопериода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательнойдеятельности, а также планирования и регуляции поведения.Программа предусматривает целенаправленную и последовательную работу по формированию коммуникативных умений детей, которая прослеживается от первой младшей до подготовительной к школе группы.
Программа «Истоки».Основной линией программы авторы отмечают развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания [10].
Авторов данной программы настораживает проблема излишнего педалирования гендерной направленности в образовании на сегодняшний день. Что может, по их мнению, привести к искаженным представлениям о гендерном воспитании детей.
Тем не менее в программе учтена специфика в развитии мальчиков и девочек. Так, девочки более успешны в маленьком пространстве, и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики - на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики - более выносливы и др. (Т.П. Хризман) [10].
Качественно выстроена и прописана работа с семьей. Педагоги пропагандируют ценности гармоничного влияния на ребенка обоих родителей, как надежного воспитательного стержня семьи, опираясь на положительный опыт родительской солидарности, в условиях которой дети лучше социализируются, успешнее овладевают гендерной культурой, приобщаются к ценностям семейного очага, традициям семьи и общества. Создаются условия для общения со взрослыми и сверстниками в семейном кругу. Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой. Однако следует принять во внимание некоторую разрозненность в задачах образовательных областей, связанных с учетом гендерных различий детей. Также не прописаны аспекты образовательной среды, содержащие рекомендации, учитывающие интересы детей обоего пола.
В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (первой из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО ООП)[2]в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.
Программа «Радуга». Примерная основная образовательная программа создана как психологически ориентированная программа. В основу положена идея о том, что каждый год жизни является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько ориентирована на формирование этих новообразований. Создание специальных условий дает возможность для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения.
Авторы программы подчеркивают решающее значение старшего дошкольного возраста для морального развития детей и формирования своего Я. Это период, когда закладываются основы отношения к себе, как у личности определенного пола. Мальчики относят себя к мужчинам, девочки - к женщинам.
В программе более детально обозначена задача развивать умение идентифицировать себя по полу, нежели гендерное воспитание.
В технологии радостного проживания детства программы «Радуга» указывается реализация интересов мальчиков и девочек при планировании развивающей среды [12]. Организуется общение с детьми для приобретения положительного опыта общения и формирования коммуникативных умений детей без половозрастного различия. Не затронуты аспекты организации предметно-пространственной среды, учитывающие интересы мальчиков и девочек. Обеспечивается возможность выбора детьми видов активности и партнеров совместной деятельности и общения. По освоении программы ребенок должен уметь общаться с детьми и взрослыми, соблюдая нравственно-этические нормы, принятые в окружающем социуме.
Программа «Успех». Нацеливает на развитие ребенка в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. Программа учитывает принцип интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) образовательных областей, отражающий особенности восприятия и усвоения ребенком-дошкольником образовательного материала[13].
Содержание программы направлено на формирование у детей гендерной идентичности, овладение ими способов общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, воспитание партнерских взаимоотношений между будущими мужчинами и женщинами. Четко обозначено обеспечение развития первичных представлений о проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых: женщин, детей, стариков; защитники Родины, женщины заботливые, ласковые; мужчинам, мальчикам нельзя обижать женщин, девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т. д.) [13].
Анализируя данную программу, можно сделать вывод о глубокой разработке гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста. Гендерный аспект пронизывает все разделы программы и учитывается в детской деятельности и общении со взрослыми и детьми во всех возрастах. Авторы программы предполагают возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов, и возможностей детей(так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от временигода, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержанияПрограммы, реализуемого здесь и сейчас).
Согласно проведенному анализу содержания созданных в соответствии с ФГОС ДО примерных основных образовательных программ, на предмет гендерного воспитания детей дошкольного возраста, можно сделать соответствующие выводы. Программы в значительной, но неполной мере раскрывают работу по учету гендерных различий дошкольников.
Во всех рассмотренных выше программах в той или иной степени представлен гендерный аспект воспитания и развития детей дошкольного возраста. Обозначена работа по взаимодействию и общению детей со сверстниками и взрослыми во всех областях деятельности, и основной для дошкольного возраста - игровой. Содержание программ представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО. В интересующих нас образовательных областях сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6-7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6). Неумаляя ценности и важности рассмотренных программ, признавая право авторов на свою точку зрения, следует отметить, что гендерный аспект воспитания, актуальность которого доказана выше, раскрыт недостаточно. Практическим работникам ДОО следует наполнить содержание образовательных областей с учетом специфики половозрастных особенностей.
Рецензенты:Казаева Е.А., д.п.н.,профессор кафедры психологии образования УрГПУН.В. Мельникова, г.Екатеринбург;
Шолохова М.А., д.псх.н., профессор Московского государственного гуманитарного университета им. (Шадринский филиал), г.Шадринск.