Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS LEGAL PROCESS: RESEARCH RESULTS

Koyshe K.K. 1
1 VPO "Tyumen State Oil and Gas University Ministry of Education of Russia"
The authors have attempted to study the legal processes. The scientific understanding and practical adherence to the laws of the dialectics of global and national interests and the principles of sustainability of modern civil world order require a study on the socio-political nature of the occurrence, traditions and institutional genesis of Russian rule of law and civil society. The author analyzes the dynamics of the legal processes through research results of scientific publications by Russian scientists working on this issue. It is shown that the formation of an important tool of international relations at all levels of the world political system is becoming Russia´s integration with Kazakhstan, Belarus and other CIS countries. In addition, studies show that in Russia, signs of a civil society. Through policy-relevant; Participation in elections; public confidence in the government structures and civil society organizations, the dynamics of development of civil democratic society by the example of the Tyumen region. Formed the conclusion that the Russian society and the state is a slow process of realizing the priorities and objectives of sustainable development - move into the future for the benefit of future generations, the process of socialization of the state and the formation of the welfare state.
sustainable development.
globalization
the integration of the world community
civil society
legal processes

В череде постсоветских лет 2014 год стал для российского общества и государства, по мнению В.К. Левашова, годом геополитического момента истины. Высшее политическое руководство страны в своих усилиях разрешения кризиса на Украине вновь в который раз узнало истинную цену теоретическим принципам международного права и вероломству политики трансатлантизма. Глобальная социально-политическая тенденция развития социума заключается в том, что объективные процессы обобществления производства и научно-технического прогресса детерминируют социализацию государства и этатизацию общества. Но это не означает, что старый «мир насилья» не оказывает искусного и солидарного сопротивления зарождающимся практикам и институциям глобального гражданского мироустройства. К сожалению, в нашей стране сначала в атмосфере догматического марксизма, а затем ортодоксального либерализма не могли не возникнуть облегченные и вульгарные взгляды на природу и диалектику социального государства, историю становления которого начинают отсчитывать, как правило, с середины XX века. Это не совсем соответствует историческим фактам [6].

Научное осознание и практическое следование законам диалектики глобальных и национальных интересов, принципам устойчивости современного гражданского мироустройства требуют ясного понимания социально-политической природы возникновения, традиций и институционального генезиса российского правового государства и гражданского общества. Знания о генетической совместимости социальных и политических культур России и современных мировых цивилизаций дает возможность создания систем социальной безопасности от различных вирусов «цветных революций». Поиск и отладка стратегии мембранного типа, защищающей социально-политический генотип России, требует фундаментального историко-социологического знания о природе гражданского общества и мониторинговых социологических наблюдений его динамики [6]. Сказанное актуализирует необходимость анализа динамики правовых процессов через исследование результаты научных публикаций российских ученых, занимающихся данной проблематикой.

Е.Н. Матюхина обобщает исследовательский опыт анализа последних политических событий с точки зрения присутствия в нем феномена «мягкой силы». Термин «мягкая сила» используется сегодня для определения влиятельных фигур и стран. В недавнем прошлом он был известен как «имидж», «лицо» или «престиж». Определяя мягкую силу сегодня, мы видим различие между ней и ее предшественником не только в названии: сейчас она лежит в основе некоего фундаментального понимания международных отношений, изменения были привнесены ключевой ролью коммуникации в нашей жизни [4].

Разбираться в сложившейся ситуации можно бесконечно. Значительным подспорьем для верных выводов могла бы стать концепция контекстного интеллекта, разработанная Джозефом С. Наем-младшим и Ричардом Армитиджем. Контекстный интеллект необходим для выработки комплексной стратегии, которая сочетает жесткую и мягкую силы. Многие инструменты мягкой силы - публичная дипломатия, телевидение, программы обмена, помощь в развитии, гумаритарная помощь, военные контакты - не объединены в комплексную политику. Соединенные Штаты могут стать мощной державой путем новых инвестиций в глобальные общественные блага - вещи, которые люди и правительства во всех уголках мира хотят, но не могут достичь самостоятельно. Достижение экономического развития, обеспечение здоровья населения, борьба с изменением климата, а также поддержание открытой, стабильной экономической системы - все это требует лидерства от Соединенных Штатов. Дополняя свою военную и экономическую мощь большими инвестициями в их мягкую силу, Соединенные Штаты могли бы перестроить структуру, необходимую для решения сложных глобальных проблем. Это было бы верным использованием мягкой умной силы. Появление этого феномена в новой российской Концепции внешней политики не случайно - уже невозможно игнорировать тот факт, что в современном мире «мягкая сила» становится одним из ключевых факторов и инструментов формирования международных отношений на всех уровнях мировой политической системы [4].

Важным инструментом формирования международных отношений на всех уровнях мировой политической системы становится интеграция России с Казахстаном, Белоруссией и с другими странами СНГ. В связи с этим А.В. Рахманкулов уточнил, что создание Таможенного союза в 2010 году ускорило темпы интеграции на постсоветском пространстве. Интеграция России с Казахстаном, Белоруссией и с другими странами СНГ сегодня невозможна потому, что каждая страна-участница союза ищет выгоду только для себя. Идея Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, получила свое оформление в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [5].

Таким образом, к 2012 году была сформирована правовая база ЕЭП и план реализации Единого экономического пространства (ЕЭП-3) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Таможенный союз явился буферной зоной затягивания в интеграционный процесс государств, входящих в СНГ, и дальнейшему переходу к более сложной интеграционной структуре - Единому экономическому пространству уже в 2012 году.

Мировой кризис показал, что либеральная глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса каждый выживает, как может. Создание таможенного союза трех государств, по образному выражению ответственного секретаря Комиссии таможенного союза С. Глазьева, - это наш ответ мировому кризису [5].

В связи с этим, М.С. Жулева рассматривает основные подходы к проблеме соотношения политики и морали, подчеркивая сложность этического измерения международных отношений, выявления основных императивов международной морали. При этом этика международных отношений требует от их участников взвешенности в определении целей, отказа от категоричности в выборе средств, постоянного соотнесения своих действий как с их возможными последствиями для данной социальной общности, которую они представляют, так и с общечеловеческими нравственными императивами, опоры на интересы, не ограниченные соображениями собственной силы и безопасности, при учете потребностей и интересов других субъектов и международного сообщества в целом. В дополнение к выше сказанному актуально и правильно звучат слова В.В. Путина, которыми он завершил свое выступление перед участниками валдайского клуба: «Международные отношения должны строиться на международном праве, в основе которого должны быть и моральные принципы, такие как справедливость, равноправие, правда. Пожалуй, главное - это уважение к партнеру и его интересам. Очевидная формула, но простое следование ей способно в корне изменить ситуацию в корне» [3].

Исследования последних лет показывают, что в России все шире и яснее проявляются признаки гражданского общества. Через заданные индикаторы (отношение к политике; участие в выборах; доверие населения к государственным структурам власти и гражданским общественным организациям) социологического мониторинга Н.Г. Хайруллина и Е.М. Воробьев проследили динамику развития гражданского демократического общества на примере Тюменской области [8].

Ученые определили, интересуются ли политикой жители Тюменской области. Опрос общественного мнения в Тюменской области во 2-м полугодии 2013 г. зафиксировал снижение числа респондентов, «интересующихся политикой». Данный индикатор, снижавшийся с 1-го полугодия 2011 г. до конца 2012 г., вернулся к уровню 2011 г. и составил 46,1%. Это можно объяснить, в первую очередь, событиями, происходящими в политической жизни общества. С конца прошлого года не прекращаются, а, наоборот, набирают обороты события в Египте, Сирии, коррупционные скандалы, связанные с российскими политиками, продолжающиеся разоблачения американского агента и др. «Совершенно» или «скорее» не интересной во 2-м полугодии 2013 г. политика была для каждого четвертого тюменца (25,2%). Для сравнения, в 1-м полугодии 2013 г. таких было 24,7% респондентов; их доля за полгода возросла на 0,5%. Число тех, кто интересуется политикой «от случая к случаю» выросло на 3,9% по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. и составила 28,9%.

Политическая активность тюменцев зависит от социально-демографических особенностей. Анализ ответов участников опроса в зависимости от социально-демографических характеристик позволил выявить аналогичные тенденции.

1) Как предполагали авторы, мужчины несколько чаще интересуются политикой, чем женщины (53,8 и 50,1% соответственно). Каждая пятая женщина (20,2%) призналась, что совершенно не интересуется политикой, среди мужчин таких несколько ниже - 18,2%. 2) Чем старше участники опроса, тем чаще они проявляют интерес к политике. Если в возрастной категории от 18 до 29 лет около половины участников опроса (48,5%) интересуются политикой, то в возрастной категории 40-49 лет - это каждый второй (51,2%), а в возрастной категории 50-59 лет таких уже 64,1%. 3) Тип поселения, где проживают опрошенные, также влияет на их отношение к политике. Политикой чаще интересуются жители городов. 4) Национальная принадлежность респондентов влияет на их отношение к политике неоднозначно. С одной стороны, мы считали, что коренные жители должны проявлять большую политическую активность, а мигранты из Средней Азии и Кавказа - меньшую, но анализ ответов выявил следующую картину. Интересуются политикой (в порядке уменьшения значимости ответов): белорусы (98,0%), киргизы (75,2%), грузины (66,0%), армяне (61,0%), 54,5% татарского населения, 52,9% русских [8].

Три четверти тюменцев (78,0%) высказали удовлетворение политикой, которую проводят органы власти Тюменской области. В шесть раз меньшее число участников анкетного опроса придерживаются противоположного мнения (12,5%). Каждый десятый (10,6%) респондент затруднился ответить на данный вопрос [8].

Соотношение числа позитивно и негативно настроенных людей по отношению к власти во втором полугодии 2013 г. оказалось практически одинаковым (19,3 и 23,6% соответственно). Каждый четвертый участник опроса заявил, что отношение людей к власти не изменилось; каждый пятый испытал затруднение при ответе на данный вопрос.

Другим индикатором, по мнению Н.Г. Хайруллиной и Е.М. Воробьев, является отношение населения к деятельности органов государственной власти по содействию развития гражданского общества. В ходе опросы выявлено, что доля участников опроса, считающих деятельность органов государственной власти по содействию развития гражданского общества в Тюменской области «пожалуй» или «определенно» эффективной, по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. практически не изменилась и составила 45,0 и 44,6% соответственно. Сомневающихся в эффективности деятельности органов государственной власти в указанной сфере в первом полугодии 2013 г. было 27,5% и во 2-м полугодии 2013 г. их количество снизилось до 22,5% (таблица).

Динамика оценок респондентов эффективности деятельности органов власти по созданию благоприятных условий для реализации гражданских инициатив и участия общественных объединений и некоммерческих организаций граждан в развитии региона, в % к общему числу опрошенных

Оценка эффективности

Этап

1 пол. 2012

2 пол. 2012

1 пол. 2013

2 пол. 2013

Определенно неэффективная

8,0

9,83

7,8

4,8

Пожалуй не эффективная

23,42

25,0

19,7

17,5

Пожалуй эффективная

39,67

35,67

34,2

34,5

Определенно эффективная

11,33

10,58

12,4

7,8

Затрудняюсь ответить или нет ответа

17,58

18,92

 

25,9

 

35,4

Как показывают данные мониторинга, в исследуемый период радикальных положительных перемен в мнениях жителей Тюменской области о процессах формирования гражданского общества не произошло, но тенденции к позитивным изменениям заметны. Есть все основания полагать, что рост позитивных мнений и настроений будет меняться по мере улучшения экономического положения и приближения сферы политических отношений и реальной политики к реальным интересам граждан [8].

Воздействие хозяйственной деятельности оказывает влияние не только на окружающую среду, но и оказывает значительное влияние на протекание политических и правовых процессов. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре воздействие хозяйственной деятельности определяется огромным объемом потребления природных ресурсов, значительным количествам сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Самыми распространенными негативными воздействиями на окружающую среду являются загрязнение рек, озер, болот нефтью, нефтепродуктами и другими загрязняющими веществами вследствие аварий на нефтепромысловых трубопроводах, несанкционированные выбросы в атмосферу загрязняющих и вредных веществ, сжигание попутного нефтяного газа на 400 факелах. Строительство объектов производственной инфраструктуры при поиске, разведке и разработке месторождений углеводородного сырья приводит к сокращению территорий традиционного природопользования и жизненного пространства коренных народов Севера [7, 9].

В этой связи Е.Д. Айпин изложил опыт осуществления тезаурусной объективизации понятийного аппарата сохранения среды обитания жителей Российского Крайнего Севера. Анализируется тезаурусный инструментарий, ориентированный на эволюционно-временное моделирование охраны интересов коренных малочисленных народов. На основе анализа автор предлагает резервации как эффективный способ реализации имущественных интересов северян.

Таким образом, на основе тезаурусной объективизации определено местоположение резервации в контексте иерархического логико-семантического понятийного аппарата, построенного на основе эволюционно-временного конструктора (планетарной модели) и моделирующего государственное устройство федеративного государства. Из полученной логической конструкции следует, что резервации относятся к национальным образованиям как один из видов традиционных территорий, относящихся к категории национальных территорий и мест [1].

Проблемы традиционных территорий актуализируют и вопросы права пользования недрами. Так, Л.М. Алланина рассматривает проблемы права пользования недрами, его особенности и отличия от иных вещных прав, место в системе объектов правового регулирования. Раскрываются дискуссионные вопросы природы права пользования недрами, рассматриваются и анализируются различные точки зрения.

Право пользования недрами позволяет осуществлять гораздо более узкий, недоступный для иных лиц круг видов пользования недрами, предусмотренный законом РФ «О недрах», а также ведение связанных с этим работ. Причем нередко передача прав возможна лишь на осуществление определенных видов пользования недрами в комплексе, поскольку каждый из них выступает частью единого технологического процесса, что не случайно. Государство, передавая исключительные права, преследует публичные цели - рациональное, эффективное и в то же время рентабельное освоение участков недр.

Автор резюмирует, что право пользования недрами носит имущественный характер. При этом к вещным правам относятся все виды права пользования, за исключением  срочного прав пользования для целей разведки и добычи полезных ископаемых. Право пользования недрами предполагает возможность осуществления деятельности особого рода, имеющей определенную социальную, общественную направленность: это исключительные, в изъятие из общего порядка, правомочия в отношении недр как основы благосостояния отечества и населяющих его народов [2].

Как видим, в российском обществе и государстве идет медленный процесс осознания приоритетов и целей устойчивого развития - движения в будущее в интересах будущих поколений, продолжается процесс социализации государства и формирования социального государства. Сегодня в условиях санкционного давления Запада важнейшей стратегической задачей является завоевание социальной и политической инициативы в системе международных отношений и в мировом общественном мнении.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.