Взаимодействие компонентов социально-педагогической компетентности
Важным компонентом профессионального портрета социального педагога являются его психофизиологические качества, представляющие собой индивидуальные характеристики личности. Его психофизиологический портрет должен содержать набор тех средств, к которым он сознательно или стихийно прибегает. В итоге социального педагога отличает, с одной стороны, сформированность основных психических процессов, уравновешенность и высокая способность к саморегуляции, а с другой – подвижность физической и нервной системы. Это обуславливает оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость и конвергентность мышления, требовательность к себе и окружающим, а также терпение и собранность, низкий уровень тревожности и агрессивности, контроль собственных эмоций. Важность формирования нервно-психической подвижности и физической активности обусловлено большой работоспособностью, противодействием нервно-психическим нагрузкам, высоким общим эмоциональным тонусом, способностью восстанавливать силы и т.п.
Основываясь на структуре личности, предложенной Н.И. Шевандриным [9], необходимо исследовать психологические качества социального педагога в связи с развитием потенциалов личности на всех ее структурных уровнях (сферах). Это, во-первых, мотивационная сфера, т.е. ценностное отношение к профессии и детям, наличие целей, связанных с профессиональной деятельностью, потребность в профессиональном совершенствовании. Во-вторых, когнитивно-познавательная сфера – эрудированность, самостоятельность мышления, сообразительность. В-третьих, межличностная сфера – умение и желание поддерживать общение на адекватном ситуации уровне. И, в-четвертых, практическая (творческая сфера) – стремление к самореализации, социальная активность.
Научно-теоретические знания предполагают изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияние факторов среды, анализ закономерностей социально-педагогических явлений. Сюда следует отнести теоретические концептуальные положения, которые вырабатываются такими науками, как: философия, история, право, педагогика, психология, социальная работа, антропология, социология, валеология, теория управления, медицина, этнография. Кроме того, научно-теоретические знания предполагают изучение синтеза социальных и педагогических, то есть социально-педагогических методик и технологий, затрагивающие все составляющие социально-педагогического процесса. Технологии позволяют эффективно решать объемный спектр задач социальной педагогики – диагностика, прогнозирование, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, посредничество, защита, патронат и др. Технологии характеризуются рациональным отбором различных методов и средств, достижением качественных результатов с экономией сил и времени.
Однако подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности невозможна без выявления деятельностной составляющей, выражающейся в овладении практическими умениями. Детальный анализ задач и функций социального педагога позволяет выделить пять основных групп практических умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные. Гностические умения позволяют осмыслить цель деятельности, ее интегрированность в информационное пространство, что позволяет творчески ориентироваться в современных стратегиях в области воспитания и образования, осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Проектировочные умения связаны с прогнозированием и планированием социально-педагогической работы, которые обуславливают выбор необходимых методов и форм деятельности, развивающих личность ребенка. Конструктивные умения проявляются в создании оригинальных конструктивных моделей собственной деятельности, регулировании взаимосвязи в системе «личность – социальная среда». Организаторские умения предполагают планирование жизнедеятельности детей, развитие их инициативы и самостоятельности в различных условиях, осуществление профилактики и разрешение конфликтов, четкое ведение документации. Коммуникативные умения способствуют формированию культуры вербального и невербального межличностного общения, созданию положительного имиджа на основе позитивной эмоциональной направленности, языковой грамотности, эрудиции, индивидуального стиля общения и т.д.
Вопросы, связанные с повышением качества подготовки выпускников ВУЗов, обсуждаются на страницах периодических изданий. Так, например, Т.П. Николаева и И.Б. Бичева в издаваемом Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина Вестнике Мининского университета, решение этой проблемы видят в организации единого личностно-профессионального пространства. Они аргументированно доказывают необходимость современной организации образовательной деятельности, выделяют следующие ее компоненты: нравственно-ценностный, познавательно-содержательный, структурно-процессуальный (деятельностный) и личностный. Основываясь на этом, под личностно-профессиональным развитием они понимают «динамическое образование, которое сочетает в себе сущностные (базисные, определяющие) основания (свойства) личности и возможности их творческого преобразования в профессиональной деятельности» [6] Качество результатов обучения, по мнению С.М. Марковой и В.Г. Горловой, может обеспечить подход, сочетающий точность и дозированность целей, надежность и алгоритмичность образовательного процесса [5]. Многоаспектная программа подготовки социального педагога, ориентированная на освоение ряда сложных компетенций, должна учитывать эти рекомендации.
Решение проблемы повышения качества образования связывается с реализацией компетентностного подхода, этот подход предполагает смещение акцентов с освоения знаний на возможность применять эти знания в активной профессиональной деятельности. В этой связи мы разделяем определение компетентного специалиста, данное В.С. Волковым и А.П. Лукиным, полагающими, что «компетентный специалист – это специалист особого класса, способный к достижению высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации своих индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией» [1].
Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование позволяет судить об усилении поликультурной составляющей в подготовке социального педагога, о необходимости активного освоения им ситуаций применении алгоритмов действий в поликультурной среде. В мире, где не изжили себя конфронтации этнических, расовых и национальных групп, стандарт предписывает социальным педагогам такой перечень требований:
- способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, толерантности, социальной мобильности;
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития.
Поликультурное образование в подготовке социального педагога сегодня выступает важнейшей составляющей его профессионализма. Социальные педагоги должны уметь работать с представителями различных культур, учитывая влияние культуры на эмоциональную и когнитивную сферу человека (ребенка), на особенности поведения в конфликтных ситуациях. Проведенный Литвиновой Г.Г. анализ состояния проблемы в практике российских учебных заведений показал, что межкультурное образование сегодня – необходимость «как на уровне педагога (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения, в том числе соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла»[4].
Можно согласиться тем, что «в отличие от социалистической эпохи, когда нормой был репродуктивный метод обучения, что приводило к определенной унификации воспитанников и часто «складыванию под сукно» креативных идей молодого поколения, сегодняшнему дню свойственно интегрирование различных парадигм образования. Поэтому, выстраивая технологию учебного процесса, педагоги используют более приемлемые для сегодняшнего дня методы и принципы обучения» [7].
Изучение социальными педагогами дисциплины «Поликультурное образование» помогает углубить и расширить представление о целях и задачах воспитания детей, ориентированных на общечеловеческие ценности, признание их приоритета в воспитательном процессе. Создание в учебных заведениях образовательной среды, в которой успешно преодолено культурное отчуждение учащихся, созданы условия для стабилизации и снижения межэтнической напряженности.
Вместе с тем нельзя в полной мере реализовать поликультурное образование лишь в рамках социального обучения, вне реального общения и взаимодействия, вынужденно ограничиваясь лишь моделированием ситуаций, не имея возможности организовать личные контакты с представителями других культур. В требованиях к результатам освоения дисциплины заложена тенденция к усложнению. Можно говорить об определенных уровнях поликультурного образования, начальный из которых – знакомство с чужой культурой, воспитание терпимости к ней, а самый сложный – анализ собственной системы ценностей, расширение идентичности и личных границ миропонимания в содержательном плане.
В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание, определяющееся как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» [3], решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур, формирование понимания равноценности культур разных народов и наций, обучение взаимодействию между людьми с разными традициями; ориентация на конструктивный диалог культур. Понятно, что заниматься поликультурным воспитанием может только педагог с поликультурным мышлением. Акцент в подготовке таких педагогов делается на подготовку к поликультурному общению, в котором диалог или полилог культур – важнейшее требование формирования компетентного специалиста.
Рецензенты:Сорокина Т.М., д. псх.н., профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина, г. Нижний Новгород;
Пушкин С.Н., д. филос.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Нижний Новгород.