Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO A PROBLEM OF PROFESSIONAL STANDARD “TEACHER-DEFECTOLOG”

Evtushenko I.V. 1 Levchenko I.Yu. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
One of the problems of special education is the need to develop and test the professional standard “Teacher-defectolog (logoped (speech therapists), surdopedagogs, a teacher of mentally retarded children, tiflopedagog)”, which allows at the national level to formulate responsibilities and professional characteristics of teachers working with persons with different developmental disabilities in institutions of education, health and social welfare. The authors believe that for optimal functioning of the system of universal, special and inclusive education is necessary to provide psychological and pedagogical support of children with disabilities who are in institutions of health and social protection, receiving services in the new types of organizations - centers of psychological and educational, medical and social care, early intervention services, surveyed for psychological, medical and pedagogical commissions, advisory centres and centres set out the regulations of the teacher of special education (teacher-defectolog) extends the range of professional tasks, which solves the teachers working with persons with disabilities. Professional standard teacher-defectolog will allow for streamlining of the professional duties of the teacher-defectolog with regard to their variation in working with children of all ages to touch, motor, speech, intellectual, emotional and other developmental disabilities. The article presents the rationale for developing the professional standard of the teacher-defectolog.
teacher-defectolog
children with disabilities
professional standard

В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции.

Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников.

Современная ситуация в мире характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих специальные образовательные потребности и нуждающихся в специальных условиях получения образования. На начало 2011 г. в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 1 января 2015 г. количество детей-инвалидов составило 604 850 человек [5].

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 г. в общеобразовательных организациях доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составила 3,2%, детей-инвалидов - 1,7% от общей численности обучающихся [4]. С учетом того, что общий контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) составил 14 091 600 обучающихся, 450 931,6 - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / 239 557,2 обучающиеся дети-инвалиды. Из общей численности студентов, обучающихся в 2014 г. по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, численность студентов с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов составила 25 200 человек.

Реформирование системы образования предполагает наличие вариативных форм получения дошкольного, школьного и профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья разного возраста с различными недостатками в развитии в образовательных организациях разных типов и уровней: специальных и инклюзивных группах дошкольных образовательных организаций, обычных и специальных классах общеобразовательных организаций, в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; а также в форме семейного образования, с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и т.д.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Новые организационные формы получения образованиями лицами с ограниченными возможностями здоровья, увеличение и утяжеление контингента обучающихся, необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, открытие новых типов организаций - центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, консультативных пунктов и центров ведет к расширению круга профессиональных задач, которые решает педагог, работающий с лицами с ограниченными возможностями здоровья, что делает необходимым регламентацию деятельности педагога специального образования (педагога-дефектолога) [3]. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии. Особую важность это имеет в связи с тем, что педагоги-дефектологи, работающие с детьми с разными нарушениями развития, обладают разными профессиональными компетенциями, что отражено в профилях подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Тифлопедагогика» [2]. Еще одной проблемой является тот факт, что педагог-дефектолог в настоящее время работает не только в системе образования, но и в организациях здравоохранения и социального обеспечения. Функционал педагога-дефектолога в этих организациях не всегда четко сформулирован, нормативные требования и условия их труда отличаются от нормативов и условий в образовательных организациях.

Разработка профессионального стандарта педагога-дефектолога признана на государственном уровне сформулировать функциональные обязанности и профессиональные характеристики педагогов, работающих с лицами с разными недостатками в развитии в системах образования, здравоохранения и социальной защиты.

Педагог-дефектолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую, диагностическую, консультативную, просветительскую, профилактическую. Большое место в его работе занимает психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность педагога-дефектолога требует постоянного профессионального роста, способности к нестандартным трудовым действиям с учетом особенностей развития детей с различными отклонениями, ответственности и самостоятельности в принятии решений [1].

С введением профессионального стандарта педагога-дефектолога его профессиональная деятельность будет осуществляться в соответствии с регламентом, что позволит регулировать:

1) трудовые отношения между работником и работодателем, содержание трудового договора, порядок занятия вакантных должностей, проведение аттестации;

2)   порядок допуска к данному виду профессиональной деятельности;

3)   определение уровня профессиональной квалификации;

4)   оценку качества выполнения трудовых функций педагога-дефектолога;

5)   определение содержания подготовки педагога-дефектолога на разных уровнях профессионального образования, повышения профессиональной квалификации.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога должен включать перечень трудовых функций, реализуемых в профессиональной деятельности: воспитание, обучение, развитие ребенка, коррекция и профилактика нарушений развития на основе комплексной диагностики, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также требования к личностным качествам педагога-дефектолога, неотделимым от его трудовых функций, таких как готовность к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья разного возраста вне зависимости от их особенностей развития и тяжести ограничений.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога - это мультидисциплинарный, многофункциональный документ, который должен использоваться в различных применениях:

-     инструмент реализации стратегии специального и инклюзивного образования в современном мире;

-     инструмент повышения качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-     объективный измеритель квалификации педагога-дефектолога;

-     средство отбора педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты и др.;

-     основа для формирования трудового договора, фиксирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт педагога дефектолога должен соответствовать определенным требованиям:

-     соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога-дефектолога;

-     соответствовать международным нормам, нормативам и регламентам;

-     соотноситься с требованиями Федерального законодательства, регламентирующего трудовые отношения, уровень заработной платы, трудовой стаж, пенсии и т.д.;

-     побуждать педагога-дефектолога к поиску нестандартных решений в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

-     побуждать педагога-дефектолога к постоянному повышению квалификации.

Профессиональный стандарт педагога дефектолога должен включать:

-     перечень трудовых функций педагога-дефектолога, действующий на всей территории Российской Федерации;

-     региональное дополнение к профессиональному стандарту - документ, включающий дополнительные требования к трудовым функциям, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте;

-     внутренний стандарт образовательной организации, определяющий квалификационные требования к педагогу-дефектологу в соответствии с реализуемыми в конкретной образовательной организации образовательными программами;

-     ключевые области стандарта педагога-дефектолога - трудовые функции, соответствующие структуре его профессиональной деятельности: обучение, воспитание, коррекционно-развивающая работа, социализация и интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Области профессиональной деятельности педагога-дефектолога: образование дошкольное; образование начальное общее; образование основное общее; образование среднее общее обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога может применяться:

-     при приеме на работу в организации образования, здравоохранения, социальной защиты на должности: «Педагог-дефектолог», «Учитель-логопед (логопед)», «Сурдопедагог», «Олигофренопедагог», «Тифлопедагог».

-     при проведении аттестации педагогов и педагогов-дефектологов аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти и аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-     при проведении аттестации педагогов и педагогов-дефектологов аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Цели применения профессионального стандарта педагога-дефектолога:

-     обеспечить необходимую подготовку педагога-дефектолога для получения высоких результатов профессиональной деятельности;

-     обеспечить необходимую осведомленность педагога-дефектолога о предъявляемых к нему требованиях;

-     устанавливать необходимую квалификацию педагога-дефектолога, влияющую на качество образования (результаты обучения, воспитания, коррекционно-развивающей деятельности), успешную социализацию и интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-     содействовать вовлечению педагогов-дефектологов в решение задач повышения качества общего, специального и инклюзивного образования.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышения качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.