Научное осознание и практическое следование законам диалектики глобальных и национальных интересов, принципам устойчивости современного гражданского мироустройства требуют ясного понимания социально-политической природы возникновения, традиций и институционального генезиса российского правового государства и гражданского общества. Знания о генетической совместимости социальных и политических культур России и современных мировых цивилизаций дает возможность создания систем социальной безопасности от различных вирусов «цветных революций». Поиск и отладка стратегии мембранного типа, защищающей социально-политический генотип России, требует фундаментального историко-социологического знания о природе гражданского общества и мониторинговых социологических наблюдений его динамики [6]. Сказанное актуализирует необходимость анализа динамики правовых процессов через исследование результаты научных публикаций российских ученых, занимающихся данной проблематикой.
Е.Н. Матюхина обобщает исследовательский опыт анализа последних политических событий с точки зрения присутствия в нем феномена «мягкой силы». Термин «мягкая сила» используется сегодня для определения влиятельных фигур и стран. В недавнем прошлом он был известен как «имидж», «лицо» или «престиж». Определяя мягкую силу сегодня, мы видим различие между ней и ее предшественником не только в названии: сейчас она лежит в основе некоего фундаментального понимания международных отношений, изменения были привнесены ключевой ролью коммуникации в нашей жизни [4].
Разбираться в сложившейся ситуации можно бесконечно. Значительным подспорьем для верных выводов могла бы стать концепция контекстного интеллекта, разработанная Джозефом С. Наем-младшим и Ричардом Армитиджем. Контекстный интеллект необходим для выработки комплексной стратегии, которая сочетает жесткую и мягкую силы. Многие инструменты мягкой силы - публичная дипломатия, телевидение, программы обмена, помощь в развитии, гумаритарная помощь, военные контакты - не объединены в комплексную политику. Соединенные Штаты могут стать мощной державой путем новых инвестиций в глобальные общественные блага - вещи, которые люди и правительства во всех уголках мира хотят, но не могут достичь самостоятельно. Достижение экономического развития, обеспечение здоровья населения, борьба с изменением климата, а также поддержание открытой, стабильной экономической системы - все это требует лидерства от Соединенных Штатов. Дополняя свою военную и экономическую мощь большими инвестициями в их мягкую силу, Соединенные Штаты могли бы перестроить структуру, необходимую для решения сложных глобальных проблем. Это было бы верным использованием мягкой умной силы. Появление этого феномена в новой российской Концепции внешней политики не случайно - уже невозможно игнорировать тот факт, что в современном мире «мягкая сила» становится одним из ключевых факторов и инструментов формирования международных отношений на всех уровнях мировой политической системы [4].
Важным инструментом формирования международных отношений на всех уровнях мировой политической системы становится интеграция России с Казахстаном, Белоруссией и с другими странами СНГ. В связи с этим А.В. Рахманкулов уточнил, что создание Таможенного союза в 2010 году ускорило темпы интеграции на постсоветском пространстве. Интеграция России с Казахстаном, Белоруссией и с другими странами СНГ сегодня невозможна потому, что каждая страна-участница союза ищет выгоду только для себя. Идея Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, получила свое оформление в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [5].
Таким образом, к 2012 году была сформирована правовая база ЕЭП и план реализации Единого экономического пространства (ЕЭП-3) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Таможенный союз явился буферной зоной затягивания в интеграционный процесс государств, входящих в СНГ, и дальнейшему переходу к более сложной интеграционной структуре - Единому экономическому пространству уже в 2012 году.
Мировой кризис показал, что либеральная глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса каждый выживает, как может. Создание таможенного союза трех государств, по образному выражению ответственного секретаря Комиссии таможенного союза С. Глазьева, - это наш ответ мировому кризису [5].
В связи с этим, М.С. Жулева рассматривает основные подходы к проблеме соотношения политики и морали, подчеркивая сложность этического измерения международных отношений, выявления основных императивов международной морали. При этом этика международных отношений требует от их участников взвешенности в определении целей, отказа от категоричности в выборе средств, постоянного соотнесения своих действий как с их возможными последствиями для данной социальной общности, которую они представляют, так и с общечеловеческими нравственными императивами, опоры на интересы, не ограниченные соображениями собственной силы и безопасности, при учете потребностей и интересов других субъектов и международного сообщества в целом. В дополнение к выше сказанному актуально и правильно звучат слова В.В. Путина, которыми он завершил свое выступление перед участниками валдайского клуба: «Международные отношения должны строиться на международном праве, в основе которого должны быть и моральные принципы, такие как справедливость, равноправие, правда. Пожалуй, главное - это уважение к партнеру и его интересам. Очевидная формула, но простое следование ей способно в корне изменить ситуацию в корне» [3].
Исследования последних лет показывают, что в России все шире и яснее проявляются признаки гражданского общества. Через заданные индикаторы (отношение к политике; участие в выборах; доверие населения к государственным структурам власти и гражданским общественным организациям) социологического мониторинга Н.Г. Хайруллина и Е.М. Воробьев проследили динамику развития гражданского демократического общества на примере Тюменской области [8].
Ученые определили, интересуются ли политикой жители Тюменской области. Опрос общественного мнения в Тюменской области во 2-м полугодии 2013 г. зафиксировал снижение числа респондентов, «интересующихся политикой». Данный индикатор, снижавшийся с 1-го полугодия 2011 г. до конца 2012 г., вернулся к уровню 2011 г. и составил 46,1%. Это можно объяснить, в первую очередь, событиями, происходящими в политической жизни общества. С конца прошлого года не прекращаются, а, наоборот, набирают обороты события в Египте, Сирии, коррупционные скандалы, связанные с российскими политиками, продолжающиеся разоблачения американского агента и др. «Совершенно» или «скорее» не интересной во 2-м полугодии 2013 г. политика была для каждого четвертого тюменца (25,2%). Для сравнения, в 1-м полугодии 2013 г. таких было 24,7% респондентов; их доля за полгода возросла на 0,5%. Число тех, кто интересуется политикой «от случая к случаю» выросло на 3,9% по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. и составила 28,9%.
Политическая активность тюменцев зависит от социально-демографических особенностей. Анализ ответов участников опроса в зависимости от социально-демографических характеристик позволил выявить аналогичные тенденции.
1) Как предполагали авторы, мужчины несколько чаще интересуются политикой, чем женщины (53,8 и 50,1% соответственно). Каждая пятая женщина (20,2%) призналась, что совершенно не интересуется политикой, среди мужчин таких несколько ниже - 18,2%. 2) Чем старше участники опроса, тем чаще они проявляют интерес к политике. Если в возрастной категории от 18 до 29 лет около половины участников опроса (48,5%) интересуются политикой, то в возрастной категории 40-49 лет - это каждый второй (51,2%), а в возрастной категории 50-59 лет таких уже 64,1%. 3) Тип поселения, где проживают опрошенные, также влияет на их отношение к политике. Политикой чаще интересуются жители городов. 4) Национальная принадлежность респондентов влияет на их отношение к политике неоднозначно. С одной стороны, мы считали, что коренные жители должны проявлять большую политическую активность, а мигранты из Средней Азии и Кавказа - меньшую, но анализ ответов выявил следующую картину. Интересуются политикой (в порядке уменьшения значимости ответов): белорусы (98,0%), киргизы (75,2%), грузины (66,0%), армяне (61,0%), 54,5% татарского населения, 52,9% русских [8].
Три четверти тюменцев (78,0%) высказали удовлетворение политикой, которую проводят органы власти Тюменской области. В шесть раз меньшее число участников анкетного опроса придерживаются противоположного мнения (12,5%). Каждый десятый (10,6%) респондент затруднился ответить на данный вопрос [8].
Соотношение числа позитивно и негативно настроенных людей по отношению к власти во втором полугодии 2013 г. оказалось практически одинаковым (19,3 и 23,6% соответственно). Каждый четвертый участник опроса заявил, что отношение людей к власти не изменилось; каждый пятый испытал затруднение при ответе на данный вопрос.
Другим индикатором, по мнению Н.Г. Хайруллиной и Е.М. Воробьев, является отношение населения к деятельности органов государственной власти по содействию развития гражданского общества. В ходе опросы выявлено, что доля участников опроса, считающих деятельность органов государственной власти по содействию развития гражданского общества в Тюменской области «пожалуй» или «определенно» эффективной, по сравнению с 1-м полугодием 2013 г. практически не изменилась и составила 45,0 и 44,6% соответственно. Сомневающихся в эффективности деятельности органов государственной власти в указанной сфере в первом полугодии 2013 г. было 27,5% и во 2-м полугодии 2013 г. их количество снизилось до 22,5% (таблица).
Динамика оценок респондентов эффективности деятельности органов власти по созданию благоприятных условий для реализации гражданских инициатив и участия общественных объединений и некоммерческих организаций граждан в развитии региона, в % к общему числу опрошенных
Оценка эффективности |
Этап |
|||
1 пол. 2012 |
2 пол. 2012 |
1 пол. 2013 |
2 пол. 2013 |
|
Определенно неэффективная |
8,0 |
9,83 |
7,8 |
4,8 |
Пожалуй не эффективная |
23,42 |
25,0 |
19,7 |
17,5 |
Пожалуй эффективная |
39,67 |
35,67 |
34,2 |
34,5 |
Определенно эффективная |
11,33 |
10,58 |
12,4 |
7,8 |
Затрудняюсь ответить или нет ответа |
17,58 |
18,92 |
25,9 |
35,4 |
Как показывают данные мониторинга, в исследуемый период радикальных положительных перемен в мнениях жителей Тюменской области о процессах формирования гражданского общества не произошло, но тенденции к позитивным изменениям заметны. Есть все основания полагать, что рост позитивных мнений и настроений будет меняться по мере улучшения экономического положения и приближения сферы политических отношений и реальной политики к реальным интересам граждан [8].
Воздействие хозяйственной деятельности оказывает влияние не только на окружающую среду, но и оказывает значительное влияние на протекание политических и правовых процессов. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре воздействие хозяйственной деятельности определяется огромным объемом потребления природных ресурсов, значительным количествам сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Самыми распространенными негативными воздействиями на окружающую среду являются загрязнение рек, озер, болот нефтью, нефтепродуктами и другими загрязняющими веществами вследствие аварий на нефтепромысловых трубопроводах, несанкционированные выбросы в атмосферу загрязняющих и вредных веществ, сжигание попутного нефтяного газа на 400 факелах. Строительство объектов производственной инфраструктуры при поиске, разведке и разработке месторождений углеводородного сырья приводит к сокращению территорий традиционного природопользования и жизненного пространства коренных народов Севера [7, 9].
В этой связи Е.Д. Айпин изложил опыт осуществления тезаурусной объективизации понятийного аппарата сохранения среды обитания жителей Российского Крайнего Севера. Анализируется тезаурусный инструментарий, ориентированный на эволюционно-временное моделирование охраны интересов коренных малочисленных народов. На основе анализа автор предлагает резервации как эффективный способ реализации имущественных интересов северян.
Таким образом, на основе тезаурусной объективизации определено местоположение резервации в контексте иерархического логико-семантического понятийного аппарата, построенного на основе эволюционно-временного конструктора (планетарной модели) и моделирующего государственное устройство федеративного государства. Из полученной логической конструкции следует, что резервации относятся к национальным образованиям как один из видов традиционных территорий, относящихся к категории национальных территорий и мест [1].
Проблемы традиционных территорий актуализируют и вопросы права пользования недрами. Так, Л.М. Алланина рассматривает проблемы права пользования недрами, его особенности и отличия от иных вещных прав, место в системе объектов правового регулирования. Раскрываются дискуссионные вопросы природы права пользования недрами, рассматриваются и анализируются различные точки зрения.
Право пользования недрами позволяет осуществлять гораздо более узкий, недоступный для иных лиц круг видов пользования недрами, предусмотренный законом РФ «О недрах», а также ведение связанных с этим работ. Причем нередко передача прав возможна лишь на осуществление определенных видов пользования недрами в комплексе, поскольку каждый из них выступает частью единого технологического процесса, что не случайно. Государство, передавая исключительные права, преследует публичные цели - рациональное, эффективное и в то же время рентабельное освоение участков недр.
Автор резюмирует, что право пользования недрами носит имущественный характер. При этом к вещным правам относятся все виды права пользования, за исключением срочного прав пользования для целей разведки и добычи полезных ископаемых. Право пользования недрами предполагает возможность осуществления деятельности особого рода, имеющей определенную социальную, общественную направленность: это исключительные, в изъятие из общего порядка, правомочия в отношении недр как основы благосостояния отечества и населяющих его народов [2].
Как видим, в российском обществе и государстве идет медленный процесс осознания приоритетов и целей устойчивого развития - движения в будущее в интересах будущих поколений, продолжается процесс социализации государства и формирования социального государства. Сегодня в условиях санкционного давления Запада важнейшей стратегической задачей является завоевание социальной и политической инициативы в системе международных отношений и в мировом общественном мнении.
Рецензенты:Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.